Формат трехдневного тренинга
В этом случае участники тренинга глубже «погружаются» в атмосферу группы, меньше времени тратится на фазу создания работоспособности, а также на формирование доверия группе. Предлагаемый вариант наиболее удобен для проведения в каникулярное время.
День первый
Цель. Знакомство участников с целями тренинга, создание доверительной атмосферы, формирование коммуникативных навыков.
Тренинг начинается с введения групповых правил, а также с создания условий для знакомства тренера с участниками занятий. В первый день формируются навыки установления контакта, невербального общения, группового взаимодействия.
День второй
Цель.Дальнейшее формирование навыков партнерского общения (активного слушания, стратегии ведения беседы), организация работы класса для решения общегрупповых целей, что является важнейшим элементом повышения сплоченности группы.
День третий
Цель. Развитие навыков взаимодействия в команде, чувства «мы», создание условий для получения участниками личностно ориентированной обратной связи.
Участники группы и ведущий подводят итоги работы класса в течение всего тренинга.
Для оценки эффективности работы по программе предлагается кета, в которую включено 8 открытых вопросов и 12 пар прилагательных, представленных методом семантического дифференциала для оценки привлекательности (П), силы (С) и активности (А) группе я также ассоциативный вопрос. Бланк анкеты обратной связи, включающий шкалу семантического дифференциала с ключом, представлен в приложении.
В соответствии с ключом подсчитываются баллы по каждому параметру. Отрицательные показатели свидетельствуют о конфликтных взаимоотношениях в группе, разобщенности, пассивности группы.
Ассоциативный вопрос относится к проективным и анализируется по критерию, сходному с представлениями М. Люшера, выделяющего «рабочие цвета»: позитивная атмосфера в группе описывается красным, желтым, зеленым и фиолетовым цветами. Эти цвета говорят о благоприятном социально-психологическом климате в коллективе, сплоченности, доброжелательных отношениях в группе.
Диагностическая процедура может проводиться в конце занятий, также возможен сравнительный анализ данных, для которого необходимо провести процедуру исследования дважды (в начале и в конце работы группы). Также возможно использование социометрии, позволяющей отслеживать изменения в структуре формальных и неформальных отношений, что связано с уровнем развития группы. Другие методы: индекс групповой сплоченности Сишора, экспертная оценка социально-психологического климата в классе, самоотчеты участников.
Таким образом, реализация программы способствует развитию групповой динамики, росту сплоченности в классе. В программе занятия с целью развития коммуникативных навыков чередуются с занятиями на групповое взаимодействие, что позволяет, с одной стороны, повышать коммуникативную компетентность участников (необходимую для роста сплоченности), с другой стороны, реализовывать принципы партнерского общения при принятии группового Решения. Класс, участвуя в занятиях, двигается от стадии к стадии за счет формирования чувства «мы», развития целостности группы и ее сплоченности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога М.: Oсь - 89, 2002.
2. Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические ос новы субъектного подхода к групповой работе. СПб.: Речь, 2004.
3. Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. СПб.: Речь, 2001
4. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг: М.: Гардарика, 2003.
5. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
6. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск: ТетраСистемс, 2000.
7. Психогимнастика в тренинге / Под. ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь 2003.
8. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения / Авт.- сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.
9. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2005.
10. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.: Генезис, 1999.
11. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего М.: Генезис, 1999.
12. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Класс 1999.
ГЛАВА 17
АДАПТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
В период реформирования образования все актуальнее становятся проблемы процесса адаптации студентов к новым формам и условиям жизнедеятельности, что вызывает потребность совершенствования психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
В зарубежной и отечественной психологии проблемами студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории в разные годы занимались Э. Эриксон, Г. С. Абрамова, Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, А. А. Реан и другие (1).
Рассматривая особенности личности студентов, мы опираемся на возрастную периодизацию Б. Г. Ананьева, согласно которой студенческий возраст (поздняя юность, ранняя зрелость) определяется границами 17—18 лет — 22—23 года (3).
Это важный этап социально-профессионального становления личности. Глубокое изменение социальной ситуации развития приводят к кризису идентичности, который выражается в том, что личность испытывает неуверенность, дискомфорт, растерянность. Ведущие потребности юности — это потребности в социальном и профессиональном самоопределении, социально-психологической поддержке и защите, а также потребность в достижениях. Психологическими новообразованиями в этом возрасте являются самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, социально-профессиональная компетентность (2). Указанные характеристики студентам, бывшим старшеклассникам необходимо приобрести или развить на этапе перехода от обучения в школе к обучению в высшем учебном заведении.
Начало студенческой жизни — серьезное испытание для большинства студентов. Им необходимо принять новую социальную роль студента, привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям к повседневным обязанностям, приобщиться к профессии. Таким образом, с точки зрения отечественных психологов и педагогов on ним из условий перехода вчерашнего школьника в студенты является преемственно изменяющаяся система учебно-воспитательного процесса.
В процессе адаптации происходят изменения во внутреннем мире личности. Изменяются, прежде всего, привычные представления о содержании предстоящей ведущей и иной деятельности, об особенностях новой социальной микросреды и т. д. Возникает, таким образом, новая, отражающая реалии изменившихся условий, информационная основа адекватности психической и предметно-практической деятельности.
Без изучения адаптации нельзя оптимально организовать учебно-воспитательный процесс, пробудить общественную активность студентов. Процесс адаптации трактуется учеными по-разному. И. С. Кон понимал под адаптацией процесс активного приспособления и волевой реализации усвоенных норм и ценностей в условиях конкретной ситуации (4). В. Т. Хорошко, Р. Р. Бибрих, Г. М. Чайченко, Л. И. Томилина считают, что под адаптацией следует понимать процесс приведения в соответствие основных параметров социальной и личностной характеристик студента, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту (5).
В вузе адаптация связана с включением студентов в новые условия, выходящие за пределы их привычного образа жизни. Причем понятие «адаптация студентов» носит конкретный характер и означает в первую очередь именно приспособление личности, личностных свойств и качеств к новым условиям конкретного вуза.
Таким образом, адаптация — это процесс, во-первых, непрерывный, так как не прекращается ни на один день, а во-вторых, колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые разные сферы: деятельность, общение, самосознание.
В первый год обучения студенты-первокурсники одновременно осуществляют три вида адаптации в комплексе. В процессе физиологической адаптации организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам. Профессиональная адаптация — это приспособление к характеру, режиму и условиям труда, развитие положительного отношения к профессии. Социально-психологическая адаптация связана с вхождением личности в социальное окружение (2)-
Психологическая адаптация — это наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды жизнедеятельности. Под социально-психологической адаптацией мы понимаем процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды путем усвоения и принятия елей, ценностей, норм поведения, обычных в данной среде.
Сущность проблемы социально-психологической адаптации — успешном освоении новых условий деятельности и вхождении, «вживании» в систему иных официальных и неофициальных взаимоотношений, нахождение, занятие в новой микросреде определенного статуса, самоутверждение в эмоционально-комфортной, перспективно-обнадеживающей позиции.
Определяющими факторами успешной адаптации студентов являются характер профессиональной ориентации, отношение к учебе и мотивационный аспект учебной деятельности. Таким образом, важно с первых дней пребывания студентов-первокурсников в учебном заведении создать положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности (для удовлетворения потребностей в интеллектуальном, эмоциональном и нравственном развитии), доброжелательные взаимодействия как между студентами, так и между студентами и педагогическим коллективом в целом. Эти задачи можно решать разными путями: один из них — тренинг, который позволяет в очень короткие сроки активизировать процесс адаптации.
Для психологического сопровождения студентов в период адаптации к вузу нами была разработана программа адаптационного тренинга.
Под программой мы понимаем совокупность, систему социально-психологических мероприятий, направленных на решение проблемы адаптации студентов к вузовским условиям обучения, жизни, досуга, принятием установок, норм, ценностей нового коллектива.
Основная цель программы — психологическая и социальная адаптация к вузовскому обучению, в результате которой студент начнет самостоятельно выстраивать перспективу собственного будущего, формулировать личностные, в том числе профессиональные планы.
Программа адаптационных занятий включает в себя несколько взаимосвязанных блоков: подготовительный, информационно-мотивационный, диагностический. Тренинг рассчитан на три дня и организован по типу «погружения». Продолжительность каждого дня занятий — 6 часов. Занятия построены в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к социально-психологическому тренингу, с применением различных психотехнических упражнений. В конце каждого дня и по итогам тренинга в целом тренеру необходимо организовывать «обратную связь».
Тренинговые занятия проводят преподаватели, практикующие в области психологии и имеющие специальную подготовку для проведения социально-психологического тренинга. Соведущими могут выступать студенты выпускного курса, обучающиеся по специальности «Психология». Для этих студентов проведение тренинга, с одной стороны, является важным моментом в освоении практических психологических знаний, а с другой — процессом передачи личного опыта обучения и адаптации к вузу и будущей профессии. Прежде чем приступить к проведению тренинговых занятий, преподаватели проводят специальную подготовку обучающей команды, создают оптимальные условия для раскрытия возможностей каждого студента, нейтрализуют, смягчают психологические барьеры во время профессионального общения, организуют совместную деятельность по подбору психологических упражнений. Студенты и преподаватели обсуждают возможные затруднения и психологические проблемы, которые могут возникнуть в процессе занятий. Подготовительный этап позволяет установить доверительные, партнерские отношения между преподавателями и студентами, что положительно сказывается на дальнейшей работе. В результате совместных обсуждений вырабатывается общая стратегия поведения, установки и планы, разрабатывается программа адаптационных занятий. Подготовительный этап позволяет установить доверительные, партнерские отношения между преподавателями и студентами, что положительно сказывается на дальнейшей работе. В результате совместных обсуждений вырабатывается общая стратегия поведения, установки и планы, разрабатывается программа адаптационных занятий.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Цель. Знакомство с участниками, изучение ожиданий, проведение первичной диагностики.
Программа первого дня включает в себя два блока. Первый блок — информационный (знакомство с особенностями организации вузовского процесса обучения, спецификой обучения на факультете; со структурными подразделениями вуза и факультета, кафедрами; историей факультета и т. д.), позволяющий студентам войти в новую социальную среду. Второй блок — диагностический (он включает в себя определение мотивационной структуры личности, выявление ценностных ориентации, эмоциональных особенностей личности). Мы предлагаем включать методики экспресс-диагностики, которые позволяют студентам получить данные о себе, осознать и проработать полученные результаты.
В первый день работа проводится в подгруппах по 12-14 человек. Участники знакомятся с основными правилами работы группы. Для установления доверия в группе и создания положительного эмоционального фона используются разнообразные упражнения, игры-шутки, психогимнастические элементы и т. д. Важно в процессе обсуждения дать участникам возможность осознать и высказать свои ожидания, опасения, тревогу, связанные с началом нового периода в жизни, новыми условиями деятельности и общения.
Для более полного принятия новой социальной роли и осознания выбранной специальности, студентам можно предложить выполнение следующих заданий: «Я — студент», «Я — профессионал» с воплощением своего образа на листе бумаги. После выполнения необходимо провести обсуждение рисунков. Это дает возможность конкретизировать представления студентов о себе и других членах группы, а также более четко представить особенности своей профессии. Для углубления знаний о себе студенты получают домашнее задание: заполнение известного проективного теста «Кто Я?», ответы на который позволят разобраться в себе и во второй день презентовать себя в группе. В конце первого дня обрабатываются результаты тестирования, которые учитываются в работе по решению одной из задач второго дня, а именно — формированию учебной мотивации
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Цель. Формирование учебной мотивации, выявление профессионально важных качеств, необходимых для успешной учебы и последующей профессиональной деятельности. Для этого важно осознание своих интересов, способностей, участие в различных видах практической деятельности, сплочение группы.
В первый день студенты уже выполняли упражнение «Я — профессионал», которое помогло выявить профессионально важные качества. Выполняя упражнение «Идеальный профессионал», студенты выделяют и обсуждают качества, которыми, по их мнению необходимо обладать представителю выбранной профессии, а также обращают внимание на соответствие собственных выделенных качеств идеальной модели. По окончании упражнения студентам можно предложить совместно составить коллаж. С одной стороны это позволяет снять возможное возникшее напряжение, а с другой — способствует сплочению коллектива.
Упражнение «Разговор со сменой позиций» помогает определить особенности себя как личности, студента и будущего профессионала. Групповая дискуссия на тему «Обучение в вузе» помогает осознать, какими общими навыками и знаниями студентам необходимо овладеть. Для снятия эмоционального напряжения и барьеров в общении между участниками в программу дня можно включить элементы тренинга сенситивности, что углубляет понимание самого себя и других студентов в группе. Упражнение «Я и группа» позволяет рассмотреть фундаментальные эмоции, идентифицировать эмоциональные состояния, прогнозировать состояния, отношения и свойства человека и группы. Для сплочения группы можно применять разнообразные упражнения. Например, упражнение «Ладошки» позволяет участникам понять, легко ли работать в парах и какую информацию можно получать от партнера.
Информационный блок может включать в себя знакомство с особенностями организации внеучебной работы в вузе и на факультете. Для самоопределения студентам можно предложить составить «Список важных дел». Это позволит студентам разобраться, определить направление работы, в котором они могут реализовать свои способности, желания и возможности.
С целью сплочения коллектива, выявления официальных и неофициальных лидеров и выработки совместной стратегии поведения общей студенческой группы необходимо объединить учебные подгруппы. В программу целесообразно включить различные ролевые игры: «Факультет», «Катастрофа в пустыне», упражнения «Рисуем деревья», «Молекула». Ведущим необходимо организовать обсуждение таким образом, чтобы участники смогли осознать стили поведения, способствующие эффективному взаимодействию и конструктивному разрешению конфликтов, а группа в целом преодолела стадию «конфликта и протеста» и перешла к активной рабочей фазе.
Домашнее задание второго дня — написать личный план на пять лет построения индивидуальной и профессиональной траектории развития.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Цель. Определение перспектив развития группы, углубление процессов самораскрытия; определение жизненных планов и стратегий их реализации; выбор тьютора.
День начинается с традиционного приветствия, которое помогает участникам настроиться на рабочую обстановку. Затем идет представление личностных профессиональных планов, определение стратегии их реализации и необходимых для этого ресурсов и условий. Информационный блок содержит теоретические представления о понятии жизненной стратегии.
После обсуждения и рефлексии необходимо провести упражнение, направленное на снятие эмоционального и физического напряжения и повышающее групповую сплоченность, например «Автомойка».
Второй день занятий позволил участникам не только научиться доверять друг другу, но и приобрести уверенность в себе. Во время третьего дня занятий эти качества можно проверить и закрепить при помощи специально подобранных упражнений: «Свеча», «Пара». Эмоциональным и логическим завершением работы в группе может стать итоговое упражнение «Фотография», при помощи которого можно диагностировать качество реализации целей сплочения и самораскрытия участников.
На протяжении трех дней студенты-тьюторы являются активными участниками тренинга; это позволяет первокурсникам по окончании адаптационного тренинга сделать осознанный выбор тьютора.
Рекомендуется в план занятия включать самопрезентацию тьюторов. В конце дня происходит подведение итогов всей работы в целом, определяется план работы группы на ближайшее время, участники могут поделиться впечатлением о группе, тьюторах, тренинговой команде. По окончании адаптационных занятий у многих студентов возникает желание общения, но уже в неформальной обстановке, что может свидетельствовать о достижении и реализации поставленной цели и задач. Это может быть совместный вых0 на природу, проведение группового праздника и т. д.
Таким образом, программа адаптационных занятий с элемента ми социально-психологического тренинга позволяет студентам осознать новое качество своей социальной позиции; овладеть способами и приемами организации учебной и внеучебной деятельности осознать необходимые профессиональные и личностные качества скорректировать собственные планы на период обучения в вузе. Дополнительный эффект заключается в запуске механизмов группообразования, создании благоприятного психологического климата как в отдельных учебных группах, так и на факультете в целом.
ЛИТЕРАТУРА
- Григорович Л. А. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004.
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2001.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1976.
- Рудкова С. Г. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов в вузе. Дисс. ... канд. пед. наук. Биробиджан, 2005.
Глава 18