Стили мышления в лидерстве и решении проблем
Помимо того что творческий цикл Диснея способствует развитию личностных навыков и навыков стратегического мышления, он также создает основу для некоторых важнейших навыков отношений. Ключевым вопросом в лидерстве является вопрос, как соединить «пространство восприятия» сотрудников с «проблемным пространством» реализации конкретного видения или достижения желаемого состояния.
^X'/'JE"Глава 4
Эффективное лидерство требует методов, позволяющих систематизировать различные точки зрения и стили мышления и управлять ими. Назначение данных методов — идентифицировать и использовать различные точки зрения и стили мышления. Они также позволят углубить вашу способность к пониманию и сделать общение более эффективным.
«Мечтателя», «реалиста» и «критика» можно рассматривать как три распространенных стиля мышления, выделение которых уместно в контексте планирования. Мечтатель фокусируется на «большой картине» и склонен считать, что все возможно. Реалист действует, «как если бы» мечта была осуществима, и фокусируется на определении ряда действий, последовательно приближающих нас к цели. Критик стремится избежать проблем и подтвердить качество идеи, применяя логические критерии и проверяя, что будет происходить с предполагаемым продуктом в условиях различных «что если». Эти типы когнитивных стилей носят название паттерны метапрограмм.
Паттерны метапрограмм — это эффективные совокупности отличительных признаков, позволяющих анализировать и идентифицировать основные стили мышления и научения. Комбинации паттернов метапрограмм, составляющих стиль мышления человека, показывают, как он структурирует свою карту мира, а также сортирует и обрабатывает свой опыт.
Программа — это когнитивный процесс, или карта, которая направляет действия человека с целью достижения определенного результата. Программа направляет действия путем сбора, разделения, сравнения, оценки и ранжирования информации. Метапрограмма — это программа, которая управляет другими программами. Иными словами, она определяет характерные особенности того, как человек мыслит. Паттерны метапрограмм описывают различные способы, которыми человек достигает определенного результата или решает проблему. Как и в случае других отличительных признаков, которые мы изучали, один и тот же паттерн метапрограммы может применяться безотносительно содержания или контекста. Эти паттерны не описываются в терминах «все или ничего» и могут присутствовать одновременно в той или иной пропорции.
Паттерны метапрограмм
Применительно к проблеме или задаче человек может делать акцент на движении к чему-либо или движении от чего-либо либо на опреде-
Создание будущего
ленном соотношении того и другого. В группе к проблеме или задаче можно подходить в той или иной степени активно или рефлексивно (рис. 4.6).
Размер групп, на которые разделяется информация, говорит о степени детализации или обобщения, с которой индивид или группа людей подходят к анализу проблемы, цели или пространства восприятия. Идеи и ситуации можно анализировать с различной степенью детализации (разделение информации на мелкие группы) и обобщения (разделение информации на большие группы).
Проблему или ситуацию можно изучать относительно длинных, средних или коротких временных фреймов, а также в контексте фреймов прошлого, настоящего и будущего. Временные фреймы, внутри которых рассматривается проблема, оказывают большое влияние на ее интерпретацию и способ подхода к ней. В контексте прошлого, на-
Метапрограммы
1. В подходе к проблеме человек может:
» «двигаться от» чего-либо, «двигаться к» чему-либо (или то и другое)
• быть активным или рефлексивным
2. При анализе
ситуации можно
использовать:
детализацию — разделение информации на мелкие группы
обобщение — разделение информации на большие группы
3. Любые события можно рассматривать:
• внутри коротких или длинных «временных фреймов»
• относительно прошлого, настоящего или будущего или их комбинации
4. В решении проблемы можно рассматривать ее относительно:
• «Задачи» («ценность» — «результат») Выбора — цели
Процедуры — операции
• Отношений («ценность» — «власть» или «присоединение»)
• Позиций восприятия Собственной (я) Другого человека (вы) Окружения (мы, компания, рынок)
5. Ситуацию можно рассматривать, определяя:
• Различия (конфронтация)
• Сходства(консенсус)
б. Человек может думать в терминах:
• Видения
• Действия
• Логики
• Эмоций
Рис. 4.6. Метапрограммы
4-31S4
РЛ1:т Глава 4
стоящего или будущего возможно использование как длинных, так и коротких временных фреймов.
Одни люди имеют тенденцию искать решение в прошлом, другие смотрят в будущее. Хорошим примером могут служить различия между бывшим советским лидером Михаилом Горбачевым и теми людьми, которые пытались свергнуть его перед распадом Советского Союза. Один пытался подготовить будущее, другие старались сохранить прошлое.
Проблему или ситуацию можно рассматривать с позиции «достижения», т. е. относительно задачи, или с позиции отношений, рассматривая проблемы «власти» или «присоединения». Вопрос создания равновесия между задачей и отношениями, очевидно, является ключевым для руководства группой людей. Достижение задачи подразумевает акцент на целях, процедурах и выборе. К проблеме отношений можно подойти, делая в той или иной мере акценты на собственной позиции восприятия, позициях восприятия других людей и на позиции окружения («компания», «рынок» и т. д.).
Проблему или задачу можно исследовать путем сравнения сходства (согласия) и различия (несогласия) между элементами. На уровне группы это проявляется либо в стремлении достичь консенсуса, либо в поощрении разнообразия.
В стратегии подхода к проблеме или задаче может быть сделан акцент на самых различных комбинациях видения, действия, логики и эмоций. Когнитивные микропаттерны на индивидуальном уровне могут быть выражены в терминах общего стиля мышления на макроуровне или на уровне группы. «Видение», «действие», «логика» и «эмоции» — это более абстрактные понятия по отношению к «визуализации», «движению», «вербализации» и «чувствам».