Рыночное саморегулирование (А. Смит).

Спрос – количество товара, который может быть куплен по определенной цене в определенный момент времени. Закон спроса: чем ниже цена, тем выше спрос. Предложение– количество товара, который производитель готов продать по определенной цене в определенный момент. Закон предложения: чем ниже цена, тем ниже предложение. Цена– выраженная в деньгах стоимость товара. Фактор спроса: ценовой и неценовой: реклама, мода, доходы, наличие взаимодополняемых и взаимозаменяемых товаров. Фактор предложения: ценовой и неценовой: изменение издержек (расходов), цена и наличие ресурсов, социальные и политические факторы. Цена равновесия – оптимальная цена для покупателей и продавцов в определенный момент времени на рынке.

Деньги – всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость всех товаров т служащий посредником при их обмене. Обмен без денег – бартер.

Функции денег: 1.мера стоимости, 2.средство обращения, 3.средство накопления, 4.средство платежа. Инфляция – обесценивание денег. Стагфляция– обесценивание денег и сокращение производства.

Инфляция: умеренная, ползучая, галопирующая, гиперинфляция.

Банковская система: Центральный и коммерческие (частные и государственные).

Функции Центрального банка: 1. эмиссия – выпуск денег, 2. хранение резервов других банков, 3.кредитование, 4. контроль за банками, 5. проведение расчетов для правительства.

Государственный бюджет – основной финансовый план государства, имеющий силу закона.

Бюджет: 1. дефицитный, 2. профицитный, 3. сбалансированный.

Бюджетсостоит: доход (налоги, займы) и расход (содержание госаппарата, военные расходы, социальная сфера, инвестиции, выплата долгов).

Налоги – обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. Функции налогов: 1. фискальная (с их помощью формируются финансы), 2. регулирующая, 3. распределительная.

Налоги: прямые(на доходы, на прибыль, на имущество, на наследство) и косвенные (акциз, таможенный, налог на добавленную стоимость).

Налогообложение 1. прогрессивное(налог возрастает от облагаемой суммы), 2. регрессивный(налог снижается, когда возрастает сумма), 3. пропорциональный (налог не зависит от облагаемой суммы).

Безработица – положение в экономике, при котором часть способных и желающих трудиться по найму не могут найти работу по способностям.

Виды безработицы:

1. фрикционная –человек ушел с работы и ищет новую

2. структурная – связана со структурными преобразованиями производства

3. застойная (циклическая) – связана с экономическим кризисом.

4. скрытая – человек соглашается на неполный рабочую неделю или день.

Экономический кризис нарушение в ходе развития рыночной экономики основных пропорций воспроизводства, проявляющийся в падении производства, сокращении капитальных вложений, росте безработицы, увеличении количества банкротств фирм, падении курса акций и других экономических потрясениях.

Две теории на роль государства в экономике: 1. Монетаризм (Д. Юм) – освобождение экономики от вмешательства государства 2. Кейнсианство (Д.Кейнс) - увеличение государственного регулирования. экономики.

Социальная сфера

Социология– наука о закономерностях, становлении, функционирования, развития общества и общественных отношений. (О.Конт).

Структура социальной сферы включает:

I. Социальные связи –зависимости социальных групп и людей друг от друга (бывают формальными и неформальными). Социальные связи:

1. Социальные контакты –неустойчивые связи, возникающие по конкретным поводам (например, пассажиры метро).

2. Социальные взаимодействия – устойчивые, регулярные связи, основанные на совместной деятельности (например, коллеги на работе).

3. Социальные взаимоотношения – сверхустойчивые, самовозобновляющие связи, носящие системный характер (например, друзья).

II. Социальные группы –сообщества индивидов, объединенные по какому-либо признаку.(Т. Гоббс).

Признаки:

численность:малые группы (отличаются прямым контактом и неформальным общением), средние, большие

демографический:по полу, возрасту, образование, состояние в браке

поселенческий критерий:горожане, жители деревни

конфессиональный:католики, православные, мусульмане

по этническому, по профессиональному и т. д.

III. Социальные общности – группы, способные к самовоспроизводству.

Наши рекомендации