Ассертивное речевое поведение в коммуникации юриста
В современной гуманитарной сфере отмечаются несколько подходов к обучению риторике, так называемые «диалектический», ориентированный на «выяснение истины», и «манипулятивный», нацеленный на успешность в словесном состязании. Вспомним выделенные в психологии стили поведения личности при достижении поставленной перед собой цели: агрессивный, пассивный, манипулятивный и ассертивный[35].По признанию В.В. Колесова, «мы живем в режиме риторического мышления, потому что во главу угла поставили одну единственную функцию языка – коммуникативную; накопление информации для нас важнее постижения нового в пределах самой главной функции языка – речемыслительной, когнитивной. Убедить, а не доказать – вот основная установка современного общения, возможно потому, что и доказывать-то нечего, и доказать невозможно. Отсутствует единство информационного поля <…> и цельность мировосприятия…»[36] . Нет сомнений, что в свете исторических вызовов, перед которыми оказалось человечество в условиях глобализации и на которые можно адекватно ответить только объединенными усилиями, речь следует вести о переходе от односторонних установок на властное доминирование к диалогу культур, но без навязывания извне программ развития. В рамках данного параграфа рассмотрим особенности формирования ассертивного стиля поведения при помощи диалектических риторических технологий.
Создавая новую теорию аргументации, Х. Перельман понимал, что в социальной коммуникации отсутствуют четкие критерии для принятия однозначных и справедливых решений, и утверждал, что риторическая аргументация всегда личностна, так как она связана с фактором адресата и направлена на аудиторию, но интеллектуальный контакт возможен только при условии релевантности менталитетов, т. е. адресат и адресант должны находиться в пространстве одного и того же социального менталитета, в одной системе ценностей. Цель риторической аргументации – заставить аудиторию перейти от согласия относительно ценностных предпосылок к согласию относительно вывода, не преследуя выявления истины в силу ее нерелевантности. А задача аргументатора – так организовать аргументацию, чтобы из приемлемости посылок истекала приемлемость вывода с акцентом не на доказательстве, а на убеждении.
В оформившейся в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. в трудах американского психолога А. Солтера в концепции ассертивности были противопоставлены феномены самореализации и манипулирования людьми. При этом уверенное поведение рассматривалось как оптимальный и конструктивный способ межличностного взаимодействия. Ассертивный – (assertive, англ.) – значит настойчивый, умеющий настоять на своём. Уверенность (ассертивность) подразумевает принятие ответственности за свою жизнь, чувства и действия. В диссертационном исследовании И. В. Поповой ассертивность рассматривается как «интегративное свойство личности, проявляющееся в когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах сознательной деятельности»[37].
Как правило, тренингами ассертивного поведения занимаются психологи и специалисты в сфере управления, но в последние годы возрос интерес к таким технологиям и в риторике. Овладение таким поведением может вселить внутреннюю уверенность и придать сил, помогает достичь поставленных целей без причинения ущерба другим, учит осуществлять сознательный выбор и отвечать за свои поступки. Но следует помнить, что ассертивность может потребовать изменений и в восприятии себя, и в отношениях с другими, заставит осознать как преимущества, так и опасности, связанные с развитием уверенности, при этом гарантирует умение переводить чужое агрессивное и манипулятивное поведение в конструктивное русло (в частности, прием рефрейминга).
Риторика ассертивности в профессиональной деятельности юриста – это владение вербальными и невербальными умениями утверждающего поведения, что включает умения говорить "нет", обращаться с просьбами и выдвигать требования, цивилизованно выражать положительные и отрицательные чувства, конструктивно начинать, поддерживать и заканчивать разговор.
Без разделения общества на личностей, отдающих распоряжения и исполняющих их невозможны процессы институционализации цивилизованного общества, так как в нем всегда присутствует полемика, выражающая наиболее общие тенденции борьбы тех или иных идей в этической сфере человечества. В работах М.Фуко институциональный дискурс трактуется как поле дискурсивных практик, «которые властно навязывают обществу определенную оценочную и когнитивную базу, устанавливают режимы коммуникции и порядок мышления, дисциплинирует разум и чувства, обозначивает и структурирует объекты посредством отделения нормы от ненормы. У Фуко различные социальные институты и области знания рассматриваются как сферы подавления и дискурсного контроля, надзора за соблюдением установленного порядка словоупотребления и порядка вещей»[9].
Властный и идеологический дискурсы как многоуровневые явления представляют интерес в практике тренингов ассертивности. Например, на этапе наблюдения студентам предлагаются следующие задания: Проанализируйте топос права, появляющийся в средствах массовой информации и политической риторике, дайте характеристику этоса оратора в приведенном отрывке:
«– Дмитрий Анатольевич, а Вам знакомо понятие “басманное правосудие”? – поинтересовался на сегодняшней встрече президента страны с руководителями трех крупнейших российских телеканалов глава Первого канала Константин Эрнст.
– Да, я слышал этот термин. Я не уверен, что он является точным или корректным. Но если под “басманным правосудием” понимается принятие несправедливых решений любым судом в самых разных местах нашей страны, то есть так называемых неправосудных решений, как говорят юристы, то это зло и с этим нужно бороться, бороться мерами юридического реагирования. Такие решения или приговоры должны обстоятельств, будь то деньги, политическое давление, иные факторы, - лица, которые такие приговоры и решения принимают, должны подвергаться ответственности, нести ответственность перед законом, перед страной, – ответил президент» [http://rokf.ru/sosial/2009/12/24/].
Для повышения ассертивности используются специальные обучающие этапы и процедуры. Первая – формирование навыков адекватного реагирования на поведение собеседника в ситуации визуального и вербального контакта (умение «прочитывать» и слушать собеседника). Как правило, на этом этапе активно включается эмоциональная реакция, поэтому важно обучить приемам «гашения» негативной эмоции. Вторая – воспроизведение реакций – состоит в отработке стандартных реакций на то или иное поведение собеседника (под стандартной реакцией понимается набор моделей коммуникативных тактик утверждающего поведения). Третья – совершенствование реакций – заключается в придании новому поведению непринужденности и устойчивости. Четвертая – когнитивное реструктурирование – включает критический анализ своих психических и эмоциональных представлений, препятствующих ассертивности, и дальнейшее приобретение знаний и совершенствование навыков, усиливающих ассертивность. Пятая процедура обучения предполагает опробование нового поведения и поощряет распространение его на новые ситуации. Эти процедуры продолжаются до тех пор, пока обучающиеся не продемонстрируют надлежащую ассертивность. Естественно, длительность обучения и достижение результата зависит от множества индивидуальных особенностей (психотип, уровень развитости эмоционального и вербального интеллекта, социализированность, аккультурация – готовность к межкультурной коммуникации и проч.).
Поведение может считаться ассертивным, если человек, уважая права других, защищает свои собственные права, способен к адекватному социальному и эмоциональному самовыражению, уверен в себе и способен вести себя рационально, как зрелая личность. Признаки ассертивного человека: смотрит в глаза, но не «таращится», расслаблен, легко двигается, голова приподнята, движения рук открыты (визуальный анализ); речь ровная и четкая, непосредственная, живая и понятная (анализ звучащей речи). Основные принципы ассертивности, несмотря на их кажущуюся простоту и очевидность, охватывают практически все возможные затруднения человека в общении с другими и в отношении к самому себе. Задание студентам: проанализируйте мнение технологов ассертивного поведения, оцените применительно к себе, совпадают ли они с Вашей личной коммуникативной стратегией [3]: «Каждый человек имеет право:
1. Сам судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и нести ответственность за последствия.
2. Не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих свое поведение.
3. Сам решать, отвечает ли он и в какой мере за проблемы других людей. Менять свои взгляды.
4. Совершать ошибки и отвечать за них.
5. Сказать "я не знаю".
6. Не зависеть от доброй воли других людей.
7. Поступать нелогично.
8. Сказать другому "я тебя не понимаю".
9. Сказать "меня это не волнует".
Следующее задание – проанализируйте представленные в таблице 1 как позитивные, так и негативные последствия ассертивного поведения, выделяемые специалистами [12]:
Таблица 1. Последствия ассертивного поведения
Позитивные последствия (почему стоит вести себя ассертивно?) | Негативные последствия (чем рискуем, ведя себя ассертивно?) |
в конфликтных ситуациях можно достичь компромисса без ущерба для собственного достоинства; | нас могут не любить, за то, что выражаем свои чувства; |
можно говорить «НЕТ», не испытывая угрызений совести, страха или злости; помогает сопротивляться нажиму со стороны других; | могут появиться изменения в отношениях с другими людьми, не обязательно именно такие, каких мы ожидали |
обеспечивается открытость общения, искореняет чувство неискренности; | можно получить ярлык человека, идущего по жизни напролом; |
появляется удовлетворение от выражения собственных чувств; | нет гарантии успеха. |
демонстрируется уважение собственных прав и прав других людей; | |
можно самому распоряжаться собственной жизнью. | |
можно достичь поставленных целей и реализовывать свои стремления и потребности. |
В любой продуктивной технологии возможны негативные проявления, которые важно корректно сглаживать. В качестве образца ассертивной реакции на провокационные вопросы предлагаем изучить фрагменты из пресс-конференций руководителей государства и правительства:
1. «А вам не хочется оставить политику со всеми проблемами и пожить уже для себя, для детей, для семьи, ну и отдохнуть наконец? Если что, я вас заменю, вы только позвоните. Линар из Краснодара»,— процитировала ведущая программы Мария Ситтель вопрос неравнодушного человека. «Не дождетесь! Но если есть желание поработать, то это мы изучим отдельно и предложим, в том числе и вам достойное место для реализации своего потенциала»,— ответил премьер».
2. «Журналист: Вы самый богатый человек в Европе. Если это правда, каковы источники вашего богатства?
Путин: Это правда. Я самый богатый человек не только в Европе, но и в мире. Я богат тем, что народ России дважды доверил мне руководство такой великой страной, как Россия. Что касается различных слухов по поводу денежного состояния, я смотрел некоторые бумажки на этот счет… Просто болтовня, которую нечего обсуждать. Просто чушь, все выковыряли из носа и размазали по своим бумажкам. Вот так я к этому и отношусь» (http://www.km.ru/magazin/view).
Обученаясь умению «вслушиваться» в собеседника, важно познакомиться с рекомендациями специфического невербального поведения[38]:
1. Для демонстрации заинтересованности принимаем открытую позу и /или немного наклоняемся в сторону собеседника, устанавливаем с ним визуальный контакт. При этом помним следующее:
а) если вы смотрите в глаза собеседнику, тем самым показываете, что вам важно и интересно то, что говорит собеседник;
б) если вы рассматриваете собеседника «с ног до головы», тем самым сообщаете ему, что для вас важен в первую очередь сам собеседник, а не то, что он говорит;
в) если вы рассматриваете предметы в комнате во время речи собеседника, тем самым сообщаете, что вам не важен ни собеседник, ни то, что он говорит, по крайней мере в этот момент.
2. Сопровождаем восприятие позитивной реакцией:киванием головы, произнесением слов и выражений «да», «понимаю вас...», но без заискивания и заглядывания в глаза собеседнику «снизу вверх».
3. Даем человеку возможность самому понять и оформить мысль. Не заканчиваем предложение вместо него даже из желания «помочь» и закончить за него начатую им фразу.
4. Задаем вопросы на понимание: обращаемся к говорящему за уточнением, стремимся получить дополнительную информацию, прояснить позицию собеседника — это один из показателей активного слушания. Вопрос определяет не только те ответы, которые мы намереваемся получить, но и направляет собеседника на наши ожидания и прогнозы результата общения. Поэтому важно уметь задать правильный вопрос в нужный момент.
5. Проверяем правильность понимания:перефразирование с уточнением смысла высказывания собеседника, то есть повторяем говорящему его же сообщения, но своими словами (можно сопровождать фразой «Если я вас правильно понял…»).
6. Демонстрируем сопереживание: фразы «Я понимаю ваше состояние...»; «Я понимаю, что вам нелегко говорить об этом» – (эмоциональное поглаживание) и т. п.
На следующем этапе в процессе риторического тренинга следует продумать свои критерии ассертивного поведения, а затем сравнить с критериями и советами технологов ассертивного поведения:
1. Умение решить, насколько ассертивность является правильной стратегией в данной ситуации: если хочешь вести себя ассертивно, подумай о ситуации, месте, времени и об отношениях с собеседником.
2. Умение доверять самому себе и думать о себе позитивно: относись к себе позитивно, без самобичевания и самоуничижения.
1. Умение поддерживать продуктивный контакт с собеседником: выражай свои мысли ясно и точно.
2. Умение воспринимать критику прагматично: используй чужую критику с пользой – ответь на нее ассертивно.
3. Умение справиться с конфликтной ситуацией: прими открытую позу, придерживайся своего мнения, но будь готов на компромисс в несущественном, ищи золотую середину и контролируй то, что происходит (реакция «да, но» вместо «нет»)
В целом, овладение техникой ассертивного поведения – условие формирования креативной личности с гармонизацией интеллектуальной и эмоциональной сфер, это творческий процесс с его особенностями, стадиями и этапами.Как правило, многие предлагаемые специалистами тренинги направлены на корректировку поведения сформировавшихся личностей с достаточно развитым эмоциональным интеллектом и психологической устойчивостью, имеющих профессиональную подготовку в той или иной сфере деятельности.
Задание: Проанализируйте следующие тексты, назовите риторические приемы, усиливающие воздействующий эффект:
1) фрагмент текста обращения президента РФ Дмитрия Медведева «Россия, вперед!» на сайте Газета.ру. [www.gazeta.ru/comments/2009/09/10]. (оппозиция мы-они короткое предложение конца текста, парцелляция, синтаксический параллелизм, перечисление, ритмизация речи, лозунговость, риторическое восклицание – кульминация).
«Таковы мои взгляды на историческую роль нашей страны, на ее будущее. Предлагаемые мной ответы на вопросы, касающиеся каждого из нас.
Я приглашаю всех, кто разделяет мои убеждения, к сотрудничеству. Приглашаю к сотрудничеству и тех, кто не согласен со мной, но искренне желает перемен к лучшему.
Нашей работе будут пытаться мешать. Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «все есть». Их все устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам. Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его. Но будущее принадлежит не им. Оно принадлежит нам. Таких, как мы, абсолютное большинство. Мы будем действовать. Терпеливо, прагматично, последовательно, взвешенно. Действовать прямо сейчас. Действовать завтра и послезавтра. Мы преодолеем кризис, отсталость, коррупцию. Создадим новую Россию. Россия, вперед!»
2) «Много было сказано в адрес лидеров оппозиции: их глава правительства тоже считет наймитами – только теперь уже сил на Западе, которые хотят расшатать Россию, а говоря о том, как собирается во время нового президентского срока вести диалог с «непримиримой оппозицией, процитировал фразу из «Маугли»: «Идите ко мне, бандерлоги!» [«Прямая линия» Путина. Реакция в Интернет-сообществе и на западе / Эхо планеты / http://www.ekhoplanet.ru/russia_486_14685];
3) «Президент России Владимир Путин назвал ложью заявления, сделанные в Конгрессе США государственным секретарем страны Джоном Керри во время дебатов о возможном вмешательстве в сирийский конфликт.<…>По словам президента, на вопрос конгрессмена о наличии в зоне конфликта «Аль-Каеды» Керри ответил, что представителей этой организации в Сирии нет. “Врет, и знают ведь, что врет. Это печально”, — отметил Путин». [Путин обвинил госсекретаря во лжи / http://vesti70.ru/news/putin_obvinil_gossekretarya_ssha_vo_lzhi_04092013.html].
Таким образом, такие приемы, как простота слога (пример 1), вызов (пример 2) намеренная сниженность лексики (пример 3) выделяют харизматических лидеров, готовых использовать особенности разговорной речи со сниженной лексикой для достижения ассертивного эффекта.
Типы речевой культуры
Исключительно важным для современного состояния общества и его культуры является понятие типа речевой культуры носителя языка (О.Б. Сиротинина). И.А. Стерниным выделены элитарный тип речевой культуры, литературный тип, литературно-разговорный и фамильярно-разговорный, а также жаргонный и просторечный типы речевой культуры[39]: Остановимся подробнее на базовых для речи юриста.
Элитарный тип речевой культуры характеризуют следующие параметры: высшее образование носителя языка, обычно гуманитарное; рефлексивный интеллект; логичность мышления; некатегоричность в оценках; знание и соблюдение риторических правил общения; привычка проверять свои языковые знания, пополнять их по авторитетным текстам и словарям; самостоятельность в формировании собственной речевой культуры; богатство как активного, так и пассивного словаря; получение удовольствия от восприятия сложных текстов и теоретических дискуссий; обсуждение с коллегами и близкими состояния современного языка, комментирование изменений в языке.
Литературный тип –основной для большинства юристов,характеризуют следующие параметры: преимущественно рефлексивный тип интеллекта; некатегоричность в оценках; неудовлетворенность своим интеллектуальным багажом, наличие потребности в расширении своих знаний и их проверке; выполнение работы, постоянно требующей определенных интеллектуальных усилий; соблюдение основных этических норм; соблюдение основных норм речевого этикета; соблюдение основных норм литературной речи; владение основными стилями устной речи; примерно одинаковое владение культурой устной и письменной речи; способность достаточно легко менять стиль и жанр речи с изменением коммуникативной ситуации; способность контролировать и изменять свою речь в ее процессе; отсутствие языковой самоуверенности; «неперенос» того, что типично для устной речи, в письменную речь и, напротив, того, что свойственно письменной речи, в устную; владение основами связной устной монологической речи, способность без подготовки или с минимальной подготовкой выступить с небольшим устным монологом на известную тему; привычка обращаться к словарям или специалистам-филологам для уточнения значений слов, привычка спрашивать других о том, «как правильно сказать»; богатство как активного, так и пассивного словаря, способность использовать синонимы в своей речи; знание основных изучавшихся в школе прецедентных текстов художественной литературы, способность использовать в качестве цитат в непосредственном общении некоторые (известные из школьной программы) строки; владение основными нормами устного речевого этикета; владение эпистолярным жанром (носитель этого типа регулярно пишет письма); способность самостоятельно готовить необходимые письменные документы с опорой на собственные языковые знания; способность к языковой игре, получение от нее удовольствия; тематический и стилистический самоконтроль; экспрессивность речи создается интонацией, образностью, синонимическими средствами языка, юмором, использованием прецедентных текстов, уместных цитат, а не сниженной лексикой, понимание того, что важно не только, ЧТО сказать, а и КАК сказать, отсутствие в речи аргументов типа «все так говорят» или «по радио, телевидению так говорили, я слышал»; изменение тональности общения в зависимости от коммуникативной ситуации; использование преимущественной формы вы-общения, соблюдение норм употребления ТЫ и ВЫ; речь не содержит общеупотребительных штампов; фиксирование ошибок в речи других – в устной речи, письменных и медийных текстах, в рекламе.
В речи юриста запрещенпросторечно-жаргонный тип, отражающийнизкий уровень общего образования и характеризующийся следующими признаками:
ориентация в общении и культуре исключительно на свою группу общения; крайняя категоричность в оценках, в целом высокая оценочность речи, оценки выражаются грубо или нецензурно; самоуверенность, безапелляционность в общении; абсолютное доминирование точки зрения «главное, ЧТО сказать, а не КАК сказать»; нежелание и неспособность следить за своей речью, контролировать ее; владение только просторечным стилем устного общения; невладение письменными формами речи: носители этого типа тексты могут писать преимущественно под диктовку, необходимость письменной речи ставит их в тупик, официальные документы могут писать только по образцу, заполняя пустые графы, при этом, как правило, требуют уже заполненный другими образец; отсутствие представлений о языковых нормах и языковых табу, непонимание того, что есть запрещенная к употреблению лексика; привычное, «связочное» использование вульгаризмов, жаргона, сленга; привычное использование мата в экспрессивной и связочной функции; доминирует исключительно ты-общение; доминируют обращения типа Димон, Вован, Серый, клички и под.; неспособность к чтению более или менее длинных текстов любого жанра, неспособность синтезировать смысл текста, требование объяснить им смысл устно; неумение пользоваться словарями; непонимание подтекста в художественном тексте, в пословицах и поговорках; предпочтение отдается ситуативному юмору или относящемуся к телесному низу, юмористический подтекст не воспринимается, если нет грубых или нецензурных слов в рифму; лексика и фразеология, новые слова усваиваются исключительно из непосредственного общения с ближайшим окружением; отсутствует рефлексия о языке, проблемы языка не вызывают никакого интереса; в речи (как и в сознании) отсутствуют прецедентные тексты; погоня за языковой модой, тяга к модным экспрессивным словоупотреблениям; неспособность к синонимическому варьированию речи, что приводит к штампованности и отсутствию индивидуальности в речи; экспрессия речи достигается исключительно использованием категоричных безапелляционных оценок, грубой и нецензурной лексики, повышением громкости или интонационной напряженности артикуляции;