Последствия для Западной Европы: носители культуры колоколовидных кубков — амальгамы ямной и вучедольской культур в бассейне Среднего Дуная - и их исход на запад
Западноевропейская культура колоколовидных кубков, в 2500-2100 гг. дон. э. распространившаяся по территории между Центральной Европой, Британскими островами и Иберийским полуостровом, не могла возникнуть на пустом месте. Эти подвижные племена конных воинов, которые погребали своих покойников в курганах того же типа, что представители ямной культуры, не могли быть потомками какой-либо из западноевропейских культур. Необходимо понять, какова была породившая их природная и идеологическая среда и где следует искать источник их погребальных обычаев и атрибутов. По моему мнению, в культуре колоколовидных кубков сочетались элементы курганной (позднеямной) и вучедольской традиций.
Особую соотнесенность этих комплексов — ямно-го, поздневучедольского и культуры колоколовидных кубков — можно проследить на примере погребальных обычаев, которые включали в себя ямные захоронения под круглыми курганами, сосуществовавшие практики кремации и ингумации, а также построение «домиков мертвых» (рис. 10-38). В оружейный набор входили треугольные кинжалы — черешковые или с заклепками — из мышьяковистой меди или кремня, треугольные кремневые наконечники стрел —черешковые или с выемкой в основании, — а также «выпрямители стрел». Среди украшений встречались ожерелья из собачьих зубов, медных трубочек или птичьих костей а также подвески в форме полумесяца напоминающие нагрудные пластины111. Солярная символика представлена солнечными и звездными мотивами в виде выемчатого орнамента с белой инкрустацией, которые фигурируют на внутренней стороне жаровен или могут быть вырезаны на пуговице-образных бусинах из кости или янтаря Среди способов декорирования керамики необходимо назвать штамповку или прочерчивание в зональных метопах инкрустацию белой пастой тонких геометрических мотивов зипагон черточек сеток ромбов точек или окружностей (баденско-костолацко-вучедольская традиция} Некоторые разновидности керамики такие как присутствующие в гробницах жаровни и кубки пришли из курганной традиции Куда бы ни проникали носители культуры колоколовидных кубков они сохраняли свое керамическое^Гкусство имев шее непосредстмнное^ошение Гих верованиям ^шГоитуальнаяi3^vm^^«c^K^^^oi^' сивыхолно^
родньЕмест сохраняли на про™
Связи между культурой колоколовидных кубков, ямной и вучедольской прослеживаются в их вооружении, нарядах, погребальных обрядах, формах веры в загробное существование и в используемой ими символике и говорят об очень многом. Можно предположить, что культурный комплекс колоколовидных кубков сформировался при слиянии ямных и вуче-дольскихтрадиций, произошедшем после вторжения носителей ямной культуры в ареал вучедольской культуры, т. е. где-то через 300-400 лет после 3000— 2900 гг. до н. э.
Конные воины и скотоводы
Обнаруженные в ряде поселений лошадиные кости объясняют секрет мобильности носителей культуры колоколовидных кубков. Как показало изучение останков животных в будапештских поселениях (Цепел-Холландиут и Цепел-Харош), главенствующее место среди домашних животных занимала лошадь, поскольку ее кости составляют более 60% от общего количества останков животных112. Судя по всему, в Карпатском бассейне шел активный процесс доместикации лошади. Всадники культуры колоколовидных кубков доходили от Центральной Европы до Испании (где были обнаружены лошадиные кости вместе с материалами культуры колоколовидных кубков)113 Кроме того лошадь играла важную роль в их религии о чем говорят остатки жертвоприношений лошадей и черепа порой обнаруживаемые в кремационных захоронениях
Насколько можно судить, носители культуры колоколовидных кубков занимались разведением домашнего скота, поскольку в их поселениях непременно присутствуют кости крупного рогатого скота, овец, коз, свиней и собак. От их жилищ практически ничего не осталось, только в Чехословакии зафиксировано несколько наземных построек со стенами из кольев, обмазанных глиной114. О существовании местной металлургии говорят литейные формы из песчаника для изготовления кинжалов.
Захоронения курганного типа
Поразительное сходство погребальных обычаев связывает культурный комплекс колоколовидных кубков с курганной (позднеямной) традицией. В обоих случаях это были индивидуальные захоронения в ямах, в которых возводили «домики мертвых» разнообразных конструкций: у некоторых в каждом углу было по столбу, могла наличествовать или отсутствовать кровля и каменная облицовка. Вокруг центрального захоронения была вырыта канава, в которой было установлено несколько рядов кольев (см. реконструкцию погребения в Смолине, Моравия)"5, а сверху насыпан земляной курган. Тела укладывали в скорченных позах, лицом к восходящему солнцу. Большое количе-
Глава X. Коней, Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Европы
ство детских полусожженных или расчлененных останков могут быть интерпретированы не как обычные захоронения, а как следы жертвоприношений. От ву-чедольской культуры здешнее население унаследовало обычай кремации; так, в Венгрии кремационные захоронения составляют почти 90% от всех захоронений культуры колоколовидных кубков.
Количественный анализ погребальных материалов говорит о том, что общественное устройство культуры колоколовидных кубков приближалось к сословному116. Из них можно выделить три: сословие воинов (или правителей), ремесленников и простолюдинов (крестьян). Богаче всего могилы взрослых мужчин. Среди погребального инвентаря показателями статуса являются серьги, тгуговицеобразные янтарные, гагатовые и золотые бусины, поясные кольца и оружие.
Хронология
Большая часть радиоуглеродных датировок, полученных в западноевропейских поселениях культуры колоколовидных кубков, относятся к XXV—XXI вв. до н. э., и лишь несколько — к периоду до середины III тыс. до н. э. Самая ранняя датировка была получена в ямном жилище будапештского поселения Це-пел-Холландиут117 (Табл. 34).