Создание импульса и закрепление проекта.

Как развивалась инновация?

Какие эксперименты потребовались?

Каким образом внедряется инновация?

Какие стадии развития и сложности прошла инновация, пока достигла своего нынешнего состояния?

Какие аспекты были предсказуемы, а какие возникли неожиданно?

Какие препятствия тормозили прогресс инновации, и как это сказалось на ее развитии?

Каким образом были разграничены сферы интересов?

Какие были использованы механизмы мониторинга и оценки?

Кто поддержал проект, и почему?

Чему мы научились, пройдя этот процесс?

1 Эталоны Орегона (Oregon Benchmarks) — 90 индикаторов качества жизни, принятых в американском штате Орегон. Они разбиты на 7 категорий: экономика, образование, гражданское участие, социальное обеспечение, общественная безопасность, развитие сообщества и окружающая среда. Используются для разработки стратегий и формирования политики в различных областях и в процессе формирования бюджета.

\298\

Горизонтальная диффузия.

Насколько широко инновация распространилась географически?

По всему городу?

Каким образом?

Благодаря расширению пилотных проектов?

Была ли она доведена до уровня утвержденной политики, и если нет, то почему?

Распространилась ли она за счет увеличения масштабов исходного проекта или благодаря копированию?

Каково ее воздействие в новых местах, нуждается ли она в специальной адаптации?

Если да, то почему?

Каким образом были организованы продвижение и маркетинг инновации?

Вертикальная диффузия.

Повлияла ли инновация на политический уровень?

Распространилась ли она через промежуточные структуры до самого сердца организации?

На каком уровне - района, города, региона, страны?

Подвергалась ли инновация изменениям, став частью политики?

Что было привнесено нового, и что отринуто?

Почему?

Усилило это её или ослабило?

Каков был эффект её воздействия после того, как она была тиражирована?

Каким образом это было профинансировано?

Из какого бюджета?

5. Переосмысление проблемы. Инновации второго цикла.

Изменилась ли природа инновации, ее цели и задачи, по мере прохождения через цикл городской креативности?

Была ли в этом процессе решена исходная проблема или она изменилась?

Привело ли внедрение инновации к возникновению цепочки вспомогательных инноваций?

Привела ли инновация к кардинальному изменению в понимании проблемы или она лишь оказала воздействие на проблему, как ее понимали и раньше?

Пятиступенчатая схема анализа стадий инновационного процесса взята мною из книги Хопкинса (Hopkins, 1994), однако формулировки вопросов приводятся в переработанном мною виде.

Проблемы и следствия

Нужные навыки в нужное время

Разные стадии инновационного процесса требуют от творческой личности различных качеств, которые редко сочетаются в одном человеке.

\299\

Трудно одновременно быть инициатором и уметь закрепить успех, а затем действовать в рамках устоявшейся рутины. Наступает момент, когда нужно сменить команду в связи со сменой задач, однако этот момент трудно определить и еще труднее осуществить "смену караула".

Если на начальном этапе значение имеет предприимчивость, то на стадии консолидации на передний план выходят фандрейзинговые навыки и умение довести дело до конца, используя законодательные рычаги давления.

В отличие от креативных идей, инновации связаны не с отдельной личностью, а с деятельностью организаций, где эти качества распределены между членами команды. Каждая фаза имеет свои организационные особенности. Похожие проблемы возникают и в случае тиражирования идей.

Какие организационные структуры способны генерировать энтузиазм для поддержания непрерывного инновационного процесса?

Обычно формируют гибкие непостоянные команды, построенные вокруг небольшого организационного ядра. Талант здесь используют "в необходимом количестве", и состав команды меняется в зависимости от задач.

Ключ к успеху - умение оценить, какие инновации требуются в каждый момент времени. Например, в Хельсинки самое время сделать бюрократические структуры более открытыми. На более позднем этапе потребуется закрепить достигнутое, всё критически оценить, обдумать и определить направления дальнейшего движения.

\300\

Проблема в том, что те, кто находится у власти, сами пришли к ней на предыдущей волне общественных требований, однако укоренились, а для следующей стадии развития требуются совсем иные личные качества. Вдобавок, циклы обновления властных структур традиционно более медленные, основаны на непреходящих правилах.

Доверяйте радикалам

Роль активистов в развитии инноваций, особенно в менее технических сферах, недооценивают. Социальные активисты всегда были на переднем крае городских инноваций. Они хорошо представляют себе реальные проблемы, так как обычно живут в самых проблемных районах (см.: Hall and Landry, 1997).

Большая часть идей, вошедших сегодня в обиход организаций, были первоначально предложены радикалами.

Так что те, кто придерживается умеренных взглядов, должны взять за правило прислушиваться к людям с более радикальными убеждениями. Исторически роль радикалов прослеживается даже в формировании механизмов консультаций, которые ныне являются общепринятыми.

Роль групп аутсайдеров и альтернативных движений хорошо показана в книге Арта Кляйнера "Век еретиков" (1996). Даже инновационные структуры в корпорациях уходят корнями в деятельность послевоенных интеллектуальных движений.

Их еретические идеалы уже стали частью истеблишмента и были приняты на вооружение государственными организациями по всему миру.

\301\

Движение от периферии к центру

Слабость альтернативных структур в том, что у них не хватает ресурсов для внедрения своих идей. Инновации, которые они предлагают, часто направлены на устранение лишь симптома большой проблемы.

Порой корень такой проблемы — в консерватизме властных структур. Выход - творческое расширение проблемного поля. Например, проблема граффити может быть лишь отражением иной проблемы, лежащей в другой области.

Поэтому проект, реализованный в Дортмунде и Шарнхорсте, привлек художников, рисовавших граффити, к работе по очистке города от их рисунков, решая так проблему безработицы. Следующим шагом стало привлечение этих людей к созданию фирмы по переработке отходов. Так проект решил сразу несколько проблем.

Очень важно завоевать доверие со стороны официальных структур, однако в какой-то момент уместны и акции протеста, "конструктивные дебаты", создание независимого альтернативного проекта.

Конечной целью может быть получение политического признания. Тогда появляется возможность развивать идеи, в том числе инновационные, пользуясь политической поддержкой, действуя изнутри официальных структур.

Расширение масштаба и тиражирование.На каждой стадии инновационного процесса свои трудности. На начальном этапе это может быть недостаток веры в успех. На стадии внедрения многое зависит от институциональной поддержки и финансирования. Переход от первых успехов к широкому внедрению инновации изобилует трудностями. Здесь придется сделать не один сложный выбор.

Должна ли инновационная идея пронизывать насквозь всю будущую разветвленную структуру?

Или надо сохранить её как отдельный бренд, скажем, путем создания специального агентства?

Должна ли организация, породившая эту идею, развивать ее дальше или для этого нужна новая организация?

\302\

Проблема в том, что реализация внедрения может ослабить инновационные способности организации. Ведь исходно навыки организации были ориентированы на генерирование инноваций, а не на внедрение.

Когда идеи стали общепринятыми, важна иная организационная динамика, однако многие верят, что продолжение работы с устоявшимися процедурами дает наибольший эффект.

"Инновации, требующие изменения законодательства, внедрить крайне сложно, поскольку слишком много точек принятия решений, слишком много инстанций, на которых идея может быть отклонена. Гораздо эффективнее встроить реформу в рамки бюрократических процедур и таким образом получить поддержку от нижестоящих бюрократов" (Weatherley and Lipsky, 1977).

Опасно надеяться, что законодательство окажется податливым к необходимой трансформации. В то же время, в период смены парадигм каждый элемент структуры должен быть подвергнут переосмыслению, включая и законодательство. Поворотный моментом - включение креативных идей в русло текущей политики и получение согласия на тиражирование проекта.

Став частью политики, инновации могут привлечь гораздо больше ресурсов. Пример - такие программы, как стимулирование экономии электроэнергии в жилом секторе.

Для осуществления модели креативного города значение имеет еще один аспект законодательства - наличие ключевых законов, регулирующих права на интеллектуальную собственность (игра по твердо установленным правилам).

Кроме того, необходимо адаптировать или интерпретировать уже существующие неспецифические законы, например, касающиеся финансовых вопросов, так чтобы они способствовали инновационной деятельности.

\303\

Влияние радикалов на формирование концепции достойнорго развития

Роль радикалов хорошо прослеживается в истории принятия обществом понятия "достойного развития". Это понятие вошло в политическую повестку благодаря многолетнему интенсивному лоббированию таких деятелей, как Рэйчел Карсон, автор книги "Молчаливая весна", а затем и организованных групп вроде Greenpeace и "Друзья планеты"1.

"Пределы роста" - первый доклад Римского клуба вызвал дискуссию в мире большой политики.

Последний доклад Римского клуба "Четвертый фактор - как удвоить богатство, уменьшив использование ресурсов вдвое" произвел похожий эффект.

Такие инициативы, как переработка отходов, совместное использование автомобилей, социальный аудит, переоборудование промышленных зданий для альтернативных целей или инновационные методы борьбы с безработицей были инициированы группами влияния, организациями гражданского общества и даже группами, которые действовали вразрез с законом, например, скваттерами, осуществлявшими захват заброшенных зданий. Фактически именно скваттеры создали многие инновации, которые сейчас признаны важными элементами достойного развития.

1 "Гринпис" (Greenpeace — зеленый мир) — независимая международная общественная организация. Она ставит целью сохранение окружающей среды. Гринпис выступает против ядерных испытаний и радиационной угрозыв защиту животного мира и др. "Друзья Планеты" (Friends of the Earth International) — федерация независимых экологических организаций, которые проводят по всему миру кампании, направленные на решение насущных экологических и социальных проблем, а также пропагандируют идею достойного развития сообществ. "Гринпис" и "Друзья Планеты" воздействуют на общественное мнение через печать, просветительские учреждения, проводят ненасильственные акции протеста, добиваясь от промышленных компаний, правительств и международных организаций решений по конкретным экологическим и социальным проблемам.

\304\

Бесполезные здания и другие городские пространства, обреченные на деградацию, были возрождены силами независимых групп, которые таким образом открыли для себя новые возможности, а также спасли многих от судьбы бездомных. Скваттеры изобрели новые способы использования зданий, например, соединение рабочего, жилого и выставочного пространства. Они часто предоставляли дополнительные услуги, например, открывали кафе и рестораны, которые, благодаря созданной в них необычной атмосфере, стали привлекательны и для истеблишмента.

Группы влияния смогли продвинуть в сферу городской политики важнейшие вопросы - такие как экологичный образ жизни, социальное жильё, альтернативные финансовые механизмы или концепции переработки отходов. В результате инновации были признаны, узаконены и получили широкое распространение.

Инновации эффективны, когда они получают распространение. По большей же части, инновации имеют локальный характер и остаются безвестными из-за бюрократических проволочек.

Источник: Hopkins, 1994

В целом, должна быть создана своего рода пирамида регуляторов, различающихся по законодательной силе. На вершине - общие конституционные положения, легитимизирующие креативность, ниже - специфические законы, связанные с установлением системы государственных субсидий для инноваций, а в основании —инструкции, руководящие принципы, политические стратегии и программы, с помощью которых город, регион или страна в целом формируют конкретную политику и добиваются достойных результатов.

\305\

Городские исследования и разработки

Многое зависит от названия. Называя нашу область деятельности "городскими исследованиями и разработками" (Urban R&D), мы обеспечиваем ей доверие и легитимность.

Такое название создает символический резонанс. "Городские исследования и разработки" — это не только область пилотных или пионерных проектов. Это название подчеркивает важность инновационных проектов не как разовых мероприятий, но как части подхода к продолжающемуся (перманентному) экспериментированию.

Оно предполагает наличие у города связей с движениями, которые проводят и продвигают урбанистические эксперименты, осваивают образцы лучшей практики и создают соответствующие базы данных. Иначе говоря, здесь должен быть создан постоянный процесс поощрения новых практик.

Бюджеты и департаменты городских исследований и разработок

Когда в администрации появляется департамент "городских исследований и разработок" или "исследований городского рынка", это полностью изменяет её организационную культуру. Выделяя бюджетные средства на экспериментирование, мы легитимизируем изобретательскую деятельность.

Это может быть отдельный бюджет под названием, например, "фонд креативности и инноваций", или строка в бюджете.

Пусть это будет лишь один процент бюджета, но сам факт внимания к этому вопросу вводит его в городскую повестку и требует политической воли. Такое решение позволит избежать ситуаций, когда перегруженные работой менеджеры заявляют:

\306\

"Я слишком занят, чтобы думать о стратегии", хотя совершенно ясно, что они слишком заняты именно потому, что не думают о стратегии.   !!!

{V: Кто не думает о стратегии, тот не думает вообще!}

Концепция исследований прочно вошла в практику промышленных компаний, которые без неё просто не выжили. В каждой транснациональной корпорации (ТНК) есть департамент исследований и разработок.

Если бы его не было, все бы считали, что ТНК безответственна, что она отказывается реагировать на всегдашние проблемы, не заботится о следующем поколении работников, о развитии продуктов и услуг и о сохранении активов.

Это верно и по отношению к городам. Они устроены даже сложнее, чем любая ТНК, ибо обладают организационными структурами с более разнообразными целями и задачами и должны управлять ресурсами, неся ответственность как перед группами интересов, так и перед горожанами.

Они конкурируют с другими городами и это заставляет их изменяться, хотя часто перемены продиктованы и внутренними причинами. Повышение качества жизни привлекает приезжих, в частности, потенциальных инвесторов, и уменьшает издержки на содержание города.

Так уменьшение количества граффити, снижение уровня преступности и вандализма ведёт к снижению издержек, — также как и увеличение числа уверенных в себе граждан. Если город может добиться большего, используя меньше ресурсов, то он может больше предложить своим жителям.

Можно услышать, что «в городе уже есть департамент "исследований и разработок", просто он называется департамент "экономического развития"». Однако это отнюдь не одно и то же.

Такие департаменты работают как перископ, рассматривая пейзаж, прощупывая возможности и угрозы. Они не есть механизм генерирования креативных идей и не занимаются внедрением инноваций. Департаменты экономического развития погрязли в показателях, хотя и могли бы (лишь в ограниченной сфере) способствовать развитию инновационной деятельности (которая обычно далека от социальных инноваций).

\307\

Возникновение лучшей практики и сравнительной оценки

Концепция лучшей практики. Она стала популярной как средство развития "культуры качества городов" (Badshah, 1996). Интерес к образцам лучшей практики развивался по-разному в частном бизнесе и в государственной сфере.

Метод эталонной оценки уходит корнями в движение стратегического планирования, начавшееся в 1960-е, как один из многих популярных инструментов стратегического планирования.

Эталонная оценка обогатила стратегическое планирование и связала его с понятием лучшей практики. Определение этого метода звучит так: "поиск образцов лучшей практики, которые ведут к высочайшей производительности".

Первой компанией, которая воспользовалась эталонной оценкой в конце 1970-х, была корпорация Xerox, и эта инновация привела к существенному росту оборота компании.

Эталонная оценка — это непрерывный процесс оценки услуг, продуктов и рабочих процессов организаций, которые признаны образцами лучшей практики и могут быть направлены направленный на улучшение деятельности собственной организации.

Эталонная оценка принимает различные формы:

Кооперация. Город может наладить связи с другим городом, который представляет образец лучшей практики, и попытаться чему-то у него научиться.

Конкуренция. Город оценивает то, что делает конкурент. Цель в том, чтобы понять практики конкурирующего города и разработать более развитое понимание собственных практик, не делясь этим знанием с конкурентом.

Сотрудничество. Город делает попытку обмена знаниями с другим городом путем активного совместного обучения.

Внутренняя оценка. Выявления лучших практик внутри собственной структуры и массированное распространения этого опыта1

1 Эти положения взяты с некоторыми изменениями из книги: Spendolini, 1992.

\308\

По ту сторону образцов лучшей практики

Городские пилотные проекты — источник жизненных сил для города. Оценка того, когда инициировать пилотные проекты, зависит от анализа ситуации. Чтобы понять, где и когда следует экспериментировать, надо правильно оценить состояние дел.

Если эталонная оценка показывает, что город работает производительней, в сравнении с конкурентами, то можно не предпринимать специальные действия. Как бы то ни было, но для успешного развития город должен проводить собственные эксперименты в сферах, где наметились проблемы.

В противном случае мы не сможем знать, что работает, а что — не работает, и вернемся к старым решениям давно прошедшей эпохи.

Город не в состоянии вести все эксперименты самостоятельно, ему нужно иметь обзор лучших и худших практик, в котором непрерывно собирают идеи отовсюду. Их и подвергают оценке с точки зрения применимости в условиях данного города.

Путем тесного контакта с образцами лучшей практики, - и только так, - город может совершенствовать процесс эталонной оценки, поддерживать свои конкурентные преимущества и быть обучающимся городом. Но знание о лучшей практике — лишь начало, ибо креативный город стремится превзойти другие города и развивать собственную передовую практику.

Обеспечивая контакт с образцами лучшей практики опытным путём и посредством баз данных, сравнительная оценка позволяет властям сократить процесс обучения, снизить расходы на исследования, сэкономить на стоимости экспериментов, установить контакты с лидерами в этой области.

\309\

Чтобы опережать лучшие образцы, необходимо придерживаться опережающего подхода к сбору информации.

Такой подход позволяет тестировать и подвергать мониторингу весь заимствованный опыт; является непрерывным и согласованным, так как хорошая информация — это тоже конкурентное преимущество, - и немалое.

Это хорошо понимают в большинстве частных компаний, которые постоянно занимаются «раздеванием» и анализом конкурентов. Гораздо реже, к сожалению, это встречается среди городских властей.

Институциональной основой такой деятельности в городе может стать «Бюро по изучению лучших практик», созданное в рамках муниципальных структур или за их пределами. Если дать ему подходящий статус, например, наделив полномочиями "совета по стратегии", оно может стать важным фактором, позволяющим поддерживать, расширять и усиливать культуру креативности и инновации.

Очень важно критически оценивать образцы лучшей практики, изучая их возможности применения в своей городской среде. Так формируется понимание, что "лучшая" практика это "хороший проект, который был успешно осуществлен где-то в другом месте и может быть повторен в нашем городе".

Иначе говоря, лучшая практика связана не с рейтингом, а с самообучением. Это рефлексивный процесс, который позволяет непрерывно учиться.

Анализируя хорошую практику, важно учесть, как она появилась, каковы были условия и факторы успеха и неудач, как осуществлялось финансирование, как были организованы менеджмент и тиражирование этого проекта.

Во многих городах считают, что проводят-таки мониторинг, однако он не принимает форму открытого институционального механизма, который выявляет примеры лучшей практики и оглашает возможность воспроизвести их в своём городе. Если бы такой механизм существовал, то возник бы общественный диалог о будущем города.

Примеры лучшей практики собирают под определенный проект, если в этом возникает потребность. Исключением - новозеландский город Крайстчерч, получивший приз Бертельсмана за лучшую инновацию в области городского управления. Здесь исследуют идеи из разных стран, чтобы оценить возможность их применения в Крайстчерче. В конце 1990-х поиск образцов лучшей практики, здесь был направлен на выявление новых индикаторов эффективности и новых схем реорганизации структур местной администрации.

\310\

«Городское бюро по изучению лучших практик» должно действовать на опережение, устанавливая контакты с существующими сетями, выявляя и отслеживая интересные примеры, сведения о которых можно почерпнуть из общения или из опубликованных материалов.

Критерии отбора примеров должны соответствовать приоритетам города. Благодаря привлечению внимания к примерам, у бюро появляется возможность привлечь партнеров из государственного и частного секторов к реализации тех или иных проектов.

Такое бюро может налаживать полезные связи и добиваться объединения усилий иногородних партнёров. Оно может стать и признанным лидером процесса городского развития.

Со временем бюро может т приспособить систему сбора информации под местные нужды. Может быть создано и открытое информационное бюро и веб-сайт лучшей практики, которые будут способствовать обсуждению этих вопросов среди горожан.

Ряд организаций по всему миру собирают информацию о лучших практиках. Их деятельность иллюстрирует происходящий сегодня переход от обсуждения проблем к выявлению и распространению возможностей.

Они перечислены в библиографии в конце этой книги.

Экспериментальные зоны и программы

Обычно города экспериментируют в отдельных областях (жилищном хозяйстве, социальном обеспечении), однако насущные проблемы городов имеют гораздо большее множество измерений. Здесь необходим комплексный подход.

{V: Вся кажущаяся «комплексность» этого подхода развеется как дым, если: А. Составить городской классификатор потребностей населения. Б. Официально регистрировать проблемы, как нарушения нормального удовлетворения потребностей. В. Инвентаризовать все наличные (у администрации) методы решения проблем. Г. Собрать иногородние лучшие практики (методы решения проблем). Д. Компарировать (сравнивать) свои методы с чужими и Е. Заимствовать лучшие из применимых практик.}

Пространственные подходы к возрождению городов намного эффективнее функциональных. Перспективной является идея создания в городе "экспериментальных зон", где проводят согласованная развивающую политику и применяют классические механизмы стимулирования.

\311\

В Эмшер-Парке был создан кластер, включающий более 100 самостоятельных проектов, которые преследуют цели экономической реструктуризации и экологической реабилитации территории. Каждый проект имеет особенности, однако уникальность ситуации заключена в синергии проектов, которая делает достижения всего кластера большими, нежели сумма достижений его частей.

Эта экспериментальная зона была устроена мудро, так как она способствовала финансированию инноваций в рамках пространственно выдееленного участка, исполняя роль своеобразного шлюза для ресурсов, но в ней не осуществляли никакого планирования.

Корпорации городского развития в Великобритании были менее успешны. Для них тоже облегчили правила землепользования, а дешевыми ссудами способствовали основанному на недвижимости процессу возрождения. Однако само понятие возрождения трактовали слишком узко.

Описанная ранее система городских пилотных проектов Европейского Союза представляет другой тип поддержки инноваций. Аналогичную роль играет и Американская программа управления, осуществляемая Фондом Форда. Ежегодно выдают двадцать пять фантов на распространение лучшей практики и организацию конференций.

Фонд Форда финансирует похожие программы на Филиппинах, в Бразилии, Южной Африке и Чили. (См. Tayartde Borms, 1996; Power and Mumford, 1999; Urban Pilot Projects Annual Report, 1996, 1997.)

Распространение исследований и разработок: роль информационных потоков и баз данных

Компьютерные технологии дали толчок развитию «баз данных лучшей практики», которые сегодня дают главный способ распространить инновацию.

\312\

Базы данных - инструмент лоббирования. Они мотивируют политиков и помогают им действовать более уверенно, заставляя города документировать образцы хорошей практики и развивать процессы обмена опытом.

Однако, подойдя вплотную к созданию образца "лучшей практики", мы начинаем задавать вопросы:

- Кто решит, что будет представлено в базе данных, каковы принципы отбора информации?

- Кто составит описания, которые попадут в базы данных, - авторы проекта, те, кто поддерживает базу данных, или сторонние наблюдатели?

Каждый вариант ответа имеет свои сильные и слабые стороны; если, скажем, описание принадлежит авторам проекта, то мы сможем услышать голоса тех, кто принимал в этом участие; это уже само по себе ценно.

- Как проводят оценку лучшей практики?

- Каково точное определение "лучшей практики"?

- Каким было её реальное воздействие?

- Сбивает ли с толку пользователя быстро растущее число таких баз данных, или наоборот, имеет смысл поддерживать многие базы данных с различной философией и идеологией?

Как быть с теми образцами лучшей практики, которые не попадают ни в одну из баз данных?

Базы данных работают также и в качестве фильтров. Например, база данных ООН создана путём объявления сбора данных о лучшей практике, который изначально выявил 700 примеров. Затем ООН применила двухступенчатую процедуру оценки, к которой было подключено международное жюри, сделавшее окончательный выбор.

Цель этой программы в том, чтобы создать список из 500 образцов лучшей практики по всему миру, дополненный значительно более обширным списком проектов второго ряда, доходящим до нескольких тысяч примеров. Более подробное обсуждение различных баз данных лучшей практики см. в: Hall and Landry, 1998.

Могут ли базы данных направлять городские исследования и разработки ?

Базы данных дают отправную точку для исследований. Поставщики услуг баз данных понимают, что

эффект возникает, если на самом деле увидеть и прочувствовать проект, каким-то образом его "прожить". Это возможно в прямом контакте с его участниками или с теми, кого проект непосредственно затронул.

\313\

Распространяя информацию, базы данных способствуют ускорению распространения инноваций. Вопросы, возникающие у исследователя в новом проекте, непредсказуемы и вытекают из конкретных обстоятельств. Трудно и дорого расширять базы данных, включая в них сведения, выходящие за рамки базовых вопросов

- как развивался проект,

- кто были его участники,

- сколько он стоил и

- каков был его эффект?

Большинство городов рады возможности попасть в базы данных лучшей практики — просто ради рекламы и самоутверждения — однако некоторые города жалуются, что их буквально завалили запросами, их наводнили толпы посетителей, которые отвлекают от работы. В самом деле, объяснения для посетителей не заложены в смету проекта.

{V: А платное информ-бюро организовать? Ума не хватает?}

Что будет дальше с потоками информации?

Заканчивается первая стадия развития баз данных лучшей инновационной практики и возникают новые проблемы. Большинство проектов, включённых в базы данных, тогда находились на начальных стадиях развития. Однако инновации, оказывающие действительно сильное влияние на жизнь городов, созревают в течение многих лет.

Люди уже забыли, как и где впервые появились лучшие практики, которые сейчас воспринимают уже просто как хорошие практики. Настоящие инновации - те, что выдерживают проверку временем.

Поскольку базы данных лучшей практики описывают достижения последних лет пяти, в них не включены исторические инновации. Например, создание защитных зеленых поясов, начавшееся сразу после Второй мировой войны в Великобритании и в других странах Европы, остается по-прежнему актуальным. А их внедрение в некоторых европейских странах воспринимается сегодня как нововведение.

\314\

Было бы полезно включать в базы данных и такие старые инновации, потому что их эффекты в долгосрочной перспективе видны лучше. Очевидно также, что многие примеры, преподносимые сегодня как образцы лучшей практики, не пройдут проверки временем.

Сборные базы данных не репрезентативны, так как их составляли по произвольным критериям. В них не отражены интересные решения в области дорожного движения в Амстердаме; система легкого метро в Ганновере; продвинутая система пешеходных улиц в Мюнхене; великолепный пример возрождения Барселоны за счет Олимпийских игр; центры молодежной культуры в Болонье.

Следующие пять очень важных категорий проектов плохо представлены в базах данных:

- Маленькие проекты, которые обычно осуществляют добровольческие группы. Задача не в том, чтобы подробно описывать каждый такой проект (их тысячи!), скорее, нужно рассортировать их, создав тематические разделы (переработка отходов, самостоятельное строительство, местные схемы бартерного обмена и т. д.), которые формировали бы у читателя ощущение эволюции инноваций.

- Сфокусированные на одном-двух примерах из одной области, скажем, систем совместного использования автомобилей, базы данных не дают пользователю представления о том, как распространяются инновации такого рода. Во многих базах данных описана система Stattauto в Берлине, но таких инициатив в одной только Европе было более трехсот.

- Нет ни одной базы данных инновационных проектов, имеющих культурную основу. Широко известен пример того, как в 1990 году художник-эколог Джим Лунди с благословения главы департамента планирования штата Виктория ночью застелил дёрном главную улицу Мельбурна Суотсон Стрит, передав её в пользование общественности на короткий срок. Эта акция вызвала горячие дебаты и привела к реализации первой программы создания в Мельбурне пешеходных зон.

- инновационной деятельности профсоюзов.

- большой пробел зияет на месте лучших практик онлайнового бизнеса.

\315\

Не учтены и еще две сферы: регулирующие механизмы и системы стимулирования. Было бы полезно знать в сумме:

- Какие налоговые стимулы и регулирующие механизмы использовались для поощрения инноваций и устойчивого развития городов?

- Какие налоговые режимы, направленные на энергосбережение, существующие на государственном уровне, были применены и на местном уровне?

- Какие средства использовали города и правительства, чтобы заставить бизнес бережно относиться к окружающей природной и культурной среде?

Какие банковские законы способствовали развитию в бедных районах?

Какие налоговые льготы стимулировали устойчивое и творческое развитие городов?

Какие стимулы применяются для стимулирования использования общественного транспорта?

Наконец, самой интересной должна стать база данных неудачных проектов.

Вряд ли государство профинансирует такую инициативу, но, может быть, этим заинтересуются фонды. Обсуждение препятствий, стоящих на пути инноваций, может оказаться весьма поучительным.

И в заключение - о проблемах, связанных с оценкой. Оценка сложного проекта может занять от одного дня до недели. В базах данных содержится около 2000 европейских проектов, стало быть, на их оценку пришлось бы потратить 25-30 человеко-лет.

Эффективнее было бы комбинировать оценку факторов, ведущих к успеху, с разбивкой инноваций на тематические группы (например, инновации в финансовой сфере) и оценкой исторических инноваций, у которых нам еще есть, чему поучиться.

\316\

Глава 9. Эффективность и устойчивость креативного процесса

Цикл городского творчества

Цикл городского творчества — инструмент, «заточенный» на создание в городе особой энергии, которая является возобновляемым ресурсом городского развития. Его задача — не просто возрождать умирающий город.

Он служит и организующим началом для городского творчества, стратегическим средством управления и механизмом оценки сильных и слабых сторон городских креативных проектов на разных стадиях их развития. С его помощью можно оценить, достаточно ли в городе инициатив и поощрительных стимулов, чтобы развивать идеи и проекты, внедрять их, создавая новые волны идей и проектов.

И тогда городской политик может спросить: "Достаточно ли мы делаем для того, чтобы поддерживать и использовать творческий потенциал горожан?" Применяя этот инструмент, можно понять, есть ли в городе креативная среда или предпосылки для ее возникновения.

Цикл можно разделить на пять стадий:

1 Помощь людям в создании новых идей и проектов.

2 Претворение идей в реальность.

3 Сетевое распространение и маркетинг идей и проектов.

4 Механизмы доставки, например, бизнес-инкубаторы, а также выставки и презентационные площадки.

\317\

5 Распространение результатов в городе, создание рынков и аудиторий, обсуждение результатов, направленное на генерирование новых идей. Претворение идей в реальную практику.

Создание импульса и закрепление проекта. - student2.ru

Рис. 9.1. Цикл городского творчества

Как видно, пятая стадия замыкается на первую и цикл «повторяется». Если бы группа примерно из 300 человек, которая прошла через этот процесс в Хаддерсфилде, не придумала новых идей или не вдохновила бы новую группу принять участие в креативном процессе, то она ничего бы не добилась.

Если цикл осуществляется полностью, создается коллективное ощущение, что город изменился в лучшую сторону. Это важно, потому что город зачастую становится собственным врагом, осуждая свои действия и препятствуя переменам, — сильнее, чем любой посторонний.

Когда цикл дает позитивные результаты, создается круговорот изобретений, который через «повторы» продвигает его вперед.

Задача города — понять свои сильные и слабые стороны на каждой стадии цикла, чтобы решить, где нужно вмешаться. Например,

- хорошо ли в нашем городе формируют идеи новых продукто

Наши рекомендации