Тема 4. Физическая рекреация
Под физической рекреацией понимаются любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, израсходованных в процессе профессиональной работы, физическая рекреация в научной литературе наиболее осмысленна как самостоятельный предмет научного анализа. Научные исследования в данном направлении сосредоточены в институтах физической культуры, где готовят студентов данного профиля. Физическая рекреация изучается системно, не только в медицинском и психологическом аспектах сугубо как восстановление сил спортсмена, но поднимается на высокий уровень обобщения, на уровень понимания ее как социально-культурного явления.
Выделяют многочисленные признаки, составляющие основное содержание физической рекреации, а именно, что она: основана на двигательной активности; как главные средства использует физические упражнения; осуществляется в свободное или в специально выделенное время; включает культурно-ценностные аспекты; содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты; осуществляется на добровольных, общественных началах; оказывает оптимизирующее влияние на организм человека; включает просветительные и воспитательные компоненты; носит часто развлекательный (гедонистический) характер; осуществляется преимущественно в естественных условиях; имеет определенную научно-методическую базу. Соответственно такому многообразию признаков физической рекреации выделяют и разные ее формы: рекреационная физическая культура, рекреация спорта, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производительная рекреация.
В ряде научных исследований утверждается мысль о том, что теория физической рекреации наиболее полно разработана в границах теории и методики физической культуры. На этом ещё в 80-х годах была построена концепция физической рекреации, которая особенно интенсивно разрабатывалась В.М. Выдриным. Главная идея данной концепции состоит в понимании физической рекреации как органической имманентной части физической культуры, системообразующим фактором, который служит конечный результат – создание оптимального физического состояния, которое обеспечивает нормального функционирование человеческого организма. В данной концепции основной акцент делается на биологической стороне физической рекреации – влияние на организм человека. Другие же стороны: познавательные, культурологические, коммуникативная, развлекательная – рассматриваются как сопутствующие для решения главной задачи. Такой подход суживает проблему физической рекреации, однако представляет интерес как составляющий рекреационной проблематике.
Следует отметить, что подход к пониманию физической рекреации как вида физической культуры (которая имеет свою теорию, включая не только физическую рекреацию, но и физическое воспитание, спорт, двигательную реабилитацию, имеет познавательные, оздоровительные, ценностно-ориентационные и другие аспекты исследования), позволяет рассматривать ее системно, в том числе в контексте культурологи, изучая ее как составную культуры общества; педагогики, рассматривая проблемы формирования физической культуры и здорового образа жизни; социологии, исследуя социальные функции и эффекты физической культур, ее роль и место в социальной жизни общества; политологии, изучая роль физической культуры в политических процессах общества; эстетики, анализируя физическое развитие и человеческое тело по законам красоты и т.д. Такая многоаспектность изучения характера для феномена рекреации в целом как самостоятельно предмета научного знания.
Таким образом, «физическая рекреация» может рассматриваться не только и не столько как составная часть физической культуры, а как чрезвычайно важный, многогранный элемент рекреации в целом в границах рекреалогии как науки.
Следует отметить, что компенсаторный характер рекреационной деятельности дает возможность глубже постичь и в дальнейшем осмыслить ее связь с творчеством и самореализацией. Речь идет не просто о компенсации и физических, психической, интеллектуальной сферах, а про ре-креативность (re-creare) в широком понимании этого слова, которая находит свое проявление в культурной, духовной, экзистенциальной деятельности, связанных с реализацией своих способностей, стремлений, потребностей в самовыявлении (проявление своих сущностных сил), самосовершенствовании, творческому развитию и т.п. В данном случае имеем дело с развивающим аспектом рекреации, которая показывает ее тесные связи с педагогикой, и в немалой степени – с педагогикой досуга. В этом смысле - это идея интеграции рекреационной и развивающей функции досуга в процессе его организации.