Развитие координации движений
Л.П.Матвеев (1976), В.ИЛях (1986) предлагают использовать ряд методических приемов, стимулирующих более высокие проявления координации движений:
-необычные исходные положения;
-зеркальные выполнения упражнений;
- изменение скорости и темпа движений;
- изменение пространственных границ выполнения упражнения;
-смену способов выполнения упражнения;
- изменения противодействия в парных упражнениях;
- сочетание известного и неизвестного в одном упражнении и др.
2. Развитие способности к дифференцированию параметров движения
Координационно упорядоченные, согласованные движения тела и его
звеньев достигаются путем сенсорного восприятия (зрительного, вестибулярного, кинестетического), дифференциации временных, пространственных, динамических, ритмических характеристик двигательной деятельности. Эти проявления координационных способностей определяют точность, экономичность, целесообразность движений. Развитие их требует дидактической последовательности, постепенного повышения уровня сложности. Табл. 4 иллюстрирует задачи разных уровней сложности в процессе совершенствования указанных координационных способностей для здоровых школьников младших классов (О.А. Двейрина, 2000), но они вполне применимы для детей и взрослых инвалидов с различными нарушениями.
Таблица 4 Задачи развития и совершенствования дифференцировочной способности
Общие задачи | Частные задачи |
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ | |
1 . Совершенствовать способность к воспроизведению пространственных параметров движений | а) развить способность к воспроизведению исходного положения; б) развить способность к воспроизведению нужной позы в процессе движения; в) развить способность к воспроизведению прямолинейных движений по форме, направлению, амплитуде и расстоянию; г) развить способность к воспроизведению криволинейных движений по форме, направлению, амплитуде и расстоянию |
Общие задачи | Частные задачи |
2. Совершенствовать способность к воспроизведению временных параметров | а) развить способность к воспроизведению длительности всего движения; б) развить способность к воспроизведению длительности отдельных фаз движения; в) развить способность к воспроизведению темпа движений |
3. Совершенствовать способность к воспроизведению пространственно-временных параметров движения | а) развить способность воспроизводить скорость движения; б) развить способность воспроизводить изменения скорости движения в) развить способность воспроизводить резкие и плавные движения |
4. Совершенствовать способность к воспроизведению динамических параметров движений | а) развить способность воспроизводить приложенную силу (меру воздействия) движущейся части тела на какие-либо внешние объекты; б) развить способность воспроизводить силовые усилия на основе мыслительного образа заданного действия |
5. Совершенствовать способность к воспроизведению ритмических параметров | а) развить способность воспроизводить сильные, акцентированные по усилиям движения через различные интервалы времени; б) развить способность воспроизводить сильные, акцентированные во времени движения через различные интервалы времени; в) развить способность воспроизводить сильные, акцентированные в пространстве движения через различные интервалы времени |
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ | |
6. Совершенствовать способность к отмериванию пространственных параметров движений | а) развить способность к отмериванию длины шага; б) развить способность к отмериванию траектории движения; в) развить способность к отмериванию амплитуды движения |
7. Совершенствовать способность к отмериванию временных параметров движения | а) развить способность к отмериванию длительности всего движения; б) развить способность к отмериванию отдельных фаз движения; в) развить способность к отмериванию темпа движений |
8. Совершенствовать способность к отмериванию пространственно-временных параметров движения | а) развить способность к отмериванию скорости движения; б) развить способность к отмериванию изменения скорости движения; в) развить способность к отмериванию резких и плавных движений |
Общие задачи | Частные задачи |
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ | |
16. Совершенствовать способность к оцениванию пространственных параметров движений | а) развить способность оценивать исходное положение; б) развить способность оценивать нужную позу в процессе движения; в) развить способность оценивать прямолинейные движения по форме, направлению, амплитуде и расстоянию; г) развить способность оценивать криволинейные движения по форме, направлению, амплитуде и расстоянию |
1 7. Совершенствовать способность к оцениванию параметров движений | а) развить способность оценивать длительность всего движения; б) развить способность оценивать длительность отдельных фаз движения; в) развить способность оценивать темп движений |
1 8. Совершенствовать способность к оцениванию пространственно-временных параметров движений | а) развить способность оценивать скорость движения; б) развить способность оценивать изменения скорости движения; в) развить способность оценивать резкие и плавные движения |
19. Совершенствовать способность к оцениванию динамических параметров движений | а) развить способность оценивать приложенную силу (меру воздействия) движущейся части тела на какие-либо внешние объекты; б) развить способность оценивать силовые усилия на основе мыслительного образа заданного действия |
20. Совершенствовать способность к оцениванию ритмических параметров движений | а) развить способность оценивать сильные, акцентированные по усилиям движения через различные интервалы времени; б) развить способность оценивать сильные, акцентированные во времени движения через различные интервалы времени; в) развить способность оценивать сильные, акцентированные в пространстве движения через различные интервалы времени |
Способность к дифференцированию временных, пространственных, динамических и ритмических параметров движения развивается как в процессе обучения двигательным действиям инвалидов, так и самостоятельно, компенсируя отдельные отставания в развитии, обусловленные дефектом. Выбор методических приемов зависит от внешних условий, видов упражнений, физической и психической готовности занимающихся.