Скотоводы курганной культуры Южной России и их распространение по Восточной Украине Одомашнивание лошади





 

Резкие климатические изменения, последовавшие за последним ледниковым периодом, привели к вы­миранию крупных пород лошадей эпохи плейстоце­на. Выжившие породы среднего размера принадле­жали к одному виду (Equus feras Boddaert) с двумя подвидами - тарпан (Equus feras gmelini Antonius) и таки (лошадь Пржевальского). Одомашнен был тар­пан, небольшое, но крепко сбитое животное с уко­роченной головой, хвостом и гривой. Небольшие та­буны диких тарпанов встречались в Восточной Ев­ропе вплоть до конца XIX в., пока не были сведены на нет бесконтрольной охотой.

Насколько можно предположить, одомашнивание лошади имело место приблизительно в 5000 г.до н. э. или ранее, где-то между Восточной Украиной и Се­верным Казахстаном, в лесостепных районах или на лесистых речных берегах. Неудивительно, что самые древние свидетельства существования одомашнен­ной лошади обнаружены в лесостепи Средней Вол­ги, где с конца VII тыс. до н. э. уже присутствовал неолитический уклад в форме разведения скота и мелкого земледелия.

Древнейшие артефакты, связанные с культом ло­шади, и указания на жертвоприношения лошадей


 
 
 

Рис. 10-1 Древнейшие скульптуры, свя­занные с культами лошади и быка. Вырезанные из кости ста­туэтки (1,3) лошади, двуглавой лошади и (2, 4) быков из съез-жевского могильника на реке Самара, притоке Средней Вол­ги, Куйбышевская область. Под­вески в виде сдвоенных бычьих голов были найдены в могиле ребенка под площадкой для жертвоприношения лошадей. Самарская культура, ранний волжский энеолит, ок. 5000 г. -начало V тыс. до н. э.; длина ло­шади 11 см, длина бычьих го­лов — 12 см.

Скотоводы курганной культуры Южной России и их распространение по Восточной Украине Одомашнивание лошади - student2.ru Скотоводы курганной культуры Южной России и их распространение по Восточной Украине Одомашнивание лошади - student2.ru Глава X. Коней Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Европы______________________389

Скотоводы курганной культуры Южной России и их распространение по Восточной Украине Одомашнивание лошади - student2.ru (прибблиительно Утыс. до н. э.) были найдены на Средней Волге. Так, в могильнике села Съезжее на берегу реки Самары (Куйбышевская область) обна­ружены вырезанные из кости плоские фигурки ло­шадей (рис. 10-1). В них проделаны отверстия, а это значит, что их могли носить в качестве подвесок, при­давая им некое символическое значение. Над погре­бениями на жертвенных очагах были найдены лоша­диные черепа и крупные кости2. Этот могильник древнее хвалынской культуры Нижней Волги, кото­рая,согласно радиоуглеродным датировкам, относит­ся к первой половине Vтыс. до н. э. (см. ниже раз­дел, посвященный хвалынскому периоду).

Кости домашней лошади были найдены и иссле­дованы в Дереивском могильнике (Нижнеднепров­ский бассейн, 70 км от Кременчуга)3 из группы сред-нестоговской II культуры, которая пришла в днеп­ровские степи ок. 4500 г. до н. э. или чуть ранее (Средний Стог I - поселение днепро-донецкой культуры). Обнаруженные здесь 15 фрагментов ниж­них челюстей лошади принадлежат молодым жереб­цам или жеребятам, что говорит о развитом уровне домеесикации.

В середине Утыс. до н. э. в лесостепной и степ­ной зоне между Нижним Днепром и Северным Ка­захстаном паслись большие табуны лошадей. Иссле­дование костей животных в Репине на берегу Дона показало, что 40% от костей всех домашних живот­ных принадлежат лошадям4. Огромное количество лошадиных костей (более ста тысяч) было найдено также возле Петропавловска (Северный Казахстан), на месте стоянки, близкой курганной I (раннеямной) культуре. Там кости лошадей составляли 90% от ос­танков всех домашних животных5.

Одной из побудительных причин одомашнивания лошади могло быть употребление в пишу ее мяса и молока, до сих пор принятое у степных народов. Но иле большую роль играли ее ездовые качества, кото­рые, как можно предположить, учитывались уже на начальной стадии одомашнивания. Стада крупного рогатого скота, овец и коз можно пасти и без лоша­ди, но большие конские табуны — только верхом. Псалии из оленьего рога, возможно — часть уздечки, были обнаружены в поселениях среднестоговской культуры середины V тыс. до н. э. (из них 6 штук — в Дереивке). Парные псалии были в захоронениях или по соседству с ритуальной ямой, где также находи­лись череп, нижняя челюсть и кости ног жеребца, а черепа и передние части двух собак.

На первоначальной стадии доместикации ситуа­ция, вероятно, напоминала ту, что существовала в Сибири несколько веков назад. Пришедшие в XVIII в. русские колонисты обнаружили между Каспийским морем и Алтаем скотоводов, которые мало занима­лись земледелием, но держали табуны лошадей и ста­да крупного рогатого скота, овец и коз. Их пасли на лошадях, имевших важное значение для жизни этих




сообществ. Для верховой езды держали меринов, та­буны под предводительством жеребцов оставались полудикими, кобылиц же доили и держали стрено­женными около жилищ6.

Жвачные животные были основным тягловым скотом волжского неолита, о чем свидетельствуют фигурки, судя по всему, изображающие запряженных волов (рис. 10-1.2 и 4), меж тем как быстроногая ло­шадь превратилась в транспортное средство. Это со­кратило время, затрачиваемое на перемещения, в пять или более раз, уничтожив прежние территори­альные границы, а также оказало огромное влияние на освоение степных ресурсов и на все прочие аспек­ты жизни этих народов. Верховая езда позволяла пре­одолевать большие расстояния, благоприятствовала набегам, угону скота или коней, накоплению богатств увеличению торговых возможностей, а также на­силию и развитию боевых навыков. Как только степь была полностью покорена верховая лошадь стала способом миграции за ее пределы.

Материальные остатки первой половины Утыс. до н. э. показывают, что на огромной территории к востоку от Дона, между Средней Волгой, Кавказом и Уралом, существовала единообразная культура. В ме­стах, отстоящих друг от друга на тысячи километров, находят практически одинаковые украшения, инст­рументы и оружие, что говорит о беспрецедентно быстром обмене между племенными группами. Пер­вые наезды в днепровские степи этих кочевых наро­дов происходили еще до середины Vтыс. до н. э. Чуть позже конные воины курганной I культуры появи­лись в самом сердце Европы.

Верховая езда изменила ход европейской предыс­тории. Вооруженный конный воин представлял смер­тельную угрозу для мирного и безоружного земле­дельца. С середины Утыс. до н. э. и на протяжении тысячелетий быстроногие лошади несли с собой сму­ты. Если мы взглянем на европейскую историю и вспомним кровавые набеги, которые устраивали ски­фы, сарматы, гунны, авары, римляне, славяне и ви­кинги, не говоря уж об управлявших конными колес­ницами кельтах и героях Гомера или о крестоносцах, то мы увидим, что быстроногие лошади способство­вали тому, что все существование оказалось подчи­нено насилию.

Наши рекомендации