Значения расчетной опасности критических ситуаций (КС) в организации начального обучения плаванию детей-инвалидов


Частота возникно­вения (расчетная КС)
Объем опасности
№ п/п
Расчетное время проявления объекта

 


«На суше» 40 10
Проход в бассейн
Раздевалка
Туалет 2 10
Душ
Ожидание спуска
в воду 1 1 1
Спуск в воду
Вход в воду
Прыжок в воду
«На воде»
Неподвижная опора -
Дно
Бортик
Дорожка
Подвижная опора 10 15
Тренер
Тренер+доска
Тренер+круг о
Подъем из воды
Выход из воды 30 1
«На суше»
Уход в душ
Стренером  
Самостоятельно 1 7 13 7
Туалет
Душ
Раздевалка
Выход из бассейна
0,36 0,09 0,17 0,02 0,09 0,03 0,01 0,01 0,01 0,36 0,12 0,04 0,05 0,02 0,23 0,09 0,17 0,02 0,27 0,01 0,01 0,01 0,06 0,12 0,06
1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6.1. 1.6.2. 1.6.3. 2. 2.1. 2.1.1. 2.1.2. 2.1.3. 2.2. 2.2.1. 2.2.2. 2.2.3. 2.5.1. 2.5.2. 3. 3.1. 3.1.1. 3.1.2. 4. 5. 6. 7.

 


Примечание. Определяются основные причины возникновения опасности педагогического процесса с учетом возможного события и ведущих условий конкретного объекта.

Особо опасными являются факторы, приводящие к угро­зе жизни и здоровью людей. К числу таких факторов относит­ся утопление, заканчивающееся летальным исходом. Преодо­ление последствий зависит от немедленного оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.

Наиболее вероятным началом утопления является захле­бывание. Последствия преодолеваются, как правило, самим ребенком, тренером или родителями ребенка.

Потенциально опасные факторы: состояние здоровья уче­ника, тренера, техническое оборудование бассейна, темпера­тура воды, воздуха, душа.

При выполнении тренером бесконтактной страховки ре- бенка-инвалида при начальном обучении плаванию широко применяется метод визуального наблюдения, когда тренер находится в состоянии повышенной готовности для выполне­ния контактной страховки, иначе говоря, поддержки или удержания ученика от развития какого-либо опасного поло­жения или процесса качественно негативного изменения ус­ловий внутреннего или внешнего взаимодействия.

Представим, что тренер выполняет бесконтактную стра­ховку ребенка-инвалида. Ученик, например, при выходе из душевой и при подходе к спуску в воду оступается на скольз­ком полу бассейна. Скорость оказания поддержки, контакт­ной страховки ученика от падения зависит в основном от быс­троты реакции тренера и удаленности его от ученика.

При оказании помощи в воде надо учитывать гидродина­мическое сопротивление движению тела тренера и возможно­сти выполнения необходимых плавательных движений при немедленном подплывании к ученику.

Результаты авторского педагогического эксперимента и опроса тренеров, работающих по начальному обучению пла­ванию детей-инвалидов, показали, что оптимальным распо­ложением в воде тренера и ученика для оказания бесконтакт­ной страховки является расстояние, равное половине длины кисти. Тогда достаточно быстрого сгибания пальцев для обес­печения касания и удержания ученика у поверхности воды.

Максимальным, но небезопасным является удаление на расстояние, равное длине вытянутой руки тренера минус дли­на кисти (необходимой для захвата). Для приближения кис­ти к телу ученика необходимо учитывать возникающее при этом гидродинамическое сопротивление движению кисти и части предплечья и их ориентацию в водной среде.

В случаях удаления тренера на расстояние, превышающее критическое значение, быстрота и скорость оказания контак­тной страховки зависят прежде всего от гидродинамического сопротивления поверхности тела и конечностей тренера, а так­же от его расположения относительно ученика и возможнос­ти выполнять необходимые плавательные движения для про­движения в направлении ребенка.

Анализ анкетного опроса выявил параметры, влияющие на психоэмоциональное состояние тренера, касающиеся орга­низации работы и влияющие на возникновение критической ситуации: отсутствие горячей воды в душе, неприспособлен­ные туалеты, раздевалка, душ, холодная вода в душе и в чаше, недостаток питания тренера, малая оплата, отсутствие нор­мальных требований к оплате труда, продолжительность работы тренера, отдыха, питания, сна, отсутствие средств до­ставки инвалида, специального оборудования бассейна, сту­льев, столов, упоров, водных тренажеров.

Обобщение многолетнего авторского опыта работы по обу­чению плаванию детей-инвалидов, опыта практической под­готовки специалистов позволяет выделить основные пробле­мы, разрешение которых у начинающих педагогов, как правило, происходит путем проб и ошибок.

1. Проблема выбора цели занятий по плаванию решается с учетом конкретного периода развития общества в зависимости от социального заказа и условий его реализации. Выделена главная цель - достижение качественно нового более высокого уровня жизненного самообеспечения и социального развития.

2. Проблема выбора средств достижения цели разрешает­ся в результате изучения предполагаемых и реальных причин инвалидности с учетом особенностей проявлений заболеваний при выполнении двигательных действий в условиях водной среды. Выделено главное дидактическое средство - взаимоот­ношение тренера и ученика в условиях гидроневесомости.

3. Проблема самообеспечения безопасности ученика реша­ется индивидуально и последовательно во времени и простран­стве следования ребенка по всему пути его пребывания в бас­сейне, начиная с момента прохода через контроль и до момента выхода его через контроль бассейна после занятий.

4. Проблема здоровья тренера решается в процессе едине­ния духовного и физического развития тренера. Выявлены факторы риска дидактического взаимоотношения тренера и ученика-инвалида.

5. Проблема взаимоотношения тренера с родителями и родственниками ученика-инвалида решается с учетом выбран­ной цели занятий по плаванию и гидрореабилитации. Опре­делены три типа родителей: помощники, пассивные, крити­ческие.

6. Проблема оборудования и инвентаря решается с учетом выбранной цели занятий, степени проявления, симптомати­ки и генетики заболеваний.

7. Проблема выбора основных методов решается с учетом эффективного применения средств развития ученика.

8. Проблема гидрореабилитации решается комплексно, в целом, с дидактических позиций передачи жизненного опы­та от одного поколения другому.

Таблица 3

Рекомендации по предупреждению преодоления критических ситуаций при захлебе

№ п/п Условия формирования критической ситуации Рекомендации по п редуп режде н и ю критических ситуаций
Опускание рук ребенка от опоры Выполнять захват опоры через руки ребенка
Сильное водообразование Выбрать место занятий со спокойной водой
Непроизвольное запрокидыва­ние головы назад под воду Непрерывно поддерживать голову снизу, до исчезнове­ния симптомов
Отталкивание от тренера Удерживать ребенка на вытя­нутых руках
Погружение рта под воду при катании ребенка в положении на спине Держать рот ребенка под визуальным контролем
Сильная водобоязнь Давать домашнее задание по преодолению водобоязни
Окончание таб. 3
Отсутствие водобоязни удетей с проблемами умственного развития Развивать водобоязнь
Выполнение вдоха под водой Применять систему упражне­ний на дыхание, конец выдо­ха выполнять в воздух
Падение со спуска в воду Выполнять необходимую страховку
Захлеб глухонемого ребенка Усиливать методы показа уп­ражнений
Удар ребенком тренера рукой, ногой, головой Не ослаблять поддержки, уйти от удара и мгновенно ус­тановить визуальный конт­роль
Неправильные двигательные действия головой Изучать плавание на спине, положить голову ребенка на плечо тренера
Самостоятельный прыжок в воду ребенка с проблемами умственного развития На борту бассейна держать ребенка за руку
У ребенка проблема с захватом рук, с поддержкой ног Выбирать или разрабатывать индивидуальные поддержи­вающие средства
Захлеб Усиливать внимание
Захлеб ребенка с эпилепсией Всегда находиться с ребен­ком в воде, усиливать внима­ние
Захлеб ребенка с гемофилией Усиливать внимание, обучать вдали от бортика, во избежа­ние удара плавательной дос­кой не допускать ее погруже­ний

5 - 10731

4.3. Основы технологии подготовки ребенка-инвалида к бассейну в условиях ванны

Предлагаемые частные технологии подготовки в услови­ях домашней ванны предназначены для ребенка-инвалида с сохранным интеллектом. Технологии включают некоторые положения, необходимые для продолжения начального обу­чения плаванию ребенка в бассейне или водоеме. По существу, предлагается программа, которая может выполняться роди­телем, учителем физического воспитания, тренером, педаго­гом по спорту, воспитателем или врачом-воспитателем в ус­ловиях домашней обстановки или в детских учреждениях. Настоящая технология исходит из предпосылки, что аномаль­ный ребенок (старше 3-х лет) освоил первичные двигательные действия. Жизненный опыт ребенка этого возраста позволяет предположить наличие нераскрытых возможностей его раз­вития. Организация и проведение с ребенком систематиче­ских занятий в условиях водной среды позволит использовать оздоровительные факторы воды для формирования новых внутренних рефлекторных взаимосвязей и на этой основе сти­мулировать его физическое, умственное и соматическое раз­вития. Технологии откроют путь для овладения жизненно необходимым навыком - умением плавать.

Предлагаемая методика продолжает развивать идеи о мас­совом обучении населения плаванию многочисленных специ­алистов и энтузиастов, посвятивших свою жизнь развитию плавания среди детей и молодежи.

Цель и задачи технологии подготовки ребенка-инвалида для плавания

Цель технологии подготовки для плавания ребенка-инвали­да - передать опыт многих поколений людей сохранять жизнь в воде путем выполнения целенаправленных двигательных дей­ствий в условиях гидроневесомости и необходимости дышать.

Уметь плавать необходимо каждому человеку. Плыть столько, чтобы сохранить свою жизнь и не утонуть.

Любого человека, в том числе с тяжелыми проблемами развития и последствиями заболеваний, можно научить пла­вать. Вопрос в продолжительности процесса обучения. Одно­го - учат плавать за одно занятие, другому - потребуется не один год.

Задача - выявить и реализовать скрытые возможности ребенка-инвалида путем организации и проведения занятий в условиях водной среды домашней ванны.

В настоящее время известны работы немецких, польских, шведских, финских, российских и других зарубежных специ­алистов в области начального обучения плаванию новорож­денных в условиях ванной комнаты. Работники, владеющие подобными навыками обращения в условиях водной среды с новорожденными детьми от рождения до 1,5 лет, добивают­ся улучшения здоровья ребенка после всевозможных родовых последствий и задержек развития.

Любая информация о новом методе воспитания и разви­тия ослабленного в физическом, умственном или психическом развитии ребенка воспринимается родителями с надеждой и перспективой раскрытия новых возможностей.

Необходимость разработки предлагаемого подхода дикту­ется возникшим в настоящее время, с одной стороны, проти­воречием многовекового опыта различных народов мира по использованию оздоровительного влияния воды на различные проявления двигательных и интеллектуальных действий че­ловека, с другой - отсутствием системы эффективных средств и методов педагогического воздействия на подрастающее по­коление детей-инвалидов старше 3-летнего возраста путем использования водной среды в условиях домашней ванны.

Выявленное противоречие указывает пути и направления его решения в качестве главного и основного для практики творческого педагога.

Требования гигиены

Для проведения занятий в домашней ванне необходимо соблюдать элементарные правила гигиены:

- воздух и вода должны быть комфортными для ребенка; необходимую температуру воды для купания в ванне следует Уточнить у лечащего врача ребенка;

- вода не должна иметь примесей мыла, шампуней или Каких-либо химических веществ;

- по своему составу вода должна соответствовать качеству Питьевой, стандартной, местной водопроводной из теплоцен­трали;

- дно и борта ванны перед заполнением необходимо вы­мыть горячей водой щеткой с мылом;

- выполнить гигиеническую обработку игрушек и других вспомогательных предметов, которые будут использованы в ванне;

- родитель или лицо, проводящее занятия с ребенком, должны вымыть руки и находиться в ванной комнате в хала­те или тренировочном костюме, сменной обуви, футболке;

- при появлении в воде испражнений ребенка следует пре­кратить занятия и сменить воду;

- желательно, чтобы пол в ванной комнате имел гидро­изоляцию.

Оборудование и инвентарь

Для удобства организации занятий в домашней ванне же­лательно иметь:

- два больших полотенца - одно для ребенка, другое для лица, проводящего занятие;

- подстилку на дно ванны; она не должна всплывать, а предохранять ребенка от возможных ушибов и потертостей о дно и бортик при движениях в воде и погружении;

- приспособления для поддержания на плаву ребенка; это могут быть две закрепленные между собой прочной бечевкой полиэтиленовые пустые бутылки, закрытые пробкой;

- удочка-поводок с поясом, который при необходимости укрепляется на ребенке; родитель при этом может одной ру­кой поддерживать пояс с ребенком за поводок, другой рукой страховать, помогать и управлять движениями ребенка или игрушки;

- водный термометр, губку для полива воды на тело ре­бенка;

- круглую рейку или гимнастическую палку, устанавли­ваемую поперек ванны для выполнения ребенком упражне­ний с захватом руками;

- различные плавающие потопляемые, ярко окрашенные игрушки.

Требования к организации занятий

Главные требования к организации и проведению занятий в условиях домашней ванны:

- получить разрешение лечащего врача на купание ребен­ка в ванне;

- отменить и не проводить занятия в ванне в случае ин­фекционных или простудных заболеваний, неожиданных высыпаний на теле, общего недомогания, наличия открытых ран или воспалительных гнойных процессов у ребенка и неза­медлительно обратиться к врачу;

- получить разрешение врача после выздоровления для продолжения занятий в воде;

- лицо, проводящее занятие с ребенком, должно быть здо­ровым;

- ни на секунду не оставлять в ванне ребенка без присмот­ра; разговаривать с ним, вспоминая примеры из двигательных действий и ситуаций героев его любимых мультфильмов;

- разговаривать и предлагать новые движения в мягкой и спокойной форме;

- не кричать, не пугаться;

- не напрягаться и не нервничать;

- в случае неудачи выполнения движений, захлеба успо­коить ребенка: в следующий раз получится хорошо, рот под водой нужно закрыть, надуться, как воздушный шар, и т. п.;

- укреплять в ребенке веру в себя;

- не отвлекаться на посторонние разговоры и не отвора­чиваться от ребенка;

- контролировать температуру воды и при необходимос­ти подливать в ванну горячую воду;

- осуществлять поддержку и помогать ребенку в ритме его движений;

- предлагать новые двигательные задачи с помощью ва­ших рук, исходя из случайно выполненного нового движения ребенка;

- помнить, что однообразные движения или неподвижное состояние утомляет ребенка быстрее, чем разнообразная сме­на двигательной деятельности;

- не торопиться и терпеть (возможно, не один месяц) не­умение ребенка выполнить ваше задание;

- проявлять разумную настойчивость и строгость;

- предлагать посильные в данный момент двигательные задачи;

- повторять выполнение пройденных движений;

- осваивая новые упражнения, возвращаться для отдыха к тем, которые ребенку больше нравятся;

- по возможности показать упражнения, в том числе и на своих пальцах;

- следовать за ребенком в развитии и усвоении движений, так как каждое движение в воде для ребенка является новым. Например, перевернулся ребенок случайно (случайно только для вас) на спину или на грудь из исходного положения и не испугался, поддержите его в этом начинании, покажите сле­дующее посильное для него движение;

- хвалить ребенка за его победы в освоении каждого ново­го или улучшенного движения;

- иметь различные награды и призы (конфеты, каша, иг­рушка, поездка к бабушке и т. п.) для ребенка, которые он получит после занятий;

- применять игры в воде.

Время занятий в сутках

В работе по начальному обучению плаванию детей-инвали- дов необходимо тщательно выбирать время занятий в течение суток. В этом, в частности, состоит один из секретов педагоги­ческого мастерства индивидуального воздействия. Творческое искусство педагога заключается во внимательном всестороннем наблюдении и охвате нюансов изменения характера поведения и состояния особенностей взаимоотношений ребенка в услови­ях водной среды и в общественной обстановке.

В родительской практике можно ориентироваться на одно из положений восточной медицины, которое рекомендует вы­полнять сеансы иглотерапии и различные методы воздействия на организм в определенное время суток.

С целью индивидуального выбора времени занятий ребен­ка в воде определяется, при консультации лечащего врача, основной предполагаемый очаг поражения или последствий заболеваний. Выделяется по рисунку расположения хода про­екции канала (который можно найти в пособии по рефлексо­терапии) ближайший «канал тела», который проходит вбли­зи очага поражения или отвечает за этот орган. С учетом этого по таблице часов активности органов выбирается необходимое время занятий в воде.

С учетом выбранного времени организацию занятий по обучению двигательным действиям в условиях водной среды согласовывают с соответствующими ритмами тонизирующих и успокаивающих «часов активности органов» (табл. 4).

Не рекомендуется заниматься плаванием с ребенком в ночное время. Энергетические каналы, время активности ко­торых выпадает на ночное время, можно использовать, исхо­дя из правила дополнительных взаимоотношений «полдень - полночь».

Это правило заключается в том, что в соответствии с су­точным кругооборотом энергии в противоположных взаимо­отношениях находятся органы, у которых максимальные часы тонизирующего или успокаивающего воздействия отличает­ся во времени на 12 ч. Например, тонизируя канал мочевого пузыря в вечернее время (17 - 19ч), одновременно, согласно правилу «полдень - полночь», осуществляем успокаивающее воздействие на канал легких и тонизирующее действие на ка­нал толстой кишки (активность которых проявляется в 5 - 7 ч. утра).

Таблица 4 Время занятий для обучения плаванию в соответствии с 24-часовым ритмом активности энергетических каналов тела *
Номер и название канала Направление воздействия
тонизирующее успокаивающее
1 - легких 5-7 3-5
2 - толстой кишки 7-9 5-7
3 - желудка 9-11 7-9
4 - селезенки 11-13 9-11
5 - сердца 13-15 11-13
6 - тонкой кишки 15-17 13-15
7 - мочевого пузыря 17-19 15-17
8 - почек 19-21 17-19
9 - «управителя сердца» 21-23 I 19-21
10 - «тройного обогревателя» 23-1 21-23
11 - желчного пузыря 1-3 23-1
12 - печени 3-5 1-3

* Время активности приводится по таблице «Точки 24-часового ритма ак­тивности каналов» (Вогралик В.Г., Вогралик М.В., 1988, с. 183).

Для большинства родителей будет сложно выбирать так­тику проведения занятий по плаванию с учетом высказанных положений. Можно воспользоваться следующими простыми правилами, зарекомендовавшими себя на практике: для тони­зирующего воздействия занятиями в ванне следует выбирать утренние часы, для успокаивающего - вечерние, по возмож­ности чередуя утренние и вечерние занятия.

Вполне вероятно, что не у каждого родителя имеется воз­можность организовать занятия в выбранное время. В этом случае рекомендуем придерживаться следующего расписа­ния: утром в 9 - 11 ч, вечером в 17 - 19 ч.

Занимаясь с ребенком в плавательном бассейне или «ля­гушатнике», родители часто зависят от предложенного рас­писания работы бассейна или расписания работы тренера. Безусловно, приведенное правило является оптимальным ва­риантом, однако в любом случае происходит оздоровительное воздействие влияния водной среды на ребенка.

Продолжительность одного занятия

Продолжительность одного занятия зависит от индивиду­альных особенностей и самочувствия ребенка, но не от его желания. В последнем случае следует выполнить ряд подго­товительных упражнений по освоению воды. При этом не сле­дует насильно погружать ребенка в воду, а постепенно при­учать его к взаимодействию с водой. Можно применять влажные обтирания мокрым полотенцем, поливание ног и рук водой при помощи мочалки-губки, продолжительные, терпе­ливые, эмоционально настойчивые спокойные разговоры и действия, не допуская чрезмерного эмоционального давле­ния на ребенка.

Продолжительность одного занятия в воде ребенка с про­блемами развития постепенно увеличивается до 60 мин. Ис­ходное время занятий - привычная для ребенка продолжи­тельность прежнего гигиенического купания. Как правило, ребенка купают в воде после разрешения врача, начиная с его рождения.

Количество занятий в неделю

Занятия с ребенком в воде, по возможности, проводят 2-3 раза в неделю, т. е. через 1-2 дня. При этом мытье с мылом организуют отдельно и не в часы купания. Следует помнить, что последействие занятий в воде на организм остается дли­тельное время - не менее 1-2 суток. При регулярной частоте занятий в неделю у ребенка упорядочивается сон, появляется чувство бодрости.

Количество занятий в месяц

В организации индивидуальных занятий детей, особенно с комплексом проблем развития и тяжелой степенью послед­ствий, рекомендуется делать перерыв - «отдых от воды». ЭтоТ перерыв не относится к гигиеническому купанию ребенка.

Продолжительность «отдыха от воды» - 7 дней, которые мы рекомендуем выбрать в дни полнолуния. Определить фазу полнолуния можно по широко распространенному отрывно­му календарю или непосредственному наблюдению за луной, фаза полнолуния 7 дней и наступает после полного «откры­тия» луны, перед этим ее освещенный серп находится с пра­вой стороны от наблюдения.

Если занятия по начальному обучению плаванию ребен­ка с проблемами развития организованы в плавательном бас­сейне или «лягушатнике» и проводятся 1 или 2 раза в неде­лю, то указанного выше «отдыха от воды» можно не делать.

Количество занятий в году

В году возникают естественные перерывы от системати­ческих занятий в воде. Это случается при проведении отпуска родителями, организации летнего или зимнего отдыха ребен­ка, его пребывания в различных оздоровительных учрежде­ниях.

Родителям не следует излишне заострять на этом внима­ние. После возникшего перерыва занятия необходимо продол­жить в прежнем режиме. При этом первое занятие не должно превышать 60-80% по времени последней перед перерывом продолжительности занятий.

В случае перерыва занятий по болезни начинать занятия в воде можно только после разрешения лечащего врача. В за­висимости от характера заболевания имеются соответствую­щие нормативы для начала или продолжения занятий в воде, в том числе для купания. Авторский опыт показывает, что полученные умения выполнять упражнения в воде до болез­ни (или перерыва) могут полностью утрачиваться ребенком- инвалидом. Поэтому на первых занятиях необходимо повто­рить материал предыдущих занятий и убедиться в настоящих возможностях ребенка.

Во всех случаях время пребывания в воде после переры­ва увеличивается постепенно, от занятия к занятию, дости­гая 60 мин.

Температура воды для занятий

В современной литературе имеются различные рекомен­дации по температурному режиму воды для занятий с ребен­ком. При общем подходе для лиц, страдающих спастически­ми последствиями, рекомендуют теплую воду, при ослаблении мышечного тонуса - прохладную. В медицине встречаются рекомендации по температуре воды в соответствии с характе­ром различных заболеваний и поражений. Выбрать индиви­дуальную начальную температуру воды поможет лечащий врач ребенка.

В нашем случае при организации занятий в ванне темпе­ратура воды не должна превышать температуру тела, не до­пуская переохлаждения и перегревания организма, т. е. в пре­делах 35 - 36°С.

Купание (мытье) ребенка

Следует различать занятия в ванне с целью оздоровитель­ной подготовки ребенка-инвалида для плавания от гигиени­ческого кукания с мочалкой, мылом или шампунем.

Запланированное купание ребенка нужно организовать отдельно и не проводить его вместе или последовательно в один день с занятием. Особенно это пожелание относится к детям, получившим отрицательные эмоции от попадания воды, тем более мыльной, в глаза.

Необходимо выбрать отдельное время для купания. Как правило, это время, - привычное для ребенка и вас, - в кото­рое купался ребенок начиная с грудного возраста.

Незапланированное, вынужденное купание или умывание требуется провести незамедлительно в соответствии с неожи­данным загрязнением отдельных частей тела ребенка.

Как долго продолжать занятия с ребенком в ванне

Занятия в ванне нужно проводить столько, сколько необ­ходимо для здоровья ребенка, для вывода его организма на качественно новый уровень жизненного самообеспечения.

Этот уровень для каждого индивидуальный. От занятия к занятию планка уровня будет подниматься.

Оценку и высоту планки определяет сама жизнь: «Мы уходим из жизни, а ребенок остается». В каком состоянии он останется подготовленным к самостоятельному адекватному общению в жизни, во многом зависит от родителей. Родители больных детей, систематически занимающихся плаванием, сообщают:

- впервые в 10-летней жизни после занятий в воде ребе­нок самостоятельно смог держать ложку с супом и не выли­вать его;

- впервые за 9 - 15 лет произнес слово «мама»;

- впервые в 12 лет самостоятельно сделал первые шаги;

- впервые в 9 лет ребенок спал всю ночь;

- впервые в 10 лет сам сходил в туалет и убрал его;

- у ребенка, больного гемофилией, не было 3 месяца от начала занятий ежедневных ранее кровотечений и т. д.

Вода раскрывает и реализует скрытые возможности орга­низма.

Многолетний опыт современной организации и проведе­ния занятий по использованию целительных сил воды сви­детельствует о безграничных возможностях оздоровительно­го влияния водной среды.

Ребенку не следует долго оставаться в процессе организа­ции занятий в ванной комнате. Родителям при первой же воз­можности следует продолжить занятия с ребенком в откры­том водоеме или плавательном бассейне - индивидуально, с опытным тренером. В развитых странах эти занятия оплачи­ваются государством и оцениваются, в зависимости от харак­тера и тяжести заболевания, не в одну сотню долларов.

Расположение ребенка в ванне

Исследования ученых и наши данные подтверждают, что расположение тела человека относительно сторон света ока­зывает влияние на эффективность протекания жизненных процессов в организме. Выявлено, что благоприятное влия­ние оказывает соответствующая ориентация головы на север. Подобное расположение тела вызывает геобиоэлектромагнит- ный резонансный режим стимулирующего взаимодействия организма и геомагнитного поля Земли, изменяя условия воз- Действия внешних факторов и результатов этого влияния.

В процессе проведения занятий в ванне ребенок в положе­нии сидя располагается лицом на север, а в положение лежа на спине или на груди - головой на север. Поскольку положе­ние ванны строго определено конструктивными особенностя­ми жилого дома, то можно ориентироваться на северо-восточ­ное или северо-западное направление.

Определить, в какой стороне находится юг для вашей квартиры, можно, отметив из окна место расположения сол­нца в 12 ч дня. Противоположное направление будет указы­вать на север.

Наши рекомендации