Обоснование содержания и методики реализации педагогического проекта «Русские народные подвижные игры»
Нами разработан педагогический проект на тему «Русские народные подвижные игры», направленный на внедрение системы русских народных подвижных игр в образовательный процесс ДОУ.
Проект включает в себя различные по содержанию русские народные подвижные игры, которые позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей.
Принципы отбора игр:
ü учет возрастных особенностей детей;
ü уровень подготовленности детей;
ü систематичность и последовательность проведения;
ü вариативность;
ü разнообразие игр по двигательному содержанию;
ü подбор игр по степени физической нагрузки;
ü учёт времени года, связь с народными обрядами и праздниками.
Подвижные игры подбирались разнообразного содержания с учетом интересов детей.
Применение русских народных подвижных игр требует специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого нами были созданы рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:
1. По видовому отражению национальной культуры:
Ø отношение к окружающей природе;
Ø быт русского народа;
Ø игры русских детей;
Ø вечная борьба добра против зла.
2. По интенсивности используемых в игре движений: игры малой, средней и высокой интенсивности.
3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры: бег, прыжки в высоту, в длину с места и с разбега, метание в подвижную и неподвижную цель, броски и ловля мяча и так далее.
4. По содержанию и сложности построения игры: простые, переходящие, командные.
5. С учётом возрастных особенностей детей.
6. По способу проведения: с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные.
7. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре: игры, способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости.
8. По отношению к структуре занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Данный подбор предназначен для того, чтобы облегчить планирование и наглядно обозначить соответствие русских народных подвижных игр разделу программы.
Подробнее остановимся на первом классификационном признаке, так как на наш взгляд он наиболее важен и интересен, в то время как остальные компоненты хорошо описаны в литературе.
Основная функция этого компонента – воспитание национального самосознания. Русские народные подвижные игры наиболее привлекательны и доступны для освоения дошкольниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребёнка как личности.
Русские народные подвижные игры, входящие в первый классификационный признак, поделены на четыре раздела.
Первый включает в себя игры, отражающие отношение к природе, воспитывающие доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся такие русские народные подвижные игры, как: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы» «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчёлки и ласточки», «Колки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо», «Хромая лиса», «Филин и пташки», «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Хромой цыплёнок», «Оса» и их различные варианты.
С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел первого компонента: быт русского народа, в котором применяются русские народные подвижные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят игры: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись, рыбка», «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Продаём горшки», «Шишки, жёлуди, орехи», а также различные их варианты.
С большим интересом современные дети знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента: игры русских детей. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Жмурки», «Ловишка», «Лапта», «Ляпка», «Платочек-летуночек», «Третий – лишний», «Чехарда», «Отгадай, чей голосок», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Кто дальше», «Котлы», «Пятнашки», «Кашевары», «Котлы», «Чижик», «Пятнашки», «Верёвочка под ногами» и другие.
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвёртого раздела, в которых отражается стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Тяни в круг», «Вытолкни за круг», «Бой петухов», «Вытолкни за круг», «Защита укрепления», «Перетяни за черту», «Перетягивание прыжками», «Достань камешек», «Сильный бросок», «Бои на бревне», «Борящаяся цепь» и их различные варианты.
Использованы такие формы образовательной деятельности, как:
Ø игровая;
Ø коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
Ø познавательно-исследовательская;
Ø восприятие художественной литературы и фольклора;
Ø конструирование из разного материала;
Ø изобразительная (рисование);
Ø музыкальная (восприятие музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения) ;
Ø двигательная (овладение основными движениями).
План ознакомления дошкольников с русскими народными подвижными играми.
Средняя группа
Игры с бегом:
«Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Стадо», «Перебежки», «Ловишки», «Прятки».
Игры с прыжками:
«Воробушки и кот», «Бабка-Ёжка», «Зйцы и лиса»
Игры с мячом:
«Подкиды»
Игры малой подвижности:
«Летает – не летает», «Зайка серый…», «Карусель», «Каравай», «У бабушки Маланьи», «Огородник», «Ворон».
Значительное внимание уделялось вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать двигательные навыки, воспитывать ловкость. Во всех вариантах детей сначала просили определить способ предстоящих действий в зависимости от требований игры, затем проверить правильность своего выбора непосредственно в игре.
При проведении игр детей знакомили с разнообразными приёмами увёртывания, напоминали, что можно резко изменить направление, остановиться, присесть, слегка наклонить корпус, выполнить обманное движение. Использование наглядного материала позволяло находить наиболее рациональный вариант решения двигательной задачи.
При проведении игр, основу которых составляли подражательные и ритмические движения, упражнения на внимание, неожиданные перестроения. Широко использовались имитационные упражнения. В играх, требующих мгновенного прекращения действий по игровому сигналу, сохранению определённого положения, подчёркивались быстрота реакции, а также оригинальность и выразительность позы.