Американская школа исторической этнологии
Вплоть до 90-х годов XIX столетия этнологическая наука в США развивалась в рамках эволюционного направления. Но с началом последнего десятилетия в Америке зарождается новое направление в этнологии, основателем которого стал крупный ученый и общественный деятель Франц Боас. По имени своего основоположника это направление еще иногда называют «школой Боаса», хотя официальным названием нового направления в истории этнологии было признано другое — «Американская школа исторической этнологии».
Возникновение нового научного направления в этнологии было обусловлено кризисным состоянием этой науки, когда некоторые ученые отвергли господствовавшие в ней парадигмы и предложили совершенно новые методологические подходы к изучению жизни разных народов. Одним из главных инициаторов пересмотра целей и задач этнологии стал Боас. Он и его последователи отрицательно относились к широким теоретическим обобщениям и возможности открытия общеисторических закономерностей, к идее общности человеческой культуры. По этим основаниям они отвергали все традиционные школы этнологии (эволюционизм, диффузионизм, функционализм) как недостаточно универсальные. Вместо них Боас предложил создать этнологию абсолютно заново, высказав утверждение, что все прежние этнологические школы имели ложные посылки и приходили к ложным выводам. Его идея состояла в том, чтобы начать заною собирать этнографические данные, а затем на их основе делать обобщения, постепенно разрабатывая новые методы и формулируя новые теории.
Боас и его последователи решительно высказывались против европоцентристских установок, обосновывавших идеологию превосходства западной цивилизации и европейской культуры. В рамках их исторических исследований культур была выдвинута идея о несопоставимости и равноценности всех этнических культур. Культура при таком подходе понималась Боасом как явление особого рода, не сводимое и не выводимое из биологии. Она не может быть подведена под ее законы, поскольку представляет собой вещь в себе и может быть объяснена только из самой себя.
Конечной целью науки о человеке Боас считал создание целостного представления о человеческой истории, основанного на изучении и описании каждого отдельного народа, его языка и культуры. Поскольку культурные ценности разных народов несопоставимы, то конкретное изучение каждого отдельного народа нельзя подменять упрощенными абстрактными схемами, как это делали прежде традиционные школы этнологии. Уже в первой своей принципиальной статье «О задачах этнологии» Боас писал, что главной целью этой науки является построение единой истории всех народов: не одних только цивилизованных наций, а именно всего человечества и всех периодов его истории, от ледниковой эпохи до современности. Для этого, считал он, необходимо изучить каждый отдельный народ в его своеобразии, его культуру и язык. А уже на основе реконструкции всей истории человечества следует выявить законы, которые управляют деятельностью человека. В историческом процессе Боас признавал наличие общих законов развития культуры, но призывал к осторожному подходу при их формулировке, поскольку каждая культура имеет свой собственный, уникальный путь развития.
Свою осторожность в вопросе об установлении и формулировании общих законов развития культуры он объяснял тем, что те или иные культурные явления, внешне сходные между собой, могут иметь совершенно различное происхождение и разные функции. Не всякое внешнее сходство свидетельствует об исторических связях или о заимствовании каких-то явлений культуры одним народом у другого. Не всегда приемлемо и объяснение сходства культурных явлений единой организацией человеческой психики и сходством географической среды. В истории этнических культур, полагал Боас, могут быть различные варианты: к примеру, может осуществляться переход как к матрилинейной1, так и к патрилинейной2 системе родства или наоборот. Во всех случаях нужны тщательные исторические исследования.
Отрицательно относясь к упрощенному эволюционизму и поверхностному диффузионизму, Боас, со своей стороны, отстаивал исторический метод исследования культуры. «Метод, который мы пытаемся обосновать, зиждется на изучении динамических изменений в обще-
1 Матрилинейный — основанный на родстве по материнской, женской линии.
2 Патрилинейный — родство устанавливается по отцовской, мужской линии.
стве, доступном наблюдению в данное время»1. Культура в его понимании — это совокупность моделей поведения, которые человек усваивает в процессе взросления и принятия им своей культурной роли. Развитие культуры в основном определяется своеобразным внутренним развитием социальной группы, а отчасти — и посторонними влияниями, которым эта группа подвергается.
Рассматривая каждую культуру как нечто уникальное и особенное, сторонники американской исторической школы проводили детальнейшее описание культур. Накопленный в результате этого огромный и разнородный материал соответственно породил потребность в специальных методах его обработки. Поэтому в школе Боаса был разработан ряд новых методов получения и обработки этнологических материалов, в частности метод этнографического картографирования, который позднее получил широкое распространение в этнологии.
Если характеризовать суть исторической школы и ее вклад в этнологию, то необходимо выделить следующие ее основные положения.
1. Этнология должна конкретно и всесторонне изучать каждый народ в отдельности, его язык, культуру и антропологический тип.
2. Взаимодействие культур разных народов создает их культурную общность внутри определенных географических ареалов; в границах этих ареалов следует искать конкретные формы взаимного влияния народов.
3. Развитие человечества и его культуры происходит на основе общих законов, которые познаются с большим трудом; в познании общих законов развития не следует обманываться внешним сходством явлений, которые на самом деле могут оказаться глубоко различными по существу и иметь разное происхождение.
4. Не следует переносить «наши» критерии оценки культурных явлений на народы иного культурного типа; у каждого народа исторически формируются свои социальные идеалы, свои моральные нормы, свои ценности.
Этнопсихологическая школа
Вплоть до 30-х годов XX в. развитие американской этнологии происходило под влиянием школы Боаса и целой плеяды его учеников. При проведении своих регулярных полевых исследований американские этнологи исторической школы вынуждены были часто использовать различные психологические и психиатрические методики, что позволило накопить большой материал в области психоло-
1Боас Ф. Указ. соч. С. 523.
гической антропологии. При этом по мере накопления этнографических материалов все острее чувствовалась потребность в общей теории психолого-антропологического характера, которая получила название этнопсихологической школы.
В самом факте обращения этнологов к психологии не было ничего нового и необычного, поскольку уже давно очевидным был факт, что каждому народу свойствен особый, отличный от других, психологический склад характера. Еще эволюционисты, начиная с Бастиана, постоянно ссылались на психику человека как на фактор зарождения и развития религиозных идей и мифологии. Французская социологическая школа в лице Леви-Брюля также обращалась к социальной психологии, пытаясь установить природу коллективных представлений и дологического мышления. Однако принципиальное своеобразие этнопсихологической школы состояло в новом понимании категорий «культура» и «личность». Для представителей исторической школы культура была основным понятием этнологической науки и главным предметом ее исследований. В отличие от них сторонники этнопсихологической школы выступали с утверждением, что культура есть не более чем абстракция, в то время как подлинной и первичной реальностью является индивид, личность, а потому с их изучения и следует начинать исследование культуры каждого народа.
Родиной этнопсихологической школы стали США, где это направление и получило свое наибольшее распространение. Его возглавил психоаналитик Абрам Кардинер, который организовал в Нью-Йоркском психоаналитическом институте семинар, сыгравший решающую роль в становлении главной теории этнопсихологической школы «Культура и личность». Наиболее видными представителями этой школы были Р. Линтон, Э. Сэпир, Р. Бенедикт, М. Мид и др. Первоначально центральной темой исследований представителей данной школы стало изучение процесса вхождения в культуру (инкуль-турация) маленького ребенка, а также роли детства в формировании взрослой личности.
Кардинер не был полевым исследователем, его теоретические обобщения были сделаны на основе данных, полученных многими исследователями этнических культур. Как психоаналитик он исходил из того, что личность маленького ребенка начинает формироваться сразу после его рождения под влиянием непосредственного окружения, и прежде всего через конкретные способы ухода за младенцами, принятыми в данном обществе: способы кормления, ношения, укладывания, а позднее обучения ходьбе, речи, чистоплотности и пр. Именно способы ухода за маленькими детьми, отличающиеся в разных культурах, налагают неизгладимый отпечаток на личность взрослого человека. Если, например, в какой-либо культуре существует обычай внезапного и резкого отнятия ребенка от груди, он получает негативный опыт быть отвергнутым. Это ведет к формированию личности взрослого, для которого характерна недостаточная эмоциональная отзывчивость, низкая самооценка и отсутствие великодушия.
Иными словами, впечатления раннего детства налагают свой отпечаток на личность взрослого человека, на всю его жизнь. Формирование же психики человека происходит в первые 4—5 лет его жизни, после чего она затвердевает и остается практически неизменной всю жизнь, определяя, таким образом, судьбу, успехи и неудачи человека. Психика людей следующего поколения формируется под влиянием того же первичного опыта, что и у предыдущего поколения, и такой процесс повторяется беспрерывно, передаваясь по наследству.
Исторический калейдоскоп
Туземцы: мать и дитя
У одной хижины молодая женщина весьма странным образом укачивала ребенка. Последний находился в мешке, снурок которого обхватывал лоб женщины, а сам лежал на спине. Мешок был просторный, так что несколькомесячному ребенку, лежащему на дне его, места было довольно. Тело ребенка находилось как раз под задним фартуком женщины. Убаюкивание состояло в том, что мать, придерживаясь одной рукой за изгородь, раскачивала среднюю часть тела, надеясь толчками усыпить свое кричащее чадо. Это ей действительно удалось, но только при самой усиленной гимнастике1.
Матери никогда не кладут младенцев на землю даже на несколько секунд — в тропическом лесу слишком много любителей таких лакомых кусочков. Привязав к бедру одного младенца, женщина может выполнять любую работу — строить хижину, готовить пишу, собирать растения, ухаживать за садом «покровителя» — башу. Но если каждое ее бедро будет занято, это очень сильно стеснит ее движения.
Пигмейки никогда не едят крошечных «двойных» бананов величиной с человеческий палец. По поверью, от этого родятся близнецы, а большим несчастьем считается только бесплодие. Пигмейка не может растить сразу двух младенцев, и поэтому в древности одного из близнецов убива-ли и хоронили под полом хижины, в которой он был рожден, или же клали в кувшин и относили в лес, где трупик становился добычей зверей2.
В одной из хижин недалеко от моей всю ночь напролет плакали и выли две или три женщины, иногда слышен был голос мужчины. Я думал, что кто-нибудь умер или умирает. Утром, однако же, узнал, что причиной этого вытья была случайная смерть свиньи, принадлежавшей хозяевам. В Новой Гвинее женщины нередко вскармливают поросят собственным молоком. Это обстоятельство может отчасти служить поводом большой нежности женщины к свиньям, вскормленным таким образом3.
1 Миклухо-Маклай Н.Н. Указ. соч. С. 299-300.
2 Котлоу Л. Указ. соч. С. 68.
3 Миклухо-Маклай Н.Н. Указ. соч. С. 301.
Первостепенное значение для понимания теории «Культура и личность» имеет выдвинутая Кардинером идея о наличии в каждой культуре одного доминирующего типа личности. В этом вопросе он исходил из того, что в среде каждого народа способы ухода за детьми приблизительно одинаковы, в то время как между разными народами в этом отношении имеются довольно существенные различия. При этом каждый народ обладает своей средней психикой, которая соответственно проявляется в форме «базовой», или «основной», личности. По его определению, базовая личность — это склонности, представления, способы связи с другими людьми. Она формируется на основе единого для всех членов данного общества опыта, единых условий жизни и включает в себя такие личностные характеристики, которые делают индивида максимально восприимчивым к определенной культуре и позволяют ему добиться в ней наиболее комфортного состояния.
Таким образом, основная личность представляет собой некий усредненный психологический тип человека, преобладающий в каждом обществе и составляющий главную особенность данного общества и наиболее характерную черту его культуры. Поэтому вполне закономерно распространить данные психологического изучения личности на все общество в целом. Здесь произошел существенный сдвиг в направлении исследований американских этнологов: центр тяжести был перенесен с изучения собственно культуры народа на изучение его психологических особенностей, а корни и причины этих особенностей стали искать в различиях индивидуальной психики представителей разных культур, в свою очередь, порождаемых различиями в «раннем опыте» человека.
В 50—60-е годы XX в. этнопсихологическая школа стала отходить от концепции «основной личности», поскольку она давала во многом идеализированное представление о различных представителях того или иного этноса. Дело в том, что для раскрытия базовой личности, как правило, использовались не статистические, а описательные методы, часто личные впечатления этнолога о способах ухода за детьми. Поэтому довольно скоро выяснилось, что исследование сложных современных культур на основе выделения базовой личности не дает строго научных результатов. Американские культурные антропологи стали сомневаться в прямой зависимости структуры личности человека от его воспитания в раннем детстве. Тогда на смену концепции «основной личности» пришла теория «модальной личности», т.е. такой, которая лишь в абстрактно общем виде выражает главные психологические черты того или иного народа, а в реальности допускаются различные вариации и комбинации этих общих свойств.
Понятие «модальной личности» выражает наибольшую распространенность типа личности в культуре. Это не усредненная личность, а чаще всего встречающаяся в данной культуре. Модальная личность не предполагает, что все или большинство членов общества имеют одну и ту же личностную структуру. Ей соответствует чаще всего встречающаяся структура психологических черт у представителей данной культуры. Эти черты личности должны изучаться статистическими, прежде всего — тестовыми и психодиагностическими методами. В результате такого рода исследований в этнологии имеется достаточно много данных о специфических чертах национальной психологии многих народов мира.
В последнее время этнопсихологические исследования в западной науке приняли форму кросс-культурного изучения психологии представителей различных национальных общностей в процессе их общения, взаимодействия и взаимоотношений с людьми других этнических общностей.
Таким образом, заслуга этнопсихологической школы в развитии этнологической науки заключается в следующем.
1. Была сформулирована и обоснована идея о существовании определенных психологических особенностей, характерных для представителей той или иной культуры.
2. Впервые было описано действие психологических защитных механизмов применительно не только к индивиду, но и к обществу в целом.
3. Были начаты практические исследования национального характера и национальных культур разных народов с психологической точки зрения, в ходе которых было доказано, что национальный характер отражает психологические особенности представителей того или иного народа.
4. Была выдвинута важная для последующего развития этнологии гипотеза о том, что национальный характер может быть описан как особый способ распределения и регулирования ценностей и поведенческих моделей, господствующих в данной культуре.
Культурный релятивизм
Период между двумя мировыми войнами для этнологической науки был ознаменован рождением новых научных школ в США и Европе, среди которых господствующее положение занял культурный релятивизм. Эта школа в этнологии возникла как отрицательная реакция на европейский этноцентризм, рассматривавший все неевропейские народы как находящиеся на более низкой ступени развития. Главная идея культурного релятивизма заключается в признании равноправия различных культур независимо от уровня их развития, сложности и самобытности и абсолютном отрицании этноцентризма в любой форме, в том числе и господствовавшего в то время европо- и американоцентризма. Основоположники культурного релятивизма провозгласили идею несравнимости культурных типов разных народов, невозможности их измерения единым масштабом, поскольку культура каждого народа представляет собой уникальную систему ценностей, которые взаимно несопоставимы и несравнимы. Они были убеждены, что любая культура по-своему сложна, ценна и самобытна, так как является особым способом адаптации к окружающим условиям своего существования. Поэтому, по их мнению, каждая культура должна рассматриваться в своих собственных рамках как закрытая система специфических форм существования.
Исторический калейдоскоп
Основы японского искусства
Японцам присуще стремление жить в согласии с природой. Япон-ские архитекторы возводят свои постройки так, чтобы они гармониро-вали с ландшафтом. Цель японского садовника — воссоздать природу в миниатюре. Ремесленник стремится показать фактуру материала, по-вар — сохранить вкус и вид продукта.
Стремление к гармонии с природой — главная черта японского искусства. Японский художник не диктует свою волю материалу, а лишь выявляет заложенную в ней природой красоту.
Чувство изящного, наклонность наслаждаться красотою свойственны в Японии всему населению — от земледельца до аристократа. Уже простой японский крестьянин — эстетик и артист в душе, непосредственно воспринимающий прекрасное в окружающей природе. Нередко он совершает отдаленные путешествия, чтобы полюбоваться каким-либо красивым видом. А особенно красивые горы, ручьи или водопады служат даже объектом благоговейного культа, тесно пере-плетаясь в представлениях простолюдина с конфуцианскими и буддийскими святынями. Из этого культа красоты возникло японское искусство.
Присущее японцам чувство общности с природой и чистоплотность имеют глубокие корни. Примитивный синто был порожден обожествлением природы. Японцы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе...
Именно синтоистская вера воспитала в японцах чуткость к природе, умение наслаждаться ее бесконечной переменчивостью, радоваться ее переменчивой красоте.
Синто не требует от верующего ежедневных молитв — достаточно лишь присутствия на храмовых праздниках и приношений за исполнение обрядов. В быту же исповедующие синто проявляют себя лишь религиозным отношением к чистоте. Поскольку грязь отождествляется у них со злом, очищение служит основой всех обрядов.
Единственный народный праздник, связанный с буддизмом, это «бон» — день поминовения усопших. Его отмечают в середине лета, на седьмое полнолуние, причем отмечают весело, чтобы порадовать предков, духи которых, по преданию, возвращаются тогда на побывку к родственникам. Существует обычай поминать каждого умершего свечкой, которую пускают в плавучем бумажном фонарике вниз по течению реки1.
См.: Овчинников В. Ветка сакуры // Сакура и дуб. — М., 1983.
Исходные идеи культурного релятивизма были сформулированы еще Боасом, который первым высказал мысль о самоценности каждой отдельной культуры. Эти идеи получили поддержку и развитие в трудах его учеников А. Кребера, Р. Бенедикт, М. Херсковица, которые в итоге разработали концепцию культурного релятивизма.
Согласно точке зрения Рут Бенедикт, каждая культура имеет свой индивидуальный облик, отдельные черты которого группируются вокруг основополагающего главного ядра, которое проявляется в поведении ее представителей и во всех жизненных сферах. Так, например, она описывает изученную ею культуру индейцев племени цуни, проживающих на северо-западе США. Основной отличительной чертой культуры этого племени является строгое соблюдение трезвости и потребность в гармоничных отношениях с другими людьми и природой. И напротив, специфический облик культуры племени квакуйя также с северо-западного побережья США образуют черты соперничества, гордости и стремления к престижу.
Концепция культурного релятивизма в качестве одного из составляющих ее аспектов включает проблему ценностного релятивизма, согласно которому каждая культура порождает свою собственную систему ценностей и норм, обладающих различной значимостью. Эти системы норм и ценностей представлены определенной совокупностью правил поведения, которые усваиваются индивидом в процессе его инкультурации. В соответствии с ценностным релятивизмом какая-либо норма может рассматриваться представителем одной культуры как обязательная для его поведения, а представителем другой культуры — как отклонение от нормы или ее нарушение. Относительный характер культурных норм и ценностей лежит в основе этноцентризма, когда о чужих культурах судят по нормам поведения и ценностной ориентации своей собственной культуры. По мнению сторонников культурного релятивизма, нет универсальной системы норм и ценностей, которая бы в одинаковой степени охватывала культуры всех народов. По этой причине не может быть речи о существовании каких-либо критериев, способных различать «высшие» и «низшие» культуры.
Свой систематизированный и законченный вид концепция культурного релятивизма получила в трудах видного американского антрополога Мелвилла Херсковица. Культуру в самом общем плане он понимал как созданную человеком среду обитания. Каждую отдельную культуру он рассматривал как неповторимую, уникальную модель, в которой всегда есть некий «культурный фокус» — самая существенная черта этой культуры. Историю человечества Херсковиц понимал как сумму самостоятельно развивающихся культур и цивилизаций. При этом источник динамики культур он видел в их единстве и изменчивости. Он особенно подчеркивал мысль, что любая культура должна быть одновременно и стабильной, и изменчивой. По его мнению, отсутствие изменений вообще означает смерть культуры. В то же время разрушение устойчивых структур в культуре в угоду быстрым изменениям означает ее деградацию, утрату самобытности.
Одним из главных понятий Херсковица в его культурно-антропологической концепции является инкулътурация, под которой он понимал процесс освоения индивидом какой-либо конкретной культуры. Основное содержание инкультурации состоит в усвоении особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих данную культуру. Инкультурацию необходимо отличать от социализации как процесса освоения в детском возрасте общечеловеческого способа жизнедеятельности.
Исторический калейдоскоп