Тема 9: Российская культура ХХ века в контексте общемирового развития
Тема 9: Российская культура ХХ века в контексте общемирового развития
ЧАСТЬ 1
План: 1. Тенденции, проблемы и противоречия развития мировой культуры ХХ в.
2. Постмодерн и массовая культура как социокультурные феномены ХХ в.
3. Круг основных художественных исканий в зарубежном искусстве ХХ в.
В истории отечественной культуры не было века столь драматичного, насыщенного судьбоносными событиями, радикальными переменами, резкими сменами образов культуры, включением в культурную жизнь огромных людских масс. Трагедией и фарсом, глубоким самопознанием и мифами, перспективами и заблуждениями – всем этим была чревата отечественная культура ХХ в. Однако, прежде, чем на них остановиться, необходимо прояснить общемировой культурно-исторический контекст Новейшего времени: его тенденции, проблемы и противоречия.
ЧАСТЬ 2
План: 1. Периодизация отечественной культуры ХХ века.
2. Большевистская революция 1917 года и ее последствия. Появление сталинской тоталитарной модели культуры.
3. Отечественная культура советского этапа: сущность противоречивости.
4. Постсоветская период: в поисках культурных альтернатив.
Историю отечественной культуры ХХ века нельзя упрощать, рассматривая в фокусе определенного знака, плюса или минуса, т.к. за ней стоят живые судьбы, людские характеры с их верой и заблуждениями.
Периодизацию этапов развития отечественной культуры можно представить следующим образом:
ü Революция 1917 года и ее культурные последствия;
ü Утверждениесталинской тоталитарной социально-политической модели: конец 20-х гг. – 1953 г.;
ü Культурная «Оттепель» (сер.50-х – нач. 60-х гг.);
ü Период т.н. культурного (брежневского) Застоя; зарождение альтернативных форм культуры (диссиденство, андерграунд и п.): 70-е гг – сер.80-х гг.;
ü Проявления т.н. «Перестройки» в культурной жизни с сер.80-х гг. до 1991 г.
ü Отечественная культура на постсоветском этапе: формирование новой социокультурной реальности и новой культурной идентичности: 1991 г. – по настоящее время.
Революция в истории культуры всегда имеет драматические последствия, поскольку справедливые идеи коренного переворота социально-политической, хозяйственно-экономической и культурной жизни на деле означало трагический разрыв с многовековыми культурными традициями. Культурная революция была начата вскоре после октябрьской революции 1917 г. и преследовала 2 задачи: приобщение к культуре широких слоев населения и организация культуры с целью показа преимуществ нового строя. «Культурная революция» понималась как составной элемент известной идеологической триады: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Происходило намеренное ограничение культурной работы уровнем ее первого «этажа», элементарных форм (ликбез, первоначальное школьное обучение), необходимых для создания массовых производственных кадров и одновременное отторжение этой же массы от усвоения высших культурных (неидеологических) ценностей. Сталинскому режиму требовалась культура исполнительская, а не подлинно творческая, предполагающая самостоятельность мышления и жизненной позиции
Большевиками издается ряд декретов: об отделении церкви от государства и школы от церкви, декрет об охране библиотек и памятников искусства. Создается сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью (Агитпроп, Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и др.). Национализируются учреждения культуры (Эрмитаж, Третьяковская галерея), частные коллекции.
Реформы в массовом образовании положили начало идеологизации культуры. Это придало ей государственный «статус», но и фактически подчинило аппарату чиновников. Большая часть научной и художественной элиты нации, оставшись в России, не была готова к восприятию идеалов «пролетарской культуры». Расхождение теории о «светлом будущем» с практикой повседневного насилия отпугнула от большевиков многих «аристократов духа». Смятение чувств отразилось в творчестве столь разных людей, как А.Ахматова и М.Горький, А.Блок и Е.Замятин, М.Цветаева и Б.Пастернак.
Среди негативных последствий КР: разрушение традиционной морали (общество «Долой стыд»), введение жесткой цензуры, идеология пролеткульта, воинствующий атеизм (массовое разрушение храмов), массовое разграбление библиотек, архивов, особняков. Осуществлялось активное вытеснение старых буржуазных специалистов, место которых замещалось новой, идеологически подкованной «советской интеллигенцией» (Институт «Красной профессуры», Коммунистическая академия, Институт Маркса и Энгельса, губернские совпартшколы и пр.). Началась первая волна массовой эмиграция деятелей российской культуры (небезызвестный «Корабль философов»).
Среди безусловно положительных действий новой власти: масштабная борьба с неграмотностью, введение всеобщего начального образования, создание алфавитов для малых народов (например, Севера), создание системы подготовки квалифицированных рабочих (ФЗУ, рабфаки и пр.), бесплатная медицинская помощь и др. Рабочие и крестьяне получали значительные преимущества при поступлении в вузы.
Так или иначе, гуманитарная наука и развитие художественной культуры были поставлены под строгий контроль государственных и партийных органов. В 1921 г. упраздняется автономия университетов и институтов. Педагогический состав регулярно подвергался «чисткам». В 1922 г. был учрежден цензурный орган Главлит, следивший за «чистотой» печатной продукции.
Уже со 2-й пол. 20-х гг. начинается период «оподления культуры» (выражение писателя Дм.Мережковского), ее тотальной идеологизации и контроля. На вопрос: «почему на первых порах часть российской интеллигенции поддерживала октябрьские события?» - ответ может быть следующий: была привлекательная сама идея катастрофического разрушения-созидания, радикального обновления жизни, справедливого переустройства мира, в котором участвуют все слои населения. На содержательность, духовный подъем, «культурную полифонию» нач. 20-х гг. еще падал блистательный отсвет культуры Серебряного века. Но, с середины 20-х гг. стало очевидным начало разрушительного воздействия административно-командных методов руководства экономикой. Отмена НЭПа, оформляющийся диктат большевистской партии над творческой интеллигенцией, идеология «воинствующего безбожничества» - все это были признаки глубоких утрат в жизни общества.
Главное противоречие «коммунистической морали» - в «заботе» о массах, о «светлом будущем» и - одновременно - в беспощадности, равнодушии к настоящему, к реальному живому человеку. Утверждается «классовая этика»: интересы революционного класса важнее блага отца. Начинается мифологизация истории: миф истории стал вытеснять саму историю (фильм С.Эйзенштейна «Октябрь»). Особо мифологизируется физический труд (кто много трудится, тот мало думает?).
Новое искусство должно было созидать иллюзию гармонического единства. Действительность театрализуется (шествия, демонстрации, маршевая, гимническая музыка и пр.). Все это создавало образ сплоченных масс, ведомых вождями и партией. В тоталитарной культуре возобладал «сталинский дворцовый классицизм» (высотки в Москве, ВДНХ). Искусство политизируется. Господствует агитационность, плакатность, дидактичность и монументализм (скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»). Формируется новый революционный язык эпохи: «пролеткульт», «реввоенком», колбуд» и пр. Начинается процесс унификации искусства и художественного творчества, разрабатывается система «правильных» и «ошибочных» взглядов. Утверждается теория «социалистического реализма» («реалистического отображения жизни в ее революционном развитии»), теория «классовости» и «партийности». Появившийся ряд постановлений (1932 г.) по искусству имел целью загнать всех творцов в единую систему («Союзы» писателей, композиторов, художников и т.п.). Искусство становится средством адаптации человека к господствующей политической мифологии (либо уходит в глубокое подполье).
Трагический период в истории нашей культуры ознаменовался катастрофически разочарованием в ее будущности и уходом из жизни С.Есенина, В.Маяковского, М.Цветаевой. Были запрещены произведения М.Булгакова («Роковые яйца», «Собачье сердце», «Бег»). Не публиковались рассказы А.Платонова, М.Зощенко. Непокорных травили в прессе и лишали работы, арестовывали и ссылали (Д.Лихачев, А.Лосев, О.Мандельштам), а порой и физически уничтожали (П.Флоренский, В.Мейерхольд).
Что же такое тоталитарная культура (ТК)?
ТК – специфическая закрытая политико-идеологическая система, внутренне связанная с властью, проявившаяся в ХХ веке в 2-х типах. Фашистский (гитлеровский) тип ТК абсолютизирует роль определенной расы, нации, государства; сталинский тип абсолютизирует роль определенных классовых ценностей (пролетариат как носитель самых передовых культурных ценностей).
Основные признаки ТК:
ü Командно-административное, жестко-вертикальное управление всеми звеньями культуры; авторитаризм
ü Тотальная идеологизация культуры (господство одной идеологии);
ü Геронтократия, вождизм («кремлевские старцы» - Политбюро в СССР);
ü Мифологизация массового сознания (в фашистской модели: интерес к мистике, оккультизму);
ü Социоцентризм, подавление личностной инициативы; идеология коллективности
ü Конформизм (приспособленчество);
ü Утопизм (идея строительства «Новой Жизни», проект «нового человека»);
ü Разрыв с культурным прошлым, традициями («Дон основанья, а затем…»);
ü Изоляционизм («Мы-Они»: идея враждебного внешнего мира); «комплекс барьера» (свой-чужой) и «комплекс зеркала»: культура Запада – перевернутое, превратное отражение (негатив) своего собственного существования;
Эстетика ТК опиралась на монументальные формы, гигантоманию, отсутствие индивидуализации. Люди были представлены как собирательный образ. Подчеркивался атлетизм, физическая сила, ручной труд. Превалировала массовая хореография.
Герой 20-х гг. – это большевик, обладающий сверхчеловеческой железной волей. В этом ключе были созданы произведения В.Маяковского («Левый марш»), В.Хлебникова («Ночь перед Советами»). Развитию литературы способствовало появление «толстых» журналов «Молодая гвардия», «Новый мир», «Октябрь» и др. Атмосфера тех лет передана в произведениях «Разгром» А.Фадеева, «Цемент» Ф.Гладкова, «Конармия» И.Бабеля. В живописи – творчество художников АХРР (Ассоциация художников революционной России): портреты Ленина И.Бродского, картины «Тачанка» М.Грекова, «Делегатка» Г.Ряжского. В 30-е гг. последовательными представителями соцреализма становятся художники Б.Иогансон («Допрос коммунистов», «На старом уральском заводе»), А.Пластов (образы «нового, советского крестьянства»), С.Герасимов.
Новаторскими исканиями и смелыми решениями оказалось проникнуто развитие отечественной архитектуры 20-х гг.Наиболее ярким течением этого периода был конструктивизм. Одним из первых в русле нового стиля стал проект Дворца труда Л.А., В.А. и А.А.Весниных. Во второй пол. 20-х гг. началось строительство нового типа общественных зданий (проекты К.Мельникова). Особое внимание партийные и государственные деятели уделяли развитию киноискусства, считая его незаменимым средством массового воспитания народа. Значимой вехой в развитии отечественного киноискусства стал фильм С.Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» Становлению школы отечественных кинематографистов способствовало творчество режиссеров В.Пудовкина, Г.Козинцева, С.Юткевича и др.
По мере того, как официальное искусство превращалось в бессмысленные знаки своего присутствия (в набор идеологических штампов), набирало силу неофициальное искусство, которое строило свои собственные культурные контексты, порождало все новые внутренние оппозиции, вопросы, противоречия, необходимые для саморазвития. Особую роль сыграла Великая Отечественная война 1941-1945 гг., которая по традиции прививала иммунитет к идеологическим ценностям и «классовой» морали. Еще с сер. 20-х гг., в противовес официальной, развивалась и свободная художественная мысль (в России: А.Ахматова, М.Булгаков, М.Зощенко, Б.Пастернак и др.)
Вместе с тем, искусство данного периода нельзя сводить только к «соцреализму» и «тоталитаризму». Культура советской эпохи не сводилась лишь к восхвалению официального режима.
Тема 9: Российская культура ХХ века в контексте общемирового развития
ЧАСТЬ 1
План: 1. Тенденции, проблемы и противоречия развития мировой культуры ХХ в.
2. Постмодерн и массовая культура как социокультурные феномены ХХ в.
3. Круг основных художественных исканий в зарубежном искусстве ХХ в.
В истории отечественной культуры не было века столь драматичного, насыщенного судьбоносными событиями, радикальными переменами, резкими сменами образов культуры, включением в культурную жизнь огромных людских масс. Трагедией и фарсом, глубоким самопознанием и мифами, перспективами и заблуждениями – всем этим была чревата отечественная культура ХХ в. Однако, прежде, чем на них остановиться, необходимо прояснить общемировой культурно-исторический контекст Новейшего времени: его тенденции, проблемы и противоречия.