Для лиц с поражением интеллекта
11.1. История адаптивного физического воспитания в нашей стране
Впервые исторический экскурс в становление адаптивного физического воспитания лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии был предметом исследования А.С. Самыличева, О.В. Яшина (2001).
На первом историческом этапе, названным ими «донаучным», здравый смысл был в основе практических действий по внедрению физической культуры для лиц с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы, которых тогда называли дефективными. Начинателем этого был В.П. Кащенко (1912), который уделял большое внимание лечебно-оздоровительным мероприятиям (гимнастике, играм, массажу) при работе в открытой им школе-санатории.
Ведущий отечественный дефектолог того времени А.Н. Граборов еще в 1920 г. выдвигал проблему вовлечения умственно отсталых детей в разнообразную деятельность, требующую затрат определенных мышечных усилий.
В 1921 г. на Всероссийской конференции по борьбе с детской дефективностью в числе вопросов, обсуждавшихся на ней, уже были вопросы, посвященные физическому воспитанию таких детей.
В те годы особое значение во вспомогательной школе придавалось учебному предмету, называемому «психическая ортопедия» (это была система упражнений, способствующих коррекции психических недостатков, в числе которых были движения для совершенствования мелкой моторики (пальцев и кистей рук). Кроме того, в учебный план вспомогательной школы было включено наряду с уроками «жизневе-дения», рисования, пения, ручного труда и выполнение физических упражнений.
В годы Великой Отечественной войны во вспомогательных школах с 3-го по 6-й классы была введена военно-физкультурная подготовка, и многие выпускники этих школ сражались с оружием в руках с фашистскими захватчиками.
В те годы большое внимание вопросам физического воспитания уделяли Д.И. Азбукин (возглавлявший в течение ряда лет НИИ дефектологии АПН СССР), А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев и другие дефектологи. Они отмечали тесную связь физического и трудового воспитания.
С 1960 г., когда продолжительность обучения во вспомогательной школе была увеличена до 8 лет, в учебный план таких школ введены уроки физического воспитания.
Начало второго этапа развития адаптивного физического воспитания лиц с поражением интеллекта, основанного на научных исследованиях, приходится на первые годы 60-х (А.С. Самыличев, О.В. Яшин, 2001).
Так, в 1962 г. Н.А. Козленке защитил диссертацию «Особенности двигательных нарушений у учащихся вспомогательной школы и коррекция их средствами физической культуры (на первоначальном этапе обучения)». Он один из первых начал исследовать двигательные способности умственно отсталых детей. По его данным, дети-олигофрены значительно отстают от учащихся массовой школы по всем показателям развития моторики, и особенно при выполнении заданий ча точность. Однако представители самой сильной части детей с поражением интеллекта не отличались от учащихся массовой школы.
Однако чуть позже начался третий этап внедрения во вспомогательные школы «инвалидно-охранительного режима» на занятиях физическими упражнениями. На основании исследования моторики и физического развития детей-олигофренов всячески подчеркивались особенности их двигательной сферы и вводились всевозможные запреты и ограничения.
В 1977 г. В.М. Мозговой, преодолев ограничения и запреты, стал изучать возможности усвоения учащимися вспомогательной школы сложных двигательных действий (опорные прыжки) на уроках физической культуры. Он показал, что одним из основных условий успешного овладения этими действиями является применение правильно разработанной системы специальных и подводящих упражнений, направленных в первую очередь на развитие двигательных качеств.
Благодаря усилиям профессора Б.В.Сермеева и его научной школы (Р.А. Белов, В.М. Туманцев, А.Н .Плешаков, А.С. Самыличев, Ю.И. Го-жев, А.Г. Хасин, А.А. Зеленое, А.А. Дмитриев и др.) в середине 70-х годов начался четвертый этап развития адаптивного физического воспитания - этап акцентированного внимания на развитие двигательных качеств детей с нарушением интеллекта.
И, наконец, пятый этап— внедрение спортивной деятельности в жизни учащихся вспомогательной школы— начался в 90-х годах. Этот этап продолжается и до настоящего времени, когда адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, лечебная физическая культура являются важнейшими направлениями работы по комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с поражением интеллекта.
Однако необходимо констатировать, что появление в нашей стране адаптивного спорта среди лиц с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы во многом было связано с быстрым развитием в мире, прежде всего в США, Специального олимпийского движения, зародившегося в 1963 г.
Первые публикации о спорте для лиц с отклонениями в развитии интеллекта, развивающемся в североамериканском обществе, вышли в свет в 1979 г. в журнале «Дефектология» (А.С. Самыличев, Н.С. Самыличев. «Об исследованиях в области физического воспитания умственно отсталых, проводимых в США и Канаде»).
В настоящее время вопросами организации адаптивного спорта лиц с нарушениями интеллекта, взаимодействия с международными струк-
турами по этому вопросу занимается «Специальная олимпиада России», президентом которой является А.В. Павлов.
Одна из ведущих отечественных программ по специальному олимпийскому движению реализуется Специальным олимпийским комитетом Санкт-Петербурга (президент В.Л. Мутко, генеральный директор С.В. Гутников), который отметил в 2001 г. свое десятилетие. Отличительными особенностями программы Специального олимпийского комитета (СОК) Санкт-Петербурга являются:
- интеграция усилий государственных, общественных, коммерчес
ких организаций на основе коллективного договора между СОК, коми
тетами и департаментами администрации Санкт-Петербурга, курирую
щими вопросы физической культуры и спорта, образования, социально
го обеспечения, и учреждениями, находящимися в их ведении (детски
ми домами-интернатами; специальными, коррекционными образователь
ными учреждениями; учреждениями дополнительного образования физ-
культурно-спортивной направленности детей, психоневрологическими
интернатами и др.), а также учреждениями и организациями профессио
нального образования и науки (СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, Институ
том специальной педагогики и психологии Международного универси
тета семьи и ребенка им. Р. Валленберга и др.), другими структурами;
- объединение программ специальной олимпиады и программ спе
циального искусства (Спешиал Арт) в единую программу;
- большой охват занимающихся, как организованных в государствен
ных структурах, так и обучающихся в домашних условиях.
11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта
История адаптивного спорта для данной категории лиц, получившего свое развитие в рамках движения Спешиал Олимпикс, уходит своими корнями в 60-е годы, когда в июне 1963 г. Юнис Кеннеди Шрай-вер открыла в своем собственном доме в Мэриленде (США) летний лагерь для детей и взрослых с умственной отсталостью с целью изучить их физические способности к различным видам спорта.
Первый опыт показал, что людям, имеющим умственную отсталость, занятия физическими нагрузками приносят огромное удовольствие и очень сильный эмоциональный заряд бодрости. Первые официальные занятия показали, что физические возможности лиц с нарушением интеллекта безграничны. Это позволяет сделать вывод, что спорт стимулирует развитие личных качеств, которые приводят к освоению высоких спортивных результатов людьми с умственной отсталостью.
Но самый главный итог первых опытов внедрения в практику адаптивного спорта состоял в том, что этот вид деятельности не только способствует физическому развитию и совершенствованию занимающихся, но и позволяет им приобрести ценный социальный опыт: общения, выполнения различных ролей и функций, положительных эмоций.
Другими словами, адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта - это не только и даже не столько путь к их физическому совершенствованию, сколько эффективнейшее направление их социализации, интеграции в общество здоровых людей, повышения уровня качества жизни.
Начиная с 1964 г. по всей Америке организуются сотни частных организаций, которые открывают летние лагеря по спортивной программе для лиц с нарушением интеллекта. Эти программы финансируются из специально созданного фонда «Фандейшн Кеннеди». Такие спортивные лагеря действуют в Америке и по сей день.
Понимая, что люди с умственной отсталостью нуждаются в более широких возможностях для достижения высоких спортивных результатов и участия в спортивных тренировках, Юнис Кеннеди Шрайвер организует международное соревнование с 19 по 20 июня 1968 г. Это первые международные игры Спешиал Олимпикс на Солджер Фидд в Чикаго, где из 26 штатов Америки и Канады 1 000 спортсменов соревновались по легкой атлетике и плаванию.
Официальная регистрация Спешиал Олимпикс произошла в декабре 1968 г. Спешиал Олимпикс создана как недоходная благотворительная организация. Национальная ассоциация умственно отсталых граждан, Совет особенных детей и Американская ассоциация умственной неполноценности заявили о своей поддержке этому первому усилию, направленному на обеспечение спортивной подготовки и организацию спортивных соревнований для людей с умственной отсталостью на основе олимпийских традиций и в олимпийском духе.
Уже в январе 1970 г. все 50 штатов, округ Колумбия и Канада имеют программы Спешиал Олимпикс. 50 000 спортсменов постоянно начинают осваивать тренировки на местном уровне и участвовать в соревнованиях. До 1970 г. все соревнования проходили на территории Америки, и программа спортивной подготовки распространялась только на лиц с умственной отсталостью, проживающих в США и Канаде. В течение многих лет делались попытки распространения программы Спешиал Олимпикс на другие развитые страны. И только в июне 1970 г. были организованы международные соревнования в Париже, где приняли участие около 600 человек. Данные соревнования продемонстрировали, насколько программа Спешиал Олимпикс интересна для всех стран мира, и люди с данной патологией принимают ее, с удовольствием соревнуются и находят в этом много полезного. Методика проведения соревнований настолько благородна и уникальна, что правительство Франции приняло решение о создании подобной организации сразу же после первых соревнований.
Вторые международные игры Спешиал Олимпикс проходят в этом же 1970 г. в Чикаго, куда съезжаются около 2 000 спортсменов из всех штатов США, округа Колумбии, Канады, Франции и Пуэрто-Рико. Вторые игры достаточно ярко показали, как все общество заинтересованно откликается на проблемы данной категории лиц и с удовольствием добровольно оказывает огромную помощь и поддержку Спешиал Олимпикс. По окончании Вторых игр Спешиал Олимпикс
США поднимается на более высокую ступень развития, получая поддержку всех спортивных организаций и известных, популярных спортсменов.
В декабре 1971 г. Олимпийский комитет США официально признает Спешиал Олимпикс в качестве одной из двух организаций, которые имеют право использовать слово «олимпийский» в своем названии. Это событие придало движению новый виток в развитии. Во всех городах организуются отделения Спешиал Олимпикс, которые на научной основе начинают строить спортивную и физкультурно-массовую работу со спортсменами с умственной отсталостью. В разработке спортивных программ, написании всевозможных материалов принимают участие ученые США. Вот поэтому Третьи международные игры Спешиал Олимпикс проходят с 13 по 18 августа 1972 г. на территории Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе с участием 2 500 спортсменов. С 1972 по 1975 гг. разрабатывается специальная программа по сбору средств и пропаганде Спешиал Олимпикс по всей стране.
В апреле 1973 г. телевизионная программа АВС передает в масштабе страны отрывок Третьих международных игр Спешиал Олимпикс в программе «Спортивный мир». Затем, в декабре 1974 г., к сбору средств подключаются национальные баскетбольные ассоциации для совместных действий в качестве спонсоров.
В марте 1975 г. в Америке происходит особое событие для Спешиал Олимпикс. Президент страны Джералд Форд вместе с известными людьми Америки Мохаммедом Али, Барбарой Стрэйзанд, Дэвидом Фростом и другими участвует в телевизионных передачах совместно с лучшими спортсменами Спешиал Олимпикс. Более 10 миллионов телезрителей увидели первую президентскую премьеру для Спешиал Олимпикс.
После этой передачи происходит удивительное событие, которое привлекает к этому благородному движению многих непрофессиональных спортсменов. Они объединяются с одной целью — оказать содействие и помощь в сборе средств для проведения IV Международных игр Спешиал Олимпикс. В этом же 1975 г., в апреле, организуется марафонский пробег длиной в 3 182 мили от Вашингтона до Лос-Анджелеса без остановок. В этом пробеге участвуют 3 182 спортсмена. На пути пробега к ним присоединялись сотни команд из школ, колледжей, всевозможных клубов по легкой атлетике, местных беговых ассоциаций и много добровольцев. Этот пробег показал, насколько граждане Америки едины в общем порыве оказать помощь личным вкладом и выразить свою поддержку Спешиал Олимпикс.
С 7 по 11 августа 1975 г. на территории Центрального Мичиганского университета, штат Мичиган, проводятся IV Международные игры Спешиал Олимпикс. Огромное количество зрителей на трибунах. 3 200 спортсменов из десяти стран. Соревнования проводились по 8 видам спорта. Игры траслировались на всю страну по телевизионному каналу СВЕ в передаче «Спортивные представления». IV Игры вызвали особый интерес всей страны. Программа Спешиал Олимпикс считается особой, и к ней начинают проявлять интерес крупные фирмы и компании США. Начинается подготовка к I зимним играм.
5 1466
С 5 по 11 февраля 1977 г. в Стимбоут-Спрингз, штат Колорадо, кро-водятся Первые международные зимние игры Спешиал Олимпикс с участием более 500 спортсменов в соревнованиях по лыжным гонкам и конькам. Игры освещались по телевизионным каналам США.
В 1977 г. получают аккредитацию 19 стран мира для участия в Специальных олимпийских играх. В сентябре 1977 г. принимается международная программа по футболу, где в качестве старших тренеров выступают великие футболисты Пеле и Кил Рот-младший.
В декабре 1978 г. траслируется вторая президентская премьера с участием Христофора Рива, где 11 спортсменов Спешиал Олимпикс из рук президента получают награды «Дух Спешиал Олимпикс» за проявление смелости, умения, щедрости и радости.
В июле 1979 г. в Америке выходит первая марка Спешиал Олимпикс, которая была представлена на церемонии в Белом Доме.
V Международные летние игры с участием 3 500 спортсменов из 20 стран проходят с 8 по 13 августа 1979 г. на территории Университета штата Нью-Йорк в Брокспорте.
Вторые зимние международные игры Спешиал Олимпикс проходят в штате Вермонт, с 8 по 13 марта 1981 г. 600 спортсменов борются за золотые медали по горным лыжам, конькам и в лыжных гонках. Главным судьей соревнований был на этих Играх Эрик Хайден.
В июле 1981 г. вице-президент Джордж Буш устраивает в своем доме прием для 800 спортсменов Спешиал Олимпикс. Одновременно транслируется премьера фильма «Супермен-II» в Лондоне, Вашингтоне и Нью-Йорке для Спешиал Олимпикс, и собирается крупная сумма денег, которая переводится на счет Спешиал Олимпикс.
В этом же году международный штаб Спешиал Олимпикс совместно с директорами штатов и национальными директорами стран создают программу сертификации тренеров Спешиал Олимпикс и руководства по спортивным умениям для каждого официального вида спорта в Спешиал Олимпикс.
К декабрю 1982 г. в программу Спешиал Олимпикс включаются 50 стран мира. В 1983 г. на основании принятой программы сертификаты тренеров Спешиал Олимпикс получили 25 000 человек.
Третья президентская премьера для Спешиал Олимпикс представляет «Супермен-Ш» с участием Христофора Рива в июне 1983 г. Президент Рональд Рейган устраивает прием на лужайке Белого Дома спортсменам Спешиал Олимпикс, а через месяц, с 12 по 13 июля, они участвуют в VI Международных играх. Игры проходят на территории Университета штата Луизиана в Брайтон Бич. 60 000 зрителей на открытии Игр, 4 000 спортсменов из 50 стран мира - это результат проделанной работы по организации Игр.
Через 2 года с 24 по 29 марта 1985 г. проходят III зимние Международные игры Спешиал Олимпикс с участием 800 спортсменов из 14 стран мира. Игры состоялись в Пар Сити, штат Юта. Событие, которое состоялось в июне 1986 г., собирает миллион долларов для Спешиал Олимпикс: 14 тысяч американцев участвуют в факельном пробеге по 44 штатам.
В 1986 г. происходят два больших события для Спешиал Олимпикс. Первое — телекомпания НВЕ показывает передачу «Особая любовь» -ленту из двух частей про Спешиал Олимпикс. Второе - ООН объявляет 1986 г. международным годом Спешиал Олимпикс. В Нью-Йорке у здания Организации Объединенных Наций проводится митинг с участием большого количества людей под девизом «Спешиал Олимпикс объединяет мир».
Многие телекомпании заявляют на всю страну о своем намерении транслировать полностью VII Игры. В июле 1987 г. организуется 26 000-мильный забег по внедрению закона относительно Спешиал Олимпикс, в котором участвуют более 30000 человек. Было собрано более 2 млн долларов.
4 700 спортсменов из 70 стран мира собираются на VII Международные летние игры Спешиал Олимпикс, которые проходят с 31 июля по 8 августа 1987 г. Эти Игры стали самым крупным мероприятием, которые проводилось когда-либо для людей с физическими недостатками, и самым крупным мероприятием любительского спорта 1987 года. 50 миллионов зрителей и 150 миллионов читателей узнали об этих Играх.
В 1988 г. штаб-квартира Спешиал Олимпикс празднует 20-ю годовщину этой уникальной спортивной программы. 73 страны мира принимают участие в этом праздновании.
Особое место в истории развития Спешиал Олимпикс занимает исторический момент подписания соглашения Хуана Антонио Сама-ранча - президента Международного олимпийского комитета (МОК) с основателями Спешиал Олимпикс Саржент Шрайвер и Юнис Кеннеди Шрайвер. Исторический факт подписания соглашения обнародован на XV зимних Олимпийских играх в Калгари 1 февраля 1988 г. Президент МОК официально утверждает и признает Спешиал Олимпикс и разрешает использовать слово «олимпийский» на международном уровне при проведении Специальных Олимпийских игр.
В 1988 г. Международный комитет Спешиал Олимпикс определяет из пяти городов США Миннеаполис — город, в котором состоятся летние игры 1991 г. В этом же году на постоянной конференции Спешиал Олимпикс в Рено, штат Невада, принимается новая программа Юни-файд Спорт (объединяющий спорт). Первыми видами спорта, включенными в эту программу, были бейсбол, волейбол, боулинг.
В состоявшихся в 1991 г. VIII Международных летних играх (в Сан-Поль, США, приняло участие 76 стран и 6 000 спортсменов.
Международные летние Игры 1996 г. в Нью-Хевене (США) собрали 7 200 участников из 144 стран мира.
Быстро прогрессирует движение Специальной олимпиады и в Европе - Европейские летние игры 2000 г., состоявшиеся в Гренингене (Голландия), приняли 51 страну и 2 000 специальных атлетов.
Таким образом, Специальная олимпиада, помогающая всем людям с умственной отсталостью в социальной адаптации и самореализации, создающая для них возможности добиться успеха как на спортивной арене, так и за ее пределами, является важнейшим социальным феноменом современности, олицетворяющим идеи справедливости и гуманизма.
: |
Контрольные вопросы, и задания
1. Где и когда зародилось Специальное олимпийское движение?
2. Какова главная цель Специальной олимпиады?
3. Какая организация занимается программами Специальной олим
пиады в Российской Федерации?
4. Каковы особенности работы Специального олимпийского коми
тета Санкт-Петербурга?
5. Охарактеризуйте сходства и различия Специального олимпийс
кого движения и паралимпийского движения.
Часть вторая
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТИВНОЙ
физической культуры
Раздел III
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ГЛАВА 12
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
И СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
(ВКЛЮЧАЯ ИНВАЛИДОВ)
12.1.Адаптивная физическая культура - составная часть комплексной реабилитации инвалидов
Комплексная реабилитация как процесс обеспечения готовности челбвека~с-отютоненйями в достоянии здоровья и инвалида к реализации образа жизни,- который бы не вступал в противоречие с образом жТШи^доровых (нормально развивающихся) людей предполагает обязательное использование физических упражнений, адаптированных к конкретному заболеванию или дефекту двигательной активности.
Физическая реабилитация является базой, основой любого вида реабилитации (социально-трудовой, социально-бытовой, социально-культурной и др.) (см. главу 2). Это обусловлено тем, что человек представляет собой неделимое единство биологического, психологического и социального, которые находятся в теснейшей взаимосвязи, взаимодействии.
Очень образно об этом сказал А. Маслоу (1987), основной создатель гуманистической психологии: «... нет такой реальности, как потребность желудка или рта. Есть только потребность индивидуума. Именно Джон Смит хочет есть, не желудок Джона Смита. Далее, удовлетворение приходит ко всему индивидууму, а не к отдельным его частям. Пища удовлетворяет голод Джона Смита, а не голод его желудка — когда Джон Смит голоден, он голоден весь» (приводится по Д. Хьелл, Д. Зиглер, 1997).
Двигательная активность человека заложена в генах и связана с фундаментальным свойством живого - биологической адаптацией к условиям жизни и сферы обитания. Однако современные условия жизни и трудовой деятельности свели практически к нулю двигательную активность человека, создали ситуацию невостребованности его нормальных
кондиций. Гиподинамия и гипокинезия — непременные атрибуты современной цивилизованной жизни — стали одним из главных факторов, обуславливающих ухудшение здоровья населения.
Снижение объема и интенсивности физической активности, низкий уровень затрат на мышечную работу, упрощение и обеднение двигательной деятельности человека приводят к негативным результатам в функционировании как внутренних органов и систем человека, так и его психики.
И если здоровый человек снижает до недопустимого уровня свою двигательную активность, то в этом виноват только он сам. У инвалида дефицит движений, как правило, спровоцирован его заболеванием или дефектом. Действительно, отсутствие зрения, детский церебральный паралич, ампутации, нарушения интеллекта являются серьезнейшими препятствиями для полноценной двигательной активности. Однако подчеркнем — препятствием, но не запретом, исключением.
Вина и ответственность за вынужденную гиподинамию и гипокинезию детей-инвалидов, у которых естественная двигательная активность ограничена его дефектом и он нуждается в целенаправленной помощи и создании особых условий, полностью возлагаются на родителей, врачей, других вспомогающих специалистов, в том числе - по адаптивной физической культуре.
Взрослые инвалиды с сохранным интеллектом при должной теоретической подготовке и, главное, при желании могут сами организовать доступные формы двигательной активности (за исключением очень тяжелых случаев).
Однако проблема здесь состоит в том, что в массовом сознании и, к сожалению, в среде специалистов (медиков, психологов, представителей традиционной физической культуры и др.) укоренилось мнение о необходимости обязательного ограничения движений, двигательной активности практически при любом заболевании и дефекте, стереотипы веры только в фармакологические и другие медицинские средства и методы лечения и профилактики, во всемогущие добавки, стимуляторы, активизаторы, сжигатели жира и т.д. и т.п.
Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем культуры общества и личности в области человековедения, его телесности и психики, а с другой - массированными рекламными акциями производителей перечисленных товаров.
Коварство же дефицита движений состоит в том, что повседневные негативные морфофункциональные изменения (особенно на фоне естественного развития, обусловленного генетической программой развертывания жизненных процессов у детей и юношей и девушек) малозаметны. Однако отрицательное кумулятивное воздействие приводит к следующим изменениям (В.С. Дмитриев и др., 1995):
—снижается функциональная активность органов и систем и нару
шаются регуляторные механизмы;
—происходят атрофические и дегенеративные изменения опорно-
двигательного аппарата и в особенности его нервно-мышечного и кост
ного компонентов;
—нарушаются обменные и снижаются катаболические процессы;
— уменьшается тренированность мышц (особенно таких крупных,
как мышцы живота, спины), что неблагоприятно отражается на функ
циях кровообращения, пищеварения, дыхания;
- снижается сердечная деятельность, что приводит к деструктивным
изменениям по типу атрофии и уменьшению энергетического потенциала;
— уменьшается жизненная емкость легких и легочная вентиляция
как в покое, так и, особенно, при физической работе;
- резко ухудшается орто- и антиортостатическая устойчивость, что
является следствием расстройства рефлекторных механизмов, регули
рующих тонус сосудов;
— нарушается терморегуляция и происходят другие негативные мор
фофункциональные изменения в организме человека.
В обширной специальной литературе подробно рассматриваются и другие негативные изменения, происходящие в организме человека в связи с гиподинамией и гипокинезией, начиная с клеточного и заканчивая организменным уровнем, подробно описываются так называемые моторно-висцеральные рефлексы и другие механизмы заболеваний, основной причиной которых является малоподвижность. Однако значительно реже исследователи обращают внимание читателей на такой важный фактор, как недостаточный уровень двигательной активности. Дефицит движений отрицательно сказывается на развертывании всех без исключения компонентов генетической программы развития и жизнедеятельности организма человека. То есть речь здесь идет не только о телесных (физических) характеристиках, но и об интеллектуальных, эмоционально-волевых, познавательных и вообще духовно-психических свойствах человека, его личностном развитии. Особенно это проявляется, если в ситуации вынужденной гиподинамии оказывается ребенок, который с помощью движений не только активизирует функционирование, развитие и совершенствование всех своих органов и систем, но и познает окружающий его мир, формирует свои ощущения, восприятия, ориентировки, пространственно-временные шкалы, схему своего тела и т.д. и т.п., в том числе и эмоционально-волевую сферу. ~ ~Таким образом, одной из главных проблем в системе комплексной реабилитации больных и инвалидов практически любых нозологических групп является «борьба» с последствиями вынужденной малоподвижности, активизация деятельности всех сохранных функций и систем организма человека, профилактика огромного количества болезней, зарождающихся в результате гиподинамии и гипокинезии.
И именно эту проблему в первую очередь должна решать адаптивная физическая культура (физическая реабилитация, адаптивная двигательная рекреация, адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт и другие ее компоненты).
Подчеркнем еще раз, что практически не существует видов заболеваний (за исключением острых стадий), при которых средства и методы адаптивной физической культуры не оказались бы полезными. Эффект от них будет зависеть от правильного подбора упражнений, определения нужной интенсивности и дозировки их выполнения, интервалов отдыха и других факторов.
Второй по значимости проблемой, которую целесообразно решать с помощью технологий адаптивной физической культуры в процессе комплексной реабилитации инвалидов, является проблема преодоления психологических комплексов неполноценности (чувства эмоциональной обиды, отчужденности, пассивности, повышенной тревоги, потерянной уверенности в себе и др.) или, наоборот, завышения своей оценки (эгоцентризма, агрессивности и др.).
Для решения отмеченной проблемы могут с успехом применяться различные варианты креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик: психосоматическая саморегуляция, ритмопластика, танцтерапия и др. Хорошо влияет на эмоционально-волевую сферу занимающихся игровая и соревновательная деятельность, сюжетно-ролевые способы выполнения двигательных заданий. *
/ Третьей проблемой, решаемой в системе комплексной реабилитации инвалидов за счет использования средств и методов адаптивной физической культуры, является коррекция основного дефекта.
Существует большое количество различных авторских методик коррекции с помощью физических упражнений, выполняемых совместно с психорегулирующими тренингами и заданиями, последствий детского церебрального паралича, нарушений зрения, речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, травм спинного мозга, соматических и целого ряда других заболеваний.
Однако эти методики настороженно воспринимаются традиционной медициной, представителями специального образования.
Следующая, четвертая проблема комплексной реабилитации инвалидов, решение которой может быть осуществлено специалистами по адаптивной физической культуре, представляет собой необходимость осваивать новые двигательные умения и навыки, обусловленные потребностью человека компенсировать дефект, не поддающийся коррекции или восстановлению.
В адаптивной физической культуре разработаны средства и методы освоения двигательных действий, основанные на широком применении вспомогательных устройств и тренажеров, использовании физической помощи и страховки, других методических приемов (см. гл. 19). Пятая проблема сводится к всестороннему и гармоничному развитию физических качеств и способностей занимающихся, повышению их кондиционных возможностей на основе широкого применения средств и методов адаптивной физической культуры. Сведения об этих средствах и методах, организационных формах, принципах представлены в 20-й главе.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы основные негативные последствия вынужденной гипо
динамии и гипокинезии?
2. Адаптивная физическая культура как путь «борьбы» с вынужден
ной малоподвижностью и мобильностью инвалидов.
3. Раскройте возможности адаптивной физической культуры в пре
одолении психологических комплексов неполноценности инвалидов и
лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
4. Коррекция основного дефекта как важнейшая задача адаптивной
физической культуры.
12.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
В последние годы интенсивно проводятся исследования, посвященные проблеме социализации личности под воздействием и посредством использования средств и методов физической культуры (Н.И. Пономарев, 1975, 1996; В.А. Пономарчук, О.А. Аяшев, 1991; И.М. Быховская, 1993; Н.Х. Хакунов, 1994; В.Д. Чепик,1995; Э. Майн-берг, 1995; Ю.М. Николаев, 1998 и мн. др.).
Под социализацией понимается процесс включения человека в жизнь общества, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальную сферу и социальные группы (Н.И. Пономарев, 1975).
В настоящее время социализацию все чаще определяют как двусторонний процесс: с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, а с другой — в процессе социализации он активно приобщается к культуре, воспроизводит систему ценностей и социальных связей, влияет на жизненные обстоятельства, окружающих людей (А.В. Мудрик, 1991; Э. Майнберг, 1995 и др.). Другими словами, индивид не только адаптируется, приспосабливается к социальной среде, но и «завоевывает» определенное социальное пространство.
А.В. Мудрик (1991) выделяет три крупных группы факторов (институтов) социализации. Первая - макрофакторы, которые являются условиями социализации всех или очень многих людей. Это космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство. Вторая - мезофак-торы. К ним относятся этнос и тип поселения (город, поселок, село), в котором живет человек. Третья — микрофакторы - семья, школа (система образования), общество сверстников и другие.
Э. Майнберг (1995) выделяет в качестве важнейших инстанций социализации семью и школу, а в качестве существенных факторов -культуру, общество, социальную принадлежность, пол.
В чем различия между социализацией и воспитанием?
Во-первых, социализация понимается большинством специалистов как процесс «врастания» человека в общество, и он длится в течение всей его жизни. Воспитание же — процесс, ограниченный во времени.
Во-вторых, социализация индивида происходит под влиянием всего окружающего мира, постоянно изменяющегося и зачастую непредсказуемого. Во всяком случае, социализирующие воздействия окружающей действительности невозможно спланировать и даже в первом приближении прогнозировать их эффект. Воспитание представляет собой
сознательный, планомерный, методичный процесс воздействия на подрастающее поколение в определенном направлении. Для воспитания основополагающим является ответственность воспитателя по отношению к воспитаннику, что характеризует этот процесс как межличностный (совершающийся как минимум между двумя лицами), что для социализации вовсе необязательно.
Для социализации важны такие понятия-метафоры, как «дух», «воздух» времени, когда учащиеся усваивают («впитывают») социальные нормы и ценности, порой даже не осознавая это.
^Со1шшшзирующая_водь, физической культуры, и особеннр_адапг_ тивнрй физической культуры, выражается в том, что этот вид социаль-^ной"практики оказывает глубокое и всестороннее воздействие на"суир нееише качества человека, развивая его физически и духовно.
Чтобы наглядно представить роль и место адаптивной физической культуры в социализации и вообще в жизни общества, необходимо ознакомиться с ее функциями (см. главу 15).
Это ознакомление позволит убедиться в том, что адаптивная физическая культура оказывает на человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида самое разнообразное влияние. Так, например, адаптивный спорт учит честно выигрывать и достойно проигрывать, способствует физическому и моральному развитию и совершенствованию, формирует благородство и трудолюбие, отвлекает от вредных привычек; он заставляет думать в напряженной, порой экстремальной обстановке, учит самодисциплине, подчиняет человека тренировке, собственные интересы — интересам команды.
Человек, занимающийся любым спортом, попадает под воздействие четкого регулирования поведения (уставы, правила соревнований, режим и т.п.), он приобщается к активному участию в жизни спортивного коллектива и воспитывается тем самым как активный общественный деятель. Спорт порождает социально значимые мотивы деятельности (Н.И. Пономарев, 1996).
В спорте созданы разные общности (общественные организации, ассоциации) людей, начиная от команды и кончая международными союзами, федерациями и объединениями, работа которых приобрела значительный размах, систематичность и регулярность. Все