Проблемы и направления научных исследований организационного поведения
Проблемы и направления научных исследований организационного поведения концентрируются вокруг следующих вопросов:
- моделирование организационного поведения;
- изменение состава функций и структуры хозяйственных организаций под влиянием научно-технического прогресса, включая достижения в средствах обработки, хранения и передачи информации;
- появление организаций нового типа – самообучающихся или научающихся организаций;
- социально-культурная диверсификация работников предприятий;
- личность в организации и частная жизнь работников;
- мотивация труда работников;
- соотношение формальных и неформальных факторов организационного поведения;
- конфликты в организациях;
- стресс как фактор организационного поведения;
- власть, лидерство и процессы принятия решений;
- организационная культура;
- коммуникация в организациях;
- развитие и стратегия организаций.
2.4.3 Ключевые понятия дисциплины «Организационное поведение»
К числу ключевых понятий организационного поведения относятся: поведение, поведение в организации, личность, группа, организация, организационная культура, организационные коммуникации, мотивация, стимулирование, власть, лидерство, организационный конфликт, изменения в организации.
Власть в организации - способность или возможность субъекта управления оказывать влияние на трудовое поведение подчинённого персонала.
Группа социальная – объединение людей, связанных общей или сходной целью, внутренней организацией и ценностями.
Изменения в организации – перемены,которые претерпевает организация как открытая социальная система в целом или её компонеты за известный отрезок времени.
Лидерство (в организации) – ведущее положение сотрудника организации, обусловленное его личностными качествами и спонтанными процессами внутренней самоорганизации в структурных подразделениях и в организации в целом. Положение лидера не обязательно связано с должностной позицией руководителя.
Личность (в психологии) – устойчивая целостность психических свойств и процессов, характерная для данного человека.
Личность (в социологии) – целостная совокупность социальных свойств человека. Человек как представитель социальной общности и носитель её культуры. Личностью становятся в результате процесса социализации.
Мотивация – процесс актуализации ощущения недостатка чего-либо (нужды, потребности), проявляющийся в стремлении к достижению цели, устраняющей данное ощущение.
Организация – 1. Искусственное объединение людей, создаваемое для выполнения какой-либо общественной функции или задачи. 2. Процесс или деятельность по распределению функций, налаживанию связей и координации частных действий, участников деятельности. 3. Характеристика степени упорядоченности того или иного объекта.
Организационная культура – один из многих элементов культуры общества, являющийся её частью и отражающий особенности целей и функций конкретной организации, как правило, экономического профиля.
Организационные коммуникации – процесс обмена особым видом информации – сообщениями. При этом человек – сотрудник организации – рассматривается как коммуникатор, т.е. одновременно и как источник, и как приёмник информации, называемой сообщением.
Организационный конфликт – открытое столкновение должностных лиц, подразделений и неформальных групп, являющийся составной частью социальной общности организации, обусловленное фактическим или воображаемым несовпадением интересов, целей. Это несовпадение, как правило, является следствие недостатков в структуре организации, распределении трудовых функций, должностных обязанностей, а также особенностей отдельных сотрудников организации.
Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
Поведение в организации – внешне наблюдаемые последовательности поступков и действий членов трудовых общностей, продиктованные участием в достижении целей организации и отражающиеся на эффективности её деятельности.
Стимулирование – деятельность или действия, направленные на изменение или модификацию поведения кого-либо с определённой целью. В менеджменте – воздействие или система мер, направленных на изменение отношения персонала к работе, служебным обязанностям, мотивов трудовой деятельности. Классифицируется в зависимости от характера предполагаемых мотивов поведения и применяемых стимулов. При этом выделяют две основные группы стимулов: материальные и моральные.
Содержание курсовой работы
Указанные выше основные разделы курсовой работы должны иметь следующее содержание.
Введение - обязательная структурная часть курсовой работы, располагающаяся перед основной частью. Введение должно отражать актуальность и новизну темы работы, оценку современного состояния решаемой научной проблемы, основание и исходные данные для написания работы. Во введении должны быть отражены объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, теоретическая и практическая значимость работы, возможность использования полученных результатов. Объём введения примерно 1/10 часть всего объёма работы.
Основная часть курсовой работы должна содержать:
- обоснование выбора направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку;
- описание процесса теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ;
- обобщение и оценку результатов исследований, в том числе оценку полноты решения поставленных задач и предложения по дальнейшим направлениям работы.
Основная часть имеет следующую структуру.
Теоретическая часть - описание степени теоретической разработанности вопроса, обоснование выбора направления исследования, определение характера и содержания теоретических исследований, обоснование проведения экспериментальных работ.
Практическая часть – анализ исследуемой проблемы на конкретном предприятии или в целом по России (с использованием статистических, эмпирических данных), включает в себя описание методов исследования, методов расчёта.
Разработка рекомендаций – на этом этапе формулируются синтезирующие результаты работы, предполагаемые направления и изменения в поведении персонала, от которых будет зависеть эффективность организации как субъекта экономической и социальной деятельности.
В теоретической части следует кратко изложить основные теоретические и методические положения организационного поведения, освоенные студентом в процессе изучения научной и учебной литературы по данной дисциплине; определить сущность исследуемой проблемы; охарактеризовать степень проработанности темы в литературных источниках (монографиях, журнальных статьях, материалах конференций и т.п., в том числе электронных журналах), а также в других информационных источниках (на специализированных сайтах и т.п.), что в итоге должно выразиться в достаточно полном перечне литературы, приведенном в конце курсовой работы.
При разработке данного и последующих разделов курсовой работы следует иметь в виду, что те материалы по выбранной теме, которые содержатся в лекциях и имеющихся учебниках и учебных пособиях, должны восприниматься студентом как уже известные истины, и если при этом студентом не высказываются оригинальные суждения, то эти материалы не подлежат описанию.
Важно продемонстрировать навыки обобщения и систематизации полученных знаний, их приложения к раскрытию сущности организационного поведении, позволяя понять механизм взаимосвязи поведения и эффективности организации и их практическому применению.
В практической части курсовой работы производится сбор эмпирических или статистических данных, анализ и обобщение собранного материала студентами. Дается характеристика исследуемого объекта. Определяется уровень ценностной ориентации структурного подразделения, анализируются его организационные отношения, определяется индекс сплоченности и интеграции членов структурного подразделения, проводится наблюдение и диагноз групповой динамики, социально-психологического климата коллектива и т.д.
На основе полученных результатов курсовой работы разрабатывается комплекс стратегических мероприятий, направленных на решение проблем, связанных с организационным поведением, даются рекомендации по совершенствованию, определению перспектив.
Круг решаемых в работе вопросов определяется поставленной целью.
В процессе работы студент должен применять действующее в настоящее время информационное и методическое обеспечение, а также свободно ориентироваться в совокупности экономических показателей деятельности предприятий.
В работе рекомендуется увязывать теоретическое рассмотрение производственных ситуаций с конкретными примерами современной хозяйственной практики.
Текстовая часть работы должна сопровождаться иллюстративным материалом. Изложение должно быть последовательным с соблюдением логической связи рассматриваемыми вопросами темы. Необходимо изложить и свое мнение, не ограничиваясь пересказом прочитанного. При этом особое внимание следует обратить на спорные вопросы, трактуемые различными авторами по-разному. По таким вопросам студент должен сформулировать свое мнение, подтвердив его соответствующими аргументами.
В курсовой работе выделяются , как минимум, два раздела. После каждого раздела для обобщения материала необходимо сформулировать выводы. Это позволит получить новые умозаключения, отличные от уже известных в науке, или подтвердить их на новом исследовательском материале. Выводы по разделу – это последовательность высказываний, состоящих из посылок и ранее доказанных высказываний. Этим соблюдается логический закон достаточных оснований, согласно которому всякое суждение должно быть обосновано другими, истина должна быть доказана или вами или кем-то другим. Основные требования к выводам к главам: логичность, соответствие содержанию главы и новизна.
В заключении формулируются выводы по проделанной работе, характеризующие степень решения задач, которые ставились при разработке курсовой работы. Заключение в наиболее полном виде строится примерно по следующему плану:
а) утверждение о достижении цели исследования и доказанности;
б) резюме как кратчайший обзор проделанной работы;
в) новые положения (идеи, суждения, оценки), полученные в результате исследования;
г) определение практической значимости проделанной работы.
По стилю написания заключение должно быть лаконичным, чётким, логичным, доказательным, убедительным. Объём заключения составляет примерно 1/10 части всего текста.
После заключения приводится перечень список использованных источников (в алфавитном порядке).
Работа с литературой является неотъемлемой составной частью как научных исследований, так и практических разработок. Поэтому в прилагаемом к данным методическим указаниям перечне рекомендованной литературы приведена только часть литературных источников, необходимая для первого ознакомления с исследуемым вопросом, остальную литературу по разрабатываемой теме студент после консультации с руководителем должен подобрать самостоятельно.
Следует учесть, что, кроме изучения учебников и монографий по теме курсовой работы, необходимо изучение материалов поданной теме, публикуемых в периодической печати.
При подборе журнальных статей следует иметь в виду, что в последнем за каждый календарный год номере журнала приводятся перечни статей, опубликованных во всех номерах данного журнала за год.
Подбирая литературу (монографии, брошюры, журнальные статьи и т.п.), необходимо учитывать время ее издания. В первую очередь следует использовать литературу последних лет.
Оформление курсовой работы
Неправильно или небрежно оформленная курсовая работа не рецензируется и возвращается студенту для переоформления.
Курсовая работа выполняется в печатном варианте на белых листах с одной стороны, формата А-4 (297 х 210). Работа в печатном виде выполняется в текстовом редакторе Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14 или 12, цвет шрифта должен быть чёрным, полужирный шрифт не применяется.
Текст располагается на листе в соответствии со следующими параметрами страницы: верхнее поле – 20 мм, нижнее поле 20 мм, левое поле 30 мм, правое поле 10 мм. Межстрочный интервал – полуторный. Выравнивание текста – по ширине страницы.
Заголовки структурных элементов курсовой работы располагаются в середине строки без точки в конце и печатаются прописными буквами, без подчеркивания. Каждый раздел начинается с новой страницы. Не допускаются переносы в заголовках разделов и подразделов, использование в работе курсива или подчеркивания. Расстояние между заголовком и текстом курсовой работы должно быть равно 3, 4 интервалам. Расстояние между заголовками раздела или подраздела отделяют друг от друга одной свободной строкой.
Номера страниц в работе проставляются в центре нижней части листа арабскими цифрами без точки и дефисов. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц работы, но на этой странице номер не проставляется. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы. Нумерация страниц работы и приложений, входящих в её состав, должна быть сквозная.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Слово «Таблица» с номером и названием таблицы помещают над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с её номером через тире. Таблицу следует помещать непосредственно после текста, в котором впервые дана ссылка на неё, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении.
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Список использованных источников формируется в алфавитном порядке. По каждому литературному источнику указывается его автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания: для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, её название и далее название книги (сборника) и её выходные данные. На каждый источник в тексте должна быть ссылка.
Пример оформления электронного ресурса
Эффективность работы предприятия как результат синергии корпоративной культуры и организационного поведения персонала [Электронный ресурс] /Игнатова О.А. [и др].// Российский академический журнал. – 2013. - Т.26.- № 4. – С. 14-16. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-raboty-predpriyatiya-kak-rezultat-sinergii-korporativnoy-kultury-i-organizatsionnogo-povedeniya-personala/ (дата обращения: 02.03.2016).
Пример оформления журнальной статьи
Лебедева, Н.М. Исследование социальных аксиом: структура и взаимосвязи с социально-экономическими установками россиян / Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. - 2008. - Т.5.- №4. - С.135-143.
Пример оформления книги с одним автором
Шейн, Э. Организационная культура и лидерство /Э. Шейн. - СПб.: Питер, 2002. – 336 с.
В Приложения обычно выносят документы базовой организации, являющиеся основой для анализа, документы и иллюстрации вспомогательного характера.
Приложения оформляются после списка литературы в конце курсовой работы. Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» располагается по центру. Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь содержательный заголовок. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки, и приложения располагают в порядке ссылок на них тексте.
Оформление титульного листа
Титульный лист является первой страницей курсовой работы. Образцы оформления титульного листа курсовой работ представлены в приложении Б. Общие требования к титульному листу определены ГОСТ 7.32-2001.
Титульный лист содержит следующие реквизиты:
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (прописные буквы, 12-й размер шрифта);
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования (строчные буквы, первая прописная, 12-й размер шрифта);
- «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (полужирный шрифт, прописные буквы, в кавычках, 14-й размер шрифта);
(ФГБОУ ВО «КубГУ») (полужирный шрифт, в скобках, 14-й размер шрифта);
- наименование кафедры (полужирный шрифт, строчные буквы, первая прописная, 14-й размер шрифта);
- гриф допуска к защите;
- форма работы (КУРСОВАЯ РАБОТА) - полужирный шрифт, прописные буквы, 14-й размер шрифта;
- НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ РАБОТЫ (полужирный шрифт, прописные буквы, 14-й размер шрифта);
- расшифровка подписи (инициалы и фамилия) автора работы, филиал, курс (для курсовой работы), специальность (направление подготовки) (14-й размер шрифта). Подпись и дата (12- й размер шрифта);
- должность, ученая степень, ученое звание, расшифровка подписи (инициалы и фамилия) научного руководителя (14-й размер шрифта). Подпись и дата (12-й размер шрифта);
- должность, ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия нормоконтролера (14-й размер шрифта). Подпись и дата (12-й размер шрифта);
- город (иной населенный пункт) и год выпуска работы без знаков препинания и без сокращения слова «город» («г.») (строчные буквы, первая прописная, 14-размер шрифта). Пример оформления титульного листа дан в Приложении Б.