Формат трехдневного тренинга

В этом случае участники тренинга глубже «погружаются» в атмо­сферу группы, меньше времени тратится на фазу создания работос­пособности, а также на формирование доверия группе. Предлагае­мый вариант наиболее удобен для проведения в каникулярное время.

День первый

Цель. Знакомство участников с целями тренинга, создание дове­рительной атмосферы, формирование коммуникативных навыков.

Тренинг начинается с введения групповых правил, а также с со­здания условий для знакомства тренера с участниками занятий. В первый день формируются навыки установления контакта, невер­бального общения, группового взаимодействия.

День второй

Цель.Дальнейшее формирование навыков партнерского обще­ния (активного слушания, стратегии ведения беседы), организация работы класса для решения общегрупповых целей, что является важ­нейшим элементом повышения сплоченности группы.

День третий

Цель. Развитие навыков взаимодействия в команде, чувства «мы», создание условий для получения участниками личностно ориенти­рованной обратной связи.

Участники группы и ведущий подводят итоги работы класса в течение всего тренинга.

Для оценки эффективности работы по программе предлагается кета, в которую включено 8 открытых вопросов и 12 пар прилагательных, представленных методом семантического дифференциала для оценки привлекательности (П), силы (С) и активности (А) груп­пе я также ассоциативный вопрос. Бланк анкеты обратной связи, включающий шкалу семантического дифференциала с ключом, представлен в приложении.

В соответствии с ключом подсчитываются баллы по каждому параметру. Отрицательные показатели свидетельствуют о конф­ликтных взаимоотношениях в группе, разобщенности, пассивно­сти группы.

Ассоциативный вопрос относится к проективным и анализи­руется по критерию, сходному с представлениями М. Люшера, вы­деляющего «рабочие цвета»: позитивная атмосфера в группе опи­сывается красным, желтым, зеленым и фиолетовым цветами. Эти цвета говорят о благоприятном социально-психологическом кли­мате в коллективе, сплоченности, доброжелательных отношениях в группе.

Диагностическая процедура может проводиться в конце занятий, также возможен сравнительный анализ данных, для которого необ­ходимо провести процедуру исследования дважды (в начале и в конце работы группы). Также возможно использование социометрии, по­зволяющей отслеживать изменения в структуре формальных и не­формальных отношений, что связано с уровнем развития группы. Другие методы: индекс групповой сплоченности Сишора, эксперт­ная оценка социально-психологического климата в классе, самоот­четы участников.

Таким образом, реализация программы способствует развитию групповой динамики, росту сплоченности в классе. В программе занятия с целью развития коммуникативных навыков чередуются с занятиями на групповое взаимодействие, что позволяет, с одной сто­роны, повышать коммуникативную компетентность участников (не­обходимую для роста сплоченности), с другой стороны, реализовывать принципы партнерского общения при принятии группового Решения. Класс, участвуя в занятиях, двигается от стадии к стадии за счет формирования чувства «мы», развития целостности группы и ее сплоченности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога М.: Oсь - 89, 2002.

2. Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические ос новы субъектного подхода к групповой работе. СПб.: Речь, 2004.

3. Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межлич­ностные отношения: Методические рекомендации. СПб.: Речь, 2001

4. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг: М.: Гардарика, 2003.

5. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

6. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (об­щие и возрастные особенности). Минск: ТетраСистемс, 2000.

7. Психогимнастика в тренинге / Под. ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь 2003.

8. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения / Авт.- сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.

9. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2005.

10. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.: Генезис, 1999.

11. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего М.: Генезис, 1999.

12. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Класс 1999.

ГЛАВА 17

АДАПТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

В период реформирования образования все актуальнее становят­ся проблемы процесса адаптации студентов к новым формам и условиям жизнедеятельности, что вызывает потребность совершен­ствования психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

В зарубежной и отечественной психологии проблемами студен­чества как особой социально-психологической и возрастной кате­гории в разные годы занимались Э. Эриксон, Г. С. Абрамова, Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, А. А. Реан и другие (1).

Рассматривая особенности личности студентов, мы опираемся на возрастную периодизацию Б. Г. Ананьева, согласно которой сту­денческий возраст (поздняя юность, ранняя зрелость) определяется границами 17—18 лет — 22—23 года (3).

Это важный этап социально-профессионального становления лич­ности. Глубокое изменение социальной ситуации развития приводят к кризису идентичности, который выражается в том, что личность испытывает неуверенность, дискомфорт, растерянность. Ведущие потребности юности — это потребности в социальном и профессио­нальном самоопределении, социально-психологической поддержке и защите, а также потребность в достижениях. Психологическими новообразованиями в этом возрасте являются самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и про­фессиональной деятельности, социально-профессиональная компе­тентность (2). Указанные характеристики студентам, бывшим стар­шеклассникам необходимо приобрести или развить на этапе перехода от обучения в школе к обучению в высшем учебном заведении.

Начало студенческой жизни — серьезное испытание для боль­шинства студентов. Им необходимо принять новую социальную роль студента, привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям к повседневным обязанностям, приобщиться к профессии. Таким образом, с точки зрения отечественных психологов и педагогов on ним из условий перехода вчерашнего школьника в студенты является преемственно изменяющаяся система учебно-воспитательно­го процесса.

В процессе адаптации происходят изменения во внутреннем мире личности. Изменяются, прежде всего, привычные представления о содержании предстоящей ведущей и иной деятельности, об особен­ностях новой социальной микросреды и т. д. Возникает, таким образом, новая, отражающая реалии изменившихся условий, инфор­мационная основа адекватности психической и предметно-практи­ческой деятельности.

Без изучения адаптации нельзя оптимально организовать учебно-воспитательный процесс, пробудить общественную активность сту­дентов. Процесс адаптации трактуется учеными по-разному. И. С. Кон понимал под адаптацией процесс активного приспособления и воле­вой реализации усвоенных норм и ценностей в условиях конкретной ситуации (4). В. Т. Хорошко, Р. Р. Бибрих, Г. М. Чайченко, Л. И. То­милина считают, что под адаптацией следует понимать процесс приведения в соответствие основных параметров социальной и лич­ностной характеристик студента, в состояние динамического рав­новесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего факто­ра по отношению к студенту (5).

В вузе адаптация связана с включением студентов в новые усло­вия, выходящие за пределы их привычного образа жизни. Причем понятие «адаптация студентов» носит конкретный характер и озна­чает в первую очередь именно приспособление личности, личност­ных свойств и качеств к новым условиям конкретного вуза.

Таким образом, адаптация — это процесс, во-первых, непрерыв­ный, так как не прекращается ни на один день, а во-вторых, колеба­тельный, поскольку даже в течение одного дня происходит переклю­чение в самые разные сферы: деятельность, общение, самосознание.

В первый год обучения студенты-первокурсники одновременно осуществляют три вида адаптации в комплексе. В процессе физио­логической адаптации организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам. Профессиональная адаптация — это приспо­собление к характеру, режиму и условиям труда, развитие положи­тельного отношения к профессии. Социально-психологическая адап­тация связана с вхождением личности в социальное окружение (2)-

Психологическая адаптация — это наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды жизнедеятельности. Под социально-психологической адаптацией мы понимаем процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды путем усвоения и принятия елей, ценностей, норм поведения, обычных в данной среде.

Сущность проблемы социально-психологической адаптации — успешном освоении новых условий деятельности и вхождении, «вживании» в систему иных официальных и неофициальных взаи­моотношений, нахождение, занятие в новой микросреде определен­ного статуса, самоутверждение в эмоционально-комфортной, пер­спективно-обнадеживающей позиции.

Определяющими факторами успешной адаптации студентов яв­ляются характер профессиональной ориентации, отношение к уче­бе и мотивационный аспект учебной деятельности. Таким образом, важно с первых дней пребывания студентов-первокурсников в учеб­ном заведении создать положительный эмоциональный фон, усло­вия для активной жизнедеятельности (для удовлетворения потреб­ностей в интеллектуальном, эмоциональном и нравственном развитии), доброжелательные взаимодействия как между студента­ми, так и между студентами и педагогическим коллективом в це­лом. Эти задачи можно решать разными путями: один из них — тре­нинг, который позволяет в очень короткие сроки активизировать процесс адаптации.

Для психологического сопровождения студентов в период адап­тации к вузу нами была разработана программа адаптационного тре­нинга.

Под программой мы понимаем совокупность, систему социаль­но-психологических мероприятий, направленных на решение проблемы адаптации студентов к вузовским условиям обучения, жизни, досуга, принятием установок, норм, ценностей нового кол­лектива.

Основная цель программы — психологическая и социальная адап­тация к вузовскому обучению, в результате которой студент начн­ет самостоятельно выстраивать перспективу собственного буду­щего, формулировать личностные, в том числе профессиональные планы.

Программа адаптационных занятий включает в себя несколько взаимосвязанных блоков: подготовительный, информационно-мотивационный, диагностический. Тренинг рассчитан на три дня и организован по типу «погружения». Продолжительность каждого дня занятий — 6 часов. Занятия построены в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к социально-психологическому тренингу, с применением различных психотехнических упражнений. В конце каждого дня и по итогам тренинга в целом тренеру необхо­димо организовывать «обратную связь».

Тренинговые занятия проводят преподаватели, практикующие в области психологии и имеющие специальную подготовку для прове­дения социально-психологического тренинга. Соведущими могут выступать студенты выпускного курса, обучающиеся по специально­сти «Психология». Для этих студентов проведение тренинга, с одной стороны, является важным моментом в освоении практических пси­хологических знаний, а с другой — процессом передачи личного опыта обучения и адаптации к вузу и будущей профессии. Прежде чем при­ступить к проведению тренинговых занятий, преподаватели прово­дят специальную подготовку обучающей команды, создают опти­мальные условия для раскрытия возможностей каждого студента, нейтрализуют, смягчают психологические барьеры во время профес­сионального общения, организуют совместную деятельность по под­бору психологических упражнений. Студенты и преподаватели об­суждают возможные затруднения и психологические проблемы, которые могут возникнуть в процессе занятий. Подготовительный этап позволяет установить доверительные, партнерские отношения между преподавателями и студентами, что положительно сказывает­ся на дальнейшей работе. В результате совместных обсуждений вы­рабатывается общая стратегия поведения, установки и планы, разра­батывается программа адаптационных занятий. Подготовительный этап позволяет установить доверительные, партнерские отношения между преподавателями и студентами, что положительно сказывается на дальнейшей работе. В результате совместных обсуждений вырабатывается общая стратегия поведения, установки и планы, разрабатывается программа адаптационных занятий.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Цель. Знакомство с участниками, изучение ожиданий, проведе­ние первичной диагностики.

Программа первого дня включает в себя два блока. Первый блок — информационный (знакомство с особенностями организа­ции вузовского процесса обучения, спецификой обучения на факультете; со структурными подразделениями вуза и факультета, кафедрами; историей факультета и т. д.), позволяющий студентам вой­ти в новую социальную среду. Второй блок — диагностический (он включает в себя определение мотивационной структуры личности, выявление ценностных ориентации, эмоциональных особенностей личности). Мы предлагаем включать методики экспресс-диагно­стики, которые позволяют студентам получить данные о себе, осо­знать и проработать полученные результаты.

В первый день работа проводится в подгруппах по 12-14 чело­век. Участники знакомятся с основными правилами работы груп­пы. Для установления доверия в группе и создания положительного эмоционального фона используются разнообразные упражнения, игры-шутки, психогимнастические элементы и т. д. Важно в процес­се обсуждения дать участникам возможность осознать и высказать свои ожидания, опасения, тревогу, связанные с началом нового пе­риода в жизни, новыми условиями деятельности и общения.

Для более полного принятия новой социальной роли и осозна­ния выбранной специальности, студентам можно предложить вы­полнение следующих заданий: «Я — студент», «Я — профессионал» с воплощением своего образа на листе бумаги. После выполнения необходимо провести обсуждение рисунков. Это дает возможность конкретизировать представления студентов о себе и других членах группы, а также более четко представить особенности своей про­фессии. Для углубления знаний о себе студенты получают домаш­нее задание: заполнение известного проективного теста «Кто Я?», ответы на который позволят разобраться в себе и во второй день презентовать себя в группе. В конце первого дня обрабатываются результаты тестирования, которые учитываются в работе по реше­нию одной из задач второго дня, а именно — формированию учеб­ной мотивации

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Цель. Формирование учебной мотивации, выявление профессио­нально важных качеств, необходимых для успешной учебы и по­следующей профессиональной деятельности. Для этого важно осо­знание своих интересов, способностей, участие в различных видах практической деятельности, сплочение группы.

В первый день студенты уже выполняли упражнение «Я — профессионал», которое помогло выявить профессионально важные качества. Выполняя упражнение «Идеальный профессионал», сту­денты выделяют и обсуждают качества, которыми, по их мнению необходимо обладать представителю выбранной профессии, а так­же обращают внимание на соответствие собственных выделенных качеств идеальной модели. По окончании упражнения студентам можно предложить совместно составить коллаж. С одной стороны это позволяет снять возможное возникшее напряжение, а с другой — способствует сплочению коллектива.

Упражнение «Разговор со сменой позиций» помогает определить особенности себя как личности, студента и будущего профессиона­ла. Групповая дискуссия на тему «Обучение в вузе» помогает осо­знать, какими общими навыками и знаниями студентам необходи­мо овладеть. Для снятия эмоционального напряжения и барьеров в общении между участниками в программу дня можно включить эле­менты тренинга сенситивности, что углубляет понимание самого себя и других студентов в группе. Упражнение «Я и группа» позво­ляет рассмотреть фундаментальные эмоции, идентифицировать эмоциональные состояния, прогнозировать состояния, отношения и свойства человека и группы. Для сплочения группы можно при­менять разнообразные упражнения. Например, упражнение «Ла­дошки» позволяет участникам понять, легко ли работать в парах и ка­кую информацию можно получать от партнера.

Информационный блок может включать в себя знакомство с осо­бенностями организации внеучебной работы в вузе и на факульте­те. Для самоопределения студентам можно предложить составить «Список важных дел». Это позволит студентам разобраться, опре­делить направление работы, в котором они могут реализовать свои способности, желания и возможности.

С целью сплочения коллектива, выявления официальных и нео­фициальных лидеров и выработки совместной стратегии поведения общей студенческой группы необходимо объединить учебные под­группы. В программу целесообразно включить различные ролевые игры: «Факультет», «Катастрофа в пустыне», упражнения «Рисуем деревья», «Молекула». Ведущим необходимо организовать обсуж­дение таким образом, чтобы участники смогли осознать стили по­ведения, способствующие эффективному взаимодействию и конст­руктивному разрешению конфликтов, а группа в целом преодолела стадию «конфликта и протеста» и перешла к активной рабочей фазе.

Домашнее задание второго дня — написать личный план на пять лет построения индивидуальной и профессиональной траектории развития.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Цель. Определение перспектив развития группы, углубление процессов самораскрытия; определение жизненных планов и стра­тегий их реализации; выбор тьютора.

День начинается с традиционного приветствия, которое помо­гает участникам настроиться на рабочую обстановку. Затем идет представление личностных профессиональных планов, определение стратегии их реализации и необходимых для этого ресурсов и усло­вий. Информационный блок содержит теоретические представле­ния о понятии жизненной стратегии.

После обсуждения и рефлексии необходимо провести упражне­ние, направленное на снятие эмоционального и физического напря­жения и повышающее групповую сплоченность, например «Авто­мойка».

Второй день занятий позволил участникам не только научиться доверять друг другу, но и приобрести уверенность в себе. Во время третьего дня занятий эти качества можно проверить и закрепить при помощи специально подобранных упражнений: «Свеча», «Пара». Эмоциональным и логическим завершением работы в группе мо­жет стать итоговое упражнение «Фотография», при помощи кото­рого можно диагностировать качество реализации целей сплочения и самораскрытия участников.

На протяжении трех дней студенты-тьюторы являются актив­ными участниками тренинга; это позволяет первокурсникам по окончании адаптационного тренинга сделать осознанный выбор тьютора.

Рекомендуется в план занятия включать самопрезентацию тью­торов. В конце дня происходит подведение итогов всей работы в целом, определяется план работы группы на ближайшее время, участники могут поделиться впечатлением о группе, тьюторах, тренинговой команде. По окончании адаптационных занятий у мно­гих студентов возникает желание общения, но уже в неформальной обстановке, что может свидетельствовать о достижении и реализации поставленной цели и задач. Это может быть совместный вых0 на природу, проведение группового праздника и т. д.

Таким образом, программа адаптационных занятий с элемента ми социально-психологического тренинга позволяет студентам осознать новое качество своей социальной позиции; овладеть способа­ми и приемами организации учебной и внеучебной деятельности осознать необходимые профессиональные и личностные качества скорректировать собственные планы на период обучения в вузе. Дополнительный эффект заключается в запуске механизмов группообразования, создании благоприятного психологического клима­та как в отдельных учебных группах, так и на факультете в целом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Григорович Л. А. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004.
  2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: Учебное посо­бие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воро­неж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003.
  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2001.
  4. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1976.
  5. Рудкова С. Г. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации сту­дентов в вузе. Дисс. ... канд. пед. наук. Биробиджан, 2005.

Глава 18

Наши рекомендации