Коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий)
самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации).
++++++++++++
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
- высокий уровень профессионализма, позволяющий успешно выполнять педагогическую деятельность.
- сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя; комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности.
Элементы: /И.Я.Зязюн/.
*Гуманистическая направленность личности.
*Профессиональное знание /предмета, методики его преподавания, педагогики и психологии/.
*Педагогические способности.
*Педагогическая техника /умение управлять собой, умение взаимодействовать/.
++++++++++++++++++++++
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
(структурные компоненты)
*Методологическая культура учителя –
педагогическая философия преподавателя, система основополагающих педагогических идей и принципов, определяющих его педагогическое мировоззрение, цели и смысл его деятельности и лежащих в основе его собственной педагогической концепции.
*Культура педагогического общения, профессионального поведения – обеспечивает построение педагогического общения на основе гуманистических принципов.
*Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя систему ценностей, определяющих отношение учителя к своей деятельности, ее целям и средствам, качествам личности педагога, необходимым в профессиональном труде, к самому себе как педагогу, той системе знаний, идей, норм, традиций, которые лежат в основе педагогической деятельности.
*Технологическая культура отражает высокий уровень владения методами и приемами постановки и решения педагогических задач; владение педагогическими технологиями.
*Личностно-творческий компонент педагогической культуры учителя определяет творческую направленности и своеобразие его личности.
*Культура профессионально-личностного самоопределения – личностное образование, обеспечивающее способность педагога ориентироваться и осуществлять выбор в быстро изменяющихся и противоречивых условиях профессионального бытия.
++++++++++++++++
И.Я.Зязюн выделяет также:
*культуру внешнего вида: осанка, одежда, прическа, грим, мимика, пантомимика и
*культуру речи: правильность, лексическое богатство, выразительность, образность речи,
технику речи (полетность, звонкость голоса; гибкость голоса, богатство интонации; сила голоса; четкая дикция; соблюдение темпа речи).
ТЕМА 7 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Для эффективного решения педагогических задач недостаточно только знания учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы.
Необходимо также правильно построить общение с учениками.
Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания),
имеющее определенные педагогические функции и
направленное(если оно полноценно и оптимально) на создание благоприятного психологического климата,
а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива
(А. А. Леонтьев).
Педагогическое общение - это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
По форме отношения педагогическое общениеможет бытьделовым или личным, официальным или неофициальным, формальным или неформальным.
Подпедагогическим общениемпонимается форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников с помощью вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.
Педагогическое общение учителя со школьниками в процессе обучения создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности,
Создает благоприятный эмоциональный климат обучения,
Обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе