Основные школы и направления в этнологии
ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ЭТНОЛОГИИ
Становление этнологии в качестве самостоятельной науки стало закономерным следствием широкого общественного интереса европейцев к истории и культуре народов других стран. Этому также способствовали многочисленные научные экспедиции и исследования, которые позволяли целенаправленно накапливать разнообразные сведения о других народах и постепенно формировать этническую картину мира. Особую роль в этом процессе сыграла эпоха великих географических открытий, неизмеримо расширившая знания европейцев о земном шаре и его населении.
Обилие собранных материалов и сведений, поражавших ученых совпадениями многих элементов культуры и способов поведения у разных народов, проживающих в отдаленных друг от друга регионах (даже на разных континентах), настоятельно потребовало осмысления и систематизации их на научном уровне, ясного и четкого объяснения. Поэтому с середины XIX в. в этнологии начинают происходить кардинальные перемены, которые выразились в возникновении внутри этнологической науки различных школ и направлений, дававших свою специфическую интерпретацию многочисленным этнокультурным процессам и явлениям. Интенсивное развитие теоретической базы этнологии сравнительно быстро превратило ее в междисциплинарную область знаний, сочетавшую в себе как традиционные научные, так и нетрадиционные методологические подходы. Уже в начале XX в. этнология была представлена множеством концепций, теорий, методов и точек зрения, направленных на изучение человека как целостного феномена социокультурного развития. Некоторые из них, сменяя друг друга в разное время, выдвигались на первый план, становясь на какой-то период наиболее влиятельными, популярными и доминирующими в своих странах или в самой этнологии. К числу последних следует отнести эволюционизм, диффузионизм, структурализм, американскую школу исторической этнологии, функционализм, культурный релятивизм, неоэволюционизм и др.
Эволюционизм
Формирование первой собственно этнологической теории — эволюционизма — произошло примерно в середине XIX в. и было вызвано общеметодологическими установками и открытиями европейской науки того времени. Среди них важнейшее место принадлежало только что утвердившемуся в науке принципу развития, в соответствии с которым изменения в любой сфере объективного мира рассматривались как внутренне детерминированные. С помощью этого принципа получили объяснение многие процессы в самых различных областях естествознания. Применение принципа 'развития в естествознании XIX в. привело к появлению и победе дарвиновской теории эволюции.
Созданная на основе эволюционной теории исторического развития природных явлений, совершившая переворот практически во всех областях естествознания и ставшая поэтому безраздельно популярной, идея эволюции не могла не проникнуть в только формировавшуюся науку о народах и их культурах. Достаточно быстро в обществознании утвердилось оптимистическое представление, что отныне развитие общества будет происходить только эволюционным путем, без потрясений и катаклизмов. Многие этнологи-эволюционисты даже специально отмечали в своих трудах, что их творчество вдохновлялось успехами естествознания.
Классики эволюционистской этнологии А Бастиан, Й. Бахофен, Э. Тайлор, Г.Л. Морган, Д. Лебок, Д. Фрезер, Д. Мак-Леннан, Н.Н. Харуздин и другие открыли и обосновали общие закономерности развития человеческой культуры, разработали учение об ее эволюции, т.е. развитии от низших ступеней к высшим. Исходя из убеждения, что «исторические изменения в культурной жизни человечества подчинены определенным и повсеместно действующим законам, вследствие чего развитие культуры в главных своих чертах протекает одинаково у всех рас и народов»1, они видели свою главную задачу в открытии и обосновании общих закономерностей развития человеческой культуры, в сопоставлении уровней развития культуры разных народов.
Благодаря их исследованиям культура, представлявшаяся до сих пор как совокупность отдельных типов и форм, лишенная видимого смысла и единства, обрела целостность, была систематизирована и упорядочена, чему способствовало также фундаментальное положение эволюционизма о прогрессе культуры и общества на основе единых для всего человечества универсальных исторических законов. Широкое рас-
1 Боас Ф. Методы этнологии // Антология исследований культуры. — Т.1. Интерпретация культуры. — СПб., 1997. — С. 519.
пространение получил также сравнительно-этнологический метод исследований, в рамках которого рассматривались конкретные проблемы истории семьи (Г.Л. Морган), детства (Д. Мак-Леннан), религиозных верований (Э. Тайлор) и т.д.
Многие положения и выводы классиков эволюционизма сохранили свою актуальность и для современной науки. Так, Г.Л. Морган открыл значение рода в общественной организации первобытного общества и дал периодизацию его развития в зависимости от технического развития. По Моргану, история человечества делится на т р и больших периода: дикость, варварство и цивилизацию. Переход от одной ступени к другой, согласно его теории, происходил эволюционно благодаря значительному прогрессу в способах обеспечения продовольствием и созданию новых более совершенных орудий труда. Вслед за этими изменениями происходило развитие форм общественной организации жизни людей и совершался постепенный переход от коллективной собственности к частной.
Развитие социальной организации общества, по его мнению, шло параллельно с материальными изобретениями и открытиями, начиная с родового союза, где решающую роль играли родственные и личные отношения, до цивилизованного общества, члены которого объединялись друг с другом на основе территориального единства. Развитию форм общественной организации народов соответствовали определенные формы семейной организации, начиная с неограниченного промискуитета1, группового брака и различных форм полигамии до современной моногамной семьи.
В 60—70-е годы XIX в. Й. Бахофен, Дж. Мак-Леннан, Дж. Леббок, Г. Спенсер опубликовали также ряд работ, посвященных становлению различных форм объединения людей. Эти авторы пытались описать процесс развития примитивного человека в цивилизованное состояние. Для аргументации своих тезисов они обращались к историческим свидетельствам о древних народах, а также к этнографической фактологии, которая иллюстрировала историю человеческого рода.
В целом эволюционная школа представляла собой первую, довольно стройную концепцию развития человека и его культуры, исходившую из признания идеи прогресса в общественном развитии. Основные положения эволюционизма состояли в следующем.
1. Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в одинаковых ситуациях будут принимать аналогичные решения. При этом равенство всех народов и
1 Промискуитет — предполагаемая стадия неупорядоченных половых отношений в первобытном человеческом обществе..
рас в физическом, психическом и умственном отношениях определяет единство и однообразие развития человеческой культуры в любой части света, а наличие или отсутствие контактов между различными культурами решающего значения не имеет.
2. В человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. процесс перехода от простого состояния к более сложному. В этом процессе эволюции культура как часть общества также всегда развивается от низшего состояния к высшему путем постоянных и постепенных изменений, количественного увеличения или уменьшения.
3. Развитие любого элемента культуры изначально предопределено, так как его более поздние формы зарождаются в более ранних, при этом развитие культуры происходит многоступенчато, а стадии и ступени этого процесса одинаковы для всех культур в мире.
4. В соответствии со всеобщими и универсальными законами развития человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты.
5. Все общественное развитие происходит по законам эволюции, свойственным живой природе. В этом процессе общественного развития источником служит межвидовая борьба за существование, выражающаяся в наслоении одного элемента на другой или в замене старого новым. В результате этой борьбы различные элементы культуры оказываются взаимосвязанными.
6. Существующие культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития.
На основании этих принципов эволюционизма самими этнологами и их интерпретаторами делались весьма важные теоретические и практические заключения: если все народы идут по одному пути развития и если вершиной этого пути являются европейские цивилизация и культура, то это означает, что все народы в конечном счете должны прийти к ценностям европейской культуры. Кроме того, это также означает, что если европейцы создают свои колониальные империи, то тем самым они помогают отсталым народам быстрее идти по пути культурного развития.
По мере дальнейшего развития этнологического знания, накопления новых фактических данных к концу XIX в. все в большей мере стали проявляться слабые стороны эволюционизма, вступавшие в противоречие с фактами действительной жизни. В частности, исходя только из количественных изменений в культуре, представители эволюционизма не могли и не стремились объяснить процесс самозарождения культуры и ее составных частей, предполагая возникновение всех будущих культурных явлений в начальный период человеческой истории. Новые многочисленные данные этнографических экспедиций зачастую не согласовывались с эволюционными установками и требовали иного объяснения.
В ученом сообществе все больше возрастало критическое отношение к эволюционизму. Пересмотру подвергались как отдельные слабые места этой концепции, так и ее методологические основы. Отрицался даже принцип историзма при изучении этнографических явлений, опровергалось наличие всемирно-исторических закономерностей в развитии общества и культуры. На рубеже XIX—XX вв. эволюционизм стал терять свое монопольное положение в этнологии. В этих условиях начались поиски новых путей исследования культуры, причин ее возникновения, изменения и распространения. Результатом такого рода поисков стало возникновение новых направлений и школ, имевших, как правило, антиэволюционистскую направленность. Часть этнологов и антропологов, разочаровавшись в эволюционизме, вообще отказались от попыток теоретических обобщений и обратились в основном к эмпирическим исследованиям.
Диффузионизм
К концу XIX в. этнология вступила в новый этап своего развития. Если ранее непосредственные этнографические наблюдения делались преимущественно торговцами, миссионерами, путешественниками, то теперь они стали проводиться специально подготовленными учеными по предварительно разработанным программам. Целенаправленно организованные исследования различных народов и их культур стали впервые проводиться в рамках диффузионистского направления, противопоставившего эволюционизму исследование локальных исторических проблем. Сторонники этого направления стремились рассмотреть пути, способы и механизмы распространения культур или отдельных культурных элементов, выявить места их происхождения.
Теоретико-методологический кризис эволюционизма привел к возникновению на рубеже XIX—XX столетий концепции культурной диффузии (заимствования, переноса), для которой было характерно представление о культурных явлениях как результате взаимного влияния и заимствования, как основной форме культурных изменений. Ее основная цель состояла в объяснении и описании пространственного распределения культур или отдельных культурных элементов, в выявлении областей их происхождения, реконструкции путей и способов их распространения. Сущность этого разнородного направления, получившего в науке название диффузионизма, состояла не просто в учете давно открытого явления культурного взаимодействия, а в стремлении заменить принцип историзма в понимании культуры на механистические принципы изменения культуры посредством перемещения ее элементов. Вместо всемирно-исторических законов на первый план выдвигалась идея единичности, неповторимости культурных явлений.
Само понятие «диффузия» (от лат. diffusio — распространение) было заимствовано этнологами из физики, где оно означает «растекание», «проникновение», а применительно к этнологии оно стало обозначать распространение культурных явлений путем контактов между народами благодаря торговле, переселению, завоеванию других территорий. Диффузионизм как научное направление предполагал признание главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, заимствование, перенос и взаимодействие культур.
Исторический калейдоскоп
Социологическая школа
Практически одновременно с зарождением диффузионизма в европейской этнологии сформировалась социологическая школа, которая в творческом отношении оказалась более плодотворной, чем диффузио-низм. В отличие от эволюционизма и диффузионизма, представители социологической школы видели главный предмет этнологии в изучении человеческого общества. При этом они исходили из того, что человеческое общество не может быть сведено только к простой сумме составляющих его индивидов. Общество они рассматривали прежде всего как систему нравственных (моральных) связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.
Родиной социологической школы в этнологии стала Франция, а ее основателем и крупнейшим представителем — Эмиль Дюркгейм.
В противоположность эволюционистам Дюркгейм понимал человеческие общества не как последовательные стадии приспособления людей к условиям окружающей среды, а как закрытые статичные системы, исследование которых должно осуществляться посредством изучения социальных фактов. В свою очередь, социальные факты представляют собой формы действия, мышления и чувствования, внешние по отношению к индивиду, но также обладающие принудительной силой и навязанные ему внешним окружением. При этом он особенно настаивал на том, что должны изучаться именно сами социальные факты, а не наши представления о них, иначе происходит подмена науки идеологией. Отсюда вытекают разного рода предубеждения и субъективизм в понимании общества.
Классифицируя общества по уровню их развития, Дюркгейм ввел понятие «социальный тип», или «социальный вид». За основу классификации он берет самое простое общество: первобытную орду, которая уже изжила себя. Развиваясь в более сложную общественную структуру, орда становится кланом (т.е. родом). В свою очередь, различные объединения и сочетания кланов дают племя, курию1, фратрию2, из кото-
1 Курия — объединение 10 патрицианских родов в Древнем Риме.
2 Фратрия — подразделение племени, представляющее собой совокупность нескольких родов, которые в большинстве своем произошли от одного первоначального рода.
рых уже возникают сложные общественные организмы вплоть до империи. Таким образом, по Дюркгейму, всякое общество есть лишь определенное усложнение одного и того же первобытного общества.
Другой важной составной частью этносоциологической теории Дюркгейма является учение о коллективных представлениях. Человеческое сознание, по его мнению, неоднородно, поскольку оно существует в двух разных формах: как индивидуальное и как коллективное. Первое специфично для каждого конкретного человека и всецело определяется особенностями его психики; второе едино для всей группы и не только зависит от отдельных людей, но и, напротив, само обладает принудительной по отношению к ним силой. Коллективное сознание находит выражение в коллективных представлениях — религиозных верованиях, мифах, нормах морали и права. Они укоренены в социальной жизни и вырабатываются всей социальной группой в целом, представляя собой, по существу, различные способы и формы восприятия окружающего мира.
Исторический калейдоскоп
Души усопших
Человек, по своему свойству своей возвышенной природы, жаждет знать о том, что будет с ним за могилою. Мысль о конечном уничтожении так враждебна инстинкту жизни, что она уже в глубочайшей древности отстранялась людьми во имя надежды на жизнь загробную, которая является одним из главнейших вопросов во всех религиях. Праздники в честь умерших, приношения и возлияния на их могилы, вера в явление мертвецов и множество других преданий ярко свидетельствуют, что наряду с другими языческими племенами и славяне были убеждены, что там — за гробом — начинается новая жизнь, и имели о ней свои представления.
Душа человеческая, по древним языческим преданиям, представ-лялась в самых разнообразных видах: во-первых, огнем. Славяне признавали в душе человеческой проявление той же творческой силы, без которой невозможна на земле никакая жизнь: это сила света и теплоты, действующая в пламени весенних гроз и в живительных лучах солнца. Душа — собственно частица, искра этого небесного огня, которая и сообщает очам блеск, крови — жар и всему телу — внутреннюю теплоту. В тесной связи с указанным воззрением стоят мифы, приписывающие богу-громовнику создание первого человека и низведение огня на его домашний очаг, дарование женам чадородия (возжжение в новорожденных младенцах огненных душ) и устройство се-мейного союза. Если душа понималась как огонь, то жизнь возможно была только до тех пор, пока горело это внутреннее пламя; погасло оно — и жизнь прекращалась (не случайно в народных песнях часто встречается сравнение смерти человека с погасшею свечой). Самое слово Марана (мор, смерть) лингвистически связывается со словом мрак. Еще яснее связь понятий огня и жизни в слове воскресать, которое образовалось от старинного кресс — огонь (кресало, кресиво — огниво, кресать — высекать искры) и буквально означает: возжечь пламя, а в переносном смысле: восстановить погасшую жизнь...
Во-вторых, душа представлялась древним славянам звездою: звезды считались искрами огня, блистающими в высотах неба. Уже римляне, по свидетельству Плиния, думали, что каждый человек имеет свою звезду, которая вместе с ним рождается и, смотря по тому, озаряет ли его земную жизнь блеск счастья или омрачают ее бедствия, светится то ярко, то сумрачно, а по смерти его упадает с небесного свода.
В-третьих, душа понималась как существо воздушное, подобное дующему ветру. Язык сблизил оба эти понятия, что видно в следующих словах: душа, дышать, дух, воздух, вздох... Отсюда возникло убеждение, что душа, разлучаясь с телом, вылетает в открытые уста вместе с последним вздохом умирающего. По смерти человека его тело разлагается и обращается в прах, и только в сердцах близких живет воспоминание о покойнике: это тот бестелесный образ, который творит сила нашего воображения. Вот основа древнеязыческого представления усопших бестелесными, воздушными видениями, легкими призраками — тенями. Поэтому возникли приметы и поверья, связующие идею смерти с тенью человека и с отражением его образа в воде или в зеркале. Когда кто-то умирает в доме, все зеркала занавешиваются, чтобы покойник не мог в них смотреться. Зеркало отражает образ человека — так же как и гладкая поверхность воды, а по сербскому поверью, человек, смотрясь в воду, может увидеть в ней свой смертный час.
В отдаленные века язычества молниям придавался мифический образ червя, гусеницы, а ветрам — птицы; душа человека роднилась с теми и другими стихийными явлениями и, расставаясь с телом, могла принимать те же образы, какие давались грозовому пламени и дующим ветрам. К этому воззрению примкнула следующая мысль: после кончины человека душа его начинает новую жизнь... Фантазия воспользовалась наглядным сравнением: птица, рождаемая первоначально в форме яйца, потом, как бы нарождаясь вторично, вылупляется из него цыпленком. Народный язык и предания говорят о душах как о существах крылатых. Душа усопшего после разлуки со своим телом до 6 недель остается под родною кровлею, пьет, ест, прислушивается к заявлениям печали своих друзей и родичей и потом улетает на тот свет... Наравне с прочими индоевропейскими народами славяне сохранили много трогательных рассказов о превращении усопших в легкокрылых птиц, в виде которых они навещают своих близких1.
1 См.: Афанасьев А.Н. Древо жизни (Поэтические воззрения славян на природу). -М., 1982.
Среди целой группы последователей Дюркгейма и представителей социологической школы особый интерес для этнологической науки представляют идеи Люсьена Леви-Брюля. Исходным пунктом всех его исследований является приверженность учению о коллективных представлениях, под которыми он понимал идеи и убеждения, возникшие у человека не в результате собственного жизненного опыта, а развившиеся в его сознании под влиянием общественной среды — через воспитание, общественное мнение, обычаи и т.п. Опираясь на взгляды Дюркгейма, он разработал свою теорию дологического мышления первобытных народов.
По Леви-Брюлю, дологическое мышление принципиально отличает человека первобытной эпохи от современного, так как в нем отсутствуют разграничения между причиной и следствием. Дологическое мышление не является нелогичным мышлением, хотя оно не стремится, подобно нашему, избегать противоречий. Речь идет именно об особом типе мышления, подчиняющемся своим специфическим законам. Эти законы, управляющие коллективными представлениями отсталых народов, совсем не похожи на наши логические законы мышления. Они не отделены от эмоций и не направлены на объяснение явлений действительности. Они действуют на нервную систему резко возбуждающе, заражая человека эмоциями страха, религиозного ужаса, страстного желания и пр. Их особенность заключается в том, что с их помощью первобытный человек не искал объяснения явлениям окружающей действительности, так как эти явления он воспринимал не в чистом виде, а в сочетании с различными эмоциями, представлениями о тайных силах, магических свойствах предметов.
По этой причине восприятие мира первобытным человеком было ориентировано иначе, чем наше восприятие: мы стремимся к объективности познания, а первобытные люди смешивали реальные предметы с представлениями о них, не различали сновидения и реальность, человека и его изображение, человека и его имя и т.д. В мышлении первобытного человека вместо основных логических законов определяющим становится, по словам Леви-Брюля, «закон сопричастности». Согласно этому закону предмет может быть самим собой и одновременно чем-то иным, он может находиться здесь и одновременно в другом месте. Такой тип мышления Леви-Брюль и обозначил как «дологическое мышление».
По мнению Леви-Брюля, коллективные представления присутствуют и в мышлении современного европейца. В этом случае они основываются на естественной потребности человека в непосредственном общении с окружающим миром, которая не обеспечивается в достаточной степени научным познанием. Поэтому человек стремится к живому общению с природой через религию, мораль, обычаи, где коллективные представления являются основополагающими. По этой причине Леви-Брюль считал, что дологическое мышление существует и будет существовать наряду с логическим, что «закон сопричастности» и способность к мистификации — естественные свойства мышления современного человека.
В целом труды Дюркгейма, Леви-Брюля и их учеников позволяют сделать вывод, что основные идеи социологической школы заключаются в следующем.
1. В каждом обществе существует комплекс коллективных представлений, которые обеспечивают устойчивое развитие общества.
2. Функция культуры состоит в том, чтобы солидаризировать общество, сближать людей.
3. Коллективные представления находят свое проявление в морали, которая своя в каждом обществе, она динамична и изменчива.
Функционализм
Утрата диффузионизмом ведущих позиций в этнологии одновременно означала возникновение нового направления, которое получило название функционализм, поскольку пыталось объяснить различные феномены социальной и культурной жизни народов при помощи функций, выполняемых ими для поддержания и развития соответствующего социального организма.
С научно-теоретической точки зрения функционализм представляет собой, пожалуй, самое успешное из всех направлений в этнологической науке. Методологические основы функциональной школы были разработаны английскими социальными антропологами Брониславом Малиновским и его учеником Альфредом Радклифф-Брауном, которые считали, что каждая этническая общность характеризуется своеобразными компонентами материальной и духовной культуры, которые функционируют как хорошо отлаженный механизм. В Германии представителем функционализма был Рихард Турнвальд, который независимо от Малиновского пришел примерно к тем же выводам, что и последний, и основал этносоциологию в Германии. Однако в Германии функционализм не получил широкого распространения, тогда как в Англии он сложился в крупное научное направление, оказавшее значительное влияние на развитие социальной и культурной антропологии. Основные положения функционализма, доработанные и развитые вторым и третьим поколением сторонников этого направления, и в настоящее время определяют многие этнологические исследования.
Успех функционализма не в последнюю очередь объясняется тем, что его представители стремились применять в этнологии такие же точные методы, какие используют естественные науки. При этом они опирались на две тесно взаимосвязанные стороны естествознания: понятия о биологическом организме и понятия о физической системе. Перенеся эти представления в социальные науки, функционалисты стали рассматривать разнообразные сообщества людей как отдельные системы, или макроорганизмы, составные элементы которых лишь тогда вступают в те или иные взаимоотношения, когда каждый из них вносит свой вклад в сохранение системы. Кроме того, функционализм оказался очень эффективным в методическом отношении, поскольку в полевых исследованиях позволял рассматривать отдельные социальные и культурные общности в связи с теми функциями, которые они выполняли в рамках общественных взаимосвязей.
Разрабатывая теоретические и методологические основы функционализма, Малиновский не ограничивал его только ролью вспомогательного метода при эмпирических исследованиях. В своих работах он расширил его до общей теории культуры, которая пытается ответить на вопрос о формальном подобии человеческих культур. Культура в целом рассматривается Малиновским как средство достижения человеком своих целей. Все ее институты призваны удовлетворять — прямо или опосредованно — биологические потребности человека. «По своей природе, — пишет Малиновский, — человек нуждается в еде, дыхании, сне, размножении и выведении из организма ненужных веществ. Это навязывает ему целый ряд правил и норм поведения, на которые ориентируется культура»1. В соответствии с этим Малиновский видит назначение (функцию) культуры в «удовлетворении потребностей человека, в процессе которого люди вместе создают, используют произведения искусства и потребляют блага»2. В результате реализации этой функции культура стала для человека «второй окружающей средой», которая обеспечивает ему удовлетворение таких первичных потребностей, как питание, защита, размножение и т.д. Она представляет собой систему предметов, отношений и действий, которые тщательно подгоняются друг к другу и потому находятся в отношениях взаимозависимости. Из необходимости воспроизводить и сохранять эту систему возникают новые потребности, которые Малиновский назвал вторичными, или «производными», потребностями.
Поскольку функциональная теория культуры изначально обращена к природе человека, то она стремится объяснить, почему разные культуры, даже не имевшие между собой исторических контактов, создали сходные институты. Институт семьи, по мнению Малиновского, потому так широко распространен, что способен удовлетворять сразу многие первичные и вторичные потребности. Функция семьи заключается не только в том, чтобы обеспечить связь между ее членами, вырастить детей и помочь обрести им социальный статус, но и в том, чтобы регулировать половые потребности и в качестве «союза
1 Малиновский Б. Функциональный анализ // Антология исследований культуры. — СПБ., 1997. - Т. 1. - С. 37.
2 Там же. С. 52.
обоих полов интегрировать людей в общественные связи»1. Воспитательные и религиозные институты, напротив, относятся к «производным» культурным потребностям. Они обеспечивают передачу необходимых знаний, норм и системы ценностей данного общества от поколения к поколению и служат тем самым сохранению социальных связей.
Исторический калейдоскоп
Структурализм
В процессе развития функциональной теории стал одновременно развиваться особый ее вариант — структурный функционализм, который разрабатывал английский ученый Альфред Радклифф-Браун.
В своих работах он утверждал, что любая социальная система состоит из «структур» и «действий». Структуры — это устойчивые модели, которые помогают людям строить отношения между собой и окружающей средой. Совместная жизнь людей рассматривалась им как функционирование ее членов в рамках определенной социальной структуры. Функция каждого вида «действий» состоит в решении тех или иных социально значимых задач и поддержании структурной преемственности. Поэтому главной задачей этнологии должно быть не выявление причин структурных изменений человеческого общества и его культуры, а показ постоянно повторяющихся в них структурных взаимосвязей. Для этого необходимо разграничивать этнологию (исследование культуры историческим методом) и социальную антропологию (изучение общих законов функционирования феноменов культуры)1.
Идеи Радклифф-Брауна быстро стали популярными в английской социальной антропологии и получили свое развитие в исследованиях целой группы его последователей, среди которых наиболее известным был Эдуард Эванс-Притчард. Будучи исследователем африканских культур, Эванс-Притчард строил свои исследования на основе структуралистского метода, в соответствии с которым описание конкретных фактов подчинялось определенной социологической теории. С помощью этого метода легко понять структурное устройство общества и существующие в нем межличностные отношения, а конечной целью этого метода является ясное понимание системы общества в целом.
Развивая свои структуралистские идеи, Эванс-Притчард пришел к выводу, что любые отношения людей представляют собой своеобразную структуру, а взятые все вместе, эти структуры образуют между собой определенную иерархию в форме социальной системы. Отсюда главным предметом этнологии должно быть изучение различных социальных ситуаций, видов отношений между людьми и отношений между этими отношениями. Только таким путем можно сформулировать общие законы социального развития.
Исторический калейдоскоп
Русская Правда (XII в.)
Убьеть мужь мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо от-цю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривен за голову, аще будеть русин, любо гридин, любо купчина, любо ябедник, любо мечник, аще изъгои будеть, любо словенин, то 40 гривен положить зань.
Аще ли челядин сыгрывается любо у варяга, любо у кольбяга, а его за 3 дни не выведуть, а познають и в третий день, то изымати ему свои челядин, а 3 гривне за обиду.
Аще поиметь кто чюжь конь, любо оружие, любо порт, а познаеть в своем миру, то взята ему свое, а 3 гривне за обиду.
Если холоп ударить свободна мужа, а бежить в хором, а господин нач-неть не дата его, то холопа пояти, да платить господин зань 12 гривне; а за тым, где его налезуть удареныи той мужь, да убьють его1.
1 Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9 т. — М., 1984. — Т. 1. — С. 47—48.
В несколько иных аспектах шло развитие структурализма во Франции, где наиболее видным его представителем был выдающийся ученый Клод Леви-Строс. Его концепция структурализма основывается на представле-нии о наличии некой внеисторической структуры, которая является пло-дом непознанного, существующего вечно человеческого сознания. Исхо-дя из этой идеи, Леви-Строс пытался доказать, что все многообразные явления нашего мира — это модификации некой единой исходной модели и поэтому все они могут быть строгим образом систематизированы и классифицированы. Между ними можно установить связи и соответствия, раскрывающие их положение и по отношению друг к другу, и по отношению к исходной модели. Для этого прежде всего необходимо составить максимально полный перечень отдельных частных фактов, затем установить взаимосвязи между ними, выявить взаимоотношения и сгруппировать в единое целое, т.е. структурировать.
Содержание всех его сочинений пронизывает идея единства че-ловеческого разума на всех стадиях исторического развития человече-ства. Для него вся человеческая деятельность и все формы сознания подчинены строгой логике. Поэтому Леви-Строс рассматривал каждую сторону быта и культуры как замкнутую систему, стараясь в каждой из них обнаружить свои логические закономерности, и чаще всего находил их в бинарных оппозициях — парных противоположностях, главной из которых была оппозиция «природа—культура». Основной целью развиваемого им структурного анализа было обнаружение таких логических закономерностей, которые лежат в основе всех социальных и культурных явлений.
Опробовав метод структурного анализа сначала при изучении систем родства, Леви-Строс затем применил его в своих исследованиях тотемизма для объяснения процесса мышления. Впервые он использовал структурный анализ для сравнительного исследования мифов, которые он рассматривал как фундаментальное содержание коллективного сознания, основу устойчивых социальных структур. Такой прием позволил ученому расшифровать коды, лежащие в основе различных форм мышления. Люди всегда думали одинаково, утверждал Леви-Строс, различными были лишь объекты мышления.
Исторический калейдоскоп
Мифы о небе
В древности, когда над всем строем жизни владычествовали патри-архальные, кровные связи, человек находил знакомые ему отношения и во всех естественных явлениях; боги становились добрыми семьянинами: отцами, супругами, детьми, родичами. Олицетворяя силы природы в человеческих образах, он перенес и на них свои бытовые формы. Так, небо, по народному поверью, — терем Божий, а небесные светила — обитающая там семья. Округло-выпуклая форма небесного свода послужила основой для сравнения его, с одной стороны, с человеческим черепом, а с другой — с горой (отсюда и слово «горе» — вверх, к небу; ср. белорусская песня «Солнце колесом у гору идзетсь»). Индийский миф утверждает, что небо создано из черепа Брамы, а по сказанию «Эдды», оно произошло из черепа великана Имира, с чем аналогично гре-ческое предание об Атласе, который на своей голове держит небесный свод. Вместе с этим облака и тучи были уподоблены мозгу, наполняю-щему гигантский череп — небо (что отразилось и в самом языке: мзга — мокрая погода, промозглый), или покрывающим его волосам. Безоблачное, ясное небо удерживает в народном сознании знаменательный эпитет лысого. Так, при жертвоприношениях сибирские шаманы обращаются к небу с такой мольбой: «Отец лысое Небо! Младший