Подвижные игры для детей с детским церебральным параличом (ДЦП)

Под термином «детский церебральный паралич» (ДЦП) понимают группу заболеваний, возникающих вследствие по­вреждений головного (реже спинного) мозга, во время внут­риутробного развития плода, в момент родов или в раннем послеродовом периоде. Примерно в 57% случаев заболевание является врожденным, в 40% - обусловлено патологически­ми родами и только у 3% детей связано с инфекционными за­болеваниями, черепно-мозговой травмой или другими пато­логиями, развившимися уже после рождения. Детские церебральные параличи - относительно частое заболевание, которое встречается в среднем у двух из 1000 детей. Его ос­новная характерная черта - нарушение развития психомотор­ных функций. Двигательные расстройства проявляются в виде параличей, парезов, насильственных движений, нарушений координации движений. Эти симптомы нередко сопровожда­ются задержкой психоречевого развития вплоть до глубокой дебильности и полного отсутствия речи, судорожными при­падками, нарушениями зрения, слуха, чувствительности и другими патологиями.

Выделяют следующие формы ДЦП:

- спастическая гемиплегия;

- спастическая диплегия (синдром Литтла);

- двусторонняя (двойная) гемиплегия;

- атактическая (мозжечковая) форма;

- атонически-астатическая форма;

- гиперкинетическая форма;

- смешанные формы.

Повышение тонуса мышц, спастика, рассогласованность движений рук и ног приводят к нарушению двигательной де­ятельности - ходьбы и бега. Следствием этого является огра­ничение возможностей передвижения, что влечет за собой на­рушения функции дыхания и кровообращения, быструю утомляемость, ослабление мышечной системы и т. п. Нару­шение координации проявляется в том, что дети не могу*г воспроизвести правильное исходное положение, выполнить упражнение в заданном темпе и с нужной амплитудой, со­хранить устойчивость в статической позе, согласовать дви­жения разных частей тела. Возникают трудности в упраж­нениях с предметами, затруднены их захват и удержание, нарушена точность броска и ловли предметов (Гончарова М.Н., Гринина А.В., 1990).

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Игры (подвижные и малоподвижные) являются самой приемлемой формой занятия физическими упражнениями с этой категорией детей. Бесконечное разнообразие движений, из которых состоит подвижная игра, оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка, что создает положительные предпосылки для коррек­ции (Гончарова М.Н., Гринина А.В., 1990).

Игры с использованием бега, прыжков, ползания на чет­вереньках, различных видов ходьбы, быстрого изменения по­ложений и поз тела

«Пятнашки»

Цель: развитие быстроты движений, умение ориентиро­ваться в пространстве.

Количество игроков - 5-10 человек.

Инструкция. Выбирается водящий (пятнашка). Осталь­ные играющие разбегаются по площадке. Водящий старается Догнать игроков, запятнанный становится водящим.

Вариант: возможны различные способы передвижения: гусиным шагом, с приседаниями, прыжками на двух ногах, парами, цепочкой; запятнав одного из игроков, водящий бе­рет его за руку, и они вдвоем пятнают следующего и т. д.

«Челнок»

Цель: развитие быстроты и точности движений, умение ориентироваться в пространстве, передвигаться разными спо­собами.

В игре принимают участие 6-8 человек, если в группе есть здоровые дети или волонтеры, количество играющих может быть увеличено до 12-16 человек. Инвентарь: кегли, стойки.

Инструкция. Игра проводиться в виде эстафеты между равными по силе командами, которые выстраиваются колонна­ми на стартовой линии. На расстоянии 7-8 м располагаются стой­ки, а по пути следования игроков расставлены четверо кеглей. По команде направляющий бежит к стойке. По пути он должен собрать кегли, обежать стойку и на обратном пути снова расста­вить кегли, после чего игрок возвращается к своей команде, ка­сается рукой направляющего и становится в конец колонны. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Методические указания. Бег можно заменить прыжка­ми, передвижением ползком, сидя, спиной вперед и т. п.

«Услышь свое имя»

Цель: развитие быстроты реакции. Количество игроков - 5-15 человек. Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие стоят спиной друг к другу, у од­ного из игроков мяч, он бросает мяч назад-вверх и называет чье-либо имя. Тот, кого назвали, должен развернуться лицом в круг и поймать мяч большее количество раз.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

Игры, направленные на развитие быстроты реакции и движений, точности и дифференцировки усилий, внимания и умения ориентироваться в пространстве

«Быстрый и ловкий»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции и точности движений. Играют от трех пар, состоящих из взрослого и ре­бенка. Инвентарь: 6-8 стульев.

Инструкция. Стулья ставят по кругу, плотно один к дру­гому, сиденьями внутрь, на них садятся участники игры.

Половина детей - половина взрослых. Водящий встает в середину круга. Его стул свободный. По сигналу водящий ста­рается сесть на этот стул, но сидящие перемещаются вправо или влево и мешают ему найти свободное место. Игрок, не ус­певший передвинуться на соседний стул, сменяет водящего, и игра продолжается.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может проводиться несколько раз.

«Бездомный щенок»

Цель: та же, что и в предыдущей игре. Количество игро­ков - 7-9 человек. Инвентарь: 6-8 стульев, на один меньше количества играющих.

Инструкция. Стулья ставят по кругу, сиденьями наружу. Участники игры, стоящие по кругу с внешней стороны, по сигналу бегут вправо (влево). По свистку каждый старается занять место, но, поскольку стульев меньше, один игрок ос­тается без места. Он выбывает, а из круга убирают еще один стул. Выигрывает тот, кто останется последним.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может проводиться несколько раз.

«Спаси друга»

Цель: развитие ловкости и внимания, быстроты двига­тельной реакции. Количество игроков - 3. Инвентарь: игруш­ка, веревка, стол, табурет.

Инструкция. Один из игроков находится в шаге от игруш­ки, а двое сбоку, в 15-20 см. Ведущий завязывает из двухмет­рового шнура большую петлю и подает сигнал к началу игры. Стоящий около стола выбирает момент, быстрым движением продевает руку сквозь петлю и, схватив фигурку, выдергива­ет руку обратно. Двое других стараются в этот момент затя­нуть петлю, чтобы в нее попала рука первого игрока. Тот, кто сумеет выполнить задание, победитель.

Методические указания. Каждому дается одна попытка. Игроки по очереди меняются местами.

«Кто быстрей»

Цель: развитие мелкой моторики кисти, быстроты и точ­ности движений. Количество игроков должно быть четным. Инвентарь: 6 м веревки, две палочки, лента.

Инструкция. К двум круглым палочкам привязывают концы шестиметрового шнура. В середине прикрепляют цвет­ную ленту. Одну палку держит первый игрок, другую - вто­рой. По сигналу оба начинают наматывать шнур на свою па­лочку. Побеждает тот, кто первым накрутит его до середины.

Методические указания. Если играют несколько пар де­тей, игру можно продолжать до тех пор, пока не будет выяв­лен один, самый ловкий, игрок.

«Эстафета с обручем»

Цель: развитие точности и быстроты движений. Количе­ство игроков - 10 человек. Инвентарь: обручи.

Инструкция. Соревнуются две команды по пять человек, они выстраиваются шеренгами друг против друга. Расстояние между игроками в командах 1,5-2 шага. Первому (капитану) в каждой команде дают обруч. По свистку капитаны пропус­кают обруч сверху вниз через себя, опускают его, а затем пе­редают соседнему игроку. Тот делает то же самое, передает третьему и т. д.

Методические указания:

- игра длится до тех пор, пока обруч не вернется к капитану;

- выигрывает команда, которая быстрее закончила игру и не совершила ошибок;

- игра проводится 3-4 раза.

«Сбей кеглю»

Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие гла­зомера, точности движений.

Количество игроков может быть любым. Инвентарь: кег­ли, кубики, игрушки.

Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2-3 м стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.

Методические указания. Игра малой интенсивности, мо­жет повторяться неоднократно.

Игры, формирующие умение запоминать порядок и ко­личество предметов

Эта группа игр не только формирует двигательные навы­ки, но и способствует развитию логического мышления и во­ображения, помогает приспосабливаться к жизненным ситу­ациям. Такие игры основаны на использовании круговой тре­нировки, где все упражнения выполняются по «станциям» с определенным количеством повторений. Для детей с ДЦП метод круговой тренировки упрощен и представлен в виде комплекса сюжетно-ролевых игр, включающий упражнения с манипуляцией предметами, ненавязчивым выполнением движений, которые в обычных условиях осваиваются с боль­шим трудом.

«Путешествие»

Цель: развитие воображения, фантазии, закрепление дви­гательных умений.

Инструкция. Заранее подготавливается зал, каждый предмет в нем получает определенное название, которое при­меняется в путешествии.

1. Гимнастическая стенка - «Корабль». Ребенок имеет право перемещаться по ней любым способом, но вставать на пол нельзя.

2. Обручи - «Острова». Если острова близко друг от друга - ребенок делает прыжок, если расстояние большое - прыжок на остров с ноги на ногу.

3. Баскетбольное кольцо - «Ключ к открыванию дверей». Чтобы продолжить путешествие, нужно попасть мячом в кольцо.

4. Канат - «Лианы». Нужно встать из положения сидя, взявшись за канат и перебирая руками, и т. д.

Играющие начинают путешествие с любой «станции». Побеждает не тот, кто первым закончит дистанцию, а тот, кто успешнее справиться с препятствиями.

Методические указания:

- по окончании игры дети обязательно должны обменять­ся впечатлениями, а ведущий определяет самого лучшего путешественника и назначает его на следующее занятие ка­питаном. Такой подход формирует у ребенка стремление к ка­чественному выполнению каждого указания, что и приводит К незаметному, безболезненному освоению двигательных на­выков;

- можно использовать не только «станции» двигательных Действий, но и «станции» загадок, поговорок, рисунков, крос­свордов, отгадываемых вместе с родителями.

Регулярная двигательная активность помимо объектив­ных физических воздействий положительно влияет на пси­хическое состояние и поведение инвалидов, способствует про­цессу их социальной включенности (Гончарова М.Н., Гринина А.В., 1990).

Наши рекомендации