Алтай в эпоху энеолита и бронзы
В конце IV — начале III тысячелетия до н. э. на территории Горного Алтая появились группы пришлого населения, видимо из районов восточной Евразии, знакомого с производством меди и скотоводством. С этого времени Алтай вступает в энеолит, или меднокаменный век. Культура этого пришлого населения получила название афанасьевской — по могильнику, раскопанному С. А. Теплоуховым у горы Афанасьевой на юге Красноярского края. Территория распространения этой культуры включает Горный Алтай, Минусинскую котловину на Енисее, Туву, Северо-Западную Монголию. Афанасьевские памятники представляют собой главным образом могильники. В Горном Алтае их известно более двадцати: Курота-2, Куюм, Арагол, Нижний Тюмечин и др. Найдено также несколько поселений, два из которых (Кара-Тенеш в Шебалинском районе и Балыктыюль в Улаганском) раскопаны. Остатки афанасьевских поселений встречены при исследовании пещер Денисовой и Каминной в Усть-Канском районе.
Афанасьевские памятники представлены могильниками, поселениями и культовыми памятниками: Балыктыюль, Ело, Ело-Баши, Нижний Тюмечин, Семисарт, Первый Межелик, Кара-Коба, Большой Толгоек.
Афанасьевцы были первыми жителями Сибири, овладевшими медью, изготовлявшими медные изделия. Навыки медной металлургии они, очевидно, принесли с запада и в местах нового обитания открыли и использовали рудные месторождения. В штольне на горе Безымянной у села Владимировки Усть-Канского района афанасьевцы оставили кожаные ремни, клинья из рогов домашних быков, кайло для дробления руды, каменный топор. Медные изделия афанасьевцев представлены небольшими ножами, шильями, иглами, украшениями. Афанасьевцы, как и жители других районов эпохи энеолита, изготовляли основные орудия труда из камня. Материалы поселений афанасьевской культуры дают картину скотоводческого хозяйства, носившего отгонный характер: летом стада отгонялись на высокогорные луга, а к зиме возвращались в речные долины. Разводили крупный и мелкий рогатый скот. Скотоводство повысило роль мужчины, способствовало возникновению имущественного неравенства. Об этом свидетельствует неодинаковость погребений: некоторые могилы выделяются богатством.
Вопрос о происхождении афанасьевской культуры полностью не решен исследователями, но несомненно, что в ее формировании приняли участие племена, близкие по своему происхождению древнеямным племенам восточно-европейских степей.
По физическому типу афанасьевцы были протоевропеоидами.
Одновременно с афанасьевцами на Алтае жили и другие племена.
В предгорном Алтае прослеживается группа энеолитических памятников, датируемых второй половиной III го тысячелетия до н. э. Эти памятники, известные по поселениям и могильнику Большой Мыс на озере Иткуль, дали керамический материал, близкий к афанасьевскому. Население, оставившее памятники, было знакомо со скотоводством, разводило тех же животных, что и афанасьевцы. Антропологический тип этого населения смешанный.
Несколько позднее, в начале II тысячелетия до н. э., в предгорном Алтае жили племена, оставившие памятники, которые объединяются археологами в елунинскую культуру. Название эта культура получила по грунтовому могильнику, раскопанному у села Елунина Павловского района.
Памятники елунинской культуры встречаются в лесостепных районах Алтайского края, представлены могильниками и поселениями. Елунинская культура датируется началом II тысячелетия до н. э. (XVII—XIV вв. до н.э.). Целые комплексы елунинских поселений известны на озерах Иткуль к северу от Бийска, на Кривом и Круглом в Завьяловском районе, Горько-Перешеечном в Егорьевском, на озерах в Мамонтовском и Угловском районах. На озере Иткуль раскопаны однослойные поселения Коровья Пристань-I и Озерки Восточные, многослойные — Костенкова Избушка и Коровья Пристань-III. В поселениях в большом количестве найдены сосуды баночной формы, украшенные оттисками крупнозубой гребенки, отпечатки которой образуют горизонтальные, волнистые, вертикальные или наклонные пояса (рис. 1—3,8). Кроме керамики, найдены каменные песты, тесла, наконечники дротиков, стрел, скребки, ножи, костяные наконечники стрел с одним или двумя зубцами, похожие на гарпуны, костяные и роговые мотыги.
Могильники елунинской культуры чаще всего располагаются по высоким коренным берегам Оби и ее протоков. Известны Елунинский грунтовый могильник-1, Староалейка, в устье реки Алей, на Поселковой улице в Барнауле и др.
Умерших клали на левый бок в скорченном положении головой на северо-восток. Днища могил посыпаны охрой. В захоронениях чаще всего находят сосуды, гораздо реже орудия труда и оружие из камня и кости. Лишь в одной могиле Елунинского могильника найден бронзовый нож. Рукоять ножа украшена заштрихованными ромбами, а в верхней части рукояти вылита голова лошади с длинными ушами и развевающейся гривой.
Племена елунинской культуры вели комплексное хозяйство. Они занимались охотой, рыболовством, скотоводством. Кости домашних животных составляют около 33—37% общего количества костей, найденных на поселениях. На ранних этапах елунинской культуры первое место в стаде занимала лошадь, позже — крупный рогатый скот.
Во второй половине II тысячелетия до н. э., на огромной территории от Южного Зауралья на западе до Минусинской котловины на востоке расселяются скотоводческие племена андроновской культуры.
Название этой культуры было дано по могильнику, раскопанному в 1974 г. близ Енисея у деревни Андроново сибирским краеведом А. Л. Тугариновым.
По антропологическим признакам андроновцы были европеоидами и, по мнению исследователей, принадлежали к индоевропейской языковой семье, говорили на индо-иранском наречии.
На Алтае андроновские памятники концентрируются в местах, удобных для скотоводства. Отсутствие долговременных поселений свидетельствует о подвижности населения. Андроновцы разводили крупный рогатый скот, овец двух пород (грубошерстной и тонкорунной), а также лошадей. Лошадь уже использовалась как транспортное животное, на что указывают детали узды. Своих умерших андроновцы хоронили преимущественно в грунтовых могильниках, укладывая их в скорченном положении на боку головой на запад или юго-запад.
Большого развития достигли у андроновцев домашние ремесла: керамическое, бронзолитейное, обработка кож, изготовление шерстяных тканей для пошива одежды.
В могилы умершим ставили сосуды, клали орудия труда из бронзы и кости, бронзовые и золотые украшения (чаще в женские могилы). Известны андроновские могильники: Нижняя Суетка, Ближние Елбаны-XII, -XIV, Змеевка, Урлапово, Елунино, в Барнауле на Депутатской улице, на Туриной горе возле Повелягинского взвоза. Андроновские памятники на Алтае датируются XIV—XIII вв. до н. э.
Проникновение андроновцев на Алтай было, видимо, не одновременным. Первая, ранняя, волна шла из Южного Зауралья, вторая, поздняя, из Казахстана. Андроновцы не занимали сплошной территории, а сосуществовали с аборигенным елунинским населением лесостепного Алтая, взаимодействовали с ним, смешивались.
Это взаимодействие привело в последней четверти II тысячелетия до н. э. к формированию на территории Верхнего Приобья своеобразной позднебронзовой культуры — корчажкинской, которая свое название получила по поселению Корчажка на озере Иткуль в Зональном районе Алтайского края, раскопанному в начале 1960-х гг. директором Бийского краеведческого музея Б. X. Кадиковым. Культура датируется XII—IX вв. до н. э. и представлена в основном поселениями, значительная часть которых локализуется в Барнаульско-Бийском Приобье по берегам озер и рек, богатых рыбой и дичью.
Корчажкинцы вели оседлый образ жизни и комплексное хозяйство, в котором преобладало коневодство и в меньшей степени рыболовство и охота. Они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Удобное расположение поселений по берегам богатых рыбой рек и озер обеспечивало продуктивное рыболовство. Объектами охоты были крупные мясные животные (лось, марал, олень, кабан) и мелкие пушные (лиса, бобр, сурок, заяц). Роль пушной охоты, по сравнению с предшествовавшим временем, возросла, что было, видимо, связано с дальнейшим Их культура получила название ирменской по поселению Ирмень-1 на юге Новосибирской области. В Алтайском крае известно около 40 ирменских памятников или ирменских слоев на разновременных поселениях.
Первые исследования ирменского памятника на Алтае были произведены еще в 1912 г. Н. С. Гуляевым у села Большая Речка Топчихинского района (ныне село Чаузово). Позднее, в конце 40-х гг., этот памятник исследовал М. П. Грязнов. Ряд отдельных ирменских могильников и захоронений был изучен в 1930 г. С. М. Сергеевым. В 1968—1971 гг. А. П. Уманский раскопал ирменский могильник у станции Плотинной.
развитием межплеменного обмена. У корчажкинцев продолжало развиваться бронзолитейное производство, следы которого часто встречаются на поселениях. Все необходимые бронзовые и костяные орудия труда, оружие, украшения, красочно орнаментированная посуда изготовлялись местными мастерами.
В IX—VII вв. до н. э. на территории лесостепного Верхнего Приобья появляется новая волна скотоводческих племен.
Погребальный обряд ирменцев Алтая достаточно устойчив. Умерших клали в скорченном положении на боку головой на юго-запад. Над погребением возводилось сооружение из дерна, которое со временем расплывалось, приобретая вид небольшого кургана. Самым характерным инвентарем в могилах была глиняная посуда, украшенная резным штампом. Встречаются характерные бронзовые украшения: гвоздевидные серьги, пластинчатые браслеты с шишечками на концах, кольца.
Судя по соотношению костей животных, ирменцы Алтая содержали стада крупного рогатого скота, в меньшем количестве разводили лошадей и мелкий рогатый скот. Подсобную роль играла охота на мясных и пушных зверей. Вопрос о происхождении ирменской культуры пока не решен. Некоторые исследователи считают, что она складывалась в результате контактов пришлых групп населения из Казахстана, носителей карасукской культуры Минусинской котловины, и местных андроновских племен.
На протяжении всей эпохи бронзы Алтай входил в огромную зону степей и лесостепей Евразии, населенную индоевропейскими племенами.