История риторических идей (идеалы, персоны)
В истории европейской риторики принято выделять следующие этапы, с которыми мы познакомимся на лекции:
1)древнегреческая риторика (софисты, Сократ, Платон, Аристотель);
2)древнеримская риторика (Цицерон, Квинтилиан, риторика раннего христианства);
3) средневековая риторика;
4) новые европейские риторики ХУ1-Х1Х вв;
5) неориторики.
Многими исследователями отмечается определенная зависимость степени популярности риторики от господствующего политического строя. При расцвете демократии риторика тоже переживает свой расцвет, при абсолютистских и тоталитарных режимах востребованность ораторского искусства резко падает, потому что свободное выражение своего мнения каждым гражданином не вписывается в государственную концепцию.
Недаром возникновение риторики относится к самому раннему из периодов европейской истории – к периоду античности. Античность – это эпоха самых ранних демократий, городов-республик, когда свободный гражданин (естественно, к рабам это не относилось) часто вынужден был использовать свое красноречие для ведения дел, в том числе судебных тяжб, участия в управлении родным городом и пр. Считается, что европейская риторика как особое искусство возникла в V в. до н.э. в Сиракузах на Сицилии, одной из греческих колоний, основанной примерно в VIII в. до н.э. Из текстов Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал политическому и судебному оратору Кораксу, но этот трактат не сохранился. Ученик Коракса Лисий, сиракузский оратор, был основателем собственной школы. Из этой школы вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский (483-367 гг. до н.э.), которому даже приписывали честь основания риторики. Направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами. По заявлению Протагора, истина относительна, а человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. Все в мире относительно.
За пренебрежение к истине школу софистов подверг критике Сократ (470-399 гг. до Р.Х.), считавший истину божественной мерой всех вещей. Сократ строил свою преподавательскую деятельность (он учил мыслить, доказывать, говорить) на устном слове. В историю эта форма вошла под названием «сократовой беседы» («сократической беседы»). Искусство Сократа состояло в умении так организовать беседу, чтобы она в конечном итоге привела учеников к нахождению истины. Системой вопросов и ответов Сократ заставлял их убедиться в том, что даже непреложная на первый взгляд истина требует глубокого осмысления.
Мысли Сократа записал его ученик Платон (427-347 гг. до Р.Х.). По мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины, которую надо по стичь и составить о ней мнение. А внушить это мнение другим людям можно только тогда, когда узнаешь душу человека. Платон основал Академию, в которой риторике отводилось особое место. Она считалась царицей всех наук, а овладение ею – высшей степенью образованности.
Особое значение в развитии риторики принадлежит Аристотелю (384-322 гг. до Р.Х.), основавшему Ликей, где ведущими предметами были философия и риторика. Свои взгляды по теории красноречия Аристотель изложил в книге «Риторика». В ней он дает уже упомянутое нами выше определение риторики как способности «находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета...» Определив цель, автор переходит к способам постижения науки. Он показывает, что для успеха речи важны следующие компоненты: характер самого говорящего, особенности слушателей и качества речи. Таким образом, Аристотель выводит триаду: отправитель речи – сама речь – получатель речи. Главным достоинством речи, по Аристотелю, является ясность. Большое внимание в книге уделяется технической стороне речи: происхождению способов убеждения, сущности и особенностям стиля речи, её композиции.
Идею о том, что ораторскому мастерству можно научиться, доказал примером своей жизни Демосфен (384–322 гг. до н.э.). Ценой неустанного труда и собственных усилий он преодолел свои физические недостатки. С помощью наблюдений за выступлениями опытных ораторов, анализа речей и бесед ему удалось исправить ошибки своих первых выступлений. Историки пишут о приёмах работы над техникой речи, изобретённых Демосфеном: о подражании при постановке звуков (например, звук «р» отрабатывается при подражании рычащему щенку), о декламации перед зеркалом, о развитии «долгого» дыхания путем физических упражнений (например, бега, подъема на гору), об укреплении мышц речевого аппарата и улучшения дикции (известна история о тренировке Демосфеном губ и языка с помощью морской гальки, которой он набивал себе рот и произносил речи бурлящему морю) и др.
Цицерон Марк Туллий – древнеримский политический деятель, оратор, писатель. В политическую жизнь Древнего Рима вошел как “новый человек”, всем обязанный своему ораторскому дару. Большой успех принесли ему уже первые речи, но вершина успехов Цицерона – это открытие заговора Катилины и четыре речи, произнесенные против него в сенате. Политическим идеалом Цицерона была римская республика, согласие всех сословий, его называли “передовым человеком республики”, “умиротворителем”, “блюстителем и попечителем” в эпохи кризисов, которого то изгоняли, то призывали для разрешения политически тупиков. Сейчас его можно было бы назвать кризисным менеджером.
Другая яркая фигура римского красноречия – Марк Фабий Квинтилиан (около 36-96 гг.), знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения “ Создатель педагогической системы риторики, который призывает к всестороннему воспитанию оратора как высоконравственного и образованного человека.
Квинтилиан восхищался Цицероном и подражал ему. В их концепциях есть сходства и различия.
Сходства. Оба различают три стиля красноречия: высокий, средний и простой, а также три “великие цели”; делят работу над речью на пять этапов согласно риторической традиции. Утверждают, что риторика – это и наука, и искусство, задумываются над проблемой соотношения природного дара и специальной выучки.
Различия. Для Цицерона оратор – прежде всего мыслитель, а основа риторики – философия. А Квинтилиан на первое место ставит стилистику и требует от оратора мастерства в этой области, восхваляет чувство меры: говорить без излишеств, возвышенно без риска, богато без роскошества, мило без развязности, величаво без напыщенности; здесь, как и во всем, вернейший путь – средний, а все крайности – ошибки.
Цицерон выступает за практическое образование на форуме (площадь, центр политической и культурной жизни римского города, место для народного собра ния, отправления правосудия); для Квинтилиана центр образовательной системы – риторическая школа.
Цицерон обращается со своими речами к народу на форуме. Квинтилиан ориентируется на узкий круг образованных ценителей.
Вместе с тем оба ритора внесли замечательный вклад в развитие ораторского искусства, в теорию красноречия.
В первом столетии н.э. появляется гомилетика – христианская проповедь и искусство проповеди. Теоретические, моральные и социальные основы гомилетики даны в гл. X Евангелия от Матфея.
Важнейшее приобретение риторики в средние века – это умение завладеть чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение. Эффективность и действенность ораторской речи в этот период характеризовалась именно этими умениями проповедника. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы и проповедники – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин Аврелий (блаженный Августин), Фома Аквинский и другие.
С появлением средневековых университетов в 11-12 веках зарождается университетское красноречие. Оно было шагом вперед по сравнению с богословской риторикой, обращено к явлениям и фактам реальной действительности, подчинялась законам знания, но все еще слишком много схоластики.
В эпоху Возрождения происходит возвеличение человеческой индивидуальности. Кумиром становится Цицерон – оратор-философ, деятельная сильная личность. Риторика сближается с литературой, возрастает в риторическом каноне второй и третий разделы – композиционный и языковой. Гуманисты Возрождения провозглашали «универсальность человека» как идеал человеческого существования, отличающий это время от средневековья с его идеалом «аскета», «рыцаря», «праведника». Риторика обратилась к живой национальной речи.
Итальянские гуманисты эпохи Возрождения обращаются к забытой и искаженной в средние века античной культуре. Светское красноречие XIV и XV веков в Италии и в других странах находится под влиянием античной риторики. В то же время сильное воздействие на развитие теории ораторского искусства оказывают идеи «великих титанов» Возрождения Кампанеллы и Томаса Мора, Петрарки и Данте, Рабле и Шекспира, Сервантеса и Лопе де Вега.
Как развивалась риторика в России?
После принятия Русью христианства развивается гомилетика — торжественное и учительное красноречие. Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было известно на Руси в «словах» и поучениях отцов церкви, синтезировало в себе исконные традиции устного народного творчества и достижения восточного христианского проповедничества. Золотым веком древнерусского красноречия считается 12 век. В это время появляются знаменитое «Поучение Владимира Мономаха», «Моление Даниила Заточника», «слово и полку Игореве».
Термин «риторика» в русском языке впервые появляется в переводе греческой рукописи «Об образех» в 1073 году. А самое раннее из русских руководств, «Риторика Макария", появилось в начале XVII столетия.
Оригинальную концепцию русской риторики предложил М.В.Ломоносов (1711-1765) в «Кратком руководстве к риторике» (1743) и «Кратком руководстве к красноречию» (1747). В этих книгах была окончательно закреплена русская научная терминология риторики.
Но во второй половине Х1Х века наблюдается спад интереса к риторике, особенно у демократической молодежи. Слово “риторика” уже В. Г. Белинский использовал в уничижительном, “ругательном” значении. Риторика как наука, изучавшаяся в его времена в самых разных учебных заведениях, была для него “наукой вздорной, пустой, вредной, педантской”, “наукой убивать способности, уничтожать развитие и делать педантов”. Проявлением риторики в литературе было для Белинского “вольное или невольное искажение действительности, фальшивое идеализирование жизни”. Даже словарь С. И. Ожегова определяет слово “риторический” как “напыщенный, словесно украшенный”.
Итак, подведем итоги исторического обзора.
1. Античный риторический идеал связан с именами трех великих древних греков.
1.1.Цели риторики и ораторского мастерства Сократ, Платон, Аристотель видели в служении добру и счастью людей. Сила убеждения как основное достоинство красноречия, мастерства оратора не в том, чтобы достигать собственных целей, подчинять людей себе (любой ценой), а в том, чтобы понять, в чем счастье людей и как его достигнуть.
1.2. Идеальная модель оратора - личность высокообразованная, высоконравственная, активная.
1.3.Если в софистической системе отношение к слушателю не было уважительным (обвести его вокруг пальца – удовольствие), то этика античного идеала требовала обращения к слушателю с уважением.
1.4. Отношение к истине – не отступать от своего, выстраданного, понимания истины. Известно, что великий Сократ мог спасти свою жизнь, но предпочел смерть бегству, выпив чашу с цикутой. Подобное совершил и Демосфен, известный своими филиппиками – речами против македонского царя Филиппа II, когда тот все же добился власти над Афинами. Поиск истины и верность ей есть признак духовной силы человека, его нравственной стойкости.
Но даже в классической риторике признавалась необходимость гибких решений дилеммы «правда – ложь», например: сохранение военной тайны, сокрытие какой-то страшной тайны из сострадания, «ложь во спасение».
2. Компоненты риторического идеала античности (Сократ, Платон, Аристотель), воспринятые отечественной риторикой, определены как благо – добро, мысль – истина, красота – гармония образуют соответственно этосную, логосную и пафосную доминанты лингвориторического идеала, где этос – нравственно-философское, этическое начало речи, логос – словесно-мыслительное начало речи, пафос – эмоциональное начало речи.
Параметры отечественного православно-христианского речевого идеала (в изложении А.К. Михальской):
1. Этико-эстетические категории: 1)гармония; 2) кротость; 3) смирение; 4) миролюбие; 5) негневливость; 6) уравновешенность; 7) радость.
2. Риторические принципы: 1) немногословие; 2) правдивость; 3) искренность; 4) спокойствие; 5) благожелательность; 6) отказ от крика, повышенной эмоциональности речи; 7) отказ от клеветы, сплетни, осуждения ближнего.
3. Требования к речевому поведению: 1) беседуй только с достойным; 2) выслушай собеседника; 3) сохраняй кротость в беседе; 4) избегай грехов многословия, пустословия, несдержанности языка, грубости; 5) избегай хулы – за глаза и в глаза, недоброжелательного осуждения, пустой, злобной брани; 6) чаще изрекай доброе слово, но избегай похвалы чрезмерной и льстивой; 7) стремись к подражанию лучшим речевым образцам, запечатленным в книгах.
Насколько актуален этот идеал – думайте сами.
Античность не знала понятия творческой индивидуальности, автору необходимо было соотнести свой замысел с существующими жанрами, определить, к какому жанру и к какой разновидности жанра относится задуманное им произведение. Мимесис и апологетика – подражание и следование образцам – вот коммуникативная стратегия риторики доромантического периода. Автор появляется только в эпоху романтизма, т.к. в эту эпоху формируется индивидуально-личностное сознание создателя речи.
Современная риторика – постоянное соотнесение личной и корпоративной цели взаимодействия с требованиями ситуации (рода красноречия).
Несомненно, все культуры составляют единое целое в общем наследии человека. Каждая культура индивидуальна: она имеет собственный менталитет, свою систему познания, собственные философию и мировоззрение, тип религии и образы «святости», формы искусства и литературы, правила нравственности и кодексы поведения, свою экономику и политику, законы и наказания. На этой основе возникает особый, присущий именно данной культуре, тип личности, обладающий специфическим менталитетом и поведением[41]. Но культурная самобытность народов обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов. Культура – это диалектический диалог, постижение ценностей и традиций других, это и внутрикультурный, и межкультурный диалог.
В современной российской культуре можно увидеть специфические черты русской культуры, черты европейской культуры ХХ века и черты эпохи постмодернизма (Таблица 2).
Таблица 2. Основные черты современной российской культуры
Основные черты европейской культуры XX века[42] | Специфика русской культуры: амбивалентное многообразие социокультурных феноменов | Основные черты эпохи постмодерна[43] |
1. Определяющая роль научно-технической революции в формировании нового культурного пространства. 2. Развитие систем коммуникации и, как следствие, высокие темпы интеграционных процессов в сфере культуры. 3.Возникновение новой информационной культуры на базе таких форм, как кинематограф, телевидение, компьютерные технологии. 4. Демократизация общества и, как следствие, свобода личности, слова, творческого самовыражения. 5. Тенденция к интеграции в сфере государственности, культуры, экологии; формирование общих ценностных установок. 6. Отчуждение человеческих творений от создавших их людей. 7. Засилье массовой, коммерческой культуры. 8. Индивидуализация творческих устремлений, отсутствие крупных монолитных направлений во всех сферах культуры. 9. Возникновение философии космизма и ее нарастающее влияние на культурные процессы. | 1. Пограничное положение России между двумя континентами и цивилизационными типами – Европой и Азией, Западом и Востоком. 2. Исходная антиномия, выражающаяся в «поляризованности русской души», в культурном расколе между правящим классом и народными массами. 3. Постоянные перемены во внутренней политике от попыток реформ к консерватизму, во внешней – переходы от тесного союза со странами Запада до противостояния им во всем. 4. Переходы общества через радикальные, во многих отношениях катастрофические изменения социокультурного типа, через крутую ломку и радикальные меры по отрицанию и разрушению отвергаемого прошлого. 5. Слабость интегрирующего духовного начала в обществе, что приводило к его постоянной внутренней ценностно-смысловой разделенности. 6. Устойчивые черты принципиального разрыва: между природно-языческим началом и высокой религиозностью; между культом материализма и приверженностью к возвышенным духовным идеалам; между всеохватной государственностью и анархической вольницей; между духом свободы и покорностью и т.д.. 7. В 90-е г. Россия оказалась лишенной устойчивой, сложившейся и широкой срединной культуры и стала постоянно раздираемой крайними ориентациями – славянофилами и западниками, «двумя культурами», «отцами и детьми», «консерваторами» и «революционерами», «белыми» и «красными», «демократами» и «патриотами»[44]. 8. Дихотомия национально специфических этических концептов: коллективизм – индивидуализм; мягкость – жёсткость; альтруизм – эгоизм; смирение – бунт; природная стихийность – монашеский аскетизм; народное – элитарное; высокое (классическое) – обыденное (массовое, коммерческое) | 1. Диалог между крайностями, невозможный при модернистском подходе: между новаторством и традиционными ценностями, элитарностью и популизмом. 2. Процессы эгалитаризации (уравнивания) и либерализации привели к господству среднего класса, с ориентацией на сиюминутные потребности, на этику, лишенную мистического и религиозного начала (кредо эпохи выразил немецкий философ Ф. Ницше: «Бог умер»). 3. Господство «цивилизации молодых». 4. Космополитизм и фундаментализм как две крайности социокультурного развития. 5. Унисекс – в моде и стиле поведения, нивелирование гендерных различий. 6.Размывание границ между видами и жанрами искусства, создание новых культурных форм (перформансов, инсталляций, хэппенингов). 7. Расширение влияния виртуальной реальности. |