Структура деятельности классного руководителя
Деятельность классного руководителя достигает своей цели и дает наилучший результат при условии, если она проводится в определенной системе. Система деятельности классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой компонентов педагогической деятельности вытекающих из целей и задач воспитания.
Т.И. Куликова предприняла попытку соотнесения компонентов педагогической деятельности с содержанием деятельности классного руководителя
Компоненты педагогической деятельности классного руководителя | Содержание деятельности классного руководителя |
Гностический компонент | |
Проектировочный компонент | |
Конструктивный компонент | |
Коммуникативный компонент | |
Организаторский компонент | -организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; -ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя). |
Основная цель классного руководителя младших школьников поддерживающего типа – создание пространства для проявления творческой индивидуальности обучающихся. При этом он акцентирует представление детям свободы выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизни класса.
Основные задачи, направления деятельности классного руководителя.
Работа классного руководителя должна быть ориентирована на кодекс школы и традиционные правила высокой общечеловеческой и национальной культуры. В число пяти ключевых задач деятельности классного руководителя входят следующие задачи
Направления деятельности классного руководителя |
Классный руководитель начальных классов в системе управления воспитательной работой в школе
Учитель начальных классов и классный руководитель – неразделимые понятия. Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Это объясняется психологическими особенностями младшего школьника, для которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» обучающегося. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию обучающихся. С чего начинается формирование детского коллектива? Поскольку эта работа возможна только в тесном взаимодействии с родителями младших школьников, то работа классного руководителя в начальных классах начинается с формирования родительского коллектива.
Направления деятельности классного руководителя с родителями:
1)___________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________
3)___________________________________________________________________________________
4)___________________________________________________________________________________
5)___________________________________________________________________________________
6)___________________________________________________________________________________
Работа классного руководителя в начальных классах – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений.
Работа классного руководителя начинается с диагностической деятельности.
Диагностическая деятельность проводится с учетом следующих условий:
1)___________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________
3)___________________________________________________________________________________
4)___________________________________________________________________________________
5)___________________________________________________________________________________
6)___________________________________________________________________________________
Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями.
После проведенной диагностики и определения цели и задач воспитания, классные руководители выбирают направления воспитательной работы, реализация которого становится первым кирпичиком для формирования системы воспитательной работы в классе.
В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует: |