Морфемика. Орфография. Культура речи. (21 ч.)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове.Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо-повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи. (51 ч.)
Имя существительное (20 ч.)
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение-повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное (11 ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Морфологический разбор имен прилагательных.
Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (20 ч.)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Время глагола.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе. (6 ч.)
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
3)потребность сохранить чистоту русского языка;
4) освоение национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
5) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
6) освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) осознание эстетической функции родного языка.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса.
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
• понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
• владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную ин-формацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
• прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
• доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
• подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи;
• находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
• использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
• выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
• использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
• правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
• выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
• объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
• различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
• находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
• выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||
Язык и общение (3ч.) | |||
Введение в курс 5 класса. Язык и человек | |||
Язык и человек. Общение устное и письменное | |||
Стили речи | |||
Повторение изученного в начальных классах (30ч.) | |||
Звуки и буквы. Произношение и правописание. | |||
Орфограмма | |||
6-7 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Входной контроль | ||
8-9 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | ||
Правописание проверяемых согласных в корне слова. | |||
11-12 | Правописание непроверяемых согласных в корне слова. Индивидуальная работа по карточкам. | ||
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | |||
Буквы и,у,а после шипящих. Проверочный диктант по учебнику. | |||
Разделительные Ъ и Ь | |||
Раздельное написание предлогов с другими словами | |||
Урок развития речи. Что мы знаем о тексте | |||
Урок развития речи.Обучающее изложение «Хитрый заяц». | |||
Контрольное тестирование | |||
20-21 | Части речи | ||
Глагол | |||
-Тся и -ться в глаголах | |||
Урок развития речи. Тема текста | |||
Личные окончания глаголов. | |||
Проверочная работа | |||
Имя существительное. | |||
Имя прилагательное | |||
Местоимение | |||
Урок развития речи. Устное сочинение по картине А.А. Пластова «Летом». | |||
Урок развития речи . Основная мысль текста | |||
32-33 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальной школе». Работа над ошибками | ||
Синтаксис. Пунктуация (29 ч.) | |||
Синтаксис.Пунктуация | |||
35-36 | Словосочетание. | ||
Разбор словосочетания | |||
Предложение. Грамматическая основа. | |||
Урок развития речи. Сжатое изложение | |||
Виды предложения по цели высказывания. Вопросительные предложения | |||
Восклицательные предложения | |||
42-43 | Контрольный тест по теме «Словосочетание и предложение». Анализ ошибок, допущенных в тесте | ||
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | |||
Сказуемое. | |||
Тире между подлежащим и сказуемым | |||
Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение | |||
Определение | |||
Обстоятельство. | |||
Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | |||
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения | |||
Предложения с обращениями | |||
Урок развития речи. Письмо | |||
Урок развития речи. Контрольное сочинение-описание по картине Ф. Решетникова | |||
55-56 | Контрольный тест «Синтаксис простого предложения». Анализ ошибок, допущенных в тесте | ||
Знаки препинания в сложном предложении. Синтаксический разбор сложного предложения | |||
58-59 | Прямая речь. Знакомство с косвенной речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью | ||
Диалог | |||
61-62 | Контрольный диктант №2по теме «Синтаксис. Пунктуация». Анализ ошибок, допущенных в диктанте | ||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография (17 ч.) | |||
Фонетика. Гласные звуки | |||
Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие | |||
Позиционные чередования гласных и согласных. Изменение звуков в потоке речи | |||
Урок развития речи. Повествование | |||
67-68 | Урок развития речи. Обучающее изложение с элементами описания (по К.Г. Паустовскому «Шкатулка») | ||
Согласные звонкие и глухие | |||
Графика. Алфавит | |||
Обозначение мягкости согласных с помощью ь | |||
Двойная роль букв е,ё,ю,я. | |||
Орфоэпия. | |||
Фонетический разбор слова | |||
Повторение по теме «Фонетика» | |||
76-77 | Контрольный диктант по разделу «Фонетика». Анализ ошибок, допущенных в диктанте | ||
78-79 | Урок развития речи. Описание предметов, изображенных на картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица». | ||
Лексика (14 ч.) | |||
Лексика. Слово и его лексическое значение | |||
Однозначные и многозначные слова | |||
82-83 | Прямое и переносное значение слова | ||
Омонимы. | |||
Синонимы. | |||
86-87 | Урок развития речи. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | ||
Антонимы | |||
89-90 | Урок развития речи. Изложение по К.Г. Паустовскому «Первый снег» | ||
Повторение изученного по разделу «Лексика». | |||
92-93 | Контрольный диктант по теме «Лексика». Анализ ошибок, допущенных в диктанте | ||
Морфемика. Орфография. Культура речи (20 ч.) | |||
Урок развития речи. Выборочное изложение с изменением лица | |||
Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | |||
Окончание. Основа слова | |||
97-98 | Корень слова. | ||
Приставка | |||
Суффикс. | |||
Чередование звуков. | |||
Беглые гласные | |||
Варианты морфем | |||
Морфемный разбор слова. Проверочная работа | |||
Правописание гласных и согласных в приставках | |||
Буквы з и с на конце приставок. | |||
Буквы о-а в корне -лаг- - -лож- | |||
Буквы о-а в корне -раст- - -рос- -ращ- | |||
Буквы ё-о после шипящих в корне | |||
Буквы и-ы после ц | |||
111-112 | Контрольный диктантпо разделу «Морфемика. Орфография». Анализ ошибок, допущенных в диктанте | ||
Урок развития речи.Сочинение. Описание картины Н.П.Кончаловского «Сирень». | |||
Морфология. Орфография. Культура речи (51 ч.) | |||
Имя существительное (20 ч.) | |||
Имя существительное как часть речи | |||
Урок развития речи.Доказательства в рассуждении. | |||
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | |||
Имена существительные собственные и нарицательные | |||
Урок развития речи. Элементы рассуждения. Сжатое изложение | |||
Род имён существительных | |||
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | |||
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | |||
Три склонения имён существительных | |||
Падеж имён существительных | |||
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | |||
Урок развития речи. Изложение с изменением лица | |||
Множественное число имён существительных. | |||
Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | |||
Морфологический разбор имени существительного | |||
129-130 | Урок развития речи. Сочинение по картине «Февраль. Подмосковье» Г.Г. Нисского | ||
Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное». | |||
132-133 | Контрольный диктантпо теме «Имя существительное». Анализ ошибок, допущенных в диктанте | ||
Имя прилагательное (11ч.) | |||
Имя прилагательное как часть речи. | |||
135-136 | Правописание гласных в падежных окончания прилагательных | ||
Урок развития речи. Описание животного | |||
Прилагательные полные и краткие | |||
Урок развития речи. Сочинение-описание животного по картине А.Комарова «Наводнение» | |||
Морфологический разбор имени прилагательного | |||
Урок развития речи.Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений. | |||
Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». | |||
143-144 | Контрольный диктантпо теме «Имя прилагательное». Анализ ошибок, допущенных в диктанте | ||
Глагол (20 ч.) | |||
Глагол как часть речи. | |||
Нес глаголами | |||
Урок развития речи. Рассказ | |||
Неопределённая форма глагола | |||
Правописание –тсяи –ться . | |||
Виды глагола | |||
151-152 | Буквы е – и в корнях с чередованиями | ||
Урок развития речи. Невыдуманный рассказ о себе | |||
Время глагола. | |||
Настоящее время | |||
Будущее время | |||
157-158 | Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | ||
Морфологический разбор глагола | |||
Повторение изученного по теме «Глагол». | |||
Правописание ьв глаголах 2-го лица единственного числа. | |||
Употребление времён | |||
Урок развития речи.Сочинение-рассказ по рисунку О.В. Попович «Не взяли на рыбалку». | |||
Контрольный диктантпо теме «Глагол». | |||
Повторение и систематизация изученного (6 ч.) | |||
Разделы науки о языке | |||
Орфограммы в приставках и в корнях слов | |||
Орфограммы в окончаниях слов | |||
Употребление букв ьи ъ. Раздельные написания | |||
Знаки препинания в простом и сложном предложении | |||
Итоговое тестирование. Повторение и систематизация изученного за учебный год |
Учебно-методическое обеспечение.
1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский/. – М.: Просвещение, 2012.
2. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.
3. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: «ВАКО», 2013.
4. Ефремова Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь к учебнику Ладыженской Т.А. "Русский язык. 5 класс". ФГОС. - М.: Просвещение, 2012.
5. Е.А.Влодавская. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Ладыженской Т.А. "Русский язык. 5 класс". – М.: «Экзамен», 2013.
Печатные пособия.
1. Богданова Г.А Уроки русского языка в 5 классе/ Г.А. Богданова. СПБ., 2004
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеоб-разовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М., 2008.
3. Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
4. Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов: «Лицей», 2000.
5. Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2010 .
6. Костяевой Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс.- М.: Айрис пресс, 2000.
7. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Раз-витие речи» 5- 7 классы.- М.: -Дрофа, 2002.
8. Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. – М.: «Образование», 2007.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.
• Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений Изд.35-е. Тростенцова Л.А. Баранов М.Т. Ладыженская Т.А. Просвещение 2011.
Дополнительная учебная литература
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001.
2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998
3. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993.
4. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.
5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000.
6. Иоффе И.В. Тесты по русскому языку для 5 класса. – М.: Свет, 2009.
7. Иссерс О.И. Тесты. Русский язык 5 класс. – М.: Разум, 2008.
8. Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.: « Сфера», 2011.
9. Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
10. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. - М.: Просвещение, 2006.
11. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004.
12. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 2001.
13. Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 2001.
14. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 2001.
15. Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 5 класс. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002.
16. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просве-щение. 2006.
17. Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 клас-сы. – М.: Дрофа, 2003.
18. Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
19. Шапиро Н.А. учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
Справочные пособия
1. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.– М.: Международные отношения, 1994.
7. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006.
8. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразо-вательных учебных заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996.
9. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998.
10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по рус-скому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/ Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуаль-ные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Кон-сультации по русскому языку и