Психологические основы межкультурного взаимопонимния

Успешная межкультурная коммуникация предполагает постоянную готовность человека к восприятию, пониманию и принятию чужих этнических стереотипов поведения, нравов, обычаев, интересов, культурных ценностей. Рассмотрим три основания психоло­гической готовности к межэтническому общению: когнитивное, поведенческое и эмоциональное.

Когнитивное основаниепредназначено, чтобы найти ответ на вопрос: что нужно для того, чтобы конструктивно общаться с представителями другого этноса. Ответ предполагает наличие следующих компонентов:

· знание и понимание коммуникативной символики своего народа и своей культуры;

· знание и понимание коммуникативной символики другого народа и его культуры; признание равноценности, равнозначности всех народов и их культур.

Для соблюдения когнитивного принципа необходимо следующее: выход за пределы этноцентричного восприятия окружающего культурного мира, отказ от идей национализма и расизма, переоценка абсолютизации сходства между культурами, игнорирование любой специфики и переход к идеям релятивизма. Релятивизм предпола­гает понимание существенных различий между культурами, чувство уважения к представителям каждого народа, следование девизу: «РР»- все культуры разные, но равноценные.

Опираясь на идеи релятивизма, предполагающие предельное внимание к культурным различиям, понимание и уважение этих различий, соблюдение чувства собственного достоинства и досто­инства представителя другой культуры, мы рассматриваем специ­фику межкультурных коммуникаций.

Поведенческое основаниеопирается на следующие вопросы: как относиться к представителям другого этноса? как с ними эффектив­но общаться? Данное основание реализуется по ступеням.

Первая ступень: наблюдение за поступками, словами, жестами, поведением в целом других людей; эффективное использование приемов активного слушания, активного видения и активного чув­ствования.

Вторая ступень: интерпретация и понимание поведения предста­вителя другого народа. Необходимо понять, что означает, символи­зирует то или иное поведение либо действие в другой культуре. Что­бы не допустить субъективной интерпретации действий других людей с позиций этноцентризма (ложные атрибуции) и, соответ­ственно, непонимания, потери контакта, возникновения когнитив­ного диссонанса, необходимо использовать коммуникативную ориентацию, которая состоит из двух фаз. Первая фаза — подгото­вительная, предполагает эмоциональный настрой на взаимодействие с представителем иной культуры и актуализацию в сознании всех знаний специфики этой культуры — языка, обрядов, традиций, коммуникативной символики и пр. Вторая фаза — активное действие, предполагает верную ориентацию в реальной коммуникативной ситуации.

Третья ступень: выводы и оценка правильности, адекватное межкультурной ситуации своего поведения. Необходимо прийти пониманию того, что другие люди могут думать, чувствовать и действовать иначе, не так, как принято в вашей культуре в аналогичных ситуациях, что принятые у других стереотипы поведения, символизирующие их состояния или отношения, можно и нужно принять для эффективного развития будущих контактов, что нужно, принимать людей такими, какие они есть. Все это приводит к расширению культурного кругозора и к общему выводу: то, какие все мы есть, и является ценностью для нас, каждый из нас знает и уважает и свою национальную культуру, и национальную культуру других народов.

Эмоциональное основание предполагает ответ на вопрос: что вы чувствуете при общении с представителями другого этноса? Это ос­нование также расположено ступенчато.

Первая ступень: открытость, естественность собственного пове­дения, информирование партнера о своих интересах, ценностях, нормах, обычаях и традициях. При контакте с представителями других этносов нецелесообразно что-либо скрывать в специфике своего этнического поведения, стесняться или стыдиться. Комму­никативная закрытость может вызвать у партнера подозрение в неискренности, что ведет к потере эмоционального контакта. А из­лишняя стыдливость в отношении своей этнической общности может привести к чувству национального превосходства у партнера и, следовательно, к неравноправному, неравноценному общению.

Вторая ступень: искренний интерес к представителям другого народа, их культуре, ценностям, традициям и стереотипам поведе­ния. Общение может быть построено следующим образом: «В дан­ной ситуации у нас принято поступать так, а как принято у вас?» То есть целесообразно не только сориентировать партнера в стереотипах поведения, принятых в собственном этносе (задача первой сту­пени), но и поинтересоваться правилами поведения, принятыми в его культуре, выражая при этом эмоциональное отношение, сопе­реживание.

Третья ступень: эмоциональное принятие. Здесь осуществляет­ся переход от сопереживания к сочувствию, к восприятию мира гла­зами и ушами представителей другой культуры. Это обязательное условие эффективного межкультурного общения. Однако принятие и сочувствие не означает полного растворения в иной культуре, и утрату своей этнической идентичности. Достижение уровня принятия предполагает естественную интеграцию в другую культуру. Люди стремятся свободному, равноправному межкультурному диалогу и сотрудничеству. Достижение этого наивысшего уровня межкультурного взаимопонимания и принятия возможно только тогда, когда обе стороны искренне заинтересованы в мирных, добрососедских взаимоотношениях и сотрудничестве и опираются на вышеизложен­ные основания.

Наши рекомендации