Часть 1. познавательные цели и структура
КУЛЬТУРОЛОГИИ…………………………………………..………….10
Что такое культурология?........................................................................10
Краткая история культурологии в России………………..………..…20
Культура и история: потребность в переживании
социального опыта………………………………………………..……...26
Культурология как наука: проблема систематизации
социального опыта людей……………………………………………….34
1. Статус культурологии и ее место среди наук. Цели и предмет и
структура культурологического знания…….………………...…………34
2. Уровни научного обобщения в культурологическом знании…..…47
3. Фундаментальная культурология…………………………………...52
3.1. Социальная культурология………………………………………55
3.2. Психология культуры……………………………………….……62
3.3. Культурная семантика……………………………………………72
4. Прикладная культурология………………………………………….78
Культурология как образование: формирование культурной
компетенции личности………………………………………………..…90
ЧАСТЬ 2. ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
КУЛЬТУРОЛОГИИ………………………………………………...…..123
Культура………………………………………………………...……...….125
Природа и культура……………………………………………………….133
История культуры……………………………………………...………….137
Личность и культура…………………………………………...……….…141
Общество и культура…………………………………………...…………145
Порядок культурный…………………………………………...………....147
Методологии исследования культуры……………….………..…………150
Позитивизм……………………………………………………...…..……..152
Эволюционизм……………………………………….………..…..………153
Цивилизационизм…………………………………….…………...………156
Диффузионизм………………………………………..…………...………159
Функционализм………………………………………..…………..………162
Структурализм……………………………………….…………...…….…165
Постмодерн……...……………………………………..………..…………169
Морфология культуры.................................................................................174
Гуманитарная культура……………………………...……………………179
Социальная культура……………………………...………………………180
Материальная и духовная культуры………………..……………………183
Объекты культурные …………………………….………………..…...…186
Атрибуция культурная…………………………...……………………….193
Черта культурная ………………………………………...……………….194
Форма культурная………………………………………………...……….195
Артефакт культурный………………………………………………….….199
Система культурная……………………………………………….………200
Локальные культурные образования…………………………...………..203
Конфигурация культурная……………………………………..………...205
Субкультуры……………………………………………………………… 207
Транслокальные культурные образования………………………....……209
Цивилизации……………………………………………………………….210
Хозяйственно-культурные типы……………………………...……….…212
Культурно-этнографические общности…………………………….……214
Конфессиональные общности……………………………………...…….215
Пространство культурное………………………………………...……....217
Социальная типология культуры……………………………...…...…….220
Кровнородственный тип культуры……………………………..……..…224
Этнический тип культуры……………………………………...…………226
Национальный тип культуры……………………………………..………230
Конфессиональный тип культуры……………………………………..…233
Профессиональный тип культуры………………………….………….…237
Социально-сословные типы культуры…………………...………………239
Традиционная культура………………………………...…………………243
Массовая культура……………………………………...…………………245
Исторические типы культуры……………………….……………………246
Эпохи культурно-исторические…………………….……………………250
Первобытная культура……………………………………………………253
Культура эпохи варварства……………….………………………………256
Культура аграрных цивилизаций………….…..…………………………258
Культура индустриальных обществ…………..…………….……………262
Постиндустриальная культура……………………...……………………268
Функции культуры………………………………...………………………271
Консолидация социальная………………………..………………………276
Организация социокультурная …………………..………………………278
Регуляция социокультурная …………………...…………………………282
Коммуникация социокультурная …………………..……………………288
Адаптация социокультурная …………………..…………………………292
Самоидентификация культурная ………………..……………………….295
Познание и систематизация знаний …………………..…………………298
Накопление и трансляция социального опыта ………….………………301
Воспроизводство социокультурное ……………………..………………304
Социализация и инкультурация личности …………...…………………309
Культурный инструментарий…………………………………………….313
Политика культурная.…………………..…………………………………314
Институт культурный.. …………………………………………………...317
Образование …………………………………………………………….…319
Мифология ……………………………………………………………...…326
Религия ………………………………………………………………….…329
Искусство ………………………………………………………………….331
Нормы культурные ……………………………………………………….339
Социальная адекватность ……………………………………………...…343
Культурная компетентность………………………………………...……346
Социальные притязания……………………………………………..……348
Социальная престижность ……………………………………………….350
Культурные традиции …………………………………………………….351
Ментальность………………………………………………………… …..355
Образ жизни ………………………………………………………………356
Обычаи …………………………………………………………………….359
Нравы ……………………………………………………………………...360
Опыт социокультурный…………………………………………………..361
Маркировка культурная…………………………………………………..365
Культура интимных отношений………………………………………….368
Табу………………………………………………………………………...372
Толерантность …………………………………………………………….373
Культурные ценности …………………………………………………….374
Культурная картина мира…………………………………………...….…375
Семиотика культуры………………………………………………………377
Языки культуры……………………………………………………...……380
Текст культурный ……………..…………………………………….……382
Культурные интерпретации………………………………………………384
Нарратив……………………..…………………………………….………386
Симулякр…………………………………………………………..………387
Динамика культуры (культурные процессы)……………………………388
Культурогенез …………………………………………………………….395
Саморазвитие культурное………………………………………..….……398
Культурный прогресс ………………………………………..…...………400
Дифференциация культурная…………………………………….………403
Инноватика культурная ………………………………………………..…410
Изменчивость культурная …………………………………………..……413
Диффузия культуры ………………………………………………………416
Межкультурные коммуникации………………………………….………418
Отбор культурный………………………………………………...………425
Революция культурная……………………………………………………427
Локализация культурная……………………………………….…………429
Глобализация………………………………………………………………432
Кризис культурный………………………………………………..………435
Деструкция социокультурная ……………………………………………439
Алфавитный список понятий, помещенных в Тезаурусе……….………442
ЧАСТЬ 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРОФИЛИ И ЖАНРЫ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ……………………………..445
Философия культуры
Неизбежна ли культура? (Размышления о границах социальной
полезности культуры) (Философская антиутопия) …………...….……445
Постмодерн как поиск новой культуры (Статья) ……………………..459
Теория культуры
Культура: социальный опыт, его накопление и
трансляция (Статья) …………………………………………………….473
Культурная форма как продукт адаптации (Параграф диссертации)..…495
История культуры
У хорошего прошлого не бывает счастливого будущего (Выступление
на конференции)…………………………………………………………….524
Рождение храма: Опыт самоопределения человека
во времени (Эссе) …………………………………………………………..530
Женщина как культурный текст (Статья) ………………………………564
Русская культура XVIII века (Лекция) ……………………………………576
Социология культуры
Социальная стратификация культуры (Учебный текст) ….…………….603
Социальные основания массовой культуры (Статья) …………...……..626
Культура насилия (Статья) …………………………………..…………..643
Культурная прогностика
Социокультурный прогноз на XXI век (Статья) ………………………659
Культурные последствия информационной революции (Статья) …….671
Заключение …………………………………………………………………692
Рекомендуемая литература…………………………………..…………...694
Предисловие
Предлагаемая вниманию читателя книга по своему жанру, безусловно, относится к категории учебных пособий. Но это весьма необычное пособие, прежде всего потому, что оно рассчитано не на людей, изучающих культурологию как специальность или как общеобразовательную дисциплину (студентов, школьников, учащихся средних специальных заведений), а на специалистов, повышающих профессиональную квалификацию (магистрантов, аспирантов, соискателей), пишущих диссертационные работы по культурологии, а также на преподавателей культурологии, не имеющих базового культурологического образования. Поэтому данное пособие лишено традиционных атрибутов учебника – контрольных вопросов и инструментария самопроверки, не разбито на короткие тематические разделы и т.п. Это пособие для тех, кто стремится заниматься практической исследовательской работой на ниве культурологии, но еще не вполне разобрался, в чем ее научная и понятийная специфика.
Разумеется, пособие не претендует на роль компендиума всего специального культурологического образования. Целью и суммой задач книги является совсем иное: введение молодых ученых в культурологию как в познавательную систему, в интеллектуальную тенденцию осмысления социальных процессов, в специфический комплекс понятийно-категориального мышления, а также в основы культурологического понимания и переживания действительности.
Еще одной важной характеристикой книги является то, что ее автор – историк по базовому образованию. Поэтому пособие представляет собой специфическую попытку увидеть теорию и социологию культуры «глазами историка», осмыслить ее в динамике исторического развития человечества. С этим связано и то, что в тексте уделено меньше внимания проблемам философии, семиотики, психологии и другим направлениям изучения культуры.
Пособие не преследует цель систематически обучить читателя всему комплексу исследовательских методологий и методов культурологии, хотя имплицитно это знание «разлито» по всему тексту книги. Оно обучает тому, в чем заключается собственно культурологический взгляд на вещи, события, поступки, стереотипы сознания и поведения людей и пр. и чем этот взгляд отличается от подходов философских, социологических, лингвистических. Иначе говоря, пособие вводит читателя в овладение характерным набором критериев научного исследования, на основании которых его грядущая работа может быть (обязана быть) квалифицирована в качестве культурологической.
С этим набором задач связана и специфическая структура пособия. Книга состоит из нескольких автономных частей, не требующих сквозного прочтения (от первой до последней страницы разом).
Первая часть включает пять глав, написанных как систематическое изложение авторских взглядов на основные проблемные поля культурологического знания, которые, пожалуй, имеет смысл читать как целостный текст.
Вторая часть представляет собой Тезаурус – словарь-справочник, в котором уже изложенные выше систематические взгляды автора скомпонованы по другому принципу – в виде отдельных небольших статей по основным понятиям и категориям культурологии, как это принято в словарях. Обращаю внимание на то, что понятия в Тезаурусе выстроены не по алфавиту, а по проблемным полям. Те понятия, которые следуют за выделенным, являются составными частями выделенного. Поэтому читателя не должно смущать неизбежное дублирование в формулировках некоторых терминов по отношению к 1 и 3 частям, поскольку Тезаурус – это понятийно-категориальный словарь, и к нему обращаются со специфическими целями найти необходимое объяснение того или иного понятия.
Третья часть решает совсем другие задачи: раскрыть перед молодым специалистом широкую палитру содержательных и жанровых возможностей культурологии,бесконечное многообразие объектов – исторических, социологических, политических и др., – которые могут стать предметом культурологического исследования, и продемонстрировать, как это делается в формах теоретической или социологической статьи, аудиторной лекции, историко-фактологического исследования, теоретико-концептуального моделирования, футурологического прогноза и т.п.
Первое издание настоящей книги вышло в 2000 году в издательстве «Академический проект» и допечатывалось в 2002 и 2003 годах. За прошедшие годы автору приходилось слышать от коллег, что это учебное пособие является одним из наиболее понятных для студентов. Вместе с тем высказывались замечания и пожелания по доработке. С учетом этих замечаний и пожеланий было подготовлено второе издание, исправленное и дополненное. В нем 1 глава подверглась новому редактированию и дополнению, 2-я – существенному расширению, а 3-я – почти полной перекомпоновке на базе новых материалов. Автор выражает огромную благодарность всем, кто помог в этой работе своими советами, замечаниями и пожеланиями.