Последствия для Западной Европы: носители культуры колоколовидных кубков — амальгамы ямной и вучедольской культур в бассейне Среднего Дуная - и их исход на запад

Западноевропейская культура колоколовидных кубков, в 2500-2100 гг. дон. э. распространившаяся по территории между Центральной Европой, Британски­ми островами и Иберийским полуостровом, не могла возникнуть на пустом месте. Эти подвижные племена конных воинов, которые погребали своих покойни­ков в курганах того же типа, что представители ямной культуры, не могли быть потомками какой-либо из западноевропейских культур. Необходимо понять, ка­кова была породившая их природная и идеологическая среда и где следует искать источник их погребальных обычаев и атрибутов. По моему мнению, в культуре колоколовидных кубков сочетались элементы курган­ной (позднеямной) и вучедольской традиций.

Особую соотнесенность этих комплексов — ямно-го, поздневучедольского и культуры колоколовидных кубков — можно проследить на примере погребальных обычаев, которые включали в себя ямные захороне­ния под круглыми курганами, сосуществовавшие практики кремации и ингумации, а также построение «домиков мертвых» (рис. 10-38). В оружейный набор входили треугольные кинжалы — черешковые или с заклепками — из мышьяковистой меди или кремня, треугольные кремневые наконечники стрел —череш­ковые или с выемкой в основании, — а также «выпря­мители стрел». Среди украшений встречались оже­релья из собачьих зубов, медных трубочек или птичь­их костей а также подвески в форме полумесяца напоминающие нагрудные пластины111. Солярная символика представлена солнечными и звездными мотивами в виде выемчатого орнамента с белой ин­крустацией, которые фигурируют на внутренней сто­роне жаровен или могут быть вырезаны на пуговице-образных бусинах из кости или янтаря Среди спосо­бов декорирования керамики необходимо назвать штамповку или прочерчивание в зональных метопах инкрустацию белой пастой тонких геометрических мотивов зипагон черточек сеток ромбов точек или окружностей (баденско-костолацко-вучедольская традиция} Некоторые разновидности керамики та­кие как присутствующие в гробницах жаровни и куб­ки пришли из курганной традиции Куда бы ни про­никали носители культуры колоколовидных кубков они сохраняли свое керамическое^Гкусство имев шее непосредстмнное^ошение Гих верованиям ^шГоитуальнаяi3^vm^^«c^K^^^oi^' сивыхолно^

родньЕмест сохраняли на про™

Связи между культурой колоколовидных кубков, ям­ной и вучедольской прослеживаются в их вооруже­нии, нарядах, погребальных обрядах, формах веры в загробное существование и в используемой ими сим­волике и говорят об очень многом. Можно предпо­ложить, что культурный комплекс колоколовидных кубков сформировался при слиянии ямных и вуче-дольскихтрадиций, произошедшем после вторжения носителей ямной культуры в ареал вучедольской культуры, т. е. где-то через 300-400 лет после 3000— 2900 гг. до н. э.

Конные воины и скотоводы

Обнаруженные в ряде поселений лошадиные кос­ти объясняют секрет мобильности носителей куль­туры колоколовидных кубков. Как показало изуче­ние останков животных в будапештских поселениях (Цепел-Холландиут и Цепел-Харош), главенствую­щее место среди домашних животных занимала ло­шадь, поскольку ее кости составляют более 60% от общего количества останков животных112. Судя по всему, в Карпатском бассейне шел активный процесс доместикации лошади. Всадники культуры колоко­ловидных кубков доходили от Центральной Европы до Испании (где были обнаружены лошадиные кос­ти вместе с материалами культуры колоколовидных кубков)113 Кроме того лошадь играла важную роль в их религии о чем говорят остатки жертвоприноше­ний лошадей и черепа порой обнаруживаемые в кре­мационных захоронениях

Насколько можно судить, носители культуры ко­локоловидных кубков занимались разведением до­машнего скота, поскольку в их поселениях непремен­но присутствуют кости крупного рогатого скота, овец, коз, свиней и собак. От их жилищ практически ни­чего не осталось, только в Чехословакии зафикси­ровано несколько наземных построек со стенами из кольев, обмазанных глиной114. О существовании местной металлургии говорят литейные формы из песчаника для изготовления кинжалов.

Захоронения курганного типа

Поразительное сходство погребальных обычаев связывает культурный комплекс колоколовидных куб­ков с курганной (позднеямной) традицией. В обоих случаях это были индивидуальные захоронения в ямах, в которых возводили «домики мертвых» разнообраз­ных конструкций: у некоторых в каждом углу было по столбу, могла наличествовать или отсутствовать кров­ля и каменная облицовка. Вокруг центрального захо­ронения была вырыта канава, в которой было установ­лено несколько рядов кольев (см. реконструкцию по­гребения в Смолине, Моравия)"5, а сверху насыпан земляной курган. Тела укладывали в скорченных по­зах, лицом к восходящему солнцу. Большое количе-




Глава X. Коней, Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Европы




Последствия для Западной Европы: носители культуры колоколовидных кубков — амальгамы ямной и вучедольской культур в бассейне Среднего Дуная - и их исход на запад - student2.ru ство детских полусожженных или расчлененных ос­танков могут быть интерпретированы не как обычные захоронения, а как следы жертвоприношений. От ву-чедольской культуры здешнее население унаследова­ло обычай кремации; так, в Венгрии кремационные захоронения составляют почти 90% от всех захороне­ний культуры колоколовидных кубков.

Количественный анализ погребальных материа­лов говорит о том, что общественное устройство куль­туры колоколовидных кубков приближалось к со­словному116. Из них можно выделить три: сословие воинов (или правителей), ремесленников и просто­людинов (крестьян). Богаче всего могилы взрослых мужчин. Среди погребального инвентаря показате­лями статуса являются серьги, тгуговицеобразные янтарные, гагатовые и золотые бусины, поясные кольца и оружие.

Хронология

Большая часть радиоуглеродных датировок, полу­ченных в западноевропейских поселениях культуры колоколовидных кубков, относятся к XXV—XXI вв. до н. э., и лишь несколько — к периоду до середины III тыс. до н. э. Самая ранняя датировка была полу­чена в ямном жилище будапештского поселения Це-пел-Холландиут117 (Табл. 34).

Наши рекомендации