Типичные ролевые педагогические позиции
Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций.
Педагог может выступать в качестве:
- информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т. д. (например, надо быть честным);
- друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;
- диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
- советчика, если использует осторожное уговаривание;
- просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;
- вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.
Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя.
Однако всегда дают отрицательные результаты: несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т. п.
++++++++++++++
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ
Деятельность и общение могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека.
Общение может быть представлено как сторона деятельности, выступающая в роли ее предпосылки, условия, внутреннего или внешнего фактора. Следовательно,
Общение можно рассматривать и как особого рода деятельность, и как один из атрибутов той или иной деятельности.
++++++++++
БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ /И.А.Зязюн/
Барьеры общения— препятствия, мешающие эффективному общению. Негативная установка на основании прошлого опыта общения.
Например:
Боязнь класса. Снимается психологической настройкой, переключением внимания на интерес к предстоящей работе, поиском «эмоционального ядра» общения.
Физический барьер — дистанция, с помощью которой учитель удаляет себя от учеников, «закрывает» себя, пытаясь «спрятаться» за стол, стул...Выход: демонстрация доверия, работа в открытой позиции.
Социальный барьер создается постоянным подчеркиванием своей позиции «сверху» («Перед вами учитель!»), своего превосходства.
Гностический барьер — педагог не адаптирует свою речь к уровню понимания школьников («заумно говорит»).
Негативно влияет отрицательное отношение к детям, неустойчивость позиции учителя, попадающего под власть своих настроений и переживаний...
Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи...
Рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потом и к предмету.
/И.А.Зязюн/
Особенно негативно влияет крик.
Не кричать на ребенка.
«Слово педагога должно прежде всего успокаивать» В.А.Сухомлинский.
Общение с учителем должно снимать негативные эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса (А.А.Леонтьев)
++++++++
ЗАТРУДНЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ
Затруднения общения у педагога могут возникнуть в самых разных областях, но основными из них являются следующие:
Этносоциокультурная,
Статусно-позиционно-ролевая,
Возрастная,
Индивидуально-психологическая,
Деятельностная.
Этносоциокультурная область включает затруднения, связанные с особенностями этнического сознания, стереотипами, ценностями, установками, проявляемыми в общении в конкретных условиях социального и культурного развития человека.
Каждый субъект деятельности и партнер по общению, являясь носителями определенного менталитета, взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, образом мира и мироощущением, присущими народу, представителем которого они являются.
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений обусловлена такими причинами, как особенности семейного воспитания, позиция в общности, атрибуты роли, статус учреждения и т. д.
Такие затруднения в общении чаще всего возникают в ситуациях нарушения прав и обязанностей, составляющих роль учителя и ученика.
Например, право учителя спрашивать предполагает обязанность ученика отвечать,
но, если ученик задает вопрос, на который учитель затрудняется ответить, последний может воспользоваться своим более высоким статусом и избежать ситуации необходимости отвечать на вопрос сразу - он вправе изменить ход общения по своему усмотрению, а ученик в таком праве гораздо более ограничен.
Более высокий статус учителя предполагает наличие у него авторитета для учеников.
Возрастная область затруднений связана с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым,