Новейшие концепции в этнологии
История этнологической мысли второй половины XX столетия неумолимо свидетельствует, что развитие мировой этнологии определяется в настоящее время исследованиями и разработками прежде всего американской культурной антропологии. Это обстоятельство не является случайным, поскольку после Второй мировой войны в США культурная антропология пережила чрезвычайный подъем. Только в 40—50-х годах число колледжей и университетов, где изучалась этнология, увеличилось вдвое. Поэтому все значительные теоретические новации в этнологии последних четырех десятилетий исходили именно из североамериканской этнологии.
Интенсивное развитие этнологии в это время было следствием двух причин. Во-первых, культурная антропология рассматривалась как гуманитарная наука, объяснявшая сложные вопросы межнациональных отношений в стране и поэтому игравшая важную роль в общем образовании студентов. Во-вторых, этому способствовала изменившаяся после войны политическая ситуация, которая выразилась в развитии многочисленных контактов США со странами в разных регионах мира, создании широких программ помощи и сотрудничества, что, естественно, требовало большого объема разносторонних знаний о странах—партнерах по сотрудничеству. Все это оказало положительное воздействие на развитие этнологии в США. Предложенная американцами своим партнерам концепция культурного релятивизма выглядела очень привлекательно, получила позитивную оценку во многих странах и вообще рассматривалась первоначально как некая идеология нового мирового порядка. Вместе с культурным релятивизмом заметное распространение в мире получили также идеи неоэволюционизма.
В 80-е годы произошел короткий расцвет школы социальной биологии, которая довольно быстро уступила свои ведущие позиции направлению культурной экологии, до настоящего времени остающемуся последней «большой теорией» американской культурной антропологии. Вместе с функционализмом, структурализмом и неоэволюционизмом ее причисляют к тем теориям, которые определяют в современных условиях развитие как американской культурной антропологии, так и мировой этнологии в целом.
Из плеяды американских этнологов последних двух десятилетий следует выделить Клиффорда Гирца и Рихарда Тернера, которые основали вместе с символической антропологией новое герменевтическое исследовательское направление, поставившее своей целью изучать роль символов в социальной коммуникации, их мировоззренческую, ценностную и нравственную значимость в современных культурах. При этом для Тернера наибольший интерес представляет прагматический аспект символов. В результате своих исследований Тернер пришел к выводу, что символы функционируют в социальном процессе как активная сила. В отличие от Тернера Гирц сконцентрировал свое внимание на вопросе о роли символов в социальной жизни и их влиянии на восприятие культурных ценностей, чувства и мышление человека. Свои идеи он развивал в русле общей интерпретативной антропологии, которая рассматривает отдельные культуры как закрытые системы значений, и пытался читать, анализировать и истолковывать их как тексты. В одной из своих работ Гирц выдвинул требование, чтобы этнологи не ограничивались одним только описанием эмпирических материалов, а стремились вскрывать «глубинные значения», лежащие в основе поступков и мыслей носителей данной культуры.
В современных дискуссиях о предмете этнологии и путях ее развития в настоящем столетии большинство западных ученых отдают предпочтение герменевтической антропологии. Этот прогноз обосновывается полным отказом представителей данного направления от принципа европоцентризма, когда роль субъекта в изучении культур отводится западным ученым, а неевропейские культуры выполняют в этом процессе роль объекта. Такого рода позиция представляется вполне оправданной, поскольку современный процесс взаимодействия и сближения отдельных культур все больше превращает их в единую глобальную культурную систему. В связи с этим лучшие перспективы для развития получает то направление в этнологии, которое рассматривает другие культуры не просто как объект исследования, но вместе с тем признает их равноправными участниками культурно-исторического процесса; которое придает решающее значение пониманию чужих форм жизни, систем ценностей и образа мыслей, а второстепенную роль отводит объяснению социальных и культурных взаимосвязей. В любом случае уже сегодня можно с уверенностью утверждать, что классический сциентизм1 в современной этнологии утратил свои позиции. На месте единой сциентистской теории культуры в этнологии сформировался плюрализм различных теоретических направлений.
Одной из характерных черт современного научного мировоззрения является сомнение в возможности построения универсальной антропологической теории, с помощью которой можно было бы объяснить все многообразие проявлений человеческой жизнедеятельности. Вместе с тем стало совершенно очевидным, что ни одна этнокультурная концепция или теория не является изоморфной (однозначно соответствующей) описываемой ею реальности, а представляет собой лишь только ее теоретическую модель и инструмент познания. Поэтому в настоящее время в этнологии не ставится задача описать существование и движение человечества в целом, в глобальном масштабе и понять путь его становления от момента зарождения до сегодняшнего дня.
Сегодня стало очевидным, что при изучении как локальных, так и глобальных процессов необходим исследовательский отбор, в соответствии с которым следует обозначать наиболее значимые вопросы или проблемы с точки зрения их максимальной репрезентативности для этноса и его культуры. Поэтому современная познавательная ситуация характеризуется конкретной проблемной ориентированностью. Речь идет прежде всего о том, что научные исследования концентрируются главным образом вокруг социально значимых проблем и для их решения используются наборы уже существующих теорий или, в случае необходимости, разрабатываются новые концептуальные модели локального действия.
Такая методология социокультурных исследований получила в науке название «постмодерн». Преимущество в нем отдается непосредственному восприятию перед рациональным конструированием, преобразованию перед законченной логической схемой. Многообразие ощущений и переживаний при непосредственном восприятии образует одну из основных черт постмодерна — его плюрализм. Суть плюрализма заключается в осознании множественности сосуществующих и неустранимых этнокультурных идентичностей и самоидентификации людей. При этом важно, что постмодерн исходит из признания мно-
1 Сциентизм — абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества.
жества принципов и форм самоорганизации этнокультурной жизни. Отсюда и признание постмодернизмом права на сосуществование в мире совершенно различных этнокультурных реальностей.
Вопросы для обсуждения
1. Чем можно объяснить существование в этнологии различных теоретических подходов, направлений и школ?
2. Выделите основные идеи эволюционизма и неоэволюционизма.
3. Какие идеи диффузионизма стали важным научным вкладом в развитие этнологии?
4. Раскройте содержание теории функционализма и ее методологическое значение.
5. Какие идеи составляют теоретико-методологическую основу американской школы исторической этнологии?
6. Как основные положения этнопсихологической школы повлияли на развитие этнологии?
7. Почему становление структурализма можно рассматривать как новый этап этнологического знания?
8. Обозначьте круг проблем, которыми занимается современная этнология.
Библиографический список
1. Белик А.А. Культура и личность — М., 2001.
2. Белик А.А, Резник Ю.М. Социокультурная антропология. Историко-теоретическое введение. — М., 1998.
3. Козлова Н. Социально-историческая антропология. — М., 1999.
4. Концепции зарубежной этнологии. — М., 1976.
5. Лурье С.В. Историческая этнология. — М., 1997.
6. Садохин А.П. Этнология: Учебный словарь. — М., 2002.
7. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. — М., 1998.