Разновидности Точки зрения по субъектной принадлежности
Разновидность | Примеры* |
Своя (принадлежащая субъекту речи) | ♦ Вероятно, нет необходимости** подробно останавливаться на каждом орфографическом правиле ♦ Мы вовсе не хотим сказать, что любое изображение всегда и любому доступно ♦ Этот день мне запомнится надолго |
Чужая индивидуальная или коллективная | ♦ Банальная («бросовая» – мог бы сказать Виктор Астафьев) пословица «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать» содержит глубокую мысль о путях познания ♦ Пушкин, высоко оценивая первый литературный опыт Даля - написанные им сказки, поощрял его продолжать в том же роде ♦ Знаменитое Пражское лингвистическое общество в 1865 году в своём уставе категорически запретило обсуждение вопросов происхождения языка ♦ Излюбленным жанром древнерусских читателей были апокрифы – повествования о библейских персонажах или святых. Отношение церквик апокрифической литературе было сложным |
Обобщённо-неопреде- лённая | ♦ Давно замечено, что вещи являются точной психологической копией своих хозяев. Поэтому многим из нас так невыносимо жаль бывает расстаться со старой любимой вещью ♦ Мало кому нравится, когда его долго и беззастенчиво рассматривают |
Таблица П.4.2
ЯЗЫКОВЫЕ Способы выражения точки зрения
Языковые способы | Примеры | |
Местоимения (личные, определительные и др.) | ♦ Мы**вовсе не хотим сказать, что любое изображение всегда и любомудоступно ♦ Обращали вы когда-нибудь внимание на то, как пассажиры рассаживаются в салоне общественного транспорта? | |
Одушевлённые и собирательные существительные, а также словосочетания с аналогичным значением | ♦ Проблема языка и мышления актуальна как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом ♦ Умногих народов распространено нечто вроде табу на пристальный взгляд ♦ Общественным мнением подобные поступки осуждаются | |
Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным | ♦ Становится понятным, почему при чтении текста, в котором не обозначены границы слов и нет знаков препинания, возникают большие затруднения ♦ Экспериментально установлено, что не менее 10-15 % информации теряется при «неподвижном» <…> лице лектора | |
Бессоюзные сложные предложения с изъяснительной семантикой | ♦ Так или иначе возникал вопрос: пантомима нашего пещерного предка – это и есть начало начал знаковой деятельности? ♦ Психологи и психолингвисты знают: смысл текста <…> порождается вместе с ним и его восприятием | |
Продолжение табл. П.4.2 | ||
Вводные слова и выражения | ♦ Как говорил Цицерон, речь – последовательность слов и пауз ♦ Может быть, пора такие программы внедрять повсеместно? | |
Прямая речь, цитирование | ♦ Аристотель определил риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого предмета» ♦ Читатель скажет: «Что же тут удивительного?» | |
Ссылки | ♦ Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать (Аристотель. Риторика. 1358 в. 10) ♦ ф.Энгельс называл знание классических и иностранных языков двумя рычагами, позволяющими «…стать выше ограниченной национальной точки зрения»1 --------------------------------------------------------------------------------- 1Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 333. | |
Слова и выражения с семантикой | восприятия | ♦ Видимыйнам мир изменчив и непостоянен. Вещи <…> со временем приобретают различный облик ♦ Устную речь обычно слушают, собравшись вместе, письменное слово каждый читает в одиночку |
оценки | ♦ Разумное и правильное слово всегда ценится высоко ♦ Цивилизованный человек отличается от варвара именно способностью учиться | |
знания-мнения | ♦ В сознанииговорящего и слушающего смысл слова определяется в процессе общения. Нередко одному слову придаются разные значения ♦ Филологической науке известныдвадцать четыре источника изобретения речи | |
речи | ♦ Можем ли мы, говоря о словах, рассуждать одновременно и о природе вещей, ими обозначаемых? ♦ Споров,которыеведутся вокруг этого места древней рукописи, немало | |
модальной | ♦ Слово может иметь много значений, и они должныбыть закономерно связаны между собой ♦ Со специалистами спорить нельзя, к ним надоприслушиваться | |
эмоциональной | ♦ Мистер Шерлок Холмс почти сто лет восхищаетмиллионы читателей своей необычной проницательностью ♦ Жаль, что эта книга так и не переведена на русский язык | |
Суффиксы и приставки, передающие субъективно-эмоциональную оценку | ♦ Квартира у вас большущая ♦ Ну и вредная старушенция! ♦ Понаставили машин – людям пройти невозможно | |
Связочные глаголы в составном именном сказуемом | ♦ Основоположником русского и украинского книгопечатания заслуженно считаетсяИван Фёдоров ♦ Понятия именуютсясловами языка | |
Вставные конструкции | ♦ К счастью, – к счастью ли? – искусство чтения взглядов всегда обоюдное ♦ Это прекрасно понимают и зоопсихологи, поставившие свои сенсационные (в лучшем смысле этого слова) эксперименты | |
Междометия, частицы с соответствующей семантикой | ♦ Ну что вы, господь с вами, какой роман! ♦ Так уж ли совсем невозможно представить себе в будущем коммуникацию, которую принято пока называть экстрасенсорной, а заслуживающую, может быть названия биоволновой? | |
Окончание табл. П.4.2 | ||
Знаки препинания: кавычки, восклицательный знак, многоточие | ♦ В то же время Афины были «большой деревней» ♦ Было проведено более 5000 (!) опытов ♦ В результате проведения более 5000 опытов был получен … отрицательный результат | |
Интонация | ♦ Ты его больше слушай! (может выражать поощрение, иронию, осуждение и др.) |
* Большая часть иллюстративного материала (примеров) для данной таблицы взята из текстов книг: Волков А.А., Хабаров И.А. Шестая мировая загадка. м., 1984; Горелов И.Н., Енгалычев Ф.М. Безмолвной мысли знак: рассказы о невербальной коммуникации. М., 1991.
** Жирным шрифтом в таблицах П.4.1 и П.4.2 выделены языковые способы, указанные в данном пункте, хотя, разумеется, в конкретном примере могут «работать» и другие способы.
Приложение 5. НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ МЕТАТЕКСТОВЫЕ СРЕДСТВА
Таблица П.5.1