Понятие «общество». Основные законы развития общества

Лекция № 1

«Введение в историю Отечества»

Цель лекции: опираясь на знания учащихся, полученные в средней школе при изучении курсов «Истории России», «Всеоб­щей истории»; через раскрытие основных тенденций и закономер­ностей становления исторической науки; сформировать у студен­тов знания о формационном, цивилизационном и культурологиче­ском подходах к истории, подвести их к мысли о том, что россий­ская цивилизация имеет ряд особенностей в историческом разви­тии.

План лекции

1. Понятие «история».

2. Понятие «общество». Основные законы развития общества.

3. Социально-экологические кризисы в истории человечества.

4. Основные подходы к истории: формационный, культурологиче­ский, цивилизационный.

5. Место России среди других цивилизаций.

История всегда вызывала огромный интерес общества. В прошлые годы отечественная история как наука во многом была политизирована, пронизана односторонними идеологическими догмами, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей, особенно молодежи. Сегодня мы отходим от этих штампов и от всего того, что мешает историкам быть предельно объективными. Вместе с тем встречается немало случаев, когда ряд исследователей бросаются в крайность при оценках исторических событий, отходя от исторической объективности, не видят в отечественной истории ничего, кроме трагедий и ошибок. Такие подходы неприемлемы.

В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последние годы переизданы фундаментальные труда по истории России крупных дореволюционных отечественных историков (Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и др.). Сегодня это труды таких видных историков, как С. В. Бахрушин, Б. Д. Греков, Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов, Л. Н. Гумилев и других. Многие из названных авторов по своим концептуальным подходам противоречат друг другу. Но смысл исторической науки не достижение единомыслия, а выработка приемлемых теорий, максимально полно объясняющих реалии прошлого.

Мы должны учитывать, что изучение отечественной истории должно проходить в контексте мировой истории. Изучающие историю должны разбираться в путях развития России и ее месте в мировом историческом процессе. Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности социально-экономического и политического развития России и ее народов, что проявляются в исторических событиях и фактах.

Основой любого исторического исследования является исторические источники. Без их изучения в глубоком диалектическом единстве содержание и формы невозможно научное познание истории развития общества. К числу наиболее древних источников по истории России могут быть отнесены археологические. Это комплексы вещественных находок в культурном слое земли. Важнейшими и наиболее старыми среди письменных источников являются летописи. Самые ранние работы историков-летописцев появились еще в X-Х вв. Наиболее известна из них "Повесть временных лет" (XII в.). Одним из ценных источников являются Новгородские грамоты на бересте. Среди законодательных материалов не обойтись без таких, как «Русская правда», Судебник 1497 г., Соборное Уложение 1649 г., «Жалованные» грамоты дворянству и другие.

По Истории России с XVIII в. до настоящего времени имеется огромное количество различных источников: документы и материалы правительственных органов, политических партий и общественно-политических движений); периодическая печать (газеты, журналы и т. д.); документы и материалы музеев; кинофотофонодокументы.

Методы изучения истории группируются по принципу систематики общих, специальных и вспомогательных исторических дисциплин. Среди других подходов важно назвать уникальные методы генеалогии, позволяющие раскрыть происхождение индивидов, семей и родов разного социального положения.

Таким образом, совокупность методологических принципов и методических приемов, источников и способов описаний исторической науки должны образовать непротиворечивую систему познания закономерностей действительности прошлого.

Понятие «история»

Давайте, еще раз вспомним, что же такое «История», чем занимается эта наука. Кто попробует, сформулировать ответ?

Действительно, история изучает и факты, и события, и процессы. Но какие? Ведь нет пока учебников об истории Вашей жизни, хотя у каждого из Вас уже есть своя маленькая «история». Данная наука имеет дело только с такими фактами и процессами, которые оказали влияние на формирование современного состоя­ния общества. История пытается увидеть и понять, что сделало нас такими, какими мы являемся сейчас (хотя, может быть, мы хотели быть другими).

История - наука, исследующая факты, события и про­цессы на базе исторических источников (например: летопи­сей), для установления закономерностей исторического разви­тия общества.

Зная законы развития общества, мы можем не только пред­полагать, почему наши предки поступали так или иначе, но и мо­делировать свое будущее.

Литература

1. Арсланов Р. А., Керов В. В., Мосейкина М. Н., Смирнова Т. М. История России. Учебный минимум для абитуриента: Учеб. посо­бие. - М., 2001.

2. Гергиев В. А., Георгиева Н. Г. История России. - М., 2006.

3. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. Учебник. - М., 1998.

4. Семеникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. -

Брянск, 1999.

Лекция № 2

«Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства»

1. Расселение древних этносов в центральной части страны.

2. Проблема происхождения славян и русского народа.

3. Предпосылки образования государства.

1. Расселение древних этносов в центральной части страны. На рубеже старой и новой эры Северное Причерноморье заселяли скифы. Население состояло из свободных общинников. Они несли военную службу и платили повинности. В наихудшем положении находились пахари. По скифскому праву уже существовала частная собственность на стада, посевы, жилища. Представители кочевой аристократии, особенно жрецы, получали огромные участки земли с сидящими на них земледельцами. Появление в Северном Причерноморьи торговых городов греков способствовало дальнейшему ускорению распада в скифской среде родового строя и образованием у скифов классового общества.

В эпоху Великого переселения народов (IV-VII вв.) наибольшее значение имела держава гуннов в середине V в. Гунны воевали и с Римом, и с Византийской империей. В 451 г. они были разгромлены объединившимися противниками. Гуннская держава распалась.

2. Проблема происхождения славян и русского народа. Проблема славянского этногенеза до сих пор остается сложной. Славяне – это группа родственных крупнейших народов Европы, общих по происхождению и с языковой близостью. Античные авторы Византии называли славян венедами, антами, славянами и т. д. Большинство историков и археологов склоняются к мысли, что славяне являлись пришельцами.На территории Восточной Европы славяне появляются в VІІ-VІІІ вв. н. э. Предпологается, что они продвигались двумя путями: Приднепровье заселялось выходцами с Карпат, а Север – с побережья Балтийского моря. В последнее время появилась версия о том, что заселение славянами Севера (будущей Новгородской земли) относится к более раннему времени, чем освоение Приднепровья, - к V веку.

Европейская часть нашей страны к VII в. была заселена племенами трех индоевропейских групп: восточнославянской, угро-финской и летто-литовской. Географической осью расселения восточных славян был водный путь, получивший название «из варяг в греки». Сравнивая скупые свидетельства древних авторов, можно сделать вывод, что венеды и анты обитали по Висле к северу от Карпат до Балтийского моря. Более поздние писатели говорят о вторжениях славян и антов в пределы Византийской империи (конец V11 - начало 1X вв.). Вторгшись на территорию Византии

они в короткий срок, ославянив ее, вышли к берегам Черного, Адриатического и Эгейского морей. Анты, по данным Прокопия Кесарийского, «рассуждают сообща обо всем, что для них полезно или вредно». Но объединения племен не прочны. Анты не признают над собой власти ни иноземцев, ни соплеменников, лишь военные походы заставляют их объединиться под властью одного вождя. Таким образом, V1 - VІІ вв. времена антов, являлись той эпохой, когда славяне быстро расселялись по обширной территории Восточной Европы. В «Повести временных лет» о тех далеких временах, когда шел процесс расселения и переселения славян, летописец говорит, что славяне «сели» по Днепру и прозвались полянами, другие древлянами, получив свое название оттого, что жили в лесах. Жившие между Припятью и Двиной прозвались дреговичами, обитающими по берегам реки Полоты назвались полочанами. Те же славяне, которые «сели» около озера Ильмень, прозвались «своим именем» «словене», а обитатели земель по Двине, Сейму и Суле назвались северянами. Относительно кривичей уточняется их местоположение:живущие в верховьях Волги,Западной Двины и Днепра, на землях которых стоит Смоленск.

Некоторые исследователи предполагает, что славяне являлись автохтонами,то есть исконным населением Восточной Европы.При этомони ссылаются на праславянский характер ряда археологических культур Восточной Европы I тыс. до н. э. – I тыс. н. э. Но данные топонимики того же времени свидетельствуют о значительном пласте названий неславянского происхождения. Так, в междуречье Оки и Волги преобладают угро-финские названия.

Что касается названия «Русь», то его происхождение особо дискуссионно. Одни историки находят его корень в именовании племени, жившего по реке Рось (возле Днепра), другие видят в термине скандинавские корни.

Следовательно, в ходе этногенеза восточных славян и русского народа заметно взаимодействие (смешение) с угро-финским, иранским, балтийским, тюркским, а также незначительная доля скандинавского («варяги») компонентами. Представляет интерес точка зрения известного историка России академика Б. А. Рыбакова, который считает, что истоки славян имеют общие корни с индо-иранскими народами, в частности скифами-пахарями. Но эта точка зрения не стала общепризнанной. Не однозначен ответ на вопрос у выдающихся историков, авторов многотомных трудов по истории российского государства Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев. Поэтому окончательное решение проблемы славянского этногенеза пока еще дело будущего.

3. Предпосылки образования государства.Образование государства

у восточных славян явилось итогом длительных и сложных процессов второй половины 1-го тысячелетия нашей эры. Ориентировочно к VII в. н. э в этом регионе расселились восточно-славянские племенные союзы, названия

которых приводятся в летописи Нестора (Х1 в.) это поляне, словене, северяне, кривичи, радимичи и другие, всего около 15 названий. Почему и как сформировалось у них государственное объединение? Для ответа на этот вопрос надо иметь в виду, что основной предпосылкой этого процесса стало то, что родовой строй у славянских племен к периоду VII - Х вв. находился на стадии разложения. Конкретными факторами для складывания государственности явились следующие. 1) Рост и развитие племен славян в Восточной Европе вело к превращению простых племен в союзы. В свою очередь, объединение названных выше племенных союзов привело к возникновению трех суперсоюзов: 1) в Приднепровье это объединение с преобладанием полян вокруг Киева (по арабским источникам, это «Куяба»); 2) в землях вокруг Волхова наиболее значительно племя словен с центром в Новгороде («Славия»); 3) местоположение «Артании» определяется неодинаково это либо Рязанская земля, или Черниговская.

2) Разложение родового строя у славян означало, что внутри патриархальных родовых общностей выделялись парные семьи. Кровнородственная родовая община постепенно в ходе многочисленных переселений начинала превращаться в территориальную общину с проживанием на ее территории неродствеников.

3) В среде славянских племен все более выделялась родовая знать (старейшины, вожди, волхвы и др.). Но еще более важное значение имело явление, при котором власть выделявшейся у славян родовой знати превращалась из наследственной и личной в публичную. То есть это власть, что основывалась не столько на личном авторитете, сколько опиралась на вооруженную силу в виде создаваемых дружин.

4) Во главе племен и союзов становились князья, то есть начинала формироваться княжеская власть. Приведем известные имена первых восточно-славянских князей. Это Бож (или Бус), упоминание о котором относится к периоду войны славянских племен с готами (IV в. н. э.). Это три брата Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбедь, что считаются основателями Киева около VII в. Наконец, это, возможно, новгородский «посадник Гостомысл» периода 859 - 662 гг. (согласно Иоакимовской летописи Х в.).

5) Важную роль сыграли внешние факторы. Исходившие извне угрозы (из Скандинавии, Хазарского и Тюркского каганатов) подталкивали этнически близкие восточно-славянские племена к сплочению. Однако

влияние внешних условий связано не только с военными, но и с хозяйственно-культурными отношениями. По территории расселения славян проходили важнейшие международные торговые пути «из варяг в греки» (от финского залива по Неве к Ладоге и далее к Днепру и Черному морю), а другой связывал области Приволжья с Каспийским морем и Персией.

6) В ряду названных факторов органично располагается известие древнего Нестора о призвании варяжских князей на правление в Новгород. Племенной союз осознает свои общие интересы и пытается разрешить противоречия отдельных племен путем приглашением стоящего над местными разногласиями постороннего князя. Все это показатель зрелости предпосылок для государственности. Существо рассказа Нестора: собрание племен ильменских словен, кривичей, чуди и веси обращается в 862 г. к варяжскому (скандинавскому) конунгу Рюрику с предложением управлять ими ради наведения «наряда» (порядка). В 862-864 гг. состоялось прибытие Рюрика, ставшего, согласно историографической традиции, основоположником династии последующих древнерусских князей.

Следует отметить, что многие историки XVIII - XIX вв. (норманнская теория) были склонны объяснять эти события как свидетельство того, что восточные славяне не способны сами создать собственной государственности. Между тем очевидно, что сами варяги не имели ни письменности, ни государства, то есть не находились на более высокой стадии развития. Кратко подытоживая, можно сказать, что варяги сменили одну княжескую династию на другую.

Лекция № 1

«Введение в историю Отечества»

Цель лекции: опираясь на знания учащихся, полученные в средней школе при изучении курсов «Истории России», «Всеоб­щей истории»; через раскрытие основных тенденций и закономер­ностей становления исторической науки; сформировать у студен­тов знания о формационном, цивилизационном и культурологиче­ском подходах к истории, подвести их к мысли о том, что россий­ская цивилизация имеет ряд особенностей в историческом разви­тии.

План лекции

1. Понятие «история».

2. Понятие «общество». Основные законы развития общества.

3. Социально-экологические кризисы в истории человечества.

4. Основные подходы к истории: формационный, культурологиче­ский, цивилизационный.

5. Место России среди других цивилизаций.

История всегда вызывала огромный интерес общества. В прошлые годы отечественная история как наука во многом была политизирована, пронизана односторонними идеологическими догмами, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей, особенно молодежи. Сегодня мы отходим от этих штампов и от всего того, что мешает историкам быть предельно объективными. Вместе с тем встречается немало случаев, когда ряд исследователей бросаются в крайность при оценках исторических событий, отходя от исторической объективности, не видят в отечественной истории ничего, кроме трагедий и ошибок. Такие подходы неприемлемы.

В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последние годы переизданы фундаментальные труда по истории России крупных дореволюционных отечественных историков (Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и др.). Сегодня это труды таких видных историков, как С. В. Бахрушин, Б. Д. Греков, Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов, Л. Н. Гумилев и других. Многие из названных авторов по своим концептуальным подходам противоречат друг другу. Но смысл исторической науки не достижение единомыслия, а выработка приемлемых теорий, максимально полно объясняющих реалии прошлого.

Мы должны учитывать, что изучение отечественной истории должно проходить в контексте мировой истории. Изучающие историю должны разбираться в путях развития России и ее месте в мировом историческом процессе. Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности социально-экономического и политического развития России и ее народов, что проявляются в исторических событиях и фактах.

Основой любого исторического исследования является исторические источники. Без их изучения в глубоком диалектическом единстве содержание и формы невозможно научное познание истории развития общества. К числу наиболее древних источников по истории России могут быть отнесены археологические. Это комплексы вещественных находок в культурном слое земли. Важнейшими и наиболее старыми среди письменных источников являются летописи. Самые ранние работы историков-летописцев появились еще в X-Х вв. Наиболее известна из них "Повесть временных лет" (XII в.). Одним из ценных источников являются Новгородские грамоты на бересте. Среди законодательных материалов не обойтись без таких, как «Русская правда», Судебник 1497 г., Соборное Уложение 1649 г., «Жалованные» грамоты дворянству и другие.

По Истории России с XVIII в. до настоящего времени имеется огромное количество различных источников: документы и материалы правительственных органов, политических партий и общественно-политических движений); периодическая печать (газеты, журналы и т. д.); документы и материалы музеев; кинофотофонодокументы.

Методы изучения истории группируются по принципу систематики общих, специальных и вспомогательных исторических дисциплин. Среди других подходов важно назвать уникальные методы генеалогии, позволяющие раскрыть происхождение индивидов, семей и родов разного социального положения.

Таким образом, совокупность методологических принципов и методических приемов, источников и способов описаний исторической науки должны образовать непротиворечивую систему познания закономерностей действительности прошлого.

Понятие «история»

Давайте, еще раз вспомним, что же такое «История», чем занимается эта наука. Кто попробует, сформулировать ответ?

Действительно, история изучает и факты, и события, и процессы. Но какие? Ведь нет пока учебников об истории Вашей жизни, хотя у каждого из Вас уже есть своя маленькая «история». Данная наука имеет дело только с такими фактами и процессами, которые оказали влияние на формирование современного состоя­ния общества. История пытается увидеть и понять, что сделало нас такими, какими мы являемся сейчас (хотя, может быть, мы хотели быть другими).

История - наука, исследующая факты, события и про­цессы на базе исторических источников (например: летопи­сей), для установления закономерностей исторического разви­тия общества.

Зная законы развития общества, мы можем не только пред­полагать, почему наши предки поступали так или иначе, но и мо­делировать свое будущее.

Понятие «общество». Основные законы развития общества

Мы с Вами установили, что история - это наука, наблю­дающая за взрослением, возрастными изменениями общества. А что же такое, общество, в целом?

Действительно, это и совокупность людей, и мы все, и многое другое... В настоящее время наука дает более 200 опреде­лений понятия «общество». Среди них, такие как:

Общество - это социокультурная система, состоящая из двух уровней организации общества - уровня культурных систем (взаимосвязь идей) и уровня социальных систем (взаимосвязь лю­дей).

Общество - это часть мира, созданная совместно дейст­вующими, сознательно ее преобразующими людьми.

Общество - это совокупность всех способов взаимодейст­вия и форм объединения людей, выражающих их всестороннюю зависимость друг от друга.

Общество - это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.

Общество - это многообразие отношений между людьми, возникающих без участия государства.

Однако, наиболее содержательным является следующее определение, которое понятно и гуманитариям и естественникам:

Общество - это динамичная саморазвивающаяся сис­тема, отделившаяся от природы, но не порвавшая связь с нею.

Главные признаки это системы:

1. Самоорганизация.

2. Саморазвитие.

3. Самодеятельность.

4. Самодостаточность.

Последний признак, философы называют отличительным признаком человечества, как целостной системы, от маленьких социальных групп, каковой сейчас являемся мы с Вами.

Общество - это живой организм, который имеет собствен­ную структуру. Мельчайшими элементами этой системы являемся

мы с Вами, крупными подструктурами: экономическая, политиче­ская, социальная, духовная сферы жизни общества.

Такие системы, как человеческое общество, физики назы­вают открытыми системами, т. к. они обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

Общество, как открытая система, развивается нелинейно, т. е. проходит через череду социальных и экологических кризисов (так называемые, точки бифуркации). Каждый кризис - это вызов обществу, ситуация исторического выбора, который ведет либо к повышению структурной организации системы, либо к его гибели.

Мы видим, что человечество, также как каждый из нас, проходит через черные и белые полосы, и стремится сохранить жизнь. Пока мы живы., и следовательно какие-то случайности (а может и не случайные гениальные открытия) до сих пор подталки­вали систему на новый путь развития, по которому она шла до но­вой бифуркации.

Нелинейное развитие общества протекает по следую­щим законам:

Наши рекомендации