Как проводятся соревнования мфб
КАК ПРОВОДЯТСЯ СОРЕВНОВАНИЯ МФБ
Когда культурист позирует, он просто выходит на сцену и выполняет свою процедуру. Но, чтобы научиться эффективно позировать на соревнованиях по бодибилдингу, вы должны разбираться в их организации и проведении.
Международная федерация бодибилдинга санкционирует проведение международных соревнований для любителей и всех официальных мероприятий для профессионалов. В соревнованиях для любителей участники подразделяются на следующие весовые категории:
Легчайший вес.
Легкий вес.
Средний вес.
Полутяжелый вес
Тяжелый вес.
Супертяжелый вес.
В профессиональных соревнованиях весовых категорий не существует. Все участники помещаются в одну категорию независимо от размеров. В прошлом при определении категорий участников чаще пользовались критерием роста, чем веса, однако со временем стало ясно, что использование весовых категорий позволяет разделять участников на гораздо более однородные группы с более сходным развитием, чем классификация по росту.
До 1980 года профессиональные соревнования МФБ проводились в двух весовых категориях с разграничением по весу менее или более 200 фунтов, а затем победители в каждой категории соревновались друг с другом за титул чемпиона. Однако в таком важном мероприятии, как конкурс "Мистер Олимпия", это означало, что у судей есть много времени для сравнения участников в каждой категории, но всего лишь несколько минут для определения абсолютного чемпиона.
Если все участники, независимо от роста и веса, соревнуются в одной категории, то может показаться, что более низкие культуристы оказываются в невыгодном положении, но это не совсем так. Когда судьи сравнивают участников разного роста в течение долгого времени, они обращают внимание на фактическое качество мускулатуры, подробно изучают все детали и могут заметить любое превосходство в развитии спортсменов меньшего роста. С другой стороны, когда культуристы разной комплекции соревнуются в разных категориях, а чемпион определяется в процессе короткого позирования, судьям приходится гораздо быстрее принимать решения, и тогда более рослый и массивный культурист действительно получает явное преимущество над соперником.
Современные соревнования МФБ разделены на две части и четыре круга. Первая часть – предварительная оценка участников. Это техническая процедура, весьма интересная для любителей бодибилдинга, но не слишком увлекательная для тех, кто не знает тонкостей профессии. Предварительная оценка включает два круга позиронания.
ЛЕГЧАЙШИЙ ВЕС
При подсчете 2 высшие и 2 низшие оценки исключаются.
Судьи для этой категории
Чемпионат НФК США по бодибилдингу, 10–11 июля 1998
СРЕДНИЙ ВЕС
При подсчете 2 высшие и 2 низшие оценки исключаются.
Судьи для этой категории
Чемпионат НФК США по бодибилдингу, 10–11 июля 1998
ПОЛУТЯЖЕЛЫЙ ВЕС
При подсчете 2 высшие и 2 низшие оценки исключаются.
Судьи для этой категории
Чемпионат НФК США по бодибилдингу, 10–11 июля 1998
ТЯЖЕЛЫЙ ВЕС
При подсчете 2 высшие и 2 низшие оценки исключаются.
Судьи для этой категории
Чемпионат НФК США по бодибилдингу, 10–11 июля 1998
СУПЕРТЯЖЕЛЫЙ ВЕС
При подсчете 2 высшие и 2 низшие оценки исключаются.
Судьи для этой категории
Практика позирования никогда не бывает преждевременной. Смотрите, что демонстрирует Ли Прист : между сериями напрягайте мышцы, которые вы тренируете, становитесь в позу и изучайте свое отражение в зеркале.
АБСОЛЮТНЫЕ ЧЕМПИОНЫ
В большинстве соревнований для любителей после объявления победителей в отдельных весовых категориях все они выходят на сцену для определения абсолютного чемпиона. Это означает, что, даже победив в своей весовой категории, вы не можете успокоиться и отметить это событие должным образом. Вам предстоит новый этап позирования.
Хотя более рослые и массивные культуристы чаще завоевывают титул абсолютного чемпиона, размеры не являются гарантией успеха. Иногда абсолютными чемпионами становятся победители соревнований в среднем и даже в легком весе. Далее, поскольку абсолютный чемпион определяется лишь после нескольких минут позирования, крайне важно накачать мышцы до максимально возможного уровня, особенно потому, что абсолютные чемпионы в соревнованиях для любителей часто получают право перехода в разряд профессионалов.
Исключением из этой процедуры являются мировые чемпионаты по версии МФБ среди любителей, ранее известные как конкурсы "Мистер Вселенная". На этих соревнованиях не бывает абсолютных чемпионов. В прошлом победитель в каждой весовой категории мог выдвинуться в разряд профессионалов и немедленно получить квалификацию на конкурс "Мистер Олимпия". Однако это привело к появлению большого количества участников, чей уровень не соответствовал высоким профессиональным стандартам, поэтому в последнее время МФБ выбирает одного из финалистов любительского чемпионата и приглашает его к участию в «Олимпии». Но даже с учетом этого обстоятельства Национальная федерация должна рекомендовать победителя в профессиональный дивизион МФБ, прежде чем его приглашают на "Олимпию".
ВЫНОСЛИВОСТЬ
Следует помнить, что во время соревнований вам иногда приходится проводить на сцене несколько часов подряд. Чем больше и успешнее вы позируете, тем больше выносливости требуется от вас, чтобы вы могли пройти все этапы соревнования без переутомления и даже мышечных судорог. Как развить выносливость? Только регулярной практикой позирования в течение недель или месяцев. Опять‑таки не забывайте о том, что вы участвуете в позировании, даже когда стоите в задней части сцены и ждете вызова для сравнения с другими участниками. Даже там судьи могут видеть вас, и если вы сутулите плечи, выпячиваете живот или выглядите усталым и разочарованным, то это неизбежно повлияет на вашу оценку.
ПРАКТИКА ПОЗИРОВАНИЯ
Практика позирования никогда не бывает преждевременной, даже если вы не участвуете в соревнованиях. Вы должны приступить к ней с первого дня работы в гимнастическом зале. Изучайте фотографии других культуристов, ходите на соревнования, наблюдайте за тем, как позируют участники и пытайтесь подражать им. Выполняйте свои позы пepeд зеркалом, пока не добьетесь ощущения собственного тела, потом пробуйте выполнять их без зеркала, когда партнер или друг смотрит на вас и дает советы.
Напрягайте мышцы между сериями упражнений, принимайте некоторые позы и изучайте свое отражение в зеркале. Это приучит вас к жесткому, продолжительному сокращению мышц и поможет анализировать текущее состояние вашего развития.
Позирование перед зеркалом помогает вам анализировать свои ошибки. Здесь я получаю критические советы Робби Робинсона , Кена Уоллера , Франко Коломбо и Эда Корни . Такая критика иногда болезненна, но очень полезна.
Я проверяю мышцы после 25 серий тренировки для трицепсов.
Мне нравилось выполнять эту позу с вытянутыми руками после сеанса тренировки для грудной клетки или трицепсов. Она выявляла мышцы, которые я только что разрабатывал, пока они были еще жесткими и хорошо накаченными.
Даже в 20 лет я инстинктивно понимал, что нужно какое‑то время позировать и напрягать бицепсы после тренировки.
Напряжение мышц в течение нескольких минут после тренировки приучает вас к суровой дисциплине, необходимой для позирования на сцене.
Франко Коломбо позирует между сериями упражнений.
Выносливость – вот ключ к успеху. Судьи будут часто просить вас удерживать позы по несколько минут; во время предварительной оценки вам иногда приходится напрягать мышцы два‑три часа подряд. Поэтому в практике позирования недостаточно принимать разные позы по несколько секунд, а потом расслабляться. Удерживайте их до боли в мышцах и даже дольше – лучше страдать сейчас, зато ваше позирование на соревнованиях будет спокойным, уверенным и энергичным. Перед соревнованиями позируйте минимум один час в день или даже дольше. Вы не пожалеете об этом, когда выйдете на сцену.
Еще следует помнить о том, что в напряженной атмосфере культуристы склонны позировать быстрее, чем во время тренировки, поэтому я рекомендую вам медленно считать до трех и пользоваться этим стандартом для удержания позы. Так вы сможете избежать спешки, даже если будете волноваться на соревнованиях.
Одним из наиболее важных качеств при позировании является уверенность в себе. Независимо от того, стоите ли вы в расслабленном состоянии, принимаете обязательные позы или демонстрируете процедуру позирования, вы должны выглядеть уверенно, излучать спокойствие и компетентность. Но для того, чтобы безупречно выполнять каждую позу и продолжать позирование, не выказывая признаков напряжения и усталости, нужен большой опыт. Вы всегда позируете "от шеи и ниже", то есть ваше лицо всегда должно быть спокойным, уверенным.
Я часто устраивал мини‑соревнования со своими партнерами по тренировке. Позируя рядом, мы могли сравнивать и анализировать достигнутое. Мы видели, что уже сделано, а над чем еще нужно поработать. Если вы еще не слишком опытны, иногда бывает полезно тренироваться с человеком, который знает о позировании гораздо больше вас. В возрасте 18 лет, когда я отправился с визитом к Регу Парку в Южную Африку, мы каждый день ходили вместе в гимнастический зал и делали вид, будто выступаем на сцене. В то время он был гораздо мощнее и опытнее меня; ежедневно работая вместе с ним и позируя после тренировки, я очень много узнал о бодибилдинге. Рег принимал позу и говорил: "Если я демонстрирую эту позу, ты должен сделать то‑то и то‑то". В фильме "Люди, которые качают железо" вы можете видеть, как я делаю то же самое вместе с Франко и другими культуристами.
Лучший способ учиться позированию ‑ работа с другими культуристами. Здесь Жан‑Пьер Фукс и Насер эль‑Сонбати проверяют мускулатуру Фукса перед зеркалом.
Сравнительное позирование ‑ отличная практика для соревнований.
Как вы можете видеть по выражению лиц Дона Лонга и Флекса Уилера , позирование в гимнастическом зале может быть очень веселым занятием.
Здесь Эд Корни ,Дэнни Гейбл , Брайан Эйбед и я наблюдаем за мини‑поединком между Робби Робинсоном и Кеном Уоллером . Такое соперничество в гимнастическом зале учит вас расчетливости и умению быстро реагировать на позы соперника.
Помимо регулярных и сосредоточенных занятий, я рекомендую время от времени быстро «пробегать» по своим позам, не демонстрируя их в полную силу, а просто привыкая к ощущению быстрого и гладкого перехода от одной позы к другой, без запинки и неловкости.
Эту позу называют "расслабленной", но, как вы можете видеть, все мышцы так или иначе напряжены. Нужен большой опыт, чтобы стоять в таком положении в течение долгого времени.
"Расслабленная поза", вид сбоку ‑ мышцы бедер и брюшного пресса напряжены, руки свободно опущены вдоль туловища.
ПРАКТИКА ДЛЯ ПЕРВОГО КРУГА
Первый круг называется "позированием в расслабленном состоянии", но на самом деле это нечто совсем иное. Еще его иногда называют "проверкой на симметричность", как будто все судьи должны рассматривать форму и пропорциональность вашей мускулатуры только в первом круге. Это тоже не вполне правильно. В каждом круге соревнований судьи должны оценивать участников по всем критериям (хотя некоторые из них не понимают этого).
Хотя главный судья может сделать вам замечание, я считаю возможным привлекать внимание судей в первом круге, время от времени выполняя этот вариант "расслабленной позы": небольшой разворот туловища, мышцы рук и грудной клетки сильно напряжены, одна нога приподнята на носке, чтобы показать икроножную мышцу.
Современные культуристы гораздо сильнее напрягаются в "расслабленной позе", чем было дозволено, когда я соревновался за титул "Мистер Олимпия".
Чтобы заняться практикой для первого круга, встаньте прямо, слегка расставив ноги, опустив руки вдоль туловища. При любом позировании мышцы напрягаются снизу вверх, поэтому начните с ног. Некоторые культуристы слегка сгибают колени, чтобы подчеркнуть выпуклость бедер, но иногда это придает вам слишком "приземистый вид", поэтому посмотрите в зеркало и решите, что лучше для вас: стоять с выпрямленными ногами или немного согнуть колени. Напрягите ягодицы и втяните живот. Выпрямите спину, распрямляйте позвоночник, но не поднимайте плечи. Это позволяет вам стоять во весь рост и визуально расширяет грудную клетку. Слегка напрягите латеральные мышцы спины, чтобы ваши руки немного отстояли от туловища, но не так сильно, как при фронтальной демонстрации этих мышц. Напрягите мышцы рук и брюшного пресса, удерживая на лице спокойное, расслабленное выражение.
Флекс Уилер демонстрирует преимущества отличной спортивной формы перед соревнованиями. Даже прежде, чем он принимает конкретную позу, его рельефность и мускулистость не вызывают никаких сомнений.
Согласно теории в первом круге сначала нужно встать лицом к судьям и зрительному залу, затем повернуться на 90 градусов вправо, затем спиной, другим боком и, наконец, снова лицом к судьям. При этом вы все время поддерживаете "расслабленную позу". На практике, поворачиваясь боком, участники стараются выпрямлять руку, обращенную к судьям, напрягать трицепсы и немного изгибать спину. Это вроде бы не имеет смысла в первом круге, предназначенном для демонстрации общей формы и пропорций тела, но, пока главный судья разрешает, спортсмены пытаются использовать все ухищрения. Однако, если вы можете похвастаться хорошей симметрией тела, я не советую вам напрягать отдельные мышцы и изгибать туловище, чтобы скрыть эту симметрию.
Единственный способ приучить себя к длительному напряжению всех мышц – регулярно заниматься позированием. Встаньте, напрягите мышцы бедер и брюшного пресса, расправив латеральные мышцы И выпятив грудь. Ваша поза не должна выглядеть деланной; держите руки опущенными вдоль туловища, лишь немного согнув их в локтях. Пользуйтесь часами или секундомером и удерживайте это исходное положение в течение одной минуты, затем повернитесь боком, спиной и так далее – по одной минуте на каждое направление. Напрягите икры, особенно когда стоите спиной к залу. Не забывайте о двуглавых мышцах бедра, ягодицах и мышцах нижней части спины; держите живот немного втянутым, ощущайте свое тело как одно целое. Несколько минут такого позирования могут сильно утомить вас, но вы должны стараться, пока не сможете стоять подобным образом в течение получаса – без дрожи и пота, без судорог, без лишней напряженности или нервозности. Лучше всего практиковаться с партнером, который следит за тем, чтобы все ваши мышцы были напряжены, и предупреждает вас, когда вы начинаете расслабляться.
ПРАКТИКА ДЛЯ ВТОРОГО КРУГА
Переходя к обязательной программе для второго круга, вы просто изучаете основные позы и учитесь правильно выполнять их. Когда вы сможете удерживать каждую позу в течение одной минуты, попробуйте продемонстрировать все семь поз без остановки.
Флекс Уилер
Аарон Бейкер выполняет "наиболее мускулистую" позу в нижней стойке, а Флекс Уилер коленопреклоненную позу с изгибом спины. Такие интересные, творческие варианты основных поз были составной частью бодибилдинга с самого начала соревнований.
Аарон Бейкер
Творческий подход к позированию ‑ одна из причин, благодаря которым Шоун Рэй мог так часто побеждать культуристов, превосходивших его в весе на 30‑40 фунтов или даже больше. Здесь он показывает, как разные варианты коленопреклоненной позы могут быть использованы для демонстрации мускулатуры спины и грудной клетки.
Великие чемпионы не жалели усилий, чтобы создавать позы, специально приспособленные к особенностям их телосложения. Флекс Уилер любит напоминать судьям о том, что, хотя он обладает едва ли не самым эстетичным телосложением в истории бодибилдинга, это не идет в ущерб рельефности и мускулистости.
Ли Прист ‑ невысокий человек с пропорциями рослого культуриста. Его телосложение так хорошо сбалансировано, что в большинстве поз он выглядит не хуже спортсменов, которые на целый фут выше его.
Перед выполнением "наиболее мускулистой" позы я нагибался, брался одной рукой за запястье другой и как следует накачивал бицепс. Это очень нравилось зрителям: плавное движение сочеталось с демонстрацией внешней части бицепса.
Франко Коломбо был мастером "наиболее мускулистой" позы и мог продемонстрировать как минимум восемь ее вариантов. Поза на снимке принадлежит к числу его любимых: она кажется расслабленной, но выявляет развитие его трицепсов, предплечий, дельтоидов, квадрицепсов, пекторальных мышц и брюшного пресса, причем таит в себе обещание чего‑то еще большего.
Это один из моих любимых вариантов "наиболее мускулистой" позы. Держась одной рукой за запястье другой, я мог сильно накачать бицепс, чтобы вены четко проступили наружу. Одновременно с этим я демонстрировал рельефность и полосчатость пекторальных мышц.
В своей процедуре позирования я всегда пользовался официальным вариантом "наиболее мускулистой" позы, так как она позволяла мне одновременно показать массивность, рельефность и совершенную изоляцию мышц. В наклоне вперед эта поза привлекает внимание еще и к развитию трапециевидных мышц.
Кевин Леврон выполняет два варианта "наиболее мускулистой" позы.
Обладая невероятно плотной мускулатурой, Майк Матараццо очень любит разновидности "наиболее мускулистой" позы, что всегда вызывает оживленную реакцию публики, когда он соревнуется или просто позирует на сцене.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
27
Эд Корни считается одним из величайших мастеров позирования всех времен ‑ не только из‑за его мастерства, но и потому, что он относится к любым переходам между позами не менее серьезно, чем к самим позам. Корни создал процедуру свободного позирования, которая была одновременно прекрасной и динамичной, выявляла его сильные черты и отвлекала внимание от менее развитых частей тела.
Еще одной вещью, которой должен научиться каждый культурист, является умение сдерживать себя во время позирования. В напряженной атмосфере соревнований организм выбрасывает в кровь много адреналина, и вы часто начинаете торопиться при позировании. Даже такой опытный культурист, как Майк Менцер, совершил эту ошибку на конкурсе "Мистер Олимпия" 1979 года, когда соперничал на сцене с Фрэнком Зейном. Майк все быстрее переходил от одной позы к другой, в то время как Фрэнк позировал спокойно и неторопливо. В результате Фрэнк выглядел гораздо более уверенным в себе, что в конечном итоге привело к его победе.
Я всегда старался делать свои позы равными по продолжительности, медленно считая до трех и переходя к следующей. С моей точки зрения, если на позу стоит смотреть, то ее можно удерживать достаточно долго, чтобы все могли хорошенько разглядеть ее (и кстати, фотографы успеют сделать снимки для газет и журналов).
Если вы немного манерничаете перед тем, как принять очередную позу, это нормально до тех пор, пока зрители выказывают одобрение. Именно здесь опыт выступлений приобретает исключительную ценность. Чутко следите за реакцией зала, энергетическая подпитка от зрителей может быть очень полезной. Позирование перед зеркалом не имеет с этим ничего общего.
Уделяйте особенное внимание тому, чтобы ваши позы вызывали восхищенную реакцию зрительного зала. Такую реакцию можно видеть при хорошей демонстрации спинной мускулатуры: культурист сначала сводит лопатки, упершись кулаками в туловище, и удерживает эту сравнительно «слабую» позу около пяти секунд. Но потом он начинает мало‑помалу расправлять латеральные мышцы, и зал восхищенно вздыхает.
Хорошее позирование является разновидностью сценического искусства и как таковое во многом зависит от точного расчета времени. Вы должны покидать сцену на подъеме, когда любое продолжение будет излишним и только повредит представлению. Если вы наращиваете мощь своего выступления подобно музыкальному крещендо и приберегаете главные сюрпризы напоследок, публика будет увлечена и зачарована вашим представлением.
Хорошее позирование похоже на симфонию: быстрые движения контрастируют с более медленными, динамика действия постоянно меняется. За резкими, драматичными движениями следуют медленные и грациозные. В вашем выступлении чувствуется ритм, оно насыщено эмоциями. Именно здесь вы поднимаетесь на высочайший уровень достижений в бодибилдинге.
Многие современные культуристы обращаются за помощью к хореографии при составлении своих процедур. Некоторые обращаются к другим спортсменам, специализирующимся на подобных вещах, другие просят совета у профессиональных танцовщиков и хореографов. В магазинах продаются видеокассеты, посвященные "искусству позирования". Чем выше уровень, на котором вы соревнуетесь, тем более совершенной и впечатляющей может быть ваша процедура для свободного позирования. Часто это означает грань между победой и поражением.
Но неправильно подобранная музыка или хореография может обернуться катастрофой. В 1981 году Крис Дикерсон нанял профессионального танцора, который помогал ему создавать процедуру позирования. Крис, обычно державшийся на сцене с большим достоинством, внезапно начал выполнять нечто вроде брейк‑данса, бледно имитируя «дерганую» походку Майкла Джексона. Но поскольку Крис умеет учиться на своих ошибках, то на следующий год он вернулся к стилю, гораздо лучше подходившему для него, очень впечатляюще выступил в Лондоне и в конце концов завоевал титул "Мистер Олимпия".
Один известный культурист на своих семинарах предостерегает от чересчур драматичных движений. К примеру, он говорит, что от задней демонстрации вы всегда должны переходить к боковой позе, а не сразу к фронтальной. На мой взгляд, вы можете следовать этому совету, когда неожиданное движение выглядит очень эффектно – взять, к примеру, одну из "наиболее мускулистых" поз Дориана Йейтса, когда он резко сокращает туловище, выставляет ногу и предстает перед зрителями как некое мифическое чудовище, неожиданно появившееся на сцене.
КАКИМ БЫЛО СУДЕЙСТВО
Соревнования по бодибилдингу не всегда проводились так, как сейчас. Когда‑то, в дополнение к демонстрации атлетических способностей, культуристам приходилось говорить: отвечать на вопросы и показывать умение выражать свои мысли. Судьи не всегда сидели за столом и записывали оценки. В некоторых случаях судьи собирались вместе, чтобы обсудить качества участников состязании.
У меня был один очень интересный случай, когда я участвовал в конкурсе "Мистер Олимпия" 1969 года в Нью‑Йорке. Главный судья Лерой Колберт попросил меня и Серджио Оливу сойти со сцены и отвел нас в заднюю комнату – в точности как гражданский судья, который приглашает тяжущихся в свой кабинет. Он собрал других судей вокруг нас и сообщил, что мы идем практически вровень и он хочет, чтобы судьи получше рассмотрели нашу мускулатуру без зрителей и показухи, которая только отвлекает их. "Давайте посмотрим на вас", – предложил он и начал называть позы. В тот год победил Серджио Олива, поскольку его мускулатура была более рельефной, чем моя. Но на следующий год мы поменялись местами: теперь я был рельефнее, чем он, и этот необычный метод судейства сработал в мою пользу.
Разумеется, в наши дни судьи ведут себя по‑другому. Но методы судейства меняются со временем, а цель остается неизменной: вы должны подходить к соревнованиям в наилучшей форме и уметь адаптироваться к любым правилам, установленным той организацией, которая проводит их.
ВЫБОР МУЗЫКИ ДЛЯ ПОЗИРОВАНИЯ (ТРЕТИЙ КРУГ)
На заре эры бодибилдинга культуристы не позировали под музыку на соревнованиях и во время показательных выступлений. Иногда музыку включали, но лишь как фон для позирования. Индивидуальные процедуры позирования не были приспособлены к стилю, настроению и ритму музыки.
В 1950‑х годах Рег Парк был одним из первых культуристов, начавших позировать под выбранную музыку; это произведение называлось "Легенда Стеклянных гор". Его жена была балериной, поэтому Рег был хорошо знаком с музыкой и с идеей сочетания музыки и движения на сцене. Разумеется, когда другие культуристы увидели, как хорошо это работает, они вскоре последовали его примеру.
Когда я пришел в бодибилдинг, я ничего не знал о музыке, поэтому обратился за рекомендациями к специалистам. В конце концов, поскольку мое телосложение было массивным и внушительным, я остановил свой выбор на монументальной, драматической мелодии – музыкальной теме из «Исхода». С другой стороны, Крис Дикерсон, который раньше был оперным певцом, позировал под очень театральные оперные темы. После того как фильм «Титаник» приобрел огромную популярность, многие культуристы стали пользоваться музыкой с его звуковой дорожки, чтобы усилить впечатление от своего позирования.
Но будьте осторожны и не пользуйтесь слишком популярной музыкой, иначе вы рискуете тем, что заставите судей в третий раз выслушивать одну и ту же мелодию. Было время, когда едва ли не каждый второй культурист позировал под "Огненные колесницы" или "Глаз тигра".
Очень важно подобрать подходящую музыку, которая будет работать для вас, а не просто популярную мелодию. Эстетичному Флексу Уилеру не имеет смысла пользоваться такой же музыкой, как суровому, словно высеченному из гранита Дориану Йейтсу. Я видел, как менее рослые и мускулистые культуристы пытались позировать под музыку, которой когда‑то пользовался я сам. Понятно, это были мои поклонники, но общее впечатление оказалось нелепым по двум причинам: (1) музыка была слишком торжественной для той мускулатуры, которую они демонстрировали на сцене, и (2) не имеет смысла пользоваться мелодией, которая тесно ассоциируется с именем бывшего чемпиона.
Продолжительность мелодии имеет важное значение. Когда вы позируете в течение долгого времени, то рискуете утомить судей. Я расписывал свою процедуру примерно на две минуты – от 20 до 22 поз, – демонстрируя судьям лучшие элементы своей мускулатуры, а затем покидая сцену без лишних церемоний. Более долгое позирование может оказаться рискованным, хотя и не всегда. Когда Франко Коломбо вышел победителем на конкурсе "Мистер Олимпия" 1981 года, его позирование продолжалось 4 минуты 15 секунд – больше, чем у любого другого участника. Он постепенно наращивал драматический эффект и производил глубокое впечатление на судей, а потом, когда они думали, что представление закончено, удивлял их чем‑то новым, еще более интересным. В результате он получил высшие оценки у всех судей.
С другой стороны, Сержио Олива никогда не утруждал себя длительными представлениями. Он выходил на сцену, позировал минуту‑другую {в среднем 14 поз) и позволял своей великолепной мускулатуре говорить за себя.
КАК ПРОВОДЯТСЯ СОРЕВНОВАНИЯ МФБ
Когда культурист позирует, он просто выходит на сцену и выполняет свою процедуру. Но, чтобы научиться эффективно позировать на соревнованиях по бодибилдингу, вы должны разбираться в их организации и проведении.
Международная федерация бодибилдинга санкционирует проведение международных соревнований для любителей и всех официальных мероприятий для профессионалов. В соревнованиях для любителей участники подразделяются на следующие весовые категории:
Легчайший вес.
Легкий вес.
Средний вес.
Полутяжелый вес
Тяжелый вес.
Супертяжелый вес.
В профессиональных соревнованиях весовых категорий не существует. Все участники помещаются в одну категорию независимо от размеров. В прошлом при определении категорий участников чаще пользовались критерием роста, чем веса, однако со временем стало ясно, что использование весовых категорий позволяет разделять участников на гораздо более однородные группы с более сходным развитием, чем классификация по росту.
До 1980 года профессиональные соревнования МФБ проводились в двух весовых категориях с разграничением по весу менее или более 200 фунтов, а затем победители в каждой категории соревновались друг с другом за титул чемпиона. Однако в таком важном мероприятии, как конкурс "Мистер Олимпия", это означало, что у судей есть много времени для сравнения участников в каждой категории, но всего лишь несколько минут для определения абсолютного чемпиона.
Если все участники, независимо от роста и веса, соревнуются в одной категории, то может показаться, что более низкие культуристы оказываются в невыгодном положении, но это не совсем так. Когда судьи сравнивают участников разного роста в течение долгого времени, они обращают внимание на фактическое качество мускулатуры, подробно изучают все детали и могут заметить любое превосходство в развитии спортсменов меньшего роста. С другой стороны, когда культуристы разной комплекции соревнуются в разных категориях, а чемпион определяется в процессе короткого позирования, судьям приходится гораздо быстрее принимать решения, и тогда более рослый и массивный культурист действительно получает явное преимущество над соперником.
Современные соревнования МФБ разделены на две части и четыре круга. Первая часть – предварительная оценка участников. Это техническая процедура, весьма интересная для любителей бодибилдинга, но не слишком увлекательная для тех, кто не знает тонкостей профессии. Предварительная оценка включает два круга позиронания.