Тема 13. Современные оздоровительные программы
Фитнес и СПА-индустрин
Популяризация идей здорового и активного образа жизни привела к появлению нового понятия - фитнес(от англ. to be fit - быть в форме, fitness - пригодность, соответствие, приспособленность).
Фитнес и активный отдых - это актуальные и модные составляющие плодотворной жизни современного успешного человека, занятия для собственного удовольствия и поддержания хорошей физической формы.
Фитнес- это искусствоздорового образажизни.
Научные исследования показывают, что повышение уровня физической подготовки работников стало фактором, позволяющим уменьшить уровень заболеваемости на предприятиях во многих отраслях промышленности. Регулярно занимающиеся фитнесом люди живут дольше и чувствуют себя лучше. Стало ясно, что люди, которые стремятся быть красивее и здоровее, более ответственны, энергичны, с выраженным мышлением и высокой производительностью труда.
Первые фитнес-клубы появились в Европе и Америке после Второй мировой войны. Здоровый образ жизни стал одной из составляющих национальной идеи. На Западе люди хотят всегда быть в хорошей физической форме, чтобы не потерять работу, иметь высокие заработки.
В Россию фитнес пришел только с развитием рыночной экономики. Первые фитнес-клубы были очень дорогими и доступными по этой причине лишь ограниченному кругу людей,
В настоящее время в России быстрыми темпами развивается целая фитнес-индустрия: громадные клубы, объединяющие сотни людей, семейные и закрытые, залы и студии с определенным набором услуг.
Фитнес-клуб— это и развлекательный центр, и реабилитационная клиника, так как они имеют общие цели — быстрое носстановление здоровья средствами регулярных тренировок.
Следуя такого рода тенденциям и идя в ногу со временем, в 1991 г. была создана Федерация аэробики России (ФАР). Изначально основой реализации этой организации являлась ступенчатая система подготовки специалистов-инструкторов разных профилей по категориям.
Динамично развиваясь на серьезной научно-методической базе, будучи активным членом Международной федерации спортивной аэробики и фитнеса (FISAF), ФАР сегодня активно развивает новый массовый вид спорта — фитнес-аэробику.
По данным международных исследований в области здорового образа жизни и фитнеса, Россия сегодня является наиболее динамично развивающимся рынком, который набирает обороты и в ближайшее время будет готов принимать все большее количество товаров и услуг, работающих в этой области.
Проводимые в России мероприятия, такие как конвенции клубов и торговых брендов, показывают, что Россия проходит путь популяризации фитнеса, который уже выбрали для себя США, страны Европы, Австралия и многие другие.
Однако Россия - уникальный рынок, имеющий во многом свои неповторимые особенности. Большое количество компаний, являющихся ежегодными участниками мировых событий в мире фитнеса, заинтересованы в том, чтобы наладить контакты для работы в нем, изучить ситуацию, представить свои возможности. Этот факт явился основой идеи проведения в России ежегодного Международного открытого фитнес-фестиваля -MIOFF.
Помимо компаний, в фитнес-услуге заинтересовано огромное количество людей. Это наиболее быстро растущий сегмент потребителей товаров и услуг в сфере защиты здоровья.
В мировой индустрии развлечений фитнес считают одним из самых выгодных видов бизнеса: вложения окупаются через год-два, а прибыль клуба достигает в среднем 5 млн долл. ежегодно.
Специфике осуществления деятельности в фиптес-ипдустрии присущи:
• проведение глобальной программы, направленной на укрепление здоровья нации;
• элитарность индустрии, нацелена на привлечение значительного потока денежных средств, оказывая влияние на социально-экономический сектор;
• маркетинговая политика подразумевает следование вкусам и нуждам потребителей, значит, специфика осуществления рекламной деятельности (мировой стандарт бренда, его коммуникабельная роль, проведение массовых мероприятий) рассчитана на массовость и результативность работы;
• ценовая политика предполагает общедоступность предлагаемых фитнес-услуг при сохранении высокого качества;
• осуществление образовательной деятельности для привлечения как можно большего количества специалистов и подготовки управленцев;
• распространение влияния на разбивающийся рынок различных уровней фитнес-услуг в России.
Согласно международной классификации объектов СПА-бизнеса клубы, специализирующиеся в области фитнеса и веллнеса и предоставляющие разнообразные варианты СПА-услуг, относятся к категории клубных СПА (Club SPA).
Веллнес-технологии
Веллнес - новое понятие и для русского языка, и для нашего мировоззрения. Этим понятием определяется полнокровная игармоничная жизнь, высокий эмоциональный тонус, положительная энергия и жизнелюбие, исходящие от позитивно мыслящего современного человека; особый социальный навык, помогающий сопротивляться болезням, стрессам и апатии, поддерживающий веру в себя.
Понятие «веллнес» и вместе с ним веллнес-философия были впервые введены американцем, доктором Хэлбертом Даном в 1959 г. В основе его подхода - представление о том, что здоровье человека определяется не только физическим благополучием тела, но и здоровьем души и разума.
Другие англоязычные авторы, такие как Ардел, Трэвис, Бенсон-Стюарт и Гринберг Динтимен, подхватили термин «веллнес» и стали использовать в своих публикациях о здоровье, обозначая им здоровье в широком смысле этого слова.
В русском словаре термин «веллнес» еще не появился, а в английском он обозначает понятие, звучащее как optimal well being, т. е. оптимальное благополучие. В русском языке слово веллнес используется в основном для обозначения состояния физического и душевного благополучия.
Понятие «Wellness-training» появилось в России совсем недавно и обозначает технологию, сочетающую различные методики оздоровления организма и достижения состояния физического и душевного благополучия. В сентябре 2004 г., на Московской международной конвенции NIKE, впервые был проведен мастер-класс по программе «Wellness training».
Веллнес как система оздоровления — это комплекс оздоровительных услуг VIP-класса на базе реабилитационных программ веллнес-тренинга и специально подобранных СПА- и физиотерапевтических программ, составляемых с учетом данных медицинской диагностики и комплексного медицинского тестирования. Сочетание веллнес-тренинга, физиотерапевтических и СПА-процедур.позволяет усилить действие отдельных программ и закрепить полученные результаты.
Фитнес- и СПА-индустрия России ставит перед собой следующие задачи:
• воспитание культурного и здорового образа жизни;
• развитие у населения потребности в сохранении здоровья;
• привлечение населения к активному отдыху;
• пропаганда антинаркотического движения;
• повышение профильного уровня инструкторов-аниматоров;
• установление международных контактов между странами, развивающими фитнес, развитие фитнес-туризма;
• развитие и популяризация фитнеса в России;
• создание единой информационной Интернет-сети в области фитнес и СПА-индустрии;
• привлечение новых и совершенствование старых идей;
• включение фитнес-услуг в туристско-анимационные программы.