Спортивно-медицинская классификация инвалидов, отнесенных к группе «Прочие»
Класс 1 — Резкое ограничение функций четырех конечностей
Класс 2 - Функциональные ограничения трех или четырех конечностей
Класс 3 - Лимитированы необходимые функции по меньшей мере двух
конечностей
Класс 4 - Лимитированы двигательные функции двух или более конечностей, но ограничения менее значительны, чем в классе 3
Класс Класс 6 — Незначительные ограничения необходимых функций При проведении спортивно-медицинской квалификации у участников соревнований с поражением спинного мозга сила отдельных мышечных мышц групп определяется методом мануально-мышечного тестирования, но при обследовании инвалидов-спортсменов с последствием детского церебрального паралича эта методика не годится, так как результаты ее будут недостоверны вследствие особенности диагноза ДЦП. В этом случае спортивно-медицинская комиссия определяет у обследуемых вместо силы координацию движений. Что касается группы «Прочие», то здесь при нарушении подвижности суставов определяется амплитуда движений. Оценка амплитуды движений При ограничении подвижности суставов с помощью угломера измеряется возможная амплитуда движений и сопоставляется с показателями здорового человека. 0 баллов - Нет движения в суставе 1 балл — Минимальная амплитуда движений |
—Лимитированы функции одной конечности
—Незначительные ограничения необходимых функций
проведении спортивно-медицинской квалификации у участни-внований с поражением спинного мозга сила отдельных мы-мышц групп определяется методом мануально-мышечного тес-я, но при обследовании инвалидов-спортсменов с последстви-эго церебрального паралича эта методика не годится, так как ы ее будут недостоверны вследствие особенности диагноза ДЦП. >м случае спортивно-медицинская комиссия определяет у об-IX вместо силы координацию движений, сасается группы «Прочие», то здесь при нарушении подвижно-вов определяется амплитуда движений.
Оценка амплитуды движений
ограничении подвижности суставов с помощью угломера из-возможная амплитуда движений и сопоставляется с показате-рового человека.
- Нет движения в суставе
— Минимальная амплитуда движений
2 балла — '/4 нормальной амплитуды движений
3 балла — '/2 нормальной амплитуды движений
4 балла — 3/4 от полного объема движений
5 баллов — Полный объем, полная амплитуда движений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Адаптивная физическая культура как новая для России интегратив-ная область образования, науки, культуры, социальной практики имеет большие перспективы. Это обусловлено неудовлетворительным состоянием здоровья населения нашей страны и невозможностью кардинального изменения ситуации без пересмотра всей политики государства, менталитета ее руководителей и широких слоев населения по отношению к физической культуре, в том числе адаптивной, здоровому образу жизни.
В системе образования адаптивная физическая культура должна занять важное место во всех видах и типах образовательных учреждений: дошкольных, школьных, начального, среднего и высшего профессионального, а также дополнительного образования.
Одно из ведущих мест принадлежит адаптивной физической культуре в системе специального (коррекционного) образования, где на ее основе может строиться учебно-воспитательный процесс, мероприятия, обеспечивающие социализацию детей с отклонениями в развитии.
Однако повсеместное внедрение адаптивной физической культуры в систему образования сдерживается недостаточным количеством специалистов-профессионалов. Поэтому в ближайшее время необходимо существенно увеличить количество учащихся, студентов и магистрантов, осваивающих образовательные программы по адаптивной физической культуре.
Огромны перспективы научно-исследовательской работы в области адаптивной физической культуры, объединяющей в себе такие области знаний, как физическая культура, медицина, коррекционная педагогика и большое количество других научных дисциплин.
Наиболее актуальными являются проблемы адаптивного спорта и экстремальных видов двигательной активности, адаптивной двигательной рекреации и креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик.
Последние два компонента (вида) адаптивной физической культуры самым тесным образом связаны с творчеством человека, нетрадиционными способами его самоактуализации, с искусством.
Особенно важным направлением развития адаптивной физической культуры в России является внедрение аксиологической личностно-ори-ентированной концепции отношения общества к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья. А это невозможно без активного
участия средств массовой информации и коммуникации, формирования информационного пространства адаптивной физической культуры.
Одним из путей решения данной задачи является расширение сферы влияния журнала «Адаптивная физическая культура», преобразование его из ежеквартального в ежемесячный.
Повсеместное внедрение в жизнь россиян адаптивной физической культуры как важнейшей области социальной практики позволит поднять на новый качественный уровень всю систему комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их интеграции в общество. А это, в свою очередь, обеспечит новый уровень качества жизни каждого человека нашей страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Мето
дические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развива
ющим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии /
Под ред. проф. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2001. - 152 с.
2. Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура: Учеб
ное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных
заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специаль
ностям 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состо
янии здоровья (адаптивная физическая культура) и 0323 - Адаптивная
физическая культура. — М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.
3. Евсеев С. П., Курдыбайло С. Ф., Сусляев В. Г. Материально-техни
ческое обеспечение адаптивной физической культуры: Учебное пособие /
Под ред. профессора С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2000. — 152 с.
4. Евсеев С. П., Курдыбайло С. Ф., Морозова О.В., СолодковА.С. Адап
тивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов:
Учебное пособие / Под ред. С. П. Евсеева и А. С. Солодкова / СПбГАФК
им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 1996. - 95 с.
5. Шапкова Л. В. Опорные концепции методологии адаптивной фи
зической культуры: Учебное пособие / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. -
СПб., 1997. - 45 с.
6. Шапкова Л. В. Функции адаптивной физической культуры: Учеб
ное пособие / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 1998. - 82 с.
7. Федорова Т.В. Игры, упражнения и психологические тренинги
для студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физичес
кая культура»: Учебное пособие / Под ред. С.П. Евсеева / СПбГАФК
им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 1999. - 134 с.
8. Горская И. Ю., Суянгулова Л. А. Базовые координационные спо
собности школьников с различным уровнем здоровья: Монография. -
Омск: СибГАФК, 2000. - 212 с.
9. Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учеб
ное пособие. — М., 1997.
10. Бабенкова Р. Д., Юровский С. Ю., Захарин Б. И. Внеклассная ра
бота по физическому воспитанию во вспомогательной школе. - М.:
Просвещение, 1997.
11. Велитченко В. К. Физкультура для ослабленных детей. — М.: Тер-
ра-Спорт, 2000.
12. Мозговой В. М., Дмитриев А. А., Самыличев А. С. Методические
рекомендации по организации физического воспитания во вспомога
тельной школе. — М., 1996.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креа
тивной терапии. - СПб.: «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. - 400 с.
14. Шапкова Л. В., Федорова Т. В. Технология подготовки и тематика
квалификационных работ (по специальности 022500 - Адаптивная фи
зическая культура): Учебное пособие / Под ред. С. П. Евсеева;
СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1997.
15. Ежеквартальный периодический журнал «Адаптивная физическая
культура» (2000, № 1-2 и № 3-4; 2001 и последующие годы №1,2, 3, 4).
ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ
АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
ТОМ 1