Джапа-сампати хетавах «Хари-бхакти-виласа» (33)

Для того, чтобы человек мог обрести джапа-сампати, богатство джапы, для того, чтобы он получил все благо от повторения мантры, он должен манах-самхаранам – сосредоточить свой ум, он должен разодранный ум собрать воедино. Вот он, мой ум, нужно представить, что мы собираем его, мы концентрируем его. Шаучам – мы должны соблюдать чистоту, ум должен быть чистым, нужно попытаться на время избавить его от всего остального. Маунам – я должен молчать, я не должен разговаривать, потому что, как говорится там, если я повторяю мантру и разговариваю или еще лучше – повторяю мантру и смотрю телевизор, или еще лучше – повторяю мантру и смотрю в компьютер, хожу по интернету… Есть много разных способов повторения мантры, которые не были известны создателям „Хари-бхакти-виласы” (смех), иначе бы они посвятили этому отдельные главы, об особых благах, которые получает человек, повторяя мантру перед паутиной интернета. Наверняка в этом тоже есть символический смысл. Маунам – нужно хранить молчание, изолировать себя. Мантра-артха чинтанам – человек должен думать над смыслом мантры, я должен помнить хотя бы кого я зову, хотя бы изредка вспоминать о том, кто такой Кришна, Рама и Харе. Авьягратвам анирвидхах – человек должен делать это непоколебимо, с терпением и привязанностью. Авьягратвам – без беспокойств, и тогда все это даст мне сокровища повторения.

И, подводя итог всему тому, что мы сказали, нужно помнить, что когда мы берем в руки четки, мы постигаем Господа как полноту, которая пронизывает Собой все сущее. Мы настраиваем свой ум на звучание мантры и, двигаясь вдоль линии четок, мы пытаемся обнаружить Его присутствие повсюду, понимая, что Имя Господа неотлично от Самого Господа. И в конце концов помогает нам в этом духовный учитель, потому что именно духовный учитель дает нам эти четки, он дает нам возможность вместе с четками понять или найти Господа в этом мире. Поэтому иногда духовного учителя называют сутракар, тот, кто дает сутру или мантру, тот, кто дает нам эту нить. И она в конце концов должна нас вывести как нить Ариадны из лабиринта материального мира, разорвать цепь кармических реакций, помочь нам очистить свое сознание и лицом к лицу встретится с Господом. Поэтому 108 бусинок это также 108 Упанишад, это также 108 гопи, но еще раз, 108 значит бесконечность, это значит, что какое бы явление я ни встретил в этом мире, оно исходит от Кришны. И в сущности, это Сам Кришна. И поэтому, когда вы в следующий раз возьмете четки, то вспомните обо всем этом и с огромным вниманием, благоговением и почтением начните повторять: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Спасибо большое. Может быть есть какие-то вопросы?

Вопрос: …..

Ответ: Узелочки между бусинками это симвл непроявленной материи. Если сами бусинки проявленная материя, а узелки, разделяющие их, это как бы то, на что они нанизаны, это одно из объяснений узелков.

Вопрос: Если человек уже совершил оскорбление, то что нужно делать?

Ответ: Как по-вашему, что нужно делать? Надо просить прощения, надо раскаиваться. Вишванатха Чакраварти Тхакура приводит любопытный пример из Аюрведы. Он говорит, что если человек обжегся, то в Аюрведе есть мазь против ожогов, которая состоит из перца и из других острых вещей и если наложить ее вовремя, то ожога не будет, последствия ожога уйдут, будут устранены. И смысл этого сравнения в том, что если мы обожглись, совершив оскорбление, то можно нейтрализовать этот ожог огнем раскаяния в своем сердце. По-настоящему, если я действительно совершил оскорбление, я должен раскаяться, я должен попросить прощения, – и мысленно, и так … Нет ничего слаще, чем просить прощения на самом деле. Когда мы живем в этом мире, мы волей или неволей причиняем боль другим. Когда мы причиняем боль другим, то она в конце концов возвращается к нам в виде их проклятий, она становится нашей проблемой, огромным препятствием.

Любая боль, которую мы причинили, становится препятствием. Но если мы искренне попросим прощения, в большинстве случаев человек очень легко может нас простить. Замечали, да? Казалось бы мы внутри себя накручиваем, накручиваем: кто-наш враг, кто-то наш враг, и он остается нашим врагом, но если подойти к нему, как-то простить его, попросить прощение или наоборот, обнять его, в зависимости от того, в каких отношениях мы находимся, очень легко перевести все в другое русло. На самом деле нет ничего проще и легче чем это, это самое легкое, что мы должны сделать. И это может нейтрализовать все последствия. И даже если нас не простят, надо все равно просить прощения у Святого Имени: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

И так как мы совершили бесконечное количество оскорблений, то нам нужно повторять мантру бесконечное количество раз и тогда у нас появляется надежда. На самом деле это …

Вопрос: Кому говорит Господь Чайтанйа, что нет строгих правил для повторения?

Ответ: Нам говорит Господь Чайтанйа что нет строгих правил для повторения. Потому что татрарпита нийамитах смаране на калах – нийамитах значит, что когда я повторяю Святое Имя, нет строгих правил. И факт – это разве строгие правила? Ну да, что такое, ну нельзя трогать левой рукой… Чтобы делать ягью настоящую там такие строгие правила, столько их в том, что касается ритуальной чистоты, там в десять раз вам скажут, что даже поев, вы не можете мантру повторять по-настоящему. Потому что вы уже оскверняетесь, вам нужно омовение принять после этого, нужно чистую одежду одеть… И на калах значит, что мантра приносит какой-то эффект, если мы повторяем ее в определенное время – это касается Гаятри-мантры, но для Святого Имени это все это не имеет значения. Можно утром повторять, можно ночью повторять, но лучше все равно утом.

То, что нет строгих правил не значит, что вообще никаких правил нет. Это значит, что Святое Имя в любом случае приносит результат. Однако, если мы хотим, чтобы этот результат был лучше и если мы честно стараемся достичь этого результата… Потому что понятно, что если я утром повторяю мантру, эффект один на мое сознание. Если я вечером повторяю, когда у меня совершенно разодранный ум, то эффект другой. И что значит, Господь Чайтанйа неправильно сказал? Да, в конечном счете маха-мантра – это либеральная очень форма духовной практики, однако, тем не менее, есть какие-то правила, которые помогают нам как можно быстрее ощутить плоды повторения мантры.

Вопрос: ….

Ответ: Не, если мы просто перебираем, это не трясение четок. Трясение четок это когда мы трясом. Я видел, это особая форма джапы, я не знаю как там …. от избытка энергии люди как отбойным молотком… Конечно, мы не можем прямо там не шевелить, мы шевелим, но речь не идет об этом, а о том, чтобы не пользоваться четками как отбойным молотком просто и все. Есть разница.

Вопрос: Что значит, что нельзя повторять мантру, прогуливаясь?

Ответ: Там не говорится, что нельзя повторять, а что никакого результата не будет, а повторять можно… Лучше повторять мантру сидя. Если человек засыпает сидя, то лучше повторять мантру стоя. Если человек засыпает, повторяя мантру стоя, то лучше повторять мантру, прогуливаясь. Но если человек не засыпает, повторяя мантру сидя, то лучше… Если человек засыпает, прогуливаясь, то лучше ему лечь поспать пойти (смех и апплодисменты). Но в любом случае лучше повторять мантру сидя, в этом смысл.

Вопрос: Что значит держать имя духовного учителя в тайне?

Ответ: Это значит, что мы не должны хвастаться, выставлять напоказ, потому что поклонение духовному учителю очень часто превращается в идолопоклонство. А самой распространенной формой идолопоклонства или смысл идолопоклонства в том, что мы в общем-то, по-прежнему поклоняемся самим себе, просто мы проецируем самих себя на кого-то еще. Мы свое эго распространяем на кого-то еще, на какую-то личность и начинаем поклоняться этой личности, сами не подозревая, что мы продолжаем поклоняться самому себе. И в этом случае начинаются все эти негативные вещи, связанные с культом духовного учителя, неправильно понятым, потому что по сути дела, это проявление моей собственной гордыни, и я, распространяя свою собственную гордыню на него, просто начинаю собой гордиться, но в связи с ним. И мне кажется, что я прославляю его, а на самом деле я прославляю сам себя. И держать имя своего духовного учителя в тайне означает, что я не должен хвастаться всем этим, я не должен говорить: „У меня такой великий духовный учитель”, я не должен все время чуть что, сразу говорить, что: „Да, мой духовный учитель лучше, чем все остальные”. Это нечто очень глубокое и сокровенное. По сути дела, это мой способ увидеть или понять Кришну. И поэтому надо … Это не строгая тайна, не то, что если вас пытать будут, вы все равно не скажете кто ваш духовный учитель. Это значит, что мы не выставляем напоказ свои отношения, не пытаемся гордиться таким образом.

Вопрос:

Ответ: В „Хари-бхакти-виласе” этого нет, я нигде такого мнения не нашел, хотя я знаю, что такая практика есть, что в каких-то матхах там не разрешают человеку повторять мантру на четках, вообще, в принципе, не говоря у же о четках на Туласи до инициации. Но Шрила Прабхупада такого правила не устанавливал, поэтому я не думаю, что это существенно.

Вопрос: Почему нельзя повторять мантру с покрытой головой? Ведь Веды говорят, что женщине лучше покрывать свою голову.

Ответ: Знаете есть такое понятие в юриспруденции, „правовая коллизия”, когда два закона сталкиваются друг с другом. Вот вы как раз обнаружили правовую коллизию в правилах повторения мантры. Я не знаю каким образом ее разрешить. Обычно ее разрешают, утверждая, что какое-то правило или какой-то закон более сильный или какие-то есть другие способы разрешения правовых коллизий. Но тем не менее в „Хари-бхакти-виласе” в нескольких стихах говорится, я обратил внимание на это, что джапу нельзя читать с покрытой головой. Правда, это может не относиться к повторению Святого Имени, а относиться только к повторению Гаятри-мантры. Я не думаю, что это такое серьезное правило и что нужно так всерьез принимать его при повторении Святого Имени. Скорее всего это имеет отношение к повторению Гаятри-мантры, потому что есть там какая-то связь, наверное. Потому что это факт, Веды настаивают на том, что лучше, если женщина будет с покрытой головой, потому что покрытая голова означает смирение. Сила женщины – в ее волосах. Женщиы очень сильные, сильнее мужчин – Шрила Прабхупада говорит об этом, что женщина, на самом деле сильнее мужчины и он в доказательство этого приводит такой пример: Юлий Цезарь завоевал весь мир, но им управляла кто? Клеопатра. Поэтому он говорит женщина сильнее мужчин. И он говорит, что поэтому женщина должна очень осторожно обращаться со своей силой. То есть хранить ее, чтобы она не использовалась в разрушительных целях. Поэтому Веды говорят, что лучше ходить с покрытой головой.

Я думаю, что на следующий раз уже перенесем, потому что уже поздно. Спасибо большое.

Наши рекомендации