Появление могил военной элиты, обычай сати и культ лошади
После освоения днепровских порогов и земель Северного Приазовья носители курганной культуру направились в Центральную Европу (см. рис. 10 Об этом красноречиво свидетельствуют курааны (круглые насыпи, под которыми находят могилькш
Цс. 10-9
Рис. 10-9 Скипетры с лошадиными головами из полудрагоценных камней (1,2) появляются в Восточной и Центральной Европе в богатых мужских захоронениях под курганами после середины Уtmc. до н.э. (1) Кэсимча, Добруджа, Восточная Румыния; длина 16 см; (2) Суворово, Молдавия; длина 17 см; (3) план суворовского кургана с двойным, мужским и женским захоронением (возможно, что здесь имел место обычай сати) и двумя дополнительными могилами того же времени. Диаметр кургана 13 м.
hm X. Конец Древней Европы: вторжение ссотоводовии южнорусских степейи иреображениеЕвропы
т
ямы) Молдавии, Южной Румынии и Восточной Венгрии. Древнейшие из молдавских курганов совпадают по времени с кукутенской культурой А2-АЗ (ок. 4400—4300 гг. до н. э.). Однако, в отличие от современных им древнеевропейских могильников, в которых было приблизительно одинаковое количество мужских и женских могил, это — почти исключительно MvxcKHe захоронения. Если в Древней Европе практиковались простые ямные захоронения, то гробницы курганной культуры покрывали каменной или земляной насыпью: их предназначали для воинской элиты, которая забирала с собой в могилу любимое боевое оружие - копье, лук и стрелы, кремне-вый кинжал или длинный нож.
Раскопки захоронений сделали очевидными два аспекта индоевропейской идеологии, чьи первые прошения в Восточной и Центральной Европе были зафиксированы в Молдавии (Суворово) и на Нижнем Дунае (Кэсимча). В обоих случаях можно видеть характерный для курганной культуры культ лошади как божественного животного и обычай сати - принесение в жертву жены или сожительницы (рис. 10-9). В Суворово вождь погребен в глубокой прямоугольной яме, выстланной камнями, куда также были помещены кипетр с орфировым' ав ршием в виде конской головы — символ власти умершего — и ряд предметов, которые могли ему понадобиться в загробной жизни (рис. 10-9.2 и 3). Рядом с ним - останки кшпеины возможно его вдовы которая в момент по-гребения была предана смерти и положена возле сво-его господина. Остатки одежды, покрытой тонкими ПЕОламутровыми пластинами и ожерелье из раковин що указывают на ее относительно высокое положе-кие однако единственный предмет которым она на-тетена - кремневый скребок Эта двойная могила жоыта большим курганом вокруг него из вертикально поставленных камней выложен круг диамет-ппм в П м Обычай сати зафиксирован также в rnnfi-Тшахсреднестоговского И комплекса того же пеоио-а на Нижнем Zenoe в Яме и Алексанлоии В Кэсшче(Румы^
«ой головы 5 кремневымитпошмГЕ топопш 5Галечниками о^ и 3 ZS1 СтЗ по
Найденные в Суворово и Кэсимче скипетры с на-вершиями в виде конских голов имеют аналоги в Молдавии, Южной Румынии, Трансильвании, Болгарии и Македонии22. Эти жезлы с резными изображениями конских голов очень похожи на те, что находят на Волге, в северокавказских степях и в Севе-Вро-Восточном Дагестане. Важной частью индоевропейских религиозных ритуалов было жертвоприношение коня, особенно истуальное для индуистских (ашвамедха), римских (October Equus) и кельтских традиций. Археологические подтверждения такого рода жертвоприношений
есть в Херсоне (Украина), где рядом с гробницей курганной культуры найдена яма, в которой лежал конский череп23. К северу от дельты Дуная, неподалеку от Одессы, в могильнике курганной культуры обнаружен ритуальный очаг, а в центральной могиле -парные черепа лошадей и быков24. В 1986 г. вямети-сапольгарской культуры (Северо-Восточная Венгрия) конца Утыс. до н. э. был найден отсеченный от туловища конский череп: это самое раннее свидетельство существования подобной практики в Центральной Европе25.