Скотоводы курганной культуры Южной России и их распространение по Восточной Украине Одомашнивание лошади
Резкие климатические изменения, последовавшие за последним ледниковым периодом, привели к вымиранию крупных пород лошадей эпохи плейстоцена. Выжившие породы среднего размера принадлежали к одному виду (Equus feras Boddaert) с двумя подвидами - тарпан (Equus feras gmelini Antonius) и таки (лошадь Пржевальского). Одомашнен был тарпан, небольшое, но крепко сбитое животное с укороченной головой, хвостом и гривой. Небольшие табуны диких тарпанов встречались в Восточной Европе вплоть до конца XIX в., пока не были сведены на нет бесконтрольной охотой.
Насколько можно предположить, одомашнивание лошади имело место приблизительно в 5000 г.до н. э. или ранее, где-то между Восточной Украиной и Северным Казахстаном, в лесостепных районах или на лесистых речных берегах. Неудивительно, что самые древние свидетельства существования одомашненной лошади обнаружены в лесостепи Средней Волги, где с конца VII тыс. до н. э. уже присутствовал неолитический уклад в форме разведения скота и мелкого земледелия.
Древнейшие артефакты, связанные с культом лошади, и указания на жертвоприношения лошадей
Рис. 10-1 Древнейшие скульптуры, связанные с культами лошади и быка. Вырезанные из кости статуэтки (1,3) лошади, двуглавой лошади и (2, 4) быков из съез-жевского могильника на реке Самара, притоке Средней Волги, Куйбышевская область. Подвески в виде сдвоенных бычьих голов были найдены в могиле ребенка под площадкой для жертвоприношения лошадей. Самарская культура, ранний волжский энеолит, ок. 5000 г. -начало V тыс. до н. э.; длина лошади 11 см, длина бычьих голов — 12 см.
Глава X. Коней Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Европы______________________389
(прибблиительно Утыс. до н. э.) были найдены на Средней Волге. Так, в могильнике села Съезжее на берегу реки Самары (Куйбышевская область) обнаружены вырезанные из кости плоские фигурки лошадей (рис. 10-1). В них проделаны отверстия, а это значит, что их могли носить в качестве подвесок, придавая им некое символическое значение. Над погребениями на жертвенных очагах были найдены лошадиные черепа и крупные кости2. Этот могильник древнее хвалынской культуры Нижней Волги, которая,согласно радиоуглеродным датировкам, относится к первой половине Vтыс. до н. э. (см. ниже раздел, посвященный хвалынскому периоду).
Кости домашней лошади были найдены и исследованы в Дереивском могильнике (Нижнеднепровский бассейн, 70 км от Кременчуга)3 из группы сред-нестоговской II культуры, которая пришла в днепровские степи ок. 4500 г. до н. э. или чуть ранее (Средний Стог I - поселение днепро-донецкой культуры). Обнаруженные здесь 15 фрагментов нижних челюстей лошади принадлежат молодым жеребцам или жеребятам, что говорит о развитом уровне домеесикации.
В середине Утыс. до н. э. в лесостепной и степной зоне между Нижним Днепром и Северным Казахстаном паслись большие табуны лошадей. Исследование костей животных в Репине на берегу Дона показало, что 40% от костей всех домашних животных принадлежат лошадям4. Огромное количество лошадиных костей (более ста тысяч) было найдено также возле Петропавловска (Северный Казахстан), на месте стоянки, близкой курганной I (раннеямной) культуре. Там кости лошадей составляли 90% от останков всех домашних животных5.
Одной из побудительных причин одомашнивания лошади могло быть употребление в пишу ее мяса и молока, до сих пор принятое у степных народов. Но иле большую роль играли ее ездовые качества, которые, как можно предположить, учитывались уже на начальной стадии одомашнивания. Стада крупного рогатого скота, овец и коз можно пасти и без лошади, но большие конские табуны — только верхом. Псалии из оленьего рога, возможно — часть уздечки, были обнаружены в поселениях среднестоговской культуры середины V тыс. до н. э. (из них 6 штук — в Дереивке). Парные псалии были в захоронениях или по соседству с ритуальной ямой, где также находились череп, нижняя челюсть и кости ног жеребца, а черепа и передние части двух собак.
На первоначальной стадии доместикации ситуация, вероятно, напоминала ту, что существовала в Сибири несколько веков назад. Пришедшие в XVIII в. русские колонисты обнаружили между Каспийским морем и Алтаем скотоводов, которые мало занимались земледелием, но держали табуны лошадей и стада крупного рогатого скота, овец и коз. Их пасли на лошадях, имевших важное значение для жизни этих
сообществ. Для верховой езды держали меринов, табуны под предводительством жеребцов оставались полудикими, кобылиц же доили и держали стреноженными около жилищ6.
Жвачные животные были основным тягловым скотом волжского неолита, о чем свидетельствуют фигурки, судя по всему, изображающие запряженных волов (рис. 10-1.2 и 4), меж тем как быстроногая лошадь превратилась в транспортное средство. Это сократило время, затрачиваемое на перемещения, в пять или более раз, уничтожив прежние территориальные границы, а также оказало огромное влияние на освоение степных ресурсов и на все прочие аспекты жизни этих народов. Верховая езда позволяла преодолевать большие расстояния, благоприятствовала набегам, угону скота или коней, накоплению богатств увеличению торговых возможностей, а также насилию и развитию боевых навыков. Как только степь была полностью покорена верховая лошадь стала способом миграции за ее пределы.
Материальные остатки первой половины Утыс. до н. э. показывают, что на огромной территории к востоку от Дона, между Средней Волгой, Кавказом и Уралом, существовала единообразная культура. В местах, отстоящих друг от друга на тысячи километров, находят практически одинаковые украшения, инструменты и оружие, что говорит о беспрецедентно быстром обмене между племенными группами. Первые наезды в днепровские степи этих кочевых народов происходили еще до середины Vтыс. до н. э. Чуть позже конные воины курганной I культуры появились в самом сердце Европы.
Верховая езда изменила ход европейской предыстории. Вооруженный конный воин представлял смертельную угрозу для мирного и безоружного земледельца. С середины Утыс. до н. э. и на протяжении тысячелетий быстроногие лошади несли с собой смуты. Если мы взглянем на европейскую историю и вспомним кровавые набеги, которые устраивали скифы, сарматы, гунны, авары, римляне, славяне и викинги, не говоря уж об управлявших конными колесницами кельтах и героях Гомера или о крестоносцах, то мы увидим, что быстроногие лошади способствовали тому, что все существование оказалось подчинено насилию.