Основные этапы жизни и педагогической деятельности

Содержание этапа Период времени
   
Педагогические идеи о педагогическом мастерстве
 
  1. Компоненты педагогического мастерства учителя начальных классов

Педагогическое мастерство является стержневым компонентом педагогической культуры. В свою очередь, педагогическое мастерство представляет сложную структуру слагаемых, содержащую следующие подсистемы:

Компоненты педагогического мастерства

Вступая в психолого-педагогическое взаимодействие с людьми, педагог-гуманист ярко проявляет склонность к эмпатии, рефлексии, аттракции.

Эмпатия-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аттракция (от лат. attractic — притяжение)-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Настоящий педагог должен в полной мере обладать всеми вышеперечисленными качествами. Педагогический стиль преподавателя или тренера отличается тактом, он умеет слушать и слышать, в повседневной жизни на основе самокритики он в состоянии адекватно оценить свою и чужую деятельность, что позволяет ему успешно реализовать учебно-воспитательные задачи на основе принципа сотрудничества.

4.Реализация педагогического мастерства в профессиональной деятельности

Изучение характеристики личности и педагогической деятельности учителя начальных классов, имеющего высокий уровень мастерства, позволяет нам рассмотреть способы и приемы педагогического взаимодействия с воспитанниками; это помогает ответить на вопросы, как же происходит передача специальных знаний, умений и навыков, посредством чего педагог осуществляет нравственное и педагогическое воздействие на учащихся.

Мастерство учителя начальных классов выражается в умении владеть средствами педагогической техники, т. е. быть эстетически выразительным, уметь, когда это нужно, скрывать свое дурное настроение, а если необходимо — показать свою взволнованность, радость. Педагогическая техника позволяет учителю начальных классов управлять своими эмоциями, организовывать свое поведение, что является неотъемлемым условием для успешной организации педагогического процесса.

Традиционно считается, что научное понятие педагогической техники было введено А. С. Макаренко,который выделилследующие ее компоненты:

1)____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2)____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

В понятие «педагогическая техника» включены две группы компонентов

Техника речи. Процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя. Учитель - профессия повышенной речевой ответственности. Независимо от того, какой предмет преподает педагог, его речь, манера общаться с окружающими является образцом для учеников. От учителя ждут хорошей, культурной речи.

Культура речи – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Признаки хорошей речи  

Задание №1.Расставьте в словах ударение.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!  
Аэропорты, баловать, балованный, включим, вручит, донельзя, жалюзи, завидно, звонит, избалованный, исчерпать, каталог, красивее, налита, намерение, насорит, обеспечение, облегчить, принудить, согнутый, средствами, столяр, черпать, шарфы, торты

В науке существуют разные подходы к выделению критериев культуры речи. Сироткина О.Б. выделяет четыре типа речевой культуры:

Типы речевой культуры  

Обращает на себя внимание критерий правильности речи. По многочисленным опросам учащихся, именно соблюдение языковой нормы считается наиболее важным качеством хорошей речи. Правильность отражает уровень знания языка, уровень образованности в целом, создает образ языковой личности.

Мимическая техника.

МИМИКА– ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Нередко движения лица и жесты оказывают на учащихся более сильное влияние, чем слова. Выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношениям в коллективе. Также выразительными деталями мимики являются глаза и брови. Мимика и жесты повышают эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению.

Пантомимическая техника.

ПАНТОМИМИКА – ___________________________________________________________________________  

Пантомимика помогает выделить главное, рисует образ. Красивая выразительная осанка, прямая походка, собранность движений говорят об уверенности педагога в своих силах и знаниях, в то время как сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе.

Ж е с т ы различают
миру.

Саморегуляция психической деятельности.

ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ– ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________  

ЗАНЯТИЕ № 9

ЗАНЯТИЕ № 10 ТЕМА: СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наши рекомендации