Тема 5. Социокультурные технологии рекреационно-развлекательного досуга

Похожа на последнюю тему

В совокупности разнообразных развлечений самое почетное место, без сомнения, занимают игровые развле­чения. Игра - сложное социокультурное явление, роль ко­торого в жизни личности трудно переоценить. Долгое время развлекательно-игровые занятия трактовались у нас как специфическая детская форма деятельности и ис­следовались только в связи с задачами формирования подрастающего поколения. Между тем игры сопровожда­ют человека на протяжении всех возрастных этапов, и смотреть на них как на некую младенческую забаву было бы глубоко неверно.

Вполне понятно, что вжизни взрослого человека по сравнению с детьми игра занимает во многом иное место. Существенно изменяются ее мотивы и функции. Однако это не означает, что у людей совершенно исчезает потребность в этом виде досуговой деятельности, а сама игра перестает влиять на развитие личности.

Игра исключительно емка по своему содержанию. В процессе ее происходит удовлетворение познавательных, коммуникативных, эстетических, рекреационных потребностей человека. Посредством направленного использо­вания игровых форм досуга решаются важные задачи воспитания и распространения культурных ценностей.

По природе и сути своей игра является деятельностью, обладающей целым рядом особенностей. Для игры характерна своеобразная мотивация. Включение в нее не диктуется ни практической необходимостью в достижении вещных результатов, ни общественными обязанностями. Человек смотрит в данном случае на употребление своих сил не как на необходимость, а как на источник радости и наслаждения. Если закономерной причиной трудовой деятельности служит стремление людей удовлетворить определенные материальные потребности, то игра не имеет столь утилитарного значения и не направлена на получение каких-либо материальных продуктов. Труд, даже когда он доставляет человеку наслаждение, остается общественной обязанностью и неизбежно связан со строгой ответственностью за качество и количество производимого продукта. В игре нет ни принудительных элементов, ни традиционно понимаемых обязанностей. Человек сам решает вопрос - вступать ему в это занятие или нет, столь же он волен и в своем праве выхода из игры. Даже самое поверхностное соотнесение игры с деятельностью произ­водственно-трудового типа показывает, что игровые заня­тия не только менее жестко детерминированы исходными задачами, но и не так строго регламентируются внешнейорганизацией.

Игровой деятельности чужды сложные опосредования и расхождения между мотивами и поведением. Она представляет собой совокупность действий, которые значимы для человека по их прямому назначению. Активность в данном случае рождается из непосредственных побуждений - человек играет потому, что это ему нравится.

У любой игры есть свое содержание. Игровые занятия всегда связаны с достижением определенной цели посредством преодоления каких-то препятствий. В ходе их человек совершает разнообразные умственные и физические операции. Как и любая деятельность, игра предполагает обязательное овладение определенными способами практического действия.

Не менее своеобразны результаты игровой дея­тельности. В игре снимается усталость, происходит эмо­циональная разрядка, воспитываются определенные пси­хические качества, приобретаются новые знания и уме­ния. Это и есть ее основной продукт, очень важный и ценный как в общественном, так и в личностном плане.

Играя, человек освобождается от целого ряда ме­ханизмов, сдерживающих его спонтанное поведение. Бу­дучи свободно развивающейся, без сколько-нибудь серь­езных ограничений деятельностью, игра обеспечивает любому участнику право свободной смены различных игровых объединений, если это по какой-то причине пона­добится.

Современная жизнь с ее неуклонно возрастающей регламентацией, а данная тенденция особенно ощутима в сфере сегодняшнего производства, дает людям мало возможностей для открытого внешнего выражения своих эмоциональных состояний. Игры в этом смысле являются отличным компенсирующим средством.

Игроки и болельщики проявляют свою радость, восторг, одобрение и неодобрение, досаду, разочарование самым непосредственным образом. И это освобождение во время игры от многих условностей доставляет им неизменное удовольствие. Разумеется, определенные пра­вила поведения существуют и тут. Но все же они дают иг­року и особенна болельщику гораздо большую свободу, чем во многих иных ситуациях.

Практически во всех играх содержится элемент со­ревнования, борьбы за личное или командное первенство. Побеждает здесь тот, кто лучше других сможет проявить свою ловкость, быстроту, находчивость, сообразитель­ность, эрудицию, художественно-творческую одаренность,техническую сметку, бытовую сноровку и т.д. Стремление не оплошать, не оказаться слабее других, не подвести ко­манду создает хорошее спортивное напряжение. В состя­зательно-игровой обстановке происходит мощная моби­лизация физических и духовных сип. Этот необычный аидактивности как раз и является одним из основных факто­ров, способствующих снятию накопившегося эмоциональ­ного напряжения.

Игровая деятельность таит а себе возможность по­бед, а успех всегда придает уверенность в собственных силах, поднимает настроение и повышает психический тонус. Преодолевая игровые трудности, люди получают физическую, волевую и интеллектуальную закалку.

Любая игра имеет свои правила. Однако участники ее могут в чем-то отступать от первоначально заданных установок. Игры относятся к тем видам развлечений, ко­торые основаны на внесении в предварительно принятые условия инициативы, импровизации, творчества. Стоит изъять эти сущностные элементы, и игра исчезнет, раз­рушится, превратится в какой-то другой вид деятельности.

В основе всякой игры лежит сознательное преобра­зование реальной ситуации в воображаемую. В этом смысле игровое занятие немыслимо без некоторой доли фантазии и символики. Игра как бы приподнимает нас над обыденностью, переносит в новую атмосферу. Благодаря этому досуг приобретает своеобразный романтический ореол.

Важно не только понимать специфику игровой дея­тельности, но и видеть особенности возникающих отно­шений. Создавая собственные формы общностей, игра значительно расширяет систему традиционных контактов и связей человека. Общеизвестно, что в процессе игровой практики складывается наиболее благоприятный тип об­щения, характеризующийся простотой, доброжелательно­стью, взаимопониманием. Общие интересы и совместные переживания всегда сближают. Но в игре вступившие в нее сходятся особенно легко и быстро. В этом смысле игровая коммуникация обладает поистине чудотворными свойствами. Нередко благодаря ей люди превращаются из инертных и необщительных а активных, разговорчивых, инициативных. Исчезают излишняя застенчивость, стеснительность и многие другие качества, мешающие по-настоящему развлекаться и быть хорошим партнером по отдыху.

Там, где повседневный досуг умело насыщен игровыми занятиями, мы получаем возможность с большим успехом решать многие задачи культурного развития лич­ности.

Нравственно воспитывающее влияние игровой деятельности связано с тем, что игры осуществляются главным образом в коллективно-групповых формах и основа­ны на непосредственном общении людей. Всякий раз, когда человек становится участником командных игр, у него так или иначе возникает чувство общности с другими игроками. Развлечения игрового типа неизменно предпола­гают определенную координацию усилий, взаимную по­мощь и взаимную выручку. Почти во всех игровых ситуа­циях слаженные коллективные действия – как основное условие успеха - обязательно получают немедленное и сильное подкрепление в виде ярких положительных пе­реживаний.

Игровое сообщество - это самодеятельный микро­коллектив, выступающий применительно к каждому от­дельному участнику игры как организующее начало, санк­ционирующее и поддерживающее определенный стиль поведения. Вступая в такое сообщество, человек берет на себя некоторые моральные обязательства и подвергается воздействию общего мнения команды. Очень важно, что приобретаемые здесь навыки и привычки сохраняются ипереносятся из сферы досуга на другие виды деятельно­сти за пределами игровой ситуации. Таким образом, игра вносит специфически важный вклад в процесс накопления нравственного опыта.

Правильно организованная игровая деятельность способствует творческому развитию личности- Очень час­то успех в игре зависит от умения находить нестандарт­ные пути к цели. Необычность игровых задач заставляет человека по-новому, с неожиданной стороны подходить кразрешению различных проблемных ситуаций. Нередко он припоминает такие сведения, производит такие мысли­тельные операции, с которыми в обыденной жизни почти не сталкивается. Играя, мы всегда делаем выбор из мно­жества возможных альтернатив. Поскольку никогда зара­нее не известно, какая из них будет оптимальной, челове­ку приходится полагаться на интуицию, а порой действо­вать просто наугад. Вот и рождается так называемое со­стояние игрового риска и неразрывно связанные с ним за­хватывающие эмоциональные переживания.

В большинстве своем игры оказывают на людей благотворное эстетическое воздействие. В процессе иг­ровой деятельности широко используется разнообразный художественный материал. Многие игры проходят под музыку, отличаются пластикой, ритмичностью, изяществом движений. Эстетическими качествами могут обладать и принимаемые в ходе игры решения, особенно когда они оригинальны, неожиданны, эффективны: интересная иг­ровая комбинация, успешна выполненное обманное дви­жение, остроумные ответы, парадоксальный подход к ре­шению задачи и т.д.

В подвижных играх происходит полезный тренаж и совершенствование двигательной сферы. Связанные с активностью в ее особой пластично-эстетической форме, игровые движения и действия, как правило, не дублируют те, к которым человек прибегает в ходе своей производ­ственно-трудовой деятельности, а такая моторика всегда доставляет особую «мышечную радость». Для игры ха­рактерен специфический темп и ритм поведения. Играю­щий, как правило, не приноравливается к каким-то извне заданным параметрам, а наоборот, приспосабливает ход и характер игры к своим собственным желаниям, вкусам, потребностям. В этом смысле подвижные игры являются хорошим компенсирующим и полезным средством даже для людей и без того имеющих достаточно высокую фи­зическую нагрузку.

Значительная часть популярных игровых развлече­ний носит самостоятельный характер и обходится без прямого вмешательства профессиональных организато­ров досуга. Как правило, эти игры идут в специальных по­мещениях, где сосредоточен игровой инвентарь и другие приспособления, рассчитанные на самостоятельное их использование. Важное место занимают настольные игры. Они требуют от участвующих в игре известных навыков, некоторых знаний, определенной ловкости и сообрази­тельности. Однако, как правило, эти игры легки для ос­воения и в то же время увлекательны и полезны.

В современных социокультурных центрах широко используется большая группа настольно-спортивных игр:шашки, шахматы, бильярд, нарды, настольный теннис, настольный футбол, хоккей, баскетбол, крокет, кегельбан, спиральбол и др. Игра а данном случае ставит перед че­ловеком четко очерченные игровые задачи и строится в соответствии со строго заданными правилами. Ко многим настольно-спортивным играм у людей складывается осо­бый тип интереса - они способны повторять эти игры сколько угодно, и привлекательность игры от этого неуменьшается.

Широкое распространение имеют разнообразные головоломки - пластмассовые, проволочные, шнуровые и т.д. Очень модными стали в последнее время викторины сэлектроконтролем, а также игры типа «электронного до­мино» и особенно многовидовые электронные тетрисы.

Повсеместной популярностью пользуются настоль­ные печатные игры. Взрослые не меньше, чем дети увле­каются решением кроссвордов, чайнвордов, заниматель­ных графических, математических, логических задач. Су­ществует большое число популярных игр со словами и буквами: анаграммы, метаграммы, логогрифы, шарады и др.

Особой ценностью обладают те настольно-спортивные игры, которые относятся к разряду так назы­ваемых интеллектуальных игр. В отличие от умственного труда эти игры требуют не профессиональных познаний и навыков, а таких качеств, как сообразительность, смекал­ка, широта эрудиции, острота и оригинальность мышле­ния. Их творческий, импровизационный характер, соревновательность, яркая эмоциональность неизменно дос­тавляют человеку радость и наслаждение. И это не слу­чайно, что по мере повышения культуры и образованно­сти людей «интеллектуальный спорт» все более становится одним из популярнейших видов игровых развлече­ний.

Самостоятельную группу игр образуют незамысло­ватые по своему содержанию, но весьма увлекательные как веселое состязание, мелкие переносные аттракционы-щиты и мишени для метания мечей, дартс, щиты и фигу­ры для набрасывания колец, затейный тир, удочки с коль­цами, катушки с длинным шнуром и т.п. Новые возможно­сти для оснащения игротек аттракционами открываются с освоением массового производства и экспортной закупкоймногообразных развлекательных автоматов. Оставаясь популярным развлечением, они выполняют целый ряд важных развлекательных функций - формируют быстроту реакции, сноровку, развивают глазомер, четкость и коор­динацию движения, умение быстро ориентироваться в мгновенно меняющихся ситуациях и т.д.

Среди игровых развлечений, проводимых культор-ганизаторами, следует, прежде всего, выделить виктори­ны, музыкальные игры и игры аттракционного типа. В ос­нове викторин и музыкальных игр лежит так называемый вопросно-ответный ход. Тематика их весьма разнообраз­на и методика проведения довольно проста. Игры аттрак­ционного типа представляют собой групповые состязания, в процессе которых используются различные предметы испециальное оборудование. Особую остроту таким ат­тракционам придает то, что они проводятся в присутствии множества зрителей. Как правило, задание здесь выпол­няют поочередно и в быстром темпе. Темп задается му­зыкой или заранее обуславливается лимит отпускаемого на попытку времени. Почти всегда для играющего эта по­пытка единственная, после чего он уступает место другим.

В массовые игровые программы неизменно вклю­чаются полуспортивные подвижные игры. Большая попу­лярность этих традиционных развлечений базируется на естественном стремлении человека к физической актив­ности. В группу полуспортивных игр входят старинные на­родные, модифицированные детские и несколько облег­ченные варианты спортивных игр. Они складываются из таких спортивных элементов, как бег, прыжки, бросание, передача и ловля предметов, построения и перестроения. Игровые цели тут незамысловаты: найти предмет, пой­мать водящего или убежать от него, приобщиться к груп­пе, когда этому препятствуют соперники и т.п. Никакой подготовки и специальной тренировки для этого не требу­ется, многие из игр хорошо знакомы с детства, традиционны для данной местности и поэтому люди всегда участ­вуют в них с удовольствием.

В отличие от полуспортивных развлечений игры хороводного типа менее импровизационные. Играющие действуют под постоянным контролем ведущего, и основ­ная задача их состоит в четком одновременном выполне­нии ритмических движений танцевального или спортивно­го характера, фигурного шага, разного рода перестроений в выборе или перемене партнера. Игра, как правило, идет под музыку и часто сопровождается пением. Существует ицелый ряд других игр, которые переплетаются с танцами. К ним относятся, например, игры, связанные с приглаше­нием партнеров, и игры, построенные как «танцы с пре­пятствиями», и т.д.

В программах развлекательного типа могут исполь­зоваться разнообразные наборы игр, непосредственно не связанных друг с другом. Однако организаторы отдыха обычно предпочитают такое построение программ, в кото­ром серия игровых развлечений нанизывается на единыйсюжетный стержень. Театрализованная сюжетно оформ­ленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, ин­теллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссерско-драматургической организации этот рассказ превращает­ся в целостное, разыгрываемое силами всех играющих массовое представление. Сюжет позволяет логически оп­равданно выстроить и связать относительно самостоя­тельные игровые эпизоды, в результате чего программаприобретает монолитность, стройность, законченность. С помощью сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия развива­ется по восходящей, а напряжение и интерес не снижают­ся, а возрастают.

По сравнению с другими видами игр в театрализо­ванных играх особенно ярко выражено активно-творческое начало. Даже развитие игры, несмотря на предварительную обусловленность замыслом сценариста и организатора, определяются во многом выдумкой и фантазией самих играющих. В процессе ее очень часто возникают непредвиденные отклонения, сюжет принимает новые обороты, запланированное содержание обогаща­ется, расширяется, обрастает импровизированно возни­кающими линиями и эпизодами. Вот почему проводимыепо одному и тому же сценарию игры в буквальном смысле никогда не повторяются.

На какой бы конкретной основе не развертывалась бы театрализованная игра, сюжет ее должен включать набор ситуаций, дающих возможность участникам проявить свои литературные, музыкальные, хореографические способности, блеснуть остроумием, показать эруди­цию, отличиться в ловкости и сноровке. В ходе игры, особенно в ответах на вопросы и творческих заданиях, играющие широко используют яркие и интересные данные, почерпнутые из газет, журналов, книг, радио- и телепере­дач. Благодаря игре мы нередко знакомимся с такими сторонами жизни, с которыми до этого нам не приходи­лось соприкасаться.

Массовая театрализованная игра всегда направле­на на то, чтобы преобразовать и актуализировать имею­щийся у участников запас жизненных и художественных впечатлений в живую, веселую импровизацию. Строя иг­ру, они дают свое понимание затрагиваемых событий ифактов, выражают собственное отношение к различным жизненным явлениям. При этом особый характер игровой деятельности и игровой ситуации обуславливают доволь­но специфический способ трактовки материала. О чем бы ни шла речь, проблемы решаются в игровом ключе.

Усложняясь s своем сюжетно-содержательном на­полнении, отдельные игры уходят с массовой площадки на сцену и принимают там принципиально новую форму театрализованного игрового конкурса. Перебравшись за рампу, такая игра становится одной из специфических разновидностей развлекательного зрелища. Основная особенность этих игр - то, что отдыхающие добровольно дают право играть лишь отдельным своим представите­лям, а остальные участвуют в игровом действии как ак­тивные болельщики: они живо переживают все перипетии игры, но непосредственно в ней не заняты или заняты лишь в некоторых ее ситуациях.

Развлекательные игровые программы такого типа всегда носят соревновательный характер и осуществля­ются как конкурсы на командное или личное первенство. Некоторые задания в данном случае могут быть выполне­ны участниками импровизированно, другие - требуют предварительной подготовки и репетирования.

По своему содержанию игровые конкурсы почти все­гда носят комплексный характер. Они требуют от участни­ков и общей эрудиции, и художественно-исполнительских способностей, и физической ловкости, и сообразительности, и изобретательности, и определенных творческих та­лантов. Высокий зрелищный престиж этих программ объ­ясняется их постоянной оригинальностью и неповторимо­стью. Здесь практически отсутствуют повторы в заданиях, а следовательно, и в содержании развивающегося дейст­вия. Традиционны лишь сама идея игровых состязаний и основные их структурные элементы.

Наиболее простым видом игровых конкурсов явля­ются весьма популярные вечера веселых вопросов. По своей сути они представляют развернутую и несколько театрализованную викторину. Интереснее всего эти кон­курсы проходят в тех случаях, когда участники игры раз­биваются по тому или иному признаку на несколько со­ревнующихся групп. Игровое задание обдумывают асе, а отвечает на них представитель команды. Чаще всего ве­чера веселых вопросов бывают тематическими: содержа­ние их может охватывать такие области человеческой деятельности, как наука, техника, спорт, литература, ис­кусство и более конкретно: музыку, театр, кино, изоискусство и т.д. Нередко эти программы организуются как свое­образные игровые путешествия по областям и крупней­шим городам нашей страны и отдельным зарубежнымстранам. В содержательном плане вечера веселых вопро­сов значительно обогащаются, если их участники заранее получают тематическую ориентировку.

Не менее широкое распространение в досуговой практике имеют так называемыеконкурсы-аукционы. По своему содержанию они представляют собой серию тема­тических вопросов и заданий, с которыми ведущие обра­щаются к участникам игрового состязания. Развлекатель­ный аукцион состоит обычно из двух турнирных периодов. В первом, когда в игре участвуют все присутствующие, производятся отборочные соревнования. Побеждает на этом этапе тот, кто последним вносит наиболее существенное добавление, разъяснение к полученным ранее от­ветам. Во втором туре, строящемся по принципу развле­кательно-игрового конкурса-зрелища, борются за личное или командное первенство определившиеся перед этим победители. Диапазон заданий в этом случае значительно расширяется. Наряду с разрешением вопросов традиционно-викторинного типа финалисты участвуют в художе­ственных, спортивных и других состязаниях. Задания та­кого состязания строятся с расчетом на какие-то зрелищ­но-эффективные реакции, а сам конкурс предполагает наличие зримых атрибутов борьбы. Короче говоря, эта часть аттракциона должна «хорошо смотреться».

Одной из наиболее развитых форм театрализованного игрового состязания являются конкурсы веселых и находчивых. Воплотив в себе все лучшее, что было и есть в практике других игр, КВН, без сомнения, занял в группе сегодняшних развлекательных программ ведущее место.

Характерной чертой конкурсов этого типа является их содержательно-организационная комплексность. Будучи коллажными, по своей природе и сути, они включают в себя шуточные приветствия, небольшие музыкальные вы­ступления, турниры «вопрос - ответ», демонстрацию«домашних заданий» и т.д. Юмор, находчивость, эруди­ция, ловкость - вот основные принципы, на которых стро­ятся КВН как игровые соревнования и забавные пред­ставления. По сравнению с другими конкурсами они под­вержены большей театрализации и поэтому выигрышны в зрелищном отношении.

Своеобразное место в системе клубных игровых конкурсов занимают состязания, вошедшие в практику под названием «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни». В соот­ветствии с особенностями контингента участников они по-разному строятся в содержательном отношении, но имеют много общего в принципах организации. В женском варианте конкурса основной акцент де­лается на задания, имеющие целью выявить художест­венный вкус, педагогическую подготовленность, умение красиво и элегантно одеваться, бытовую находчивость, кулинарную сноровку и т.д.

В конкурсах для юношей главное место занимают состязания в технической грамотности, знании автодела, силе, ловкости, владении спортивным оружием и т.д.

В современной развлекательной практике есть и целый ряд других театрализованных конкурсов. К ним можно отнести турниры смекалистых, состязания под на­званием «Веселые старты», игры типа «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливчик» и т.д. Как и все, что связано с творческой самодеятельностью масс, игровые конкурсы непрерывно изменяются, совершенствуются, обогащаются. Многие из них представляют собой опреде­ленные версии популярных телеконкурсов, которые на этот раз уходят с экрана в непосредственную досуговуюпрактику и становятся элементами не виртуальной, а вполне реальной жизни.

На современном этапе очень активно расширяется тематико-содержательный диапазон компьютерных игр. Здесь отчетливо выделяются такие группы, как спортив­ные игры, имитирующие самые разнообразные виды иг­рового спорта; игры-стимуляторы, где экран компьютера превращается в кабину гоночного авто, самолета, верто­лета и т.д.; ролевые компьютерные игры, когда играющие путешествуют, преодолевая на своем пути самые не­обычные преграды и препятствия; игры в стиле экшн, в рамках которых игрок находится в состоянии боевого про­тиводействия с многочисленными недоброжелателями; игры-стратегии, требующие от игроков незаурядных спо­собностей в решении проблем экономического, политиче­ского и общественного характера и др.

Совершенно особую форму игровой деятельности составляют сегодня ставшие популярными среди детей, подростков и молодежи игры-театрализации. В основе их лежит игровая реализация определенных сюжетов по за­ранее подготовленным сценариям, воплощение которых в отличие от драматических спектаклей не является строго обязательным и чаще всего служит лишь своеобразной канвой, допускающей свободные импровизации. К подобным играм заранее готовятся, изобретают необходимые игровые атрибуты, распределяют основные роли и т.д. Примером могут служить довольно распространенные во многих странах, включая Россию, так называемые толкиенистские или хоббитские игры. Это игротворчество поклонников английского писателя Дж. Толкиена, создавше­го в своих произведениях действительно интересный и весьма затейливый мир, населенный эльфами, гоблинами, рыцарями, принцессами и другими сказочными персонажами. Судя по всему, молодых людей привлекает возможность уйти в сформированную силой воображения но­вую реальность, насыщенную системой ценностей и идеалов, которые пока еще не в состоянии дать человекуреальная жизнь.

В свое время в процессе интереснейшего игрового народного творчества родились на Руси такие увлека­тельные игры, как русская лапта, городки, бабки, горелки, чижик, котел, рюхи, свайка и многие другие. Очень жаль, что значительная часть из них оказалась к сегодняшнему дню забытой, и даже на фоне бурно развивающегося фольклорного бума возрождение этих игр идет явно за­медленными темпами.

Довольно долгое время противоречивым остава­лось у нас отношение к уже упоминавшимся г историче­ском обзоре азартным играм. Их то разрешали, то ограни­чивали, то вообще запрещали соответствующими статьями в Уголовном кодексе. И, тем не менее, они оказались поистине неистребимыми.

Необычайно активизировалась появившаяся с на­чала 80-х годов рулетка. В 90-е годы только в Москве бы­ло открыто около 200 казино. Сегодня число их несколько сократилось из-за ужесточения требований к функциони­рованию, но, тем не менее, они есть не только в столице, но и во всех крупных городах России.

В 90-е годы к нам вернулись известный еще в доре­волюционное время «наперсток» и разнообразные улич­ные лотереи «лохотронного» типа. В подпольном порядке стали действовать работающие «на интерес» собачьи и петушиные бои, а также опасные забавы со ставками типа американского реслинга.

В «Толковом словаре» В.И. Даль выделял в денеж­ных играх игры коммерческие, «ровные», «где входит в расчет умение», и игры «азартные или роковые, завися­щие не от искусства, а от одного счастья». Несколько позднее применительно к последним стало применяться понятие «игры шанса». Их характеризуют обычно как иг­ры, где умения и навыки не имеют особого значения, иг­рок более пассивен, чем в коммерческих играх и постоян­но обречен на ожидание исхода, т.е. выпадения опреде­ленного символического набора игровых знаков (цифр, фишек и т.д.). К ним относятся, прежде всего, кости, ру­летка, игровые автоматы, лотереи и т.д. Человек надеется на «чудо», на «везение». В коммерческих играх на умение тоже есть элементы «шанса», но строятся они иначе. Иг­рающий в эти игры изначально получает тот или иной символический набор, которым надо умело распорядить­ся. Тут уже многое значит расчет, опыт, навыки, сообрази­тельность. Суть мастерства в подобных играх заключает­ся в том, чтобы постоянно находить оптимальные решения складывающихся проблемных ситуаций в пределах установленных правил.

Нетрудно заметить, что в основных денежных играх задействованы, в сущности, те же типовые механизмы, что и в играх, о которых мы говорили ранее. Однако здесь имеются и свои особенности. Главная из них - риск и рис­кованная деятельность. Речь идет о действиях, совер­шаемых человеком несмотря на осознаваемую возмож­ность неудачи. Это операции, производимые в неясной, неопределенной ситуации. Играющий в данном случае всегда надеется на успех, но никогда не имеет полной уверенности е том, что поставленная цель будет достиг­нута. Именно в этом, на наш взгляд, и таится главная маркость азартно-коммерческой игры и основная ее эмо­циональная привлекательность. Остро волнующая аль­тернатива «повезет - не повезет» закономерно вызывает то «щекотание нервов», которого человеку очень не хва­тает в повседневной будничной и от этого пресноватой жизни и которого он жаждет, забывая об опасностях, а по­рой вообще обо всем на свете. Кстати говоря, последнее относится не только к азартно-коммерческим играм, а распространяется в целом на досуговое поведение лю­дей. Судя по всему, элементы определенного риска,включенные в контекст отдыха, придают последнему осо­бую пикантность, а следовательно, и особое обаяние и притягательность.

Сегодняшнее отношение к азартным играм отличается ярко выраженной неоднозначностью. История наглядно показывает, что запрещение их буквально на всех эта­пах оказывалось малоэффективным. Едва ли целесо­образно идти по этому пути и в настоящее время. Зато разумно регулировать и, самое главное, всемерно окультуривать буйную азартно-игровую стихию не толь­ко можно, но и нужно. О некоторых средствах разрешения рассматриваемой проблемы мы уже говорили и продолжим наш разговор в следующих параграфах.

Почетное место в общей системе развлекательного досуга занимает восприятие разнообразных развлека­тельных зрелищ. Опыт показывает, что такими возможно­стями обладают все наиболее распространенные виды зрелищ, и в первую очередь художественные, спортивные и игровые, о которых мы уже говорили применительно к игровым конкурсам.

Естественная потребность в отдыхе и развлечениях удовлетворяется практически каждый раз, когда люди, по­гружаясь в стихию звуков, красок и форм, переживают на­слаждение и удовольствие. Вместе с тем в искусстве все­гда существовали и существуют такие произведения, в которых на первый план выдвигается именно развлека­тельная функция. У людей, вступающих в общение с та­ким искусством, складывается установка на совершенно определенные впечатления и переживания. Человек хо­чет «просто развлечься», провести время за приятным, доставляющим удовольствие занятием.

Развлекательные зрелища наилучшим образом вы­полняют свое основное предназначение, когда они имеют соответствующий способ оформления действия и ото­бражают определенный тип человеческих поступков и взаимоотношений. Эту закономерность можно проследить е самых различных видах зрелищ. Начнем с произведе­ний, относящихся к так называемому приключенческому жанру. Это могут быть фильмы, спектакли, телепостанов­ки. Действие таких произведений развертывается, как правило, в необычных условиях, отличается динамично­стью, остротой коллизий, насыщено загадками, тайнами, внезапными поворотами сюжета. Фабула в них макси­мально уплотнена, исход событий не известен до последней минуты, характеры раскрываются в активных, полных драматизма положениях.

Произведения приключенческого жанра пользуются самой широкой популярностью. В лучших произведениях этого жанра основными героями всегда являются люди, руководствующиеся благородными идеями. Энергичные, волевые, способные выстоять в самой тяжелой борьбе, они зачастую становятся образцом подражания, приме­ром, на который равняются. Это особенно характерно для детей и молодежи.

Качественно иной разновидностью развлекательных зрелищ являются зрелища комедийного плана. Эмоцио­нальная реакция на смешное относится к особо благо­творным реакциям. Как глубокое и сильное переживание, оно дает человеку основательную нервную разрядку. Воз­никающие в этом случае эмоции не «загоняются внутрь», не сдерживаются, а тут же получают открытый экспрес­сивный выход. Не исключено, что именно поэтому хоро­шая доза смеха всегда служит одним из лучших способов развлечься, отдохнуть- Однако ценность комедийных зре­лищ не ограничивается только этим. Благодаря своему мажорному тону и жизнеутверждающему пафосу они по­вышают настроение, придают людям бодрость, повышаютчувство радости, поддерживают оптимистическое отно­шение к жизни.

Еще один вид развлекательных зрелищ - спортив­ные и игровые зрелища. При определенных условиях они также могут стать эффективным средством отдыха. Каж­дый вид спорта и большинство игровых развлечений об­ладают неповторимой эстетической привлекательностью. Восхищение и удивление вызывают демонстрация высо­кой техники, тонкого мышления, твердой воли и устрем­ленности к победе, гибкости и изощренности игровых ре­шений, остроумия, юмора. Умело организованные спортивные и развлекательно-игровые состязания дают воз­можность показать людям образцы силы, ловкости, сме­лости, продемонстрировать красоту и безграничные воз­можности физического и интеллектуального развития личности.

У современных культурно-досуговых центров есть большие возможности в организации интересных и полез­ных развлекательных зрелищ. Многие из них играют сего­дня важную роль в кинообслуживании, концертной и теат­рально-зрелищной работе, в проведении разнообразныхигровых конкурсов, конкурсов красоты, в демонстрации творческих движений модельеров и т.д.

Новые возможности в организации отдыха и раз­влечений открывает массовое развитие телевидения и видео. Хорошо известно, что существуют такие телевизи­онные передачи, которые люди предпочитают смотреть не дома, а в коллективной аудитории. Собственно, и сами телевизионные трансляции очень часто по природе и сути своей рассчитаны на коллективного зрителя. Спортивный репортаж интереснее смотреть вместе с теми, кто любит и понимает данный вид спорта. Намного выигрывают при групповом просмотре веселые развлекательные телепро­граммы. Реакция соседей - необходимый компонент пол­ноценного восприятия комедийной или игровой передачи. Особый интерес в этом смысле представляют входящие в практику телевидения постоянные развлекательные про­граммы. Люди заранее ждут встреч с полюбившимися ге­роями, каждая из развлекательных передач имеет своих приверженцев. И очень хорошо, если последние получают возможность посмотреть эти передачи вместе.

Трансляции наиболее важных спортивных состяза­ний неизменно собирают компании болельщиков даже в домашних условиях. Это люди, с неослабевающим инте­ресом следящие за ходом состязаний и горячо реагирующие на все перипетии борьбы. Между любителями такихтрансляций всегда возникают очень интересные взаимо­отношения. Нередко часть сидящих у экрана болеет за одну команду, часть за другую; по ходу игры выносятся оценки, строятся прогнозы, комментируются действия иг­рающих. Эффект активного участия и сопереживанияпроявляется в этом случае особенно ярко и сильно.

Важным компонентом сферы отдыха и развлечений всегда были и остаются танцы. Особенностью их являет­ся исключительная популярность и массовость: для мно­жества людей они представ<

Наши рекомендации