Сюжетообразующие наборы материала и его размещение
Для игры детей 2-3 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).
В пространстве группового помещения достаточно иметь 3-4 таких целостных комплекса (традиционно в дошкольной педагогике их называют тематическими зонами). Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания бытовой тематики: 1)шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола; 2) пара кукольных кроватей, шкафчик с "постельными принадлежностями", диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети. Еще один тематический комплекс: домик-теремок — ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где могут "жить" мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой "дом" дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок. И наконец, тематический комплекс для разнообразных "поездок": автобус-каркас с модулями-сидениями внутри и рулем на фасадной секции.
Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям.
Материалы для игры с правилами
В возрасте от 2 до 3 лет ребенок овладевает элементарным действием по правилу (осуществлять одинаковые действия одновременно или поочередно с другими участниками игры). Это только предтеча игры с правилами. Материальной опорой таких действий служат разнообразные мячи, шары, с воротцами для прокатывания, желоб для прокатывания шаров и симметричных тележек, машин, зверей на колесиках (от одного ребенка к другому и обратно). Частично эти предметы совпадают с материалами для развития двигательной активности детей (см. раздел "Материалы и оборудование для двигательной активности").
Примерный набор игровых материалов для первой младшей группы
Материалы для сюжетной игры
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Игрушки-персонажи | Куклы крупные (35-50 см.) | 5 разные |
Куклы средние (25-35 см.) | 5 разные | |
Мягкие антропоморфные животные, крупные (35-50 см.) и средние (25-35 см.) | 8 разные | |
Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15-20 см.) | 15-20 разные | |
Звери надувные, крупные | 2-3 разные | |
Игрушки-предметы оперирования | Набор чайной посуды (крупной) | 2-3 |
Набор кухонной посуды (крупной) | 2-3 | |
Миски (тазики) | ||
Молоток (пластмассовый) | ||
Набор овощей и фруктов (объемные - муляжи) | ||
Комплект постельных принадлежностей для кукол | ||
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый) | ||
Тележка-ящик (крупная) | ||
Звери и птицы на колесах (каталки - с палочкой или шнурком) | 5 разные | |
Автомобили с открытым верхом (крупные и средние) | 5 разные | |
Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные) | ||
Конь, (или другие животные) на колесах / качалка | ||
Телефон | ||
Ведерки | ||
Маркерыигрового пространства | Кукольный стол (крупный) | |
Кукольный стул (крупный) | ||
Кукольная кровать | ||
Кукольный диванчик | ||
Шкафчик для кукольного белья | ||
Кухонный шкафчик, (соразмерный ребенку) | ||
Кухонная плита, (соразмерная ребенку) | ||
Ширма-остов домика | ||
Складной остов автобуса (вагончика) с рулем | ||
Полифункциональные материалы | Объемные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллепипеды) | |
Ящик с мелкими предметами-заместителями |
Материалы для игры с правилами
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для игр на ловкость | Шар и воротца (набор) | |
Желоб для прокатывания шаров и тележек | ||
Мячи (разного размера) |
Вторая младшая группа
Материалы для сюжетной игры
С трех лет дети становятся более требовательными к "похожести" игрушек на реальные вещи.
Игрушки-предметы оперирования начинают обрастать большим числом деталей (увеличивается также их тематическое разнообразие), т.е. по параметру внешнего облика игрушки осуществляется движение в сторону ее большей реалистичности. Вместе с тем, в соответствии с усложнением игры ребенка, условность игрушек по параметрам размера и готовности, напротив, должна усиливаться (это могут быть уже игрушки меньших размеров, соразмерные не самому ребенку, а небольшой кукле, по отношению к которой осуществляется орудийное действие — ее кормят, катают в машине и т.п.).
Игрушки-маркеры условного пространства для детей 3-4 лет сохраняют свои характеристики, являясь примерно такими же, как и в первой младшей группе. Их состав может быть обогащен прототипической ширмой-"прилавком" (имеющей многофункциональное значение — магазина, аптеки и пр., в зависимости от расширяющихся детских игровых интересов). Наряду с прототипическим маркером многофункционального "транспортного средства" — ширмой-автомобилем, или вместо него, может использоваться скамеечка со съемным рулем на одном конце (на ней помещаются "водитель" и пара пассажиров).
Игрушки-персонажи (куклы и антропоморфные мягкие животные) для детей 3-4 лет приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размерах (до среднего). Также для этого возраста полезны прототипические по облику игрушки-персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских телепередач (среднего размера — до 10-15 см.), с которыми ребенок может разыгрывать соответствующие сюжетные события. Для такой игры необходим набор персонажей (по крайней мере, два персонажа) из одного смыслового контекста (например, Филя, Хрюша и Каркуша из телепередачи "Спокойной ночи, малыши"; Красная шапочка и Серый волк; крокодил Гена и Чебурашка и т.п.). Полезны будут эти персонажи как в виде обычных кукол, так и в виде наручных кукол би-ба-бо, плоскостных фигур на подставках (все — среднего размера).
Полифункциональные материалы практически те же, что и в первой младшей группе. Все большее значение приобретают крупные строительные наборы, элементы которых используются как маркеры игрового пространства (для обозначения домов для кукол, зверей, для гаражей, зоопарков и пр., в связи с расширяющейся тематикой детской игры).