Виды педагогической деятельности
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ
Педагогическая деятельность - это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования.
Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащегося реализуются задачи обучения и воспитания (А.К. Маркова).
В общем видепедагогическая деятельность - это особый, многогранный и многоплановый вид деятельности, связанный с обучением и воспитанием.
ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются обучение и воспитание.
ВАРИАНТ 1
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
- преподавательская /организация процесса обучения и управление познавательной деятельностью учащихся/;
- воспитательная /организация воспитательной среды и управление разнообразными внеурочными идами деятельности школьников/;
- социально-педагогическая /социализация ребенка и его социальная защита/;
- культурно-просветительская /приобщение учащихся к культуре/;
- научно-методическая /освоение учителем современных теорий и технологий воспитания, разработка на их основе собственных подходов, содержания, способов организации учебно-воспитательного процесса, написание научно-методических работ/;
- управленческая /организация различных видов деятельности школьника/
- коррекционно-развивающая /выявление и исправление недостатков в развитии личности ученика/
ВАРИАНТ №2:
Педагогическая деятельность - деятельность, основным содержанием которой является
-воспитание,
- обучение,
- образование и
- развитие учащихся
а также:
- социализация и
- профессионализация,
- культурно-гуманистическая функция,
- охрана жизни, здоровья и
- социальная защита детей. /Никитина/.
ВАРИАНТ №3
Виды педагогической деятельности:
обучающая, воспитательная, организаторская, пропагандистская, управленческая, консультативная и самообразование.
СТРУКТУРА
(ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ) ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВАРИАНТ №1
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- прогностическая функция – предвидение и прогнозирование результата педагогической деятельности и моделирование педагогического процесса;
- проектировочная и конструктивная – проектирование и планирование педагогического процесса;
- организаторская – организация своих педагогических действий и деятельности учащихся;
- коммуникативная – построение межличностного взаимодействия и отношений, создающих условия для организации эффективного педагогического процесса;
- рефлексивная – подведение итогов педагогической деятельности. /Никитина/.
ВАРИАНТ №2
В структуре педагогической деятельности выделяют следующие компоненты (с соответствующими способностями, которые проявляются в умениях):
- конструктивная деятельность - конструктивно-содержательная (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса);
- организаторская деятельность - выполнение системы действий, направленных на активное включение студентов в различные виды деятельности, организацию совместной деятельности, самоорганизацию собственной деятельности преподавателя в вузе;
- коммуникативная деятельность - установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, родителями, представителями общественности;
- гностический компонент - система знаний и умений преподавателя, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность;
- контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.
++++++++++++
С.Г.Вершловский выделяет
адаптивную и гуманистическую функции.
Адаптивная связана с приспособлением ученика, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а
гуманистическая – с развитием его личности и творческой индивидуальности.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ
Педагогические специальности, объединенные в профессиональную группу «Образование»:
*воспитатель дошкольного учреждения;
*учитель общеобразовательной школы,
*преподаватель вуза,
*педагог-андрагог (работающий со взрослыми людьми в системе повышения их квалификации и переподготовки)
*учитель - /“предметник»/ истории, математики...
*педагоги-дефектологи: логопед, сурдопедагог, тифлопедагог…
*педагог-психолог,
*социальный педагог,
*педагог системы профессионального образования,
*педагог системы дополнительного образования…
*гувернер,
*воспитатель детского дома,
*организатор досуга для детей,
*воспитатель группы продленного дня…
Особенности педагогической профессии:
- Принадлежит к группе профессий «человек-человек».
- Преимущественно управленческий характер: организация учебной и внеучебной деятельности учащихся.
- Основное содержание – взаимоотношения с людьми.
- Гуманистический, творческий, духовный характер.
- Длительный, долговременный и непрерывный характер педагогической деятельности. - Отдаленность и, часто, непредсказуемость ее результатов.
Негативные стороны:
- строгая регламентация поведения и деятельности учителя,
- повышенные требования к его нравственному облику,
- большие нервные затраты /В.С.Кукушин/.
Позитивные стороны деятельности педагога в современных условиях.
- возможность профессионального роста,
- богатство социальных связей,
- разнообразие форм труда,
- возможность удовлетворить высшие человеческие потребности – творческие,
- творческая самостоятельность,
- гуманистический характер профессии,
- летний срок отпуска, длительный отпуск.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
*
ТЕМА 6 ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЕЛЬ — КАКИМИ ЛИЧНОСТНЫМИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ ОБЛАДАТЬ, ЧТО ЗНАТЬ И УМЕТЬ.
ЗДЕСЬ 2 ПОДХОДА:
№1 УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИсквозь призму ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
*Компетенция — знания, опыт в той или иной области;
*Компетентность —умение мобилизовать в нетипичной ситуации, (в ситуации неопределенности) имеющиеся знания и опыт для решения жизненных, профессиональных, учебных проблем.
ИЛИ:
Компетентность - высокий уровень квалификации и профессионализма специалиста, способность применить усвоенное на практике, в реальной жизни.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГА, А ТАКЖЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ,которыми он должен обладать, чтобы эффективно решать педагогические задачи:
*Личностные качества: педагогический такт, чувство юмора, справедливость, доброта...
а также:
Эмпатийность — способность поставить себя на место другого человека, понять его, сопереживать ему.
Социорефлексия — способность видеть себя со стороны, оценивать себя и свои действия, анализировать движущие силы своих поступков и поступков других людейэ
Самоорганизованность— способность организовать свою деятельность.
Общая культура: жизненные установки и ценностные ориентации, а также: интеллигентность, нравственность, гуманизм.
*Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников).
Умение перевести тему урока в педагогическую задачу.
*Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач.
*Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности.
*Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников).
*Уметь преподавать /владеть методами, приемами обучения.../
*Знать предмет (компетентность в предмете преподавания).
*Знать и понимать учеников (их возрастные, индивидуальные и гендерные особенности);
понимать природу коллектива (структуру, этапы развития...)
*Умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы.
*Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы.
*Умение принимать решения в педагогических ситуациях.
*Умение устанавливать субъект-субъектные отношения.
*Умение организовать учебную (воспитательную) деятельность обучающихся (воспитанников).
*Умение реализовать педагогическое оценивание.
+++++++++++++++
ДРУГОЙ ПОДХОД(№2): в контексте ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА
Профессиональный стандарт педагога:
документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю.
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
ОБУЧЕНИЕ
*Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
*Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
*Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
*Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
*Владеть ИКТ-компетенциями(информационно-коммуникационные технологии)
ВОСПИТАНИЕ
Владеть формами и методами воспитательной работы
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания.
Устанавливать четкие правила поведения в классе.
Создавать ученические органы самоуправления
Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации.
Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Уметь поддерживать конструктивные отношения с родителями и другими педагогами
РАЗВИТИЕ
Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
Владение специальнымиметодиками,позволяющимипроводить коррекционно-развивающую работу.
Умение отслеживать динамику развития ребенка.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ
Для реализации педагогической деятельности необходимы соответствующие умения.
В первую группу умений включают:
умение видеть в педагогической ситуации проблему и формулировать ее в виде педагогической задачи;
Вторую группу умений составляют: умения
"чему учить" (работа с содержанием материала) и
"как учить" (эффективное сочетание приемов и средств обучения).
Третья группа умений связана с использованием психолого-педагогических знаний: умение хронометрировать процесс труда и анализировать свою деятельность.
+++++++++++++++++++++++
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Педагогическим способностями называют
совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
Ведущими свойствами в педагогических способностях являются: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.
№1
В.А. Крутецкий выделил девять групп педагогических способностей.
1 Академические способности, т. е. способности к соответствующей преподаваемому предмету области наук.
Они выражаются в том, что учитель знает свой предмет значительно глубже и шире объема школьной программы, постоянно следит за развитием своей науки и новыми открытиями в ней, свободно владеет учебным материалом и проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы скромную исследовательскую работу.
2 Дидактические способности -
способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, стимулировать их к активному самостоятельному мышлению, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль, ориентировать на самостоятельное получение знаний.
Учитель, обладающий дидактическими способностями, умеет в случае необходимости соответствующим образом адаптировать учебный материал, сделать трудное легким, сложное - простым, неясное - понятным.
3 Перцептивные способности -
способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
Учитель с выраженными перцептивными способностями по небольшим внешним проявлениям, а иногда и вообще без них улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.
Педагогическая наблюдательность - это
способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.
4 Речевые способности -
способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью вербальной речи (словесных формулировок, интонаций, пауз, громкости), а также мимики и пантомимики.
5 Организаторские способности -
это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и,
во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
6 Авторитарные способности -
способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
Авторитет
Если в рамках других профессий привычно звучат выражения "научный авторитет", "признанный авторитет в своей области" и т. п.,
то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.
Авторитарные способности предполагают убежденность учителя в своей правоте и умение передать эту убежденность воспитанникам так, чтобы они приняли ее сознательно, а не под давлением авторитета учителя "сверху".
7 Коммуникативные способности -
способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения(деловые и личные),
Дидактические,
Конструктивные,
Перцептивные,
Экспрессивные,
Коммуникативные и
организаторские.
Он также считает, что в психологической структуре личности учителя должны быть выделены
Общегражданские качества,
Социально-перцептивные,
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
- высокий уровень профессионализма, позволяющий успешно выполнять педагогическую деятельность.
- сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя; комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности.
Элементы: /И.Я.Зязюн/.
*Гуманистическая направленность личности.
*Профессиональное знание /предмета, методики его преподавания, педагогики и психологии/.
*Педагогические способности.
*Педагогическая техника /умение управлять собой, умение взаимодействовать/.
++++++++++++++++++++++
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
(структурные компоненты)
*Методологическая культура учителя –
педагогическая философия преподавателя, система основополагающих педагогических идей и принципов, определяющих его педагогическое мировоззрение, цели и смысл его деятельности и лежащих в основе его собственной педагогической концепции.
*Культура педагогического общения, профессионального поведения – обеспечивает построение педагогического общения на основе гуманистических принципов.
*Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя систему ценностей, определяющих отношение учителя к своей деятельности, ее целям и средствам, качествам личности педагога, необходимым в профессиональном труде, к самому себе как педагогу, той системе знаний, идей, норм, традиций, которые лежат в основе педагогической деятельности.
*Технологическая культура отражает высокий уровень владения методами и приемами постановки и решения педагогических задач; владение педагогическими технологиями.
*Личностно-творческий компонент педагогической культуры учителя определяет творческую направленности и своеобразие его личности.
*Культура профессионально-личностного самоопределения – личностное образование, обеспечивающее способность педагога ориентироваться и осуществлять выбор в быстро изменяющихся и противоречивых условиях профессионального бытия.
++++++++++++++++
И.Я.Зязюн выделяет также:
*культуру внешнего вида: осанка, одежда, прическа, грим, мимика, пантомимика и
*культуру речи: правильность, лексическое богатство, выразительность, образность речи,
технику речи (полетность, звонкость голоса; гибкость голоса, богатство интонации; сила голоса; четкая дикция; соблюдение темпа речи).
Личностно ориентированную.
1. Учебно-дисциплинарная модель общения.
Она складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было "Делай, как я".
Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения, где способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.
Познание личности
Обмен информацией
Организация деятельности
обмен ролями — смена социальных ролей способствует многосторонним проявлениям личности - «сбрасыванию масок», возможности войти в роль другого...
подключение учащихся к ведению отдельных элементов урока; возможность каждому ученику побывать и в роли организатора, и в роли исполнителя.
сопереживание — обеспечивает условия для формирования способности стать на точку зрения другого человека...
самоутверждение — способствует осознанию школьником своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки...
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ(В.А.Кан-Калик):
Управление общением
Поддержка инициативы учащихся, организация диалогического взаимодействия
Анализ общения
и моделирование ее на предстоящую деятельность. Соотнесение цели, средств и результата.
+++++++++++++++++++++++++
В общении можно выделить две стороны:отношение и взаимодействие.
СТИЛИ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ К КЛАССНОМУ КОЛЛЕКТИВУ
- устойчиво-положительный
- пассивно-положительный
- неустойчивый
- ситуативно-отрицательный
- устойчиво-отрицательный
СТИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОЛЛЕКТИВОМ (СТИЛИ РУКОВОДСТВА)
Авторитарный стиль («разящие стрелы»).
Учитель единолично определяет направление деятельности коллектива, пресекает всякую инициативу учащихся.
Основные формы взаимодействия — приказ, указание, инструкция, выговор.
Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям.
Для авторитарного стиля характерен функционально-деловой подход к студенту, когда преподаватель исходит из усредненного представления о студенте и абстрактных требований к нему.
В своих оценках он стереотипен и субъективен.
Часто недооценивает положительное значение таких качеств, как самостоятельность, инициативность, предпочитает характеризовать своих студентов как недисциплинированных, ленивых, безответственных.
Хотя в целом такой стиль педагогического общения заслуживает негативной оценки, некоторые задачи (особенно на начальных этапах формирования студенческой группы) могут быть решены с помощью авторитарного стиля.
Либеральный стиль («плывущий плот») -
анархический, попустительский.
Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, вопросы рассматривает формально, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.
Либеральный стиль общения характеризуется попустительством, фамильярностью и анархией.
Специальные исследования и педагогическая практика убедительно свидетельствуют, что это наиболее вредный для дела и разрушительный стиль.
Он порождает неопределенность ожиданий студентов, вызывает у них напряженность и тревогу.
Демократический стиль - («возвращающийся бумеранг») -
проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива.
Учитель подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы, видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании, учитывает интересы и способности каждого, поощряет активность, развивает инициативу.
Основные способы такого общения — просьба, совет, информация.
ИСХОДЯ ИЗ СТИЛЕЙ ОТНОШЕНИЯ И СТИЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ -
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ (В.А.Кан-Калик)
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога. «За ним дети буквально по пятам ходят». Интерес в общении стимулируется общими профессиональными интересами.
2. Общение на основе дружеского расположения.Увлеченность общим делом. Педагог – наставник, старший товарищ, участник совместной учебной деятельности.
3. Общение – дистанция /учитель ссылается на авторитет и профессионализм, жизненный опыт и возраст/.
4. Общение – устрашение.
5. Общение-заигрывание.
6. Общение – диалог.
ЕСТЬ ВАРИАНТ ВЫДЕЛЕНИЯ ДВУХ СТИЛЕЙ:
Формальный стиль (бездушный, как в кафе миллионного города) и
Еестественный (дружеский).
МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
1. Модель диктаторская («Монблан»). Преподаватель отстранен от обучаемых, «парит» над ними, находясь в царстве знаний. Ученики – безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия.
2. Модель неконтактная («Китайская стена»).Наличие произвольно или непреднамеренно возведенного психологического барьера. Информационный характер занятия, непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса.
3. Модель дифференцированного внимания («Локатор»). Избирательные отношения с обучаемыми. Ориентация на «сильных» или «слабых» учеников…
4. Модель гипорефлексивная («Тетерев»). Речь педагога монологична, он слышит только себя и никак не реагирует на слушателей. Эмоционально глух к окружающим.
5. Модель гиперрефлексивная («Гамлет»). Педагог озабочен преимущественно тем, как он воспринимается окружающими. Постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности своих поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы, принимая их на свой счет.
6. Модель негибкого реагирования («Робот»). Взаимоотношения преподавателя со студентами строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданны методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения, не учитывает состав учеников и их психическое состояние, возрастные особенности.
7. Модель авторитарная («Я – сам»). Педагог – главное действующее лицо. Подавляет всякую личную инициативу со стороны учеников.
8. Модель активного взаимодействия («Союз»).
Преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них.
Не кричать на ребенка.
«Слово педагога должно прежде всего успокаивать» В.А.Сухомлинский.
Общение с учителем должно снимать негативные эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса (А.А.Леонтьев)
++++++++
ЗАТРУДНЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ
Затруднения общения у педагога могут возникнуть в самых разных областях, но основными из них являются следующие:
Этносоциокультурная,
Возрастная,
Деятельностная.
Этносоциокультурная область включает затруднения, связанные с особенностями этнического сознания, стереотипами, ценностями, установками, проявляемыми в общении в конкретных условиях социального и культурного развития человека.
Каждый субъект деятельности и партнер по общению, являясь носителями определенного менталитета, взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, образом мира и мироощущением, присущими народу, представителем которого они являются.
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений обусловлена такими причинами, как особенности семейного воспитания, позиция в общности, атрибуты роли, статус учреждения и т. д.
Такие затруднения в общении чаще всего возникают в ситуациях нарушения прав и обязанностей, составляющих роль учителя и ученика.
Например, право учителя спрашивать предполагает обязанность ученика отвечать,
но, если ученик задает вопрос, на который учитель затрудняется ответить, последний может воспользоваться своим более высоким статусом и избежать ситуации необходимости отвечать на вопрос сразу - он вправе изменить ход общения по своему усмотрению, а ученик в таком праве гораздо более ограничен.
Более высокий статус учителя предполагает наличие у него авторитета для учеников.
Возрастная область затруднений связана с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым,
ТЕМА 8 ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Гуманизация жизни общества: в центре внимания должен находиться человек с его нуждами, интересами, потребностями.
Гуманизм – это целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.
В центре концепции гуманизма - устремленность субъекта к свободной реализации своих творческих потенций /А.Маслоу – основоположник гуманистической психологии/.
Гуманизация образования – это обращенность образования к человеку,создание условий для проявления и развития его индивидуальности; уважение прав участников образовательного процесса.
ВЕКТОРЫ ГУМАНИЗАЦИИ:
а. смещение приоритетов на РАЗВИТИЕ психических, физических интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков.
б. сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный ВЫБОР в разнообразных учебных и жизненных ситуациях.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА предполагает:
- дифференциацию учебно-воспитательной деятельности.
- индивидуализацию процессов воспитания и обучения.
- создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника.
- комфортность учебно-воспитательной деятельности.
- психологическую безопасность, защиту учащихся.
- оказание помощи в решении жизненных проблем
- усиление роли гуманитарного образования.
Одним изсредств гуманизации является ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ образования.
Она связана, прежде всего, с изменением структуры и характера содержания образования,
повышением статуса гуманитарных дисциплин,
увеличением доли гуманитарных предметов в структуре учебного плана /этика, эстетика, история, литература…/; учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой.
Смысл гуманитаризации - затронуть внутренний мир личности, сформировать эмоционально-ценностное отношение человека к миру и самому себе.
КРОМЕ ТОГО, ВАЖНО:
Движение к гуманизму без движения к сотрудничеству чаще всего никуда не приводит.
Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель – ученик» - установления связей СОТРУДНИЧЕСТВА.
Педагогика сотрудничества – одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.
Сотрудничество – идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Индивидуальный подход.
Учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.
Исходить из возможностей, которыми располагает ребенок, учить с учетом его потенциальных возможностей.
Конструирование индивидуальных программ развития.
18. Отказ от ориентирования на среднего ученика.
19. Эмпатическое отношение к ученику (сочувствие, сопереживание, милосердие).
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, ПРИНЦИПЫ
В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие этические принципы:
законность;
объективность;
компетентность;
независимость;
тщательность;
справедливость;
честность;
гуманность;
демократичность;
профессионализм;
взаимоуважение;
конфиденциальность.
Тактичного поведения,
Умения общаться,
Внешнего вида,
Уважения к собеседнику,
Поведения в споре,
Справедливости,
ровного и равного отношения ко всем участникам образовательного процесса.
примером пунктуальности и точности;
6 Педагогический работник должен соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;
АВТОРИТЕТ ЧЕСТЬ РЕПУТАЦИЯ
Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.
Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.
В общении со своими воспитанниками и во всех о