Безопасность - коренная потребность человека
Мотивация активности человека, как показали исследования психологов, имеет сложную структуру. В этой структуре влияние инстинктивной составляющей, присущей всем живым организмам, в целом незначительно. Преобладает разумная составляющая, опирающаяся на интересы личности и общества, как осознанную нужду в чём-то необходимом для жизнедеятельности.
Французский философ-просветитель К.А.Гельвеций (XVIII век) утверждал: «Всякий, в сущности, всегда повинуется интересу… Личный интерес есть единственная и всеобщая мера человеческих поступков». Интересы личности формируются под влиянием её социального положения, образа жизни, духовных ценностей и культуры общества, социальной психологии конкретной группы общества. Из этого следует, что они не только разнообразны, но и переменчивы, зависят от условий существования личности. Отмеченное экспертами ООН наличие единых для всех людей жизненно важных интересов, о чём упоминалось выше, справедливо лишь для современных условий. Например, в эпоху дикости не существовало современного понятия о вожделенном благосостоянии.
Однако, как установил основоположник теории мотивации А.Маслоу («Мотивация и личность» - 1954 г.), в основе разнообразных и переменчивых интересов людей лежит неизменная для всех и всегда матрица базовых потребностей человека, внутренних побудителей активности. Иногда упоминаются три основных типа потребностей: материальные, социальные и духовные. Но общепринятой считается классификация Маслоу, представленная на схеме (Рис. 2.1), где потребности размещены в иерархическом порядке.
В основание пирамиды Природой заложены потребности естественные (физиологические - в терминологии Маслоу), свойственные всем живым организмам: в питании, в сне, в продолжении рода и т.п. (на схеме - в основании пирамиды).
Далее идут потребности, свойственные только homo sapiens (человеку разумному – лат.), и первой из них является потребность в безопасности. Понятие безопасность применимо только к человеку, поскольку оно относится к будущему удовлетворению естественных потребностей, а представление о будущем посильно только разуму. «Ничто не важно для человека, если оно не направлено в будущее» (испанский философ XX века Ортега-и-Гассет). На схеме ломаная стрелка (слева вниз) – подчёркивает предназначение потребности в безопасности.
Как показано учёными, каждая из следующих потребностей возникает только после удовлетворения предыдущих. Следовательно, все остальные потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности (как и последняя - после удовлетворения естественных потребностей).
Уместно, правда, отметить важное замечание «мастера психологии» Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы». Это замечание очень актуально в сегодняшней ситуации: когда в центре внимания общества находятся вопросы «развития» и, лишь постольку-поскольку, частные задачи обеспечения безопасности. Люди не чувствуют современных глобальных угроз. Как если бы на получившем пробоину и тонущем Титанике пассажиры были озабочены комфортом и пожарной безопасностью в каютах.
Но следующие потребности человека появляются не только после удовлетворения потребности в безопасности, а ещё и способствуют более полному удовлетворению этой потребности. Так, потребность в социальных связях ведёт к объединению людей в сообщества, в которых вследствие взаимопомощи – вместе безопаснее.
Уместно отметить замечание «мастера психологии» Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы». Это замечание очень актуально в сегодняшней ситуации: когда в центре внимания общества находятся вопросы «развития» и, лишь постольку-поскольку, частные задачи обеспечения безопасности. Люди не чувствуют современных глобальных угроз. Как если бы на получившем пробоину и тонущем Титанике пассажиры были озабочены комфортом и пожарной безопасностью в каютах.
Но следующие потребности человека появляются не только после удовлетворения потребности в безопасности, а ещё и способствуют более полному удовлетворению этой потребности. Так, потребность в социальных связях ведёт к объединению людей в сообщества, в которых вследствие взаимопомощи – вместе безопаснее.
С объединением людей появляется новая категория – безопасность сообщества (см. схему рис. 2.1). Между личностью и сообществом, в котором для совокупности личностей безопаснее, возникает конфликт (жирная стрелка на схеме между безопасностью личности и безопасностью сообщества). В критических ситуациях члены сообщества для его выживания (т.е. для выживания большинства его членов) бывают вынуждены жертвовать своими интересами, включая жизненно важные. Этот конфликт имеет фундаментальный характер, он испокон веков находится в центре внимания религий, философии, искусства, морали и нравственности. Это конфликт добра, под которым подразумеваются интересы большинства членов сообщества, и зла, которым принято считать интересы личности, противоречащие интересам сообщества. Он является источником личных трагедий. Непонимание диалектики этого конфликта часто приводит к одностороннему истолкованию выдающихся исторических событий. Из них очевидны военные ситуации, когда выживание народов определяется способностью людей жертвовать своей жизнью ради победы над врагами. Однако спустя какое-то время эти жертвы начинают некоторым казаться непонятными, а то и выдуманными: что двигало Зоей Космодемьянской, Александром Матросовым или Олегом Кошевым? Вообще, мол – всё это расписанные журналистами пропагандистские легенды!
Возможность разрешения конфликта добра и зла в пользу сообщества (хотя первыми для личности всегда являются её интересы: «своя рубашка ближе к телу») оказалась предусмотренной Природой с помощью заложенной ею в человека потребности в уважении. С помощью этой потребности интересы сообщества преобразуются в первые личные интересы (на схеме стрелка между потребностью в уважении и жирной стрелкой конфликта).
Самой высшей потребностью человека, личности является потребность в самореализации. Она служит основой духовного развития, творчества, стремления к максимальным действиям. Благодаря этой потребности людьми совершаются прорывы в незнаемое, создаются новые технологии, достигаются небывалые прежде результаты. Но стимулируется всё это опять-таки потребностью в уважении (на схеме рис. 2.1 вторая ломаная стрелка слева вниз), а служит, в конце концов, всё более полному удовлетворению потребности в безопасности.
Таким образом, получается, что потребность человека в безопасности служит как бы «корнем», из которого «произрастают» и которому «служат» его остальные базовые потребности. Поэтому она заслуживает названия не только первой среди базовых потребностей человека, выделяющих его из остального мира, но и коренной. Изложенное позволяет также утверждать, что безопасность является конечной целью сознательной активности человека во всех сферах его жизнедеятельности.
В дополнение к структуре взаимодействия базовых потребностей человека полезно отметить их связи с такими явлениями, как конкуренция и развитие. На схеме эти связи обозначены пунктирными стрелками. Конкуренция возникает на индивидуальном уровне – в соревновании личностей за уважение в сообществе, за место в его иерархии. На уровне сообществ конкуренция определяет жизнеспособность данного сообщества. Именно конкуренция стимулирует развитие сообщества в целях обеспечения и повышения уровня его безопасности. Развитие является инструментом обеспечения безопасности, оно вторично. А осуществляется развитие творчеством, самореализацией членов сообщества и условиями, которые создаёт сообщество для самореализации. Там, где больше свободы - для полезной самореализации – там выше уровень развития и безопасности сообщества.
Краткий итог.Базовые потребности человека, определяющие мотивацию его действий и заложенные Природой, исходят из коренной потребности в безопасности и служат наибольшему её удовлетворению. Безопасность является конечной целью сознательной активности человека во всех сферах его жизнедеятельности.