Культура винковци-шамодьвар: наследники вучедольской и курганной (позднеямной) культур в бассейне Среднего Дуная
В Югославии и Венгрии на смену вучедольской и ямной культурам пришла культура, известная под двумя названиями, винковци и шамодьвар. Первое было дано по раскопкам поселения Тржница в окрестностях города Винковци (Северная Югославия)118, второе -по имени раскопанного поселения в Юго-Западной Венгрии1"9. За последние двадцать лет было раскопано или просто зафиксировано около 150 мест, связанных с этой культурой, — городищ, курганов и ям с керамикой (единственных остатков поселений). Стратиграфический анализ показал, что культура винковци легла поверх поздней вучедольской культуры. Одна из самых лучших стратиграфии представлена поселением, которое располагалось на высоком плато в Пецине поблизости от Врдника. Там ямы культуры винковци были выкопаны в позднем слое вучедольской культуры за которым следовал слой баденско-костолацкой культуры120. Поселения культуры винковци-шамодь-вар встречаются от Западной Венгрии до Словакии Западной Румынии Славонии Среме от Западной Сербии и Боснии до Черногории и от бассейна реки Морава в Центральной Югославии до городов Свето-зарево и Крушевац (рис. 10-39).
Несмотря на абсолютное сходство погребальных обрядов, характера поселений и керамики, археоло-
ги до нынешнего времени не связывали культуру вин ковци-шамодьвар с культурой колоколовидных куб ков. Однако трудно найти причину, по которой эт] группы следует рассматривать как две отдельные i независимые друг от друга культуры. Ихассортимен керамических изделий унаследован от предшество вавшей им в Югославии и Венгрии культуры вуче дол-мако.
В Западной Венгрии и в Западной Югославш культура винковци-шамодьвар, с характерными дл! нее городищами и отсутствием теллей, продолжал; существовать и во II тыс. до н. э., постепенно пре вращаясь в «культуру инкрустированной керамики Западной Венгрии и Северо-Западной Югославии i в «градинскую культуру» Боснии и Далмации (о «gradina» - «городище»).
Последствия для Северной Европы: центральноевропейская культура шнуровой керамики и ее экспансия на северо-запад и северо-восток
Культурный комплекс шнуровой керамики (вдй боевых топоров) известен не только на севере цен-тральноевропейской равнины в Германии и Польше но также в Голландии, Дании, Южной Швеции Южной Норвегии и в землях Восточной Балтит вплоть до лежащей на северо-востоке Южной Финляндии; его восточное ответвление (фатьяновска$ культура) достигало Верхневолжского бассейна Центральной России (см. рис. 10-32). Согласно радиоуглеродным датировкам, его распространение на северо-запад и северо-восток, по территориям, которые перед этим занимала культура воронковидных кубков а также неманская нарвская и волосовская культуры, произошло еще до середины III тыс. дон. э. По всей видимости, крупномасштабная миграция явилась результатом нового импульса с Востока, данного третьей волной курганной культуры.
По всей территории данной культуры погребальный инвентарь древнейшей фазы обнаруживает близкую связь с центральноевропейскими аналогами. Его основными характеристиками являются кубки с горизонтальным шнуровым орнаментом вокруг горловины, шаровидные амфоры с радиальным узором по плечикам, кремневые топоры, резцы, лезвия или осколки и каменный боевой топор (тип А)121 (рис. 10-40). Именно поэтому древнейшую фазу называют «общеевропейским горизонтом». Другой общей чертой данной культуры являются захоронения в деревянных или каменных «домиках мертвых» под низкими земляными насыпями. Удивительное единообразие, характерное для всех территорий, где были обнаружены захоронения культуры шнуровой керамики, - сильный довод в пользу предположения о ее одновременном' распространении по этому региону.
434_________________________________________________________________________ Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини
Рис. 10-39
Рис. 10-39
Ареал распространения поселений культуры вин-ковци-шамодьвар, возможная родина культуры колоколовидных кубков середины III тыс. до н.э. Более темными пятнами обозначены районы распространения культуры колоколовидных кубков по Западной Европе.
%— Распространение поселений культуры колоколовидных кубков по Центральной и Западной Европе. — Вероятная «родина» данной культуры (ареал распространения поселений культуры вин-ковци-шамодьвар)
Социальное неравенство и привилегированное положение мужчин в Северо-Западной и Северо-Восточной Европе
Социальная структура носителей ранней культуры шнуровой керамики в равной мере связана с культурой шаровидных амфор и с ямной культурой днепро-волжских степей. Под ее древнейшими курганами находят только мужские скелеты и одно центральное захоронение в ямном «домике мертвых», которого, вероятно, удостаивались особо знатные мужи. Обычно, помимо первоначального захоронения, в земляных насыпях делали несколько дополнительных могил, что говорит о существовании по крайней мере двух социальных категорий. Любопытно что вырытые в кургане могилы более многочис-ленны, нежели те, над которыми он был возведен. Более низкое сословие также представлено мужскими скелетами. Нам практически ничего не известно
о женских или детских захоронениях этого периода. В более позднюю эпоху могилы культуры шнуровой керамики демонстрируют обычный процент женских и детских захоронений.
Физические характеристики
Кем были носители культуры шнуровой керамики? Представителями новой курганной (т. е. ямной) культуры, вторгшимися с Востока? Или это — поздняя фаза развития комплекса шаровидных амфор, чьи представители оказались отброшенными к северу и северо-востоку нашествием носителей ямной культуры? Последнее кажется более правдоподобным. Культуры шаровидных амфор и шнуровой керамики в равной мере сочетали в себе элементы субстрата местной культуры воронковидных кубков и некоторые черты культуры понтийских степей. В Германии и Чехословакии среди носителей культуры шнуровой керамики пре-
I
Ыво X. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Еввопы
Рис.10-40 |
t»«i>rr< t tttettr/ |
валировали антропологические черты носителей культуры во-ронковидных кубков, за исключением отдельных личностей, которые относились к степному типу122. Анализ скелетных материалов из Польши говорит об их степном происхождении123. В других местах большую часть населения составляли туземные жители - древнеевропейцы.
Хронология
Культура шнуровой керамики подразделяется на два основных периода. От первого (ок. 3000-2600 гг. до н. э., общеевропейский горизонт), в силу кочевого образа жизни его носителей, устраивавших лишь кратковременные стоянки, практически не сохранилось поселений. Изучение стоянок в Южной Польше показало, что кочевые скотоводы культуры шнуровой керамики существовали рядом с туземными земледельцами. Основной храктеристикой второго периода является кристаллизация местных сообществ. Согласно радиоуглеродным датировкам, полученным из разных областей распространения данной культуры, он приходится на 2600—2200 гг. до н. э. (Табл. 35).