Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»
Культура характеризует меру духовного развития человека, цивилизация же характеризует общественные условия этого развития, представляя собой социальное бытие культуры. Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное; представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, традициях, способах делового и бытового поведения. Цивилизация рассматривается как внешний по отношению к человеку мир, а культура трактуется как символ его внутреннего достояния, как духовный код жизнедеятельности.
Цивилизация не совпадает с социально-экономической формацией (феодальной, капиталистической и пр.), поскольку реализует как собственную преемственность во Времени и Пространстве, так и связь с другими цивилизациями.
Цивилизационный подход ориентирован, прежде всего, на поиск «единой матрицы», доминантной формы социальной интеграции.
ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Цивилизации различаются алгоритмами развития (социальными генотипами) и культурными архетипами.
Выделяют т.н. мировые цивилизации, связанные, прежде всего, с распространением мировых религий (христианства, буддизма, ислама), региональные – синтетические, определяемые замкнутостью географического региона и его локализацией (латиноамериканская, дальневосточная). Используют также понятие «глобальной цивилизации», характерной для современного этапа и характеризующейся возрастающей целостностью мирового сообщества. В историческом аспекте выделяют следующие этапы-цивилизации: аграрная, индустриальная, постиндустриальная-информационная.
В настоящее время говорят о современной глобальной цивилизации, характеризующейся целостностью мирового сообщества, становлением едиными, общепланетарными связями (социально-экономическими, политико-правовыми, культурными).
На вопрос: сколько в мире существует цивилизаций и как их можно определить, до сих пор нет единого мнения.
В конце 19 века русский ученый Н.Данилевский выделил 4 типа цивилизаций:
первичные, подготовительные (Древний Мир);
одноосновные, представленные прежде всего одной стороной культурной деятельности (например, еврейская – религиозной идеей, греческая – искусством, римская – политикой);
двухосновные (например, романо-германская цивилизация с доминированием науки и экономики)
четырехосновные, еще не проявившиеся в полной мере. Здесь им отмечаются 4 культурные формы: религиозная сторона, политическая справедливость и свобода, наука и искусство). Таковой, по его мнению, должна стать Россия.
О.Шпенглер в работе «Закат Европы» (1914 г.) назвал 8 исторических типов цивилизации. В их числе: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабская) и фаустовская (западноевропейская). Девятая цивилизация, по его мнению, только зарождается. Речь шла, как не удивительно, о «русско-сибирской» цивилизации.
А.Тойнби назвал 21 цивилизацию, из них ныне существующие – 8: западная, византийско-ортодоксальная !?, русская, арабская, индийская, дальневосточная!?, китайская, японо-корейская.
Американский социолог С.Хантингтон выделил 8 типов цивилизаций в современном мире: западная (европейская), конфуцианская (китайская), японская, исламская, латиноамериканская, африканская и православно-славянская.
Западную цивилизацию иногда называют «голубой», восточную – «желтой», серединную – «красной».
ВОСТОК и ЗАПАД как 2 изначально разные культурные программы:
ЗАПАД (Древний мир: Античность, позже - Европа и англосаксонский мир) | ВОСТОК (Древний мир: Месопотамия, Древний Египет, Др.Китай, Др.Индия) |
«Экстравертность» культуры (открытость и восприимчивость к внешним культурным воздействиям ). | «Интровертность» культуры (закрытость, малая степень восприимчивости ко внешним культурным влияниям) |
Развитие качественными, прогрессивными рывками вперед | Застойность, инерционность исторического развития. |
Антропоцентризм. Природа – Материал. | Космоцентризм. Человек – часть Природы. Природа-Мать. |
Человек – покоритель Природы. Познание и преобразование мира. | Поиск духовной гармонии с Космосом, Природой. «Принимать мир таким, каков он есть». Созерцательное, безмятежное, мистическое единение с Природой. |
Установка на новизну, постоянное качественное обновление культурных форм | Традиционализм. Установка на воспроизводство уже сложившихся форм образа жизни и социокультурных структур. |
Волюнтаризм. | Фатализм. |
Индивидуализм. | Социоцентризм. Роль общины, коллективных связей. |
«Горизонтальные» социальные связи. | «Вертикальные» социальные связи. |
Конфликт отцов и детей (периодическая переоценка новыми поколениями культурных ценностей). | Отсутствие конфликта отцов и детей. Социальная неконфликтность. Принцип терпимости и послушания. |
Устремленность в будущее | Устремленность в прошлое. («Будущее существует только для того, чтобы стать прошлым»). |
Знание – общественная сила. Эвристика. | Знание – тайна. |
Рационализм как форма мышления. Логика. | Мистика. Образно-символическое мышление. |
Социальная активность. «Горизонтальные» социальные связи. | Социальная пассивность. «Вертикальные» социальные связи. |
Приоритет внешних (законодательно закрепленных) форм свободы человека | Приоритет внутренней духовной свободы человека (через религиозное сознание) |
Путь к демократическим формам правления. Власть как договор. Право как регулятор социальной жизни. | Деспотия, абсолютная власть. Властецентризм. «Сакральность» власти. Потребность в сильном, харизматическом лидере. Бесправие. |
В хозяйственно-экономической жизни: господство частной собственности. | В хозяйственно-экономической жизни: господство корпоративных и государственных форм собственности. |
Постоянная художественно-стилистическая инновационность искусства. Установка на эксперимент, общественный вызов, эпатаж. | Приверженность сложившимся художественным традициям и канонам. |
Известно, что межцивилизационный диалог между Западом и Востоком происходил всегда. С Востока пришла к грекам письменность, у восточных мудрецов учились первые греческие философы, а греки в результате походов Александра Македонского оказали влияние на Восток. На Востоке родилось христианство, которое стало духовной основой западной цивилизации.
ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Общие черты
Истоки западной цивилизации и ведущие её носители постоянно трансформировались в географическом, культурном, лингвистическом и религиозном плане. Значителен также и внутренний антагонизм между отдельными группами, слагающими современную западную культуру. Важно также осознавать нетождественность понятий западный и европейский, хотя эти термины взаимосвязаны. Во время «холодной войны» в СССР и странах Варшавского договора под западными обычно понимали капиталистические страны, причем в эту сферу входила и Япония.
Сила западной цивилизации – в способности усваивать, перерабатывать и преобразовывать чужой опыт, опыт других народов (восточных, к примеру).
Западный человек предпочитает видеть мир в своей реальности, трактуя мир как хаос, который он должен оформить своей организующей силой. Для западного человека характерен рациональный стиль, ориентированный на конкретный результат социальных технологий. Западный человек нуждается в истинах, которые служат ему, в отличие от восточного человека, который, в свою очередь, нуждается в истинах, которым можно служить всю жизнь.
Западный человек, поставленный рациональным мышлением в центр мироздания, игнорирует какую-либо трансцендентную волю. Восточный человек, предполагая в основе мироздания некую трансцендентную волю, стремится распознать ее, «войти» в нее и творить ее как свою собственную, преодолевая, тем самым, конечность своего бытия.
Главной и величайшей формой организации человеческого духа, подлинным источником свободы и условием интеграции многочисленных этносов в единую европейскую общность стало ХРИСТИАНСТВО. Его производной и стал европейский гуманизм, которым питалась европейская культура вплоть до последних столетий. Отсюда же и идеалы равенства, терпимости, справедливости.
Западное общество ориентировано на движение в будущее на качественный рост, постоянный прогресс. Чтобы достичь гармонии, в обществе нужны хорошие законы, где личность и ее права первичны, а коллектива, общества – вторичны.
После 2-й мировой войны ЗЦ приобретала новый облик: изменялись формы частной собственности (стали превалировать коллективные формы: акционерные, кооперативные и т.д.); более мощными становились средние слои (средние и мелкие собственники), заинтересованные в стабильности общества, демократии и охране личности, т.е. сузилась социальная база для разрушительных тенденций (социальных конфликтов, революций). Кроме того, социалистическая идея стала терять классовый характер, так как изменилась социальная структура общества под воздействием научно-технической революции (НТР); начал исчезать рабочий класс с его стремлением учредить диктатуру пролетариата и вновь приобретать ценность гуманистический идеал.
Возросший уровень национального богатства на Западе позволил создать высокий уровень социальной защиты личности и перераспределить это богатство в пользу менее обеспеченных слоев общества. Возникает новый уровень развития демократии, главный лозунг которой – права личности;
Главные факторы развития ЗЦ: капиталистические отношения, политическая демократия и правовое государство, которые в совокупности и обеспечивают постоянный рост его благосостояния. Для Запада цивилизация ассоциируется с жизненным комфортом, с появлением множества удобных мелочей, после изобретения которых их отсутствие кажется несуразным.
В XX веке особенно интенсивно идет процесс взаимовлияния и взаимообогащения различных типов развития при сохранении цивилизационных особенностей каждого сообщества. Исторический процесс многовариантен. Страны Азии, Африки, Латинской Америки испытали сильное влияние западной цивилизации во времена колониальных империй. Европейский образец становился ориентиром как для колониальных стран, так и для населения, которое не было колонизированным, но также подвергалось западному влиянию. В XIX столетии в странах Востока развернулись реформы западной ориентации, хотя большинство стран продолжало придерживаться устоявшихся традиций. В первой половине XX в. попытки глубоких реформ продолжались (Китай, Индия), но начало модернизации этих обществ совпало с нарастанием кризиса западной цивилизации, что осложнило процесс внедрения этого типа общества. После второй мировой войны процесс пошел более масштабно, причем страны Востока, имея целью ускоренное развитие и индустриализацию, стремились сохранить свои фундаментальные цивилизационные ценности, выбирая различные пути модернизации.
Однако не только Восток осваивает западные ценности, но и Запад – восточные. Происходят изменения в общественном сознании – укрепляются авторитет семьи, коллективизм, делаются попытки одухотворить западную меркантильность, усиливается интерес к восточной философии, этическим и эстетическим учениям Востока. Идет процесс взаимообогащения стран и народов.
Европейская (западная) культурно-историческая традиция являет своеобразную последовательность ступеней развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря:
ü классическая эллинская (древнегреческая) культура;
ü эллинистически-римская ступень;
ü романо-германская культура христианского Средневековья;
ü ренессансно-реформационная ступень 16 века;
ü новоевропейская культура
Человек-общество, человек-государство, человек-мировоззрение, целостная личность, свободная и самостоятельная в мыслях, словах и поступках.
3 персонажа характеризуют суть западной цивилизации и западного типа личности:
v ОДИССЕЙ:Хитроумный, изобретательный, находчивый, предприимчивый, более полагающийся на себя, чем на помощь богов. Скиталец, первооткрыватель, «сокрушитель городов».
Вместе с Одиссеями в европейскую культуру вошли и укрепились в ней рынок и демократия, гражданское общество и свободное личностное мировоззрение.
v ПРОМЕТЕЙ:Богоборец, герой, ставящий титанические цели, создатель людей. Героический идеал моральной свободы. С другой стороны, его поступок – святотатство, начало кощунственного превращения природы в сферу человеческой деятельности, где хлопочет и господствует человек. Муки Прометея вызваны противоречием между всемогуществом в воображении и бессилием в действительности. Символ трагедии культуры: человечество обратило свое новое могущественное знание против себя, грозя самоуничтожением.
Прометеевский человек – героический тип, но со временем он все более полон жажды власти, он все дальше удаляется от духа и все глубже уходит в мир материальных вещей. Конец его – трагичен.
v ФАУСТ: Средневековый ученый идет на сделку с Сатаной ради обладания знанием, с помощью которого можно изменить мир и жизнь людей, приблизиться к Богу в возможности творчества. Мотив: знания и труда.
Фауст – мятежник, индивидуалист, который наперекор общественному мнению и морали, стремится выйти за веками установленные пределы. Главное для него: достижение намеченной цели, ради которой можно пренебречь этическими, религиозными и пр. нормами. Фаустовской душе свойственно обостренное переживание времени и «историческая забота». Фаустовскому человеку удается достичь небывалой степени абстракции в науке, логической стройности, «высочайшей трансцендентности форм». Однако, через утонченность интеллекта – путь к самоуничтожению.
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ