Рекреационно-реабилитационные технологии и оздоровительные скд.

рекреация (от лат. recreatio — восстановление) есть восстановление сил, расслабление, отдых, а рекреационная деятельность направлена на реализацию рекреационных потребностей, восстановление и развитие физических и духовных сил человека.

Реабилитация (франц. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный), - это комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Рекреационно-реабилитационные технологии- это особый вид технологий организации СКД, сущностное содержание которых раскрывается в построении социально-культурного мероприятии в целях восстановления духовных и физических сил человека.

Рекреационно-реабилитационные технологии следует разделять на рекреационные технологии и реабилитационные технологии.

Если рекреационные технологии могут быть применены в повседневной жизни, то сфера применения реабилитационных технологий граничит с медициной и используются они как дополнительное средство лечения.

Рекреационные технологии бывают двух видов. Первые осуществляются с использованием инфраструктуры муниципалитета, района и ближайших окрестностей, а вторые связаны с выездом в другие территории на специализированную инфраструктуру санаториев, профилакториев и домов отдыха.

Рекреационные мероприятия организуются с использованием рекреационных ресурсов.

18.Культурно-развлекательные технологии социально-культурной деятельности. Ритуально-обрядовые технологии социально-культурной деятельности.

Развлечение – это такой вид человеческой деятельности, который характеризуется легким несерьезным отношением к осуществляемой деятельности в целях повышения настроения, отвлечения, увеселения, отдыха, восстановления и т.д.

в качестве развлекательной деятельности может выступать любая деятельность, но все-таки существуют определенные виды деятельности, которые принято относить к развлекательной. К их числу относят: игры; просмотр кино- и видеофильмов; чтение книг и журналов; танцы; легкое общение.

В числе отличительных характеристик развлечений можно привести их непродолжительность по времени (от 3-5 до 15-20 минут), поверхностное, невдумчивое участие, отсутствие состязательности и соревновательности.

Развлекательные мероприятия так же принято называть дивертисментом.

Дивертисмент (от фр. divertissement — «увеселение», «развлечение» и итал. divertimento) – это ряд концертных номеров, составляющих особую увеселительную программу, даваемую в дополнение к какому-либо основному спектаклю или концерту.

Таким образом культурно-развлекательные технологии это такие технологии СКД, сущностное содержание которых характеризуется в организации и подготовки социально-культурных мероприятий в целях увеселения, поднятия настроения, отдыха или восстановления.

Ритуалы зародились на основе трудовой деятельности и общественных отношений первобытного общества.

Органически соединяя в себе пляски, музыку, песни, первые ритуалы удовлетворяли определенные потребности людей в самовыражении, в передаче чувств и переживаний.

Под ритуаломпонимается сложившийся на протяжении жизни многих поколений устойчивый вид общественных отношений, проявляющихся в символической форме и регламентируемых общественным мнением, обычаями, а иногда и законам. Ритуалы принято подразделять на гражданские, бытовые, религиозные и воинские.

Одной из форм ритуала, которая не закреплена нормативно, является традиция. Традиция – своеобразное общественное явление, особая форма общественных отношений, проявляющихся в переходящих от поколения к поколению действиях, обычаях, принципах и нормах взаимоотношений между людьми.

Обычай – общепринятые, более или менее устойчивые в той или иной среде, исторически сложившиеся правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни.

Под обрядом понимается система традиционных символических коллективных действий, которая устанавливается традицией, обычаем, а иногда и законом и сопровождает всякое сколько-нибудь важное событие общественного или частного характера. Обряд символически и эстетически выражает смысл, содержание события или явления.

Церемония - тот же обряд, но более динамичный, торжественный, официальный. Церемония выражает содержание тех традиций, которые связаны с наиболее значительными событиями общественной жизни.

Итак, ритуал по отношению к традиции, обычаю, обряду, церемонии может быть определен как своеобразные обрядово-церемониальные, строго регламентированные, как правило, закрепленные в законах традиционные действия и нормы поведения людей. Ритуально-обрядовые технологии – это особая форма технологий организации СКД, сущностное содержание которых раскрывается в организации, подготовке и построении мероприятия в русле четкого следования сложившимся традициям, обычаям и нормам, характерным для данного мероприятия.

19.Технология организации досугового общения в учреждениях социально-культурной сферы.

Технология как алгоритм, ведущий к цели, как четкая совокупность и последовательность методов, форм, прие­мов, средств воздействия распадается на ряд конкретных взаи­мосвязанных технологических компонентов: диагностики, пла­нирования, первоначального этапа работы и общения, создании ситуации успеха, коррекции, предупреждения и решения кон­фликтов, регулирования профессионального самочувствия.

При разработке конкретных технологий учитываются пре­жде всего цель и задачи, содержание деятельности и общения, все связи и контакты, распределение ролей, ресурсное и норма­тивное обеспечение, анализ результатов. Так, в жизнедеятель­ности подростковых клубов по месту жительства главными являются следующие компоненты:

• взаимодействие подростковых клубов со всеми учебно-воспитательными, культурными, правозащит­ными, оздоровительными учреждениями, находящимися в микрорайоне;

• диагностика социального положения каждого подростка, посещающего клуб (дети, переданные под опеку, дети-ин­валиды, подростки из «трудных семей», правонаруши­тели);

• выявление сущности социальных проблем каждого под­ростка, знание того, кому и какая помощь, прежде всего, нужна;

• проектирование педагогами совместно с детьми и их ро­дителями конкретных мер, направленных на решение вы­явленных проблем, накопление банка коллективных идей;

• совместное планирование достижения общей цели, поиск оптимальных способов решения общей задачи (например, через «мозговую атаку»);

• включение подростков в различные виды деятельности: спортивно-туристическую, художественно-эстетическую, оздоровительно-валеологическую, образовательную, коммуникативную, культурно-досуговую, социально-педагогическую, прикладное творчество, техническое творчество;

• распределение ролей, поиск исполнителей коллективной деятельности, включение желающих в работу с подростками, самих подростков в работу с младшими, больными, пожилыми людьми;

. • ресурсное и нормативное обеспечение жизнедеятель­ности клуба;

• наблюдение и коррекция групповой и индивидуальной деятельности подростков, апробация механизмов реализации задуманного;

• взаимная помощь и поддержка;

• анализ результатов, совместное оценивание деятель­ности, переживание успехов и неудач;

• организация диалогического общения, положительно-эмоциональных доверительных отношений. Ориентация в общении с подростками на высшие нравственные цен­ности.

Технология развития социальной защищенности подростков девиантного поведения включает в себя прежде всего следующие задачи: формирование моральных представлений и понятий, снижение эмоционального напряжения, развитие способности понимать состояние другого человека и умение выразить свои мысли, передать свое эмоциональное состояние, обучение саморелаксации.

Основные этапы технологии:

- знакомство с подростком и определение конкретной ситуации условий социального развития;

- изучение социальной среды и ближайшего окружения, т.е. социальная диагностика;

- анализ информации, проектирование и планирование направлений, форм, методов и средств работы и общения с подростком;

- коррекция (игротерапия, арттерапия, музыкотерапия, хоротерапия, цветотерапия, библиотерапия, трудотерапия и т.п.).

М. Садовский и С. Семенов предложили технологию окуль­туривания подростков, у которых жизнь в детстве была крайне однообразной и потому у них снижена социальная компетен­тность, утеряна способность к маневру, отсутствуют представ­ления о средствах коммуникации, об эффективных способах разрешения конфликтов.

Главная задача - помочь подросткам приобрести более разнообразный социальный опыт, расширить рамки социальной компетенции.

В структуре семейного досуга следует выделить еще один ас­пект, имеющий большой воспитательный потенциал. Речь идет о межличностном общении родителей и детей. В данном случае речь идет не об общении, обслуживающем какую-либо деятельность или ее предмет, а о том, что носит характер произвольной беседы в часы отдыха, прогулок. Любая формирующаяся потребность на­прямую или косвенно связывается с потребностью в общении с другим человеком. Для ребенка этим человеком должен быть родитель, так как ребенок всегда испытывает потребность в обще­нии с ним.

20.Генезис и эволюция основных драматургических жанров в истории мировой театральной драматургии.

ТЕАТР.

В эпоху Древней Греции и Древного Рима, Зародились такие жанры как комедия и трагедия.

В содержательной направленности древнегреческой драматургии были заложены те социальные феномены, которые в наст время принято считать общечеловеческими ценностями – борьба за нравств и гражд идеалы, демократические основы организ гос-ва и общества, патриотические мотивы и др, а так же глубокое проникновение в духовный мир личности.

Аристотель в своем трактате «поэтика» обосновал основные вопросы композиционного построения драмы, понятие «действие», смысл трагедии, и выдвинул свою основную идею «катарсиса». Первыми драматургами были Гней Невий (комедии-паллиаты (греческие сюжеты и мифы)), Плавт (искусство строить интригу), Теренций (углублен психолог характеристика сложных душевных переживаний своих героев), Сенека («Эдип»).

Драматургия Средних веков – в ней отражалось противоборство 2 мировоззрений: народно-языческого и церковно-религиозного(литургическая драма – театрализация церковной мессы, далее появляется литургическая драма на паперти – житие святых, легенды о них, действие происходит уже за пределами храма и не на латинском языке как в предыдущей драме). Так же существовали такие формы:

Миракль(чудо) – пьесы с чудесами, рассказы о чудесах, совершаемые святыми, сцены простых бытовых людей. Мистерия(таинство) – масштабное площадное действие, могло длиться от 5 до 25 дней, исполнителей от 200 до 400 – содержание: циклы библейских легенд. Моралите(нравственность) – интеллектуальный жанр, использ особую знаковую систему- аллегорию и символы, действ лица были время, мир, надежда, лесть и т.д. Фарс(начинка) – западноевропейская народная комедия, небольшие сценки на разл сюжеты обыденной жизни, затем острокомические интермедии, персонажи- типы-маски: простак муж, неверная сварливая жена, хитрец и плут слуга и т.д.

Эпоха Возрождения – «золотой век» драматургического творчества. Новое гуманистическое мировоззрение, выдвинуло идею человека как высшую цель мироздания, личность творческую, свободомыслящую, сильную, разумную и деятельно волевую. Классическая страна – Италия. Поэты Петрарка, Боккаччо.

Новые жанры:

Пастораль(пастушеский) – источником этого жанра явл пастушеская поэзия бокаччо, суть – идеализация безмятежной сельской жизни, в гармоничном единстве человека с природой, главные герои влюбленные пастух и пастушка. Комедия дель арте – возникла в середине 16в, основной принцип – импровизация, в ней стали зарождаться проф элементы актерского мастерства; выраз средства комедии дель арте – диалектное разнообразие живой речи, танцы, пение, трюки.

Также в Италии была обогащена теория о единствах, сложилась новая «о ТРЕХ единствах» Кастельветро.

Вершиной национ ИСПанской драматургии явл творчество Лопе Де Вега, был родоначальником комедии «плаща и шпаги», где речь идет о чести и достоинстве, которые отстаиваются в честном рыцар поединке. Де Вега внес сущесвт вклад в драматургию – обогатил композиц построение, теорию трех единств, технику сюжетастроения и построение диалогов.

Английская драматургия – Шекспир.

Эпоха классицизма – внесла темы гражданского пафоса, гос-ти, веру в ясность морально-этических ценностей, торжества идеала, носителями которого были глав герои классицистической трагедии–новый жанр, создатель Корнель («Сид», «Гораций») а так же Расин («Британка»). Высокая комедия– Мольер. Фарсовый комизм, острая соци-сатир направленность.

Эпоха Просвещения – в центре темы был человек просвещенный, достигший гармонии чувств и разума и преслед цель своей жизни служение общему благу. Драматурги – Филдинг, Дидро, Вольтер, Лессинг, Гоцци и др.

Русская драматургия – три фактора становления: русских народные игры и обряды, заимствование образцов заподноевроп драматургии и появл в 18в русских писателей драматургов(Сумароков(траг-«Хорев»ком-«Приданое обманом»), Ломоносов (траг-«Тамира и Селим»), Фонвизин, Крылов(«Урок дочкам»), Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Тургенев, Островский, Толстой и др.

Панегирическая драматургия-создавалась служителем церкви, служила средством укрепления гос-ти, распростр и закрепления идей христианства- религиозн сюжеты с прославлением Дея-ти Петра.

Принцип театрализации и зрелищное мышление.

МУЗЫКА.

Специфика худ музыкального мышления – мышления на языке звуков. Интонация- одна из существ характеристик муз произвед, выражается в звуковом воплощении муз мысли.

Муз драматургия – совокупность принципов построения и развития муз произведения, с целью наиболее логичного, последовательного и действенного воплощения идейного замысла. Теоретические основы муз драматургии были заложены в трудах Асафьева, Кабалевского, Гуревича и др. В муз драм различают 2 существ направления: -драматургия как система выраз средств и приемов воплощения драм действия в произвед музыкально-сценического жанра(опера, балет, мьюзикл); -драматургия муз произвед, выраженного в разл инструмент формах и жанрах(симфония, соната, фуга).

Становление и развитие драматургии инструмен музыки – середина 18в начало 20в, с момента возникн жанра симфонии(особенности худ мышления как высшего типа муз мышления) – Моцарт,Бетховен.

В создании муз произвед в драматургическом процессе главным явл композиционное построение,направлен на объединение всех звуковых компонентов в единую структуру, обладающую целостностью, соразмерностью, симметричностью, и гармоничностью строения звук материала, опред внутр дух облик, гармонию и красоту муз произвед. КОМПОЗИЦ ПОСТР – процесс, определяющий индивидуальность композитора, его стилистический почерк и образ муз мышления. Музыкальная тема-драматург компонент муз произвед, опред его неповторимый облик и смысл. Тема- главная муз мысль, положенная в основу произвед, имеет 2 способа выражения:концентрированный(одноголосное или многоголосное звуковые построения, которые повторяются, образую целостное композ построение), рассредоточенный (отдельн звуки, представ собой импровизацию муз идеи композитора). Действенное развитие муз темы основано на принципах повторности(период повторение темы после ее первого изложения и осознается как средство ее развития), варьировании(развитие темы, в процессе которого могут измен все компоненты, все средства выражения, состояния, но при этом сама муз тема остается узнаваемой)и разработки(выраз средство композиц построения муз произведения, предполагающее развитие темы в виде отдел мотивов, фраз, предложений, их гармонического воздействия, в конеч итоге предстающих как целостный худ образ данного произведения). Музыкальный мотив-самостоят единица муз формы. Последовательное преобразование исходного мотива, его повторение или перемещение во времени и пространстве называется секвенция. Музыкальная фраза-элемент муз произвед. Художественно-смысловое разграничение муз текста, составная часть завершенный оборот мелодии, способств логике развития муз мысли, активно влияющей на раскрытие образного содержания муз произвед. Музыкальное предложение-звуковое построение нескольких фраз, обладающ завершенностью.

Динамика(сила) –одна из сторон драматург организации муз действия, средство его выразит, определ такими значениями, как высота, громкость, длительность и т.д. одной из сторон динамики выступает темпо-ритм муз произвед –организует весь процесс муз развития, из него вырастает целостная драматургия муз форм, которая ведет по муз действию всю «драматургию интонаций».

Особый пласт составляют произведения музыкально-драматического жанра (опера, балет, мюзикл), главное средство их худ воздействия- вокальная мелодия, выраз и красота пения, яркая мелодичная образность. Большой вклад внес Вагнер, в своем труде «Худ произведение будущего» 1850г., выделил главный принцип: драма-цель, музыка-средство ее воплощения.

Драматической формой произвед муз-сценич жанра явл либретто-словесное изложение содержания муз-драм произведения, его литер сценарий, который отражает яркие события.

Музыка- эмоционально-выразит средство(бытовая, концертная, сценическая, и др)

Театральная музыка- активный драматург фактор, способств созданию атмосферы, раскрытию идеи пьесы. Музыка в кино- составной компонент, выполняющий множество фнкций(характер героев, времени, выражение идеи автора и др.)

В процессе создания программ сценарист-постановщик формирует свой режиссерский муз слух, направленный на восприятие содержания муз произвед, драматургической структуры муз текста(умение его анализировать, выделять и др).

ХОРЕОГРАФИЯ.

Относится к сценическим зрелищным видам искусств. Вместе с процессом становления школы хореографии формировалось худ явление, как Хореографическая Драматургия – наука о законах и закономерностях построения хореограф произведения. Джон Уивер разрабатывал худ-образный пластический язык- жесты, мимику, телодвижения, позы, адекватные выражаемым мыслям и чувствам. Больше всего Уивер уделял внимание драматическому единству танца и пантомимы. Пантомима-действенный жанр, в котором драматическое событие выражается пластикой, составной элемент драматич формы, в основе пантомимы лежит драматическое игровое действие, которое сближает ее с драмой. Гильфердинг продолжил традицию Уивера, и обращался к таким направлениям, как трагедийные и комедийные жанры балетных спектаклей. Француз Жан Жорж Новер вел идеи- искусство действенности танца и расширение образных возможностей хореограф действия, достижение живописности танцевального зрелища, создание пластического худ образа изобразительными средствами танца, органическое единство танца и музыки, в котором музыка выступает как драматургическая основа хореограф произведения, и наконец, технологические аспекты создания сценария хореограф произведения, его сюжетной основы.

Хореографическая драматургия делится на 2 направления: - драматургия драматического хореографического произведения(балетный спектакль); - драматургия танца(хореограф номер). Балет– самостоятельный вид хореограф искусства. Начал формироваться в Европе с 16в, к концу 18в, балет представлял собой сценическое худ-хор произведение, обладавшее классич школой танца и классич основами драматургического построения. Основой балетного спектакля явл мифы, легенды, сказания, проза и др. На основе лит источника создается основная драматург форма балета –либретто(сюжет балетного спектакля, который создает предпосылки для написания музыки, разработки хореограф текста и создания муз-пластич худ образа.

Драматургия балета особое сюжетно-смысловое муз-хореограф действо, развивающееся на основе драматического конфликта. Отсутствие слов компенсируется богатством человеч переживаний, поступков героев и др. Драматическую основу балета составляют хореограф формы: вариации, танцевальный монолог, ансамблевый танец, массовый танец(кордебалет), пантомима.

Слонимский рассматривал балетное искусство как театральный жанр, но при этом полагал, что такие компоненты драматургии как сюжет, развитие действия, конфликт могут быть переданы танцем лучше, ярче, богаче чем др выраз средствами др искусств. Также он рассматривал три компонента в органическом единстве : литературный сценарий, музыка, хореография.

В синтезе драматург приемов этих 3 слогаемых, рождается произведение балетного искусства. Главная мысль-идея в балетном спектакле выражается через драматургию, заключенную в танцевальном тексте. Сущность- сочинение танцевального текста выраженного танцевальным действием, опред муз партитурой и литер идеей. Балетный спектакль Петипа «Спящая красавица» синтез этих трех слогаемых.

Танец-хореограф номер, имеющий определ временные ограничения. Драматургическая разработка танца подчинена общим законам драматургии: определение идейно-худ замысла, составление композиционного плана, отбор выразительных средств музыки и хореографии. Основа танца –танцевальный текст, составная чать – танцевальная комбинация(различные позы, ходы, движения и др. которые имеют символическое значение). Самым сложным движением в танце явл трюк (часто используется в кульминации).

В разработке драматургии танца особую роль выполняет такой компонент, как рисунок танца (мизансценические построения, движения, ходы – диагональ, круг, параллель и др., многоплановые комбинации, переходящие из одной мизансцены в другую).

В современ искусстве танца сложились такие жанровые формы: хореограф миниатюра, танцевальная сюита, жанровая танцевальная картинка, тематическая танц конецерт программа, театра танца. В процессе работы с пластико-хореограф компонентами формируется направленность худ мышления – зрелищное мышление.

21.Драматургические характеристики основных направлений, принципов организации, выразительных средств и компонентов композиционного построения музыкального произведения.

Специфика худ музыкального мышления – мышления на языке звуков. Интонация- одна из существ характеристик муз произвед, выражается в звуковом воплощении муз мысли.

Муз драматургия – совокупность принципов построения и развития муз произведения, с целью наиболее логичного, последовательного и действенного воплощения идейного замысла. Теоретические основы муз драматургии были заложены в трудах Асафьева, Кабалевского, Гуревича и др. В муз драм различают 2 существ направления: -драматургия как система выраз средств и приемов воплощения драм действия в произвед музыкально-сценического жанра(опера, балет, мьюзикл); -драматургия муз произвед, выраженного в разл инструмент формах и жанрах(симфония, соната, фуга).

Становление и развитие драматургии инструмен музыки – середина 18в начало 20в, с момента возникн жанра симфонии(особенности худ мышления как высшего типа муз мышления) – Моцарт,Бетховен.

В создании муз произвед в драматургическом процессе главным явл композиционное построение,направлен на объединение всех звуковых компонентов в единую структуру, обладающую целостностью, соразмерностью, симметричностью, и гармоничностью строения звук материала, опред внутр дух облик, гармонию и красоту муз произвед. КОМПОЗИЦ ПОСТР – процесс, определяющий индивидуальность композитора, его стилистический почерк и образ муз мышления. Музыкальная тема-драматург компонент муз произвед, опред его неповторимый облик и смысл. Тема- главная муз мысль, положенная в основу произвед, имеет 2 способа выражения:концентрированный(одноголосное или многоголосное звуковые построения, которые повторяются, образую целостное композ построение), рассредоточенный (отдельн звуки, представ собой импровизацию муз идеи композитора). Действенное развитие муз темы основано на принципах повторности(период повторение темы после ее первого изложения и осознается как средство ее развития), варьировании(развитие темы, в процессе которого могут измен все компоненты, все средства выражения, состояния, но при этом сама муз тема остается узнаваемой)и разработки(выраз средство композиц построения муз произведения, предполагающее развитие темы в виде отдел мотивов, фраз, предложений, их гармонического воздействия, в конеч итоге предстающих как целостный худ образ данного произведения). Музыкальный мотив-самостоят единица муз формы. Последовательное преобразование исходного мотива, его повторение или перемещение во времени и пространстве называется секвенция. Музыкальная фраза-элемент муз произвед. Художественно-смысловое разграничение муз текста, составная часть завершенный оборот мелодии, способств логике развития муз мысли, активно влияющей на раскрытие образного содержания муз произвед. Музыкальное предложение-звуковое построение нескольких фраз, обладающ завершенностью.

Динамика(сила) –одна из сторон драматург организации муз действия, средство его выразит, определ такими значениями, как высота, громкость, длительность и т.д. одной из сторон динамики выступает темпо-ритм муз произвед –организует весь процесс муз развития, из него вырастает целостная драматургия муз форм, которая ведет по муз действию всю «драматургию интонаций».


22.Основные способы реализации классических законов драматургии в процессе создания и воспроизведения музыкального произведения.
Создание муз произведения опирается на классические законы драматургии и в этом аспекте содержит в себе необходимый комплекс драматург компонентов – идейно-тематический замысел, музыкальное действие, драматический конфликт, композиционное построение.

В создании муз произвед в драматургическом процессе главным явл композиционное построение,направлен на объединение всех звуковых компонентов в единую структуру, обладающую целостностью, соразмерностью, симметричностью, и гармоничностью строения звук материала, опред внутр дух облик, гармонию и красоту муз произвед. КОМПОЗИЦ ПОСТР – процесс, определяющий индивидуальность композитора, его стилистический почерк и образ муз мышления. Музыкальная тема-драматург компонент муз произвед, опред его неповторимый облик и смысл. Тема- главная муз мысль, положенная в основу произведения.

Действенное развитие муз темы основано на принципах повторности(период повторение темы после ее первого изложения и осознается как средство ее развития), варьировании(развитие темы, в процессе которого могут измен все компоненты, все средства выражения, состояния, но при этом сама муз тема остается узнаваемой)и разработки(выраз средство композиц построения муз произведения, предполагающее развитие темы в виде отдел мотивов, фраз, предложений, их гармонического воздействия, в конеч итоге предстающих как целостный худ образ данного произведения).


23.Хореографическая драматургия как наука о законах и закономерностях построения жанровых форм хореографического произведения.

Относится к сценическим зрелищным видам искусств. Вместе с процессом становления школы хореографии формировалось худ явление, как Хореографическая Драматургия – наука о законах и закономерностях построения хореограф произведения. Джон Уивер разрабатывал худ-образный пластический язык- жесты, мимику, телодвижения, позы, адекватные выражаемым мыслям и чувствам. Больше всего Уивер уделял внимание драматическому единству танца и пантомимы. Пантомима-действенный жанр, в котором драматическое событие выражается пластикой, составной элемент драматич формы, в основе пантомимы лежит драматическое игровое действие, которое сближает ее с драмой. Гильфердинг продолжил традицию Уивера, и обращался к таким направлениям, как трагедийные и комедийные жанры балетных спектаклей. Француз Жан Жорж Новер вел идеи- искусство действенности танца и расширение образных возможностей хореограф действия, достижение живописности танцевального зрелища, создание пластического худ образа изобразительными средствами танца, органическое единство танца и музыки, в котором музыка выступает как драматургическая основа хореограф произведения, и наконец, технологические аспекты создания сценария хореограф произведения, его сюжетной основы.

Хореографическая драматургия делится на 2 направления: - драматургия драматического хореографического произведения(балетный спектакль); - драматургия танца(хореограф номер). Балет– самостоятельный вид хореограф искусства. Начал формироваться в Европе с 16в, к концу 18в, балет представлял собой сценическое худ-хор произведение, обладавшее классич школой танца и классич основами драматургического построения. Основой балетного спектакля явл мифы, легенды, сказания, проза и др. На основе лит источника создается основная драматург форма балета –либретто(сюжет балетного спектакля, который создает предпосылки для написания музыки, разработки хореограф текста и создания муз-пластич худ образа.


24.Основные направления, принципы, технологии, специфические основы и драматургические приемы хореографической драматургии.

Драматургия балета особое сюжетно-смысловое муз-хореограф действо, развивающееся на основе драматического конфликта. Отсутствие слов компенсируется богатством человеч переживаний, поступков героев и др. Драматическую основу балета составляют хореограф формы: вариации, танцевальный монолог, ансамблевый танец, массовый танец(кордебалет), пантомима.

Слонимский рассматривал балетное искусство как театральный жанр, но при этом полагал, что такие компоненты драматургии как сюжет, развитие действия, конфликт могут быть переданы танцем лучше, ярче, богаче чем др выраз средствами др искусств. Также он рассматривал три компонента в органическом единстве : литературный сценарий, музыка, хореография.

В синтезе драматург приемов этих 3 слогаемых, рождается произведение балетного искусства. Главная мысль-идея в балетном спектакле выражается через драматургию, заключенную в танцевальном тексте. Сущность- сочинение танцевального текста выраженного танцевальным действием, опред муз партитурой и литер идеей. Балетный спектакль Петипа «Спящая красавица» синтез этих трех слогаемых.

Танец-хореограф номер, имеющий определ временные ограничения. Драматургическая разработка танца подчинена общим законам драматургии: определение идейно-худ замысла, составление композиционного плана, отбор выразительных средств музыки и хореографии. Основа танца –танцевальный текст, составная чать – танцевальная комбинация(различные позы, ходы, движения и др. которые имеют символическое значение). Самым сложным движением в танце явл трюк (часто используется в кульминации).

В разработке драматургии танца особую роль выполняет такой компонент, как рисунок танца (мизансценические построения, движения, ходы – диагональ, круг, параллель и др., многоплановые комбинации, переходящие из одной мизансцены в другую).

В современ искусстве танца сложились такие жанровые формы: хореограф миниатюра, танцевальная сюита, жанровая танцевальная картинка, тематическая танц конецерт программа, театра танца. В процессе работы с пластико-хореограф компонентами формируется направленность худ мышления – зрелищное мышление.

25.Эволюция и содержание драматургических основ, подходов, методов, форм и основных выразительных средств кинодраматургии.

Кинодраматургия прошла большой исторический путь становления и развития от простейшего технического документа до совершенного лит произведения. Кинодраматургия стала областью самобытного кинематографического творчества, и представляет собой вид самостоят лит-ры, предназначенной для воплощения на экране. Кинодраматургия–отрасль научного знания, которая рассматривает законы и закономерности создания и построения драматич экранного произведения.

Содержание первых киносеансов, составляли сцены «выход рабочих с завода» «прибытие поезда» и др снятые с натуры. Все это производило поразительное впечатление, отсюда и выявилось основное свойство кино- зрелищность.

Специфика немого кино не позволяла использовать развернутые сюжетные конструкции. Леонидов мастер немного кино. Немому кино противопоставлялось документальное кино (Дзига Вертов).

Драматургическая конструкция фильмов Эйзенштейна «монтаж аттракционов» - каждый эпизод фильма представлял собой уникальную эмоц ситуацию-удар, потрясение, которые заставляли зрителя задуматься, самому сделать вывод из увиденного, именно здесь родился метод ассоциативного монтажа.

Появление звукового кино сообщило экрану новую выразительность. Кино стало нуждаться в новых мировоззренческих идеях, острых соц проблемах, интересных характерах, пришла экранизация худ лит произвед- прозы, драмы.

Драматической формой выступает киносценарий – лит модель будущего экранного произведения. Основным выраз средством явл слово. Значительное место занимает повествовательное слово автора, содержащее описание места, времени действия, характеров героев, мотивацию их поступков и поведения. Монтаж кинофраза – единица худ высказывания:множество кадров, набор разнородных элементов, не имеющих в реальности прямого отношения друг к другу, они являют собой мысль, которую зритель «считывает» с экрана. Свойства экранной изобразительности – крупный, средний, общий планы и т.д. Киносценарий делится на 2 формы: литературный сценарий и режессерский (рабочий план съемок фильма, вкл разбивку литер сценария на сцены, эпизоды, определен места действия, мизансценирование, технич приспобления и оптика, использован света, музыки, речи героев, шумов и др, что составляет в будущем целостное худ экранное произведение. Монтаж явл основным творческим и технологич методом режиссерско-постановочной организации КДП, формируется монтажное мышление художника.


26. Основные типы, специфические черты, свойства, технологические и выразительные приемы теле- и радиопрограмм.

Драматургия в практике телевидения возникла с момента когда появилось понятие «телепрограмма». Специфические черты теледраматургии: документальность, интерактивность, импровизационность, вариативность.Действо в программе часто происходит в формате реального времени, с участием реальных людей, и заданная драматургическая структура изначально предполагает элементы импровизации. В этой связи возникает особый тип драматургии «живая драматургия».Такой тип обусловлен таким свойством, как интерактивность, «интеракция» предполагает собой модель взаимодействи<

Наши рекомендации