Тема 13. Современные оздоровительные программы

Фитнес и СПА-индустрин

Популяризация идей здорового и активного образа жизни привела к появлению нового понятия - фитнес(от англ. to be fit - быть в форме, fitness - пригодность, соответствие, приспо­собленность).

Фитнес и активный отдых - это актуальные и модные со­ставляющие плодотворной жизни современного успешного че­ловека, занятия для собственного удовольствия и поддержания хорошей физической формы.

Фитнес- это искусствоздорового образажизни.

Научные исследования показывают, что повышение уровня физической подготовки работников стало фактором, позволяю­щим уменьшить уровень заболеваемости на предприятиях во многих отраслях промышленности. Регулярно занимающиеся фитнесом люди живут дольше и чувствуют себя лучше. Стало ясно, что люди, которые стремятся быть красивее и здоровее, более ответственны, энергичны, с выраженным мышлением и высокой производительностью труда.

Первые фитнес-клубы появились в Европе и Америке после Второй мировой войны. Здоровый образ жизни стал одной из составляющих национальной идеи. На Западе люди хотят всегда быть в хорошей физической форме, чтобы не потерять работу, иметь высокие заработки.

В Россию фитнес пришел только с развитием рыночной эко­номики. Первые фитнес-клубы были очень дорогими и доступ­ными по этой причине лишь ограниченному кругу людей,

В настоящее время в России быстрыми темпами развивается целая фитнес-индустрия: громадные клубы, объединяющие сот­ни людей, семейные и закрытые, залы и студии с определенным набором услуг.

Фитнес-клуб— это и развлекательный центр, и реабилитаци­онная клиника, так как они имеют общие цели — быстрое носстановление здоровья средствами регулярных тренировок.

Следуя такого рода тенденциям и идя в ногу со временем, в 1991 г. была создана Федерация аэробики России (ФАР). Из­начально основой реализации этой организации являлась сту­пенчатая система подготовки специалистов-инструкторов раз­ных профилей по категориям.

Динамично развиваясь на серьезной научно-методической базе, будучи активным членом Международной федерации спортивной аэробики и фитнеса (FISAF), ФАР сегодня активно развивает новый массовый вид спорта — фитнес-аэробику.

По данным международных исследований в области здорово­го образа жизни и фитнеса, Россия сегодня является наиболее динамично развивающимся рынком, который набирает обороты и в ближайшее время будет готов принимать все большее коли­чество товаров и услуг, работающих в этой области.

Проводимые в России мероприятия, такие как конвенции клубов и торговых брендов, показывают, что Россия проходит путь популяризации фитнеса, который уже выбрали для себя США, страны Европы, Австралия и многие другие.

Однако Россия - уникальный рынок, имеющий во многом свои неповторимые особенности. Большое количество компаний, являющихся ежегодными участниками мировых событий в мире фитнеса, заинтересованы в том, чтобы наладить контакты для работы в нем, изучить ситуацию, представить свои возможности. Этот факт явился основой идеи проведения в России ежегодного Международного открытого фитнес-фестиваля -MIOFF.

Помимо компаний, в фитнес-услуге заинтересовано огромное количество людей. Это наиболее быстро растущий сегмент потребителей товаров и услуг в сфере защиты здоровья.

В мировой индустрии развлечений фитнес считают одним из самых выгодных видов бизнеса: вложения окупаются через год-два, а прибыль клуба достигает в среднем 5 млн долл. ежегодно.

Специфике осуществления деятельности в фиптес-ипдустрии присущи:

• проведение глобальной программы, направленной на укре­пление здоровья нации;

• элитарность индустрии, нацелена на привлечение значи­тельного потока денежных средств, оказывая влияние на соци­ально-экономический сектор;

• маркетинговая политика подразумевает следование вкусам и нуждам потребителей, значит, специфика осуществления рек­ламной деятельности (мировой стандарт бренда, его коммуни­кабельная роль, проведение массовых мероприятий) рассчитана на массовость и результативность работы;

• ценовая политика предполагает общедоступность предла­гаемых фитнес-услуг при сохранении высокого качества;

• осуществление образовательной деятельности для привле­чения как можно большего количества специалистов и подго­товки управленцев;

• распространение влияния на разбивающийся рынок различ­ных уровней фитнес-услуг в России.

Согласно международной классификации объектов СПА-бизнеса клубы, специализирующиеся в области фитнеса и веллнеса и предоставляющие разнообразные варианты СПА-услуг, отно­сятся к категории клубных СПА (Club SPA).

Веллнес-технологии

Веллнес - новое понятие и для русского языка, и для нашего мировоззрения. Этим понятием определяется полнокровная игармоничная жизнь, высокий эмоциональный тонус, положительная энергия и жизнелюбие, исходящие от позитивно мыслящего современного человека; особый социальный навык, помогающий сопротивляться болезням, стрессам и апатии, поддерживающий веру в себя.

Понятие «веллнес» и вместе с ним веллнес-философия были впервые введены американцем, доктором Хэлбертом Даном в 1959 г. В основе его подхода - представление о том, что здо­ровье человека определяется не только физическим благополучием тела, но и здоровьем души и разума.

Другие англоязычные авторы, такие как Ардел, Трэвис, Бенсон-Стюарт и Гринберг Динтимен, подхватили термин «велл­нес» и стали использовать в своих публикациях о здоровье, обо­значая им здоровье в широком смысле этого слова.

В русском словаре термин «веллнес» еще не появился, а в английском он обозначает понятие, звучащее как optimal well being, т. е. оптимальное благополучие. В русском языке слово веллнес используется в основном для обозначения состояния физического и душевного благополучия.

Понятие «Wellness-training» появилось в России совсем не­давно и обозначает технологию, сочетающую различные мето­дики оздоровления организма и достижения состояния физиче­ского и душевного благополучия. В сентябре 2004 г., на Мос­ковской международной конвенции NIKE, впервые был прове­ден мастер-класс по программе «Wellness training».

Веллнес как система оздоровления — это комплекс оздорови­тельных услуг VIP-класса на базе реабилитационных программ веллнес-тренинга и специально подобранных СПА- и физио­терапевтических программ, составляемых с учетом данных медицинской диагностики и комплексного медицинского тес­тирования. Сочетание веллнес-тренинга, физиотерапевтических и СПА-процедур.позволяет усилить действие отдельных программ и закрепить полученные результаты.

Фитнес- и СПА-индустрия России ставит перед собой сле­дующие задачи:

• воспитание культурного и здорового образа жизни;

• развитие у населения потребности в сохранении здоровья;

• привлечение населения к активному отдыху;

• пропаганда антинаркотического движения;

• повышение профильного уровня инструкторов-аниматоров;

• установление международных контактов между странами, развивающими фитнес, развитие фитнес-туризма;

• развитие и популяризация фитнеса в России;

• создание единой информационной Интернет-сети в области фитнес и СПА-индустрии;

• привлечение новых и совершенствование старых идей;

• включение фитнес-услуг в туристско-анимационные программы.

Наши рекомендации