Подвижные игры для младших школьников
«Догоняй мяч»
Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.
Количество игроков - 10-12 человек.
Инвентарь: два озвученных мяча.
Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдаются мячи. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.
Методические указания:
- мячи можно только передавать, но не брать;
- количество мячей можно увеличить;
- передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.
Контрольные вопросы и задания
1. Покажите на примере 3-4 классификационных признаков (оснований деления) возможности классификации подвижных игр.
2. Раскройте основные требования к проведению подвижных игр.
V27*
3. В чем состоят особенности методики проведения подвижных игр с детьми, имеющими нарушения зрения (слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата)?
4. Дайте характеристику игры как деятельности.
5. Каковы возможности психологической игры?
6. Приведите примеры возможных подвижных игр для детей с детским церебральным параличом.
7. Какие игры для умственно отсталых детей вы знаете?
8. Раскройте содержание одной подвижной игры для детей со зрительной патологией.
Глава Q
Туризм как метод реабилитации и оздоровления лиц с ограниченными возможностями1
Основным методом в практике социальной реабилитации считаются занятия в рамках определенных видов деятельности. Подразумевается, что данные занятия способствуют развитию способностей, навыков, компетентности, интеграции в социальную жизнь. В качестве средства социальной реабилитации в настоящее время активно используются следующие виды деятельности: чтение художественной литературы и рисование; живопись, скульптура, танцы, игра на музыкальных инструментах; лепка; разведение цветов, экологические опыты; игры; спорт и физическая культура.
В последние годы в данный перечень был включен туризм, отдельные направления которого соединяют в себе реабилитационный эффект многих других видов социальных воздействий.
Большинство путешествий совершается в группе. Данный момент актуален с точки зрения социальной и психологической. Так, экскурсионный туризм (особенно за рубежом) является признанным направлением культурной реабилитации инвалидов. Образовательный туризм является эффективным средством социализации, повышения социальной активности, педагогического и физического воспитания. Представляют большой интерес сведения о том, что туристские мероприятия могут служить средством борьбы с суицидальным Настроем у инвалидов молодого возраста. Достижения инвалидов-путешественников оказывают позитивное влияние на Других инвалидов со схожими заболеваниями. Являясь раз-
1 Ахмедшин A.M. Туризм как метод реабилитации и оздоровления инвалидов и пожилых людей. - Уфа, 2002. - 69 с.
7 - 10731
новидностью адаптивной физической культуры и спорта, оздоровительный и спортивный виды туризма позитивно влияют на здоровье и общее психофизическое состояние человека.
Так как достаточно распространенным явлением является замыкание инвалидов в узком социальном кругу, отметим, что человек в группе ведет себя особым образом и группа может позитивно влиять на человека.
Сами инвалиды-туристы оценивают данное влияние следующим образом: «То состояние общности,... которое возникло в походе между совершенно незнакомыми раньше людьми, ... позволяет смотреть на мир совершенно другими глазами». В туризме (особенно спортивном туризме высоких категорий) группа оказывает на индивида выраженное воздействие, предъявляя повышенные требования к уровню социализации и соблюдению групповых норм.
Индивид с выраженными нарушениями, отправляющийся в дальнее путешествие первый раз в жизни, сталкивается с необходимостью преодолеть мощный барьер страха перед неизвестностью. Его мучают вопросы: «Смогу ли я?», «Соответствуют ли мои возможности требованиям, предъявляемым этим видом деятельности?» Данный момент особенно актуален для лиц с наследственными дефектами, которые часто не знают собственных возможностей. Тот факт, что в процессе туристских мероприятий инвалиды лучше узнают свой реальный уровень жизненных возможностей, подтверждается самими лицами с ограниченными жизненными возможностями (особенно инвалидами со значительным нарушением жизненно важных функций, например слепыми), принимавшими участие в активных туристских мероприятиях.
Впечатления инвалидов-туристов свидетельствуют о том, что они рассматривают туризм как средство интеграции людей с ограниченными жизненными возможностями в общество: «Подавляющее большинство людей не представляют себе, что это такое - жить в инвалидной коляске, когда выход на улицу, поездка в магазин сравнима с выходом в открытый космос. ...Во время похода инвалиды живут в палатках, разжигают костер, сами готовят себе еду на костре, общаются, поют песни и, самое главное, начинают верить в себя и свои возможности. Именно вера в самого себя - ...самое сильное средство для интеграции инвалидов в общество».
Кроме того, инвалиды видят в туризме активное средство социально-психологического воздействия:
- «...путешествие помогло участникам обрести уверенность в своих силах, заставило больше уважать самих себя, кого-то научило недостающей самостоятельности».
- «...активный отдых на природе закаляет организм, дарит здоровые эмоции, помогает преодолеть многие психологические барьеры».
- «...наши инвалиды испытали незабываемые ощущения от сплава по реке».
Спортивно-оздоровительный туризм сочетает в себе следующие виды реабилитационных воздействий:
- Оздоровление. В этом плане спортивно-оздоровительный туризм является разновидностью таких видов деятельности, как физическая культура и спорт. Более того, с точки зрения влияния на соматическое и психическое здоровье лиц с ограниченными жизненными возможностями спортивно-оздоровительный туризм можно смело назвать реабилитационным видом спорта и физической культуры.
- Социальная реабилитация, в том числе социально-ком- муникативная реабилитация. Действующие факторы: изменение характера и круга общения, деятельность в составе малых групп, изменение социальной роли.
- Социально-бытовая реабилитация. Действующие факторы: деятельность, направленная на самообеспечение, уход за собой и организация быта в условиях природы.
- Социально-средовая реабилитация. Действующие факторы: овладение технологиями эффективного функционирования в разных средах обитания.
- Социально-педагогическая реабилитация. Действующие факторы: овладение новыми знаниями, умениями, навыками.
- Социально-культурная (социокультурная) реабилитация. Действующие факторы: экскурсии, конкурсы, фотовыставки, песни, беседы и так далее. Расширение кругозора.
- Социально-психологическая реабилитация. Действующие факторы: социальная активизация в процессе туристских мероприятий; самосознание, наблюдение за успехами Других инвалидов, трансформация мировоззрения (изменение 7* точки зрения на уровень возможностей инвалидов, снижение рентных установок, изменение точки зрения на степень ограничений, создаваемых имеющимся у инвалидов дефектом).
Таким образом, туризм является комплексным средством социальной реабилитации лиц с ограниченными жизненными возможностями. Вместе с тем туризм эффективно решает проблему организации досуга инвалидов, что считается актуальной социальной проблемой, особенно в детском возрасте. Очевидно, что туризм вполне соответствует понятию социальная работа в части «развития личности» и «укрепления здоровья» инвалида с ограниченными жизненными возможностями. Факторы воздействия отдельных видов туризма могут быть применены для решения локальных задач. Так, микроклимат соляных пещер может быть применен для реабилитации больных бронхиальной астмой.
Подчеркнем, что хотя общая численность спортсменов в процентном отношении к общей численности членов общественных организаций весьма незначительна, именно спорт является одной из самых затратных статей бюджета общественных организаций инвалидов.
Социальный туризм для инвалидов в РФ прежде развивался в основном в рамках Всероссийского общества глухих (в дальнейшем ВОГ) и Всероссийского общества слепых (в дальнейшем ВОС). Главным направлением туризма в этих организациях были соревнования, походы выходного дня и туризм-отдых. Туризма для пожилых людей как отдельного направления не было вообще.
В РФ сегодня туризм для инвалидов и пожилых людей существует главным образом в рамках спортивного, оздоровительного и экскурсионного туризма.
Оздоровительный туризм, как более «щадящий», простой и доступный, привлекает наибольшее количество участников. Так же, как спортивный туризм, он приближает жизненное пространство инвалидов и пожилых людей к жизненному пространству здоровых людей и способствует их психической реабилитации. Пребывание на свежем воздухе в экологически чистых районах, умеренные физические нагрузки и другие факторы туризма способствуют укреплению здоровья. Знания о родном крае, навыки выживания в условиях отрыва от цивилизации помогают людям с ограниченными жизненными возможностями интегрироваться в сложный и многогранный мир. Экскурсии хороши в зимнее время и межсезонье, когда выезды на природу становятся проблематичными. Вот как оценивают экскурсии пожилые люди: «Они вносят яркие краски в серость буден. После экскурсий мы снова чувствуем себя членами общества, а не выброшенными на свалку жизни пенсионерами». При проведении экскурсий должен преобладать дифференцированный подход (Емельянов Б.В.).
Руководителям общественных организаций, заинтересованным в развитии туризма, следует изначально ориентироваться на параллельное развитие всех видов туризма. У каждого из них свой контингент, свои традиции и приоритеты. Не совпадают даже начало и окончание туристского сезона. Так, спортсмены-водники первые соревнования проводят в конце апреля - начале мая. Любители оздоровительного туризма «выходят» на воду в июне. Экскурсии наиболее привлекательны в межсезонье зимой, когда кончаются походы и работа в садах.