Глава 2. Меценатство как культурно-историческое явление и вид благотворительной деятельности
Мысли В.О. Ключевского об особенностях благотворительной деятельности на Руси, о принципиальном бескорыстии благотворителя и его духовном совершенствовании в соответствии с требованиями этики, сложившейся на Руси, очень важны для нас. С одной стороны, они позволяют усмотреть некоторую сущностную близость понятий «благотворительность» и «меценатство», и тем самым обратиться к древним историческим корням последнего. С другой стороны, принципиальное бескорыстие благотворительной деятельности на Руси позволяет отделить меценатство от современного спонсор-ива, «ибо настоящему меценату (с точки зрения отечественных традиций), истинному благотворителю не нужна в качестве компенсации реклама, позволяющая сегодня с лихвой возместить даруемое»85.
Меценатство можно рассматривать как особое направление благотворительности, способствующее развитию искусства, науки, образования и культуры. Наряду с благотворительностью меценатская деятельность получила в России, как ни в одной другой стране, исключительно широкий размах. Это социокультурное явление тесно связано с ростом национального сознания в русском обществе. Меценатская деятельность многих выдающихся представителей нашего отечества в области образования, науки и культуры проникнута потребностью укрепления национального духа, развития национальной идеи. Такова главная движущая сила того необыкновенного размаха, который был присущ российскому меценатству на протяжении длительного времени. Вместе с тем многогранная деятельность этих подвижников культуры, несомненно, способствовала распространению достижений европейского просвещения, науки, литературы и искусства, идей европейской общественной мысли в стране, громадное большинство населения которой длительное время существовало в пространстве специфической культуры, вполне обходившейся без светского просвещения, соответствующих ему науки и искусства. Даже в высших слоях русского общества в допетровскую эпоху лишь единицы осознавали необходимость доения достижений западноевропейской цивилизации.
2.1. Формирование и сущность меценатстваСовременное меценатство - это сложное явление одновременно социальной, экономической и культурной жизни. В основе меценатства лежит, как правило, благотворительная деятельность отдельных личностей и социальных групп, несущая на себе отпечаток их вкусов, пристрастий и характеров.
По сути своей меценатство представляет вид негосударственной деятельности, направленной на поддержку и стимулирование различного рода творческих инициатив в области искусства, образования и культуры. Отличительная, особенность меценатства состоит в том, что оно обеспечивает бескорыстную помощь, покровительство, направленные на достижение более высоких интеллектуальных, культурных, нравственных, этических ценностей общественного значения путем обеспечения талантливым личностям или коллективам возможностей образования или самовыражения.
Меценатская деятельность основывается на инициативе, творчестве, гражданском сознании и потому является при определенных обстоятельствах важным элементом культурного развития и нравственного совершенствования общества, одним из путей достижения социального партнерства и снижения социальной напряженности. В известном смысле меценатство можно также рассматривать как способ сохранения, поддержания и преумножения ценностей отечественной культуры. Для меценатства характерно, что финансирование при нем происходит в виде частных даров или денежных вложений без непосредственного расчета на получение взамен прямых или косвенных выгод, т.е. бескорыстно.
В наши дни слово «меценат» стало нарицательным. Оно увековечило память о реальном человеке, который жил в I веке до н.э. в Риме и носил это имя. Меценат был крупным государственным деятелем при императоре Октавиане Августе. О Меценате известно, что он был знатен и богат, принадлежал к сословию всадников, считался потомком этрусских царей. Происхождение и состояние позволяли ему сделать выдающуюся карьеру в Риме. Однако, - редкий случай в то время - «честолюбие, зависть, недоброжелательство были ему совершенно чужды»86 , а потому, несмотря на свою близость к Августу и влияние на него, Меценат не занимал официальных государственных должностей. Он вел весьма независимый образ жизни, был поклонником эпикуровской философии, гедонистом, не жалевшим сил и средств на самые изысканные наслаждения. «Лучшие поэты того времени находили в Меценате внимательного и заботливого покровителя и защитника»87. Он помогал Вергилию, Горацию, Луцию Варию Руфу, Сексту Проперцию и др. Заслуги его перед конкретными поэтами являются в то же время и заслугами перед римской (латинской) поэзией.
Покровительство поэтам сделало имя Мецената символом финансовой, экономической, политической и даже религиозной поддержки творческой и просветительской деятельности литераторов, музыкантов, архитекторов, скульпторов, художников, ученых, педагогов, словом, всех тех, кто обла-1 талантом, одаренностью, горячим желанием творить во имя Бога и людей, но не имел для этого или имел весьма ограниченные средства.
Меценат не был единственным римлянином, покровительствовавшим искусству и культуре. Богатые римские граждане считали своим долгом принимать на себя издержки по удовлетворению разных городских нужд, брали на себя устройство амфитеатров, терм (бань), храмов, исправление мостовых и т.п. Богатство налагало на богача как бы общественную повинность служить на общую пользу, проявлять щедрость (munificentia) в отношении сограждан и государства. При этом богатый благодетель тщеславно рассчитывал если не на признательность, то, по крайне мере, на известность.
В отличие от своих богатых и знатных современников Меценат положил начало бескорыстному отношению к культуре, получившему дальнейшее, (наиболее полное воплощение в актах благотворительности, освященных духом христианского учения и христианской нравственности. По сути своей меценатство есть специфическая составная часть благотворительности.
Меценатство, как и благотворительность, имеет в России свою историю, в истории отечественного меценатства есть немало ярких, поучительных страниц, представляющих огромный интерес не только для истории, но и для наших Ней. Более того, есть весомые основания рассматривать лучшие традиции отечественного меценатства как уникальное явление, представляющее значимость и актyaльнocть не только для России, но и для других стран, для «старых» демократий и цивилизаций»88.
'' Союз творца, новатора, и того, кто готов оказать ему помощь и поддержку в деле созидания и просвещения, по сути своей есть явление социокультурное. Корни его, как и корни благотворительности в целом, уходят в глубокую древность человечества и связаны также с возникновением социального расслоения общества, разделения труда и собственности, которая довольно редко в значимых количествах выпадала на долю творческих людей. Им для реализации своих замыслов и проектов приходилось искать помощи и покровительства у «сильных мира сего».
В свою очередь, собственность и власть для оправдания существования и поднятия авторитета в глазах общества стремились поддерживать тех, кто мог творить, но не имел для этого достаточных средств. Прекрасным примером здесь может служить Флоренция XV-XVI вв., т.е. времени возникновения и процветания сеньории Медичи. Это был сложный период перехода от владычества олигархов-патрициев, стремившихся в наиболее благоприятный для них политический период прославиться и прославить свой город строительством, искусством и наукой, к утверждению сеньорально-тиранического правления Медичи, которые, в свою очередь, в пику патрициям, как бы соревнуясь с ними, создали некоторое подобие «двора с придворными - учеными, художниками, писателями»89.
Пример Медичи оказался весьма заразительным. Так, французские короли XVI в. - Франциск I, Екатерина Медичи, Генрих III организовали двор по итальянскому образцу. Придворная жизнь постепенно становилась изысканной. При дворе действовал постоянный театр, регулярно устраивались балы, гуляния, охоты. Особенно широко практиковалось в утонченном придворном обществе искусство приятной беседы. По совету гуманиста Гюйома Бюде Франциск I учредил в Париже знаменитые Колледж Руайаль и Колледж трех языков (латинского, греческого и еврейского), которые составили преподаванием светских наук конкуренцию Сорбонне, где преобладала теология.
В Германии покровительством просвещению и искусству преставился знаменитый Фридрих II — любитель игры на флейте, государь, при дворе которого сложился кружок философов, писателей, поэтов, художников и м>1ыкантов.
Примеру Фридриха II и других «просвещенных» государей Европы следовала Екатерина II, материально поощрявшая и поддерживавшая не только русских деятелей литературы и искусства, но и европейских просветителей - Вольтера, Дидро и пр.90.
Таким образом, в истории развития социальных отношений и культуры постепенно складывался союз субъектов различных социальных функций. который объективно способствовал творческому и культурному прогрессу наций, а также установлению культурных обменов между ними. И в этом процессе важную роль играли меценаты - государи и их подданные, располагавшие значительными денежными и иными материальными средствами поддержки искусства, образования и культуры.
Следует заметить, что включение слова «меценат» в российский культурный обиход и формирование соответствующего понятия не адекватны фактической богатейшей истории отечественного меценатства. Так, в «Толковом словаре» В. Даля слово «меценат» отсутствует. Однако явления помощи и поддержки талантливых людей существовало на Руси с древности и имело даже специфическое идеологическое обоснование в православном мировоззрении. Это мировоззрение успешно культивировалось в русском обществе, которое под руководством церкви в продолжение веков училось понимать и исполнять библейскую заповедь любви к ближнему, предполагающую такую добродетель, как благотворительность.
Меценатство по сути своей есть явление благотворительности в области культуры. Таким образом понимаемое и определяемое меценатство было издавна известно на Руси, правда, - без соответствующего названия. Для одних оно было модой, дыханием времени, а для других нормой жизни. Стремление избежать внутреннего душевного разлада, жить в согласии со своей совестью, усиленное религиозным воспитанием, было главной побудительной причиной расцвета русского меценатства. Несомненно, были и другие причины: богатство и честолюбие, стремление выделиться и заслужить милость двора, жажда почестей и наград, льгот и привилегий, поощрительное налоговое законодательство. Однако главным источником, определившим размах этого движения, оставались на наш взгляд, внутренние побуждения российских жертвователей, постепенно приводившие наиболее дальльновидных, просвещенных и мыслящих из них, к осознанию личной ответственности перед обществом и необходимости действий, преследующих в качестве цели не только личное, но и общественное благо.
Великие русские меценаты воспринимали свое материальное благополучие лишь как пролог к богатству духовному и свободе самовыражения, в том числе и через меценатство. Имея значительный капитал, его обладатель при желании мог перевести средства из материально-производственной сферы в культурно-художественную, стать соавтором муз и, таким образом, оставить свой след в культуре, истории, самореализоваться. Художники создавали отечественное искусство, ученые - науку. Меценаты буквально создавали, растили самих художников и ученых, а их произведения собирали и берегли»91.
Исследовательница истории отечественного меценатства С. Новикова полагает, что именно в России меценатство зазвучало по-настоящему, т.е. смогло самореализоваться до конца. «Ведь деяние российских меценатов - это не набор -единичных случаев, это не выдающийся фактор истории, это ... явление. И явление для России обычное, естественное. Его социальное представительство не «исключало ни одного слоя, тем более - класса»92.
В XIX в. в меценатстве участвовали не только дворяне и купцы, но и простые чиновники, мещане, ученые. Известный русский историк и археолог И.Е. Забелин, например, ухитрялся это делать на свой скромный оклад. Будучи заместителем председателя Исторического музея, он на базе своего собственного собрания рукописей старопечатных книг создал интереснейшую библиотеку. Композитор А.С. Танеев финансировал дягилевские Русские исторические концерты. Немало собственных сил и средств вложил в создание Музея изящных искусств сын сельского священника, филолог И.В. Цветаев. Примеров такого рода деятельности, своеобразного служения и подвижничества на благо общества и Отечества в истории русской культуры великое множество.
При этом аффектация, «самореклама» была не в почете. Благотворительствовали и меценатствовали не ради карьеры или устройства собственных дел. Это было какое-то всеобщее и универсальное служение общему делу.
На Руси образцовыми примерами такого рода меценатства являются деяния Саввы Тимофеевича Морозова93), обещал помощь основателям Художественного театра лишь при условии, что его имя не должно называться в газетах), в этом же ряду можно назвать Алексея Петровича Бахрушина, Марию Клавдиевну Тенишеву, Савву Ивановича Мамонтова, Павла Михайловича Третьякова94 и многих других. «Моя идея, - писал в письме к дочери П.М. Третьяков, -была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы так же к обществу (народу) в каких-либо полезных убеждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь»95.
Конечно, здесь выражена личная позиция одного из известнейших и богатых российских меценатов. Однако вряд ли она была уникальной, ибо к меценатству оказались причастными как многие предприниматели, так и представители иных занятий. Правда, меценатство, «рожденное с глубокой древности, по монастырям да по усадьбам, в руках деловых российских людей... получило солидную материальную базу, а значит, и новый - большой — размах»96.
Более того, меценатство в крупных масштабах становилось в России делом династийным, переходя из поколения в поколение. Среди таких можно назвать династии Шелапутиных, Рахмановых, Пуговкиных, Бутиковых, Кузнецовых, Рябушинских и многих других97.
Высшего расцвета достигло меценатство в России в конце Х1Х-начале XX вв. В это время оно стало весьма заметной стороной духовной и культурной жизни общества. Его существенной чертой было то, что в большинстве случаев оно соприкасалось с теми отраслями общественной и культурной жизни, которые не приносили или почти не приносили прибыли, а потому и не имели, ярко выраженного отношения к коммерции.
Однако они способствовали духовному просвещению и духовному обогащению как самих меценатов, так и русского общества в целом.
Ретроспектива благотворительности, милосердия, меценатства на Руси велика по времени, богата ярчайшими примерами и позволяет выявить очередную преемственность добрых деяний, истоки и традиции отечественного меценатства. Для нас важно в данном случае подчеркнуть, что меценатство, возникшее в древности как форма поддержки развития культуры и просвещения. приняло по мере своего утверждения в России весьма специфические черты. Наиболее существенная из них состоит в том, что под влиянием православной идеологии и мировоззрения меценатство у нас выступало как вид благотворительности, т.е. служение людям, обществу и государству. Как пишет С. Новикова, «в прошлом каждый город, каждый уезд знал своего «глубокоуважаемого» прежде всего по построенным на его средства больницам и сколам, приютам и богадельням. И только уже потом славили за театр и библиотеку, галерею или музей»98.
Конечно, благотворительность как отличительная особенность православной жизни по содержанию была и остается гораздо шире той своей части,«... которая состояла непосредственно в поддержке культуры. Однако и эта часть. наиболее близкая к западноевропейскому меценатству, сложилась в России под влиянием принципов благотворительности и особенностей национальной культуры.