Тема 3. Соотношение понятий «рекреация» и «отдых»
Понятия «рекреация» и «отдых» наиболее часто используются как синонимы. Но рекреалогия не является ни наукой об отдыхе, ни системой наук об отдыхе. В ряде случаев понятие «отдых» рассматривается как противоположное понятию «работа». Когда противопоставляется работа отдыху, часто имеется в виду тема физической, психической, эмоциональной усталости, истощения жизненных сил организма. Иначе говоря, речь идёт об отдыхе как восстановлении утраченных сил, восстановление работоспособности организма в целом или его функциональных систем. Таким образом, понятие «отдых» как логическая оппозиция связано с понятием не работа, а «усталость», утомление. Деятельность, которая приводит к утомлению, усталости и соответственно, обуславливает необходимость восстановления работоспособности организма (рекреации), в данном случае – в форме отдыха.
Понимание отдыха и рекреации как компенсаторной деятельности не означает их тождественность. Например, проблема личности от результатов своего труда, связана с компенсацией в социально-культурном, экономическом, экзистенциальном и других аспектах, что совершенно очевидно выйти за пределы собственного отдыха. Но даже если говорить о рекреации исключительно в психофизическом смысле, она всё равно не будет тождественна отдыху.
Рекреация в исходном значении – это воссоздание, восстановление. Если понятие «отдых» определять через противопоставление «усталости» (т.е. как процесс восстановление работоспособности, как ответ на перегрузку функциональных систем организма), то re-creatio не является логической противоположностью усталости. Иначе говоря, отдых не тождественен «воссозданию», хотя может быть одним из способов «воссоздания».
Например, медико-психологические исследования показывают, что проблемы здоровья могут быть результатом дефицита двигательной активности. В данном случае рекреация является компенсацией не только по отношению к перегрузкам, а и к недогрузкам.
Если рекреацию и отдых рассматривать как синонимы, то автоматически диада «отдых – работа» преобразуется в диаду «рекреация – работа». Если рекреация = досуг, то следует диада «работа – досуг», если под досугом понимать свободное время, то следует диада «рабочее время – свободное время» и т.д.
Существует понятие «активного отдыха», о котором хорошо известно как о хорошем средстве рекреации. Но зачем вводить понятие «рекреация», если оно поглощается понятием «отдыхом». Под понятием «активный отдых», как правило подразумевают его двигательные формы (туризм, плавание, футбол и т.д.) в отличие от чтения, просмотре телевизора, игры в шахматы или химических опытов. Когда говорится о рекреации как компенсации по отношению к недонагрузкам, имеются ввиду не только физические, но также и умственные, эмоциональные и даже культурные недонагрузки.
Рекреация означает воссоздание человека в творческом, культурном, духовном аспектах. Рекреация в этом смысле может быть соотнесена и с проблемами психологии, и педагогики: помочь человеку стать тем, кем он может стать; и с проблемами сохранения здоровья, которое, по определению Всемирной организации здравоохранения, есть не только отсутствие болезней, но также состояние культурного и духовного благополучия. Рекреация приобретает культурологический, даже скорее культуротворческий, креативный (в самом широком понимании) смысл, а в контексте становления человека, «здорового во всех отношениях» - культурно-педагогический.
В «психофизическом» смысле рекреация «шире» отдыха. Однако в области культуротворчества как рекреационной проблемы, уровень исследования культурных, творческих возможностей личности. Креативность в этом случае сближается с проблемами самореализации.
Проблема определения нормы, относительно которой могут быть обозначены пере- и недогрузки, причём не только в общестатистических (усреднённых) показателях, но и индивидуальных. То, что является нормальным для одного, для другого может быть перенагрузкой, а для другого – недонагрузкой.
В медицинском и психологическом отношении индивидуальные возможности работоспособности организма называется оптимальным режимом функционирования (ОРФ), который будет определять некие нормативные значения. Дискуссии по поводу таких норм ведутся давно и актуальность их определения не нуждается в доказательствах. Учитывая компенсаторный характер рекреации (воссоздания), одна и та же деятельность может рассматриваться и с точки зрения перенагрузок. Например, учебная деятельность может быть связана вместе с тем как с умственными перенагрузками, так и физическими недонагрузками.
В исследовании культуротворческого аспекта рекреации понятие «нормы» приобретает другое содержание – оно становится связанным с творческими потенциалами личности.
В настоящее время рекреационные проблемы изучаются в контексте таких направлений психологии и медицины, как психогигиена, искусствотерапия, природотерапия. Терапия ориентирована на лечение и осуществляется специалистами соответствующих областей. Рекреалогия, в отличие от терапии, направлена на создание благоприятных режимов жизнедеятельности, которые определяют самочувствие и трудоспособность личности.
Данное обстоятельство имеет существенное значение и в области прикладной культурологии: рекреационная функция учитывается при разработке и внедрении многоцелевых социально-культурных программ. Проблема состоит в том, что создание таких программ до сих пор остается делом исключительно специалистов в области прикладной культурологи, педагогов-организаторов досуга, социальных педагогов, которые не обладают достаточными знаниями по медицине и психологии для всесторонней реализации рекреационной функции психологическом и физиологическом аспекте. Поэтому идея об интеграции и реализации развлекательного, развивающего и рекреационного потенциалов досуга в процессе его организации, до сих пор не нашла своего практического воплощения; она содержит существенный медико-психологический компонент и не может быть разрешимая исключительно средствами прикладной культурологи. Но она таким же образом не может получить развития исключительно в рамках медицины или психологии, т.к. ни медики, ни психологи не являются специалистами по разработке и реализации культурно-просветительных программ, организации досуга, развлечений, обладающих значительным рекреационным потенциалом.
Разработка и реализация таких программ должна осуществляться рабочими группами, в состав которых входят специалисты в разных областях: социологи, культурологи, педагоги, медики, психологи, что может обеспечить системный, междисциплинарный подход к решению проблемы. Необходима специальная подготовка указанных специалистов к сотрудничеству, нахождению единого языка. Так, специалисты в области прикладной культурологи для плодотворного сотрудничества с медико-психологическими службами (на базе школ, спортивно-оздоровительных, туристических и других учреждений) должны владеть соответствующими знаниями и умениями.