Подвижные игры для младших школьников

«Догоняй мяч»

Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.

Количество игроков - 10-12 человек.

Инвентарь: два озвученных мяча.

Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдаются мячи. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.

Методические указания:

- мячи можно только передавать, но не брать;

- количество мячей можно увеличить;

- передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.

Контрольные вопросы и задания

1. Покажите на примере 3-4 классификационных призна­ков (оснований деления) возможности классификации под­вижных игр.

2. Раскройте основные требования к проведению подвиж­ных игр.

V27*

3. В чем состоят особенности методики проведения под­вижных игр с детьми, имеющими нарушения зрения (слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата)?

4. Дайте характеристику игры как деятельности.

5. Каковы возможности психологической игры?

6. Приведите примеры возможных подвижных игр для детей с детским церебральным параличом.

7. Какие игры для умственно отсталых детей вы знаете?

8. Раскройте содержание одной подвижной игры для де­тей со зрительной патологией.

Глава Q

Туризм как метод реабилитации и оздоровления лиц с ограниченными возможностями1

Основным методом в практике социальной реабилитации считаются занятия в рамках определенных видов деятельно­сти. Подразумевается, что данные занятия способствуют раз­витию способностей, навыков, компетентности, интеграции в социальную жизнь. В качестве средства социальной реаби­литации в настоящее время активно используются следующие виды деятельности: чтение художественной литературы и ри­сование; живопись, скульптура, танцы, игра на музыкальных инструментах; лепка; разведение цветов, экологические опы­ты; игры; спорт и физическая культура.

В последние годы в данный перечень был включен туризм, отдельные направления которого соединяют в себе реабили­тационный эффект многих других видов социальных воздей­ствий.

Большинство путешествий совершается в группе. Данный момент актуален с точки зрения социальной и психологиче­ской. Так, экскурсионный туризм (особенно за рубежом) явля­ется признанным направлением культурной реабилитации инвалидов. Образовательный туризм является эффективным средством социализации, повышения социальной активнос­ти, педагогического и физического воспитания. Представля­ют большой интерес сведения о том, что туристские меропри­ятия могут служить средством борьбы с суицидальным Настроем у инвалидов молодого возраста. Достижения инва­лидов-путешественников оказывают позитивное влияние на Других инвалидов со схожими заболеваниями. Являясь раз-

1 Ахмедшин A.M. Туризм как метод реабилитации и оздоровления инвали­дов и пожилых людей. - Уфа, 2002. - 69 с.

7 - 10731

новидностью адаптивной физической культуры и спорта, оз­доровительный и спортивный виды туризма позитивно вли­яют на здоровье и общее психофизическое состояние чело­века.

Так как достаточно распространенным явлением являет­ся замыкание инвалидов в узком социальном кругу, отметим, что человек в группе ведет себя особым образом и группа мо­жет позитивно влиять на человека.

Сами инвалиды-туристы оценивают данное влияние сле­дующим образом: «То состояние общности,... которое возник­ло в походе между совершенно незнакомыми раньше людьми, ... позволяет смотреть на мир совершенно другими глазами». В туризме (особенно спортивном туризме высоких категорий) группа оказывает на индивида выраженное воздействие, предъявляя повышенные требования к уровню социализации и соблюдению групповых норм.

Индивид с выраженными нарушениями, отправляю­щийся в дальнее путешествие первый раз в жизни, сталки­вается с необходимостью преодолеть мощный барьер стра­ха перед неизвестностью. Его мучают вопросы: «Смогу ли я?», «Соответствуют ли мои возможности требованиям, предъявляемым этим видом деятельности?» Данный мо­мент особенно актуален для лиц с наследственными дефек­тами, которые часто не знают собственных возможностей. Тот факт, что в процессе туристских мероприятий инвали­ды лучше узнают свой реальный уровень жизненных воз­можностей, подтверждается самими лицами с ограничен­ными жизненными возможностями (особенно инвалидами со значительным нарушением жизненно важных функций, например слепыми), принимавшими участие в активных туристских мероприятиях.

Впечатления инвалидов-туристов свидетельствуют о том, что они рассматривают туризм как средство интеграции лю­дей с ограниченными жизненными возможностями в обще­ство: «Подавляющее большинство людей не представляют себе, что это такое - жить в инвалидной коляске, когда выход на улицу, поездка в магазин сравнима с выходом в открытый космос. ...Во время похода инвалиды живут в палатках, раз­жигают костер, сами готовят себе еду на костре, общаются, поют песни и, самое главное, начинают верить в себя и свои возможности. Именно вера в самого себя - ...самое сильное средство для интеграции инвалидов в общество».

Кроме того, инвалиды видят в туризме активное средство социально-психологического воздействия:

- «...путешествие помогло участникам обрести уверен­ность в своих силах, заставило больше уважать самих себя, кого-то научило недостающей самостоятельности».

- «...активный отдых на природе закаляет организм, да­рит здоровые эмоции, помогает преодолеть многие психоло­гические барьеры».

- «...наши инвалиды испытали незабываемые ощущения от сплава по реке».

Спортивно-оздоровительный туризм сочетает в себе сле­дующие виды реабилитационных воздействий:

- Оздоровление. В этом плане спортивно-оздоровительный туризм является разновидностью таких видов деятельности, как физическая культура и спорт. Более того, с точки зрения влияния на соматическое и психическое здоровье лиц с огра­ниченными жизненными возможностями спортивно-оздоро­вительный туризм можно смело назвать реабилитационным видом спорта и физической культуры.

- Социальная реабилитация, в том числе социально-ком- муникативная реабилитация. Действующие факторы: изме­нение характера и круга общения, деятельность в составе ма­лых групп, изменение социальной роли.

- Социально-бытовая реабилитация. Действующие фак­торы: деятельность, направленная на самообеспечение, уход за собой и организация быта в условиях природы.

- Социально-средовая реабилитация. Действующие фак­торы: овладение технологиями эффективного функциониро­вания в разных средах обитания.

- Социально-педагогическая реабилитация. Действующие факторы: овладение новыми знаниями, умениями, навыками.

- Социально-культурная (социокультурная) реабилита­ция. Действующие факторы: экскурсии, конкурсы, фотовыс­тавки, песни, беседы и так далее. Расширение кругозора.

- Социально-психологическая реабилитация. Действую­щие факторы: социальная активизация в процессе турист­ских мероприятий; самосознание, наблюдение за успехами Других инвалидов, трансформация мировоззрения (изменение 7* точки зрения на уровень возможностей инвалидов, снижение рентных установок, изменение точки зрения на степень огра­ничений, создаваемых имеющимся у инвалидов дефектом).

Таким образом, туризм является комплексным средством социальной реабилитации лиц с ограниченными жизненными возможностями. Вместе с тем туризм эффективно решает про­блему организации досуга инвалидов, что считается актуаль­ной социальной проблемой, особенно в детском возрасте. Оче­видно, что туризм вполне соответствует понятию социальная работа в части «развития личности» и «укрепления здоровья» инвалида с ограниченными жизненными возможностями. Фак­торы воздействия отдельных видов туризма могут быть приме­нены для решения локальных задач. Так, микроклимат соля­ных пещер может быть применен для реабилитации больных бронхиальной астмой.

Подчеркнем, что хотя общая численность спортсменов в процентном отношении к общей численности членов обще­ственных организаций весьма незначительна, именно спорт является одной из самых затратных статей бюджета обще­ственных организаций инвалидов.

Социальный туризм для инвалидов в РФ прежде раз­вивался в основном в рамках Всероссийского общества глу­хих (в дальнейшем ВОГ) и Всероссийского общества слепых (в дальнейшем ВОС). Главным направлением туризма в этих организациях были соревнования, походы выходного дня и туризм-отдых. Туризма для пожилых людей как отдельно­го направления не было вообще.

В РФ сегодня туризм для инвалидов и пожилых людей существует главным образом в рамках спортивного, оздоро­вительного и экскурсионного туризма.

Оздоровительный туризм, как более «щадящий», простой и доступный, привлекает наибольшее количество участников. Так же, как спортивный туризм, он приближает жизненное пространство инвалидов и пожилых людей к жизненному про­странству здоровых людей и способствует их психической ре­абилитации. Пребывание на свежем воздухе в экологически чистых районах, умеренные физические нагрузки и другие факторы туризма способствуют укреплению здоровья. Знания о родном крае, навыки выживания в условиях отрыва от ци­вилизации помогают людям с ограниченными жизненными возможностями интегрироваться в сложный и многогранный мир. Экскурсии хороши в зимнее время и межсезонье, когда выезды на природу становятся проблематичными. Вот как оценивают экскурсии пожилые люди: «Они вносят яркие краски в серость буден. После экскурсий мы снова чувствуем себя членами общества, а не выброшенными на свалку жизни пенсионерами». При проведении экскурсий должен преобла­дать дифференцированный подход (Емельянов Б.В.).

Руководителям общественных организаций, заинтересо­ванным в развитии туризма, следует изначально ориентиро­ваться на параллельное развитие всех видов туризма. У каж­дого из них свой контингент, свои традиции и приоритеты. Не совпадают даже начало и окончание туристского сезона. Так, спортсмены-водники первые соревнования проводят в конце апреля - начале мая. Любители оздоровительного ту­ризма «выходят» на воду в июне. Экскурсии наиболее привле­кательны в межсезонье зимой, когда кончаются походы и ра­бота в садах.

Наши рекомендации