Западная часть Малой Азии и Эгейские острова

Говоря о живших в западной части Турции ликий-цах, Геродот описывает их как народ с матрилиней­ной системой родства. Он пишет: «Обычаи их ча­стью критские, частью карийские. Есть, впрочем, у них один особенный обычай, какого не найдешь больше нигде: они называют себя по матери, а не по отцу. Если кто-нибудь спросит ликийца о происхо­ждении, тот назовет имя своей матери и перечислит ее предков по материнской линии»76. Когда Плутарх упоминает правящий ликийский род, то называет его членов Иоксидаи (Ioxidai) или Иоксиды (Ioxides): ставя женскую форму (Ioxidai) на первое место, он как бы указывает на то, что именно она является верной77. Матрилинейным был и порядок наследования поскольку имущество в первую оче­редь переходило к дочерям а не к сыновьям. Судя



[шва аX. Структура общества




Западная часть Малой Азии и Эгейские острова - student2.ru

Западная часть Малой Азии и Эгейские острова - student2.ru

Рис. 9-16

Деталь стенной росписи из Ак-ротири, о. Тира. Занимающая высокое положение женщина, м.б. царица, стоит на балконе споднятой правой рукой, бла­гословляя морское празднест­во. Она больше мужских фигур, сзади нее стоит мальчик. Ост­ров Тира (западный дом, ком­натам? 5, фриз на южной сте­не). XVI в. до н.э.

Рис. 9-16

Рис. 9-17


Западная часть Малой Азии и Эгейские острова - student2.ru

.■..II ■ 'I ■.['■•"■ГТ '


Рис. 9-17 Остров Тира: лучше всего сохранившееся изображение корабля с южного фриза, комната № 5, западный дом. XVI в. до н.э.Мужские персонажи делятся на несколько категорий: капитан, помощники капитана, сидящие в кабине муж-шныв длинных плащах и гребцы.



Гимбутсс М. Цивилизацяя Великой Богат



Западная часть Малой Азии и Эгейские острова - student2.ru по надписям на гробницах, основной единицей об­щества была большая матрилинейная семья. Неко­торые из них включают уже знакомую нам формулу матрилинейного родства: «Нейкетес, сын Парфе-ны... Нейкетес, сын Лаллы... Евтехий, отец неизвес­тен...»78.

Карийцы и лелеги были обитателями анатолий­ского побережья, и различие между ними остается довольно туманным. От Геродота мы знаем, что во время Персидской войны его родным Галикарнасом правила карийская царица Артемисия. Ее мать была родом с Крита, а она сама, имея взрослого сына, сохранила царскую власть. Ей были подчинены близлежащие острова Кос, Нисир и Калидна, и, ко­гда персидский царь Ксеркс пошел походом на Гре­цию, она снарядила для его армии 5 боевых кораб­лей и сама ими командовала. В битве у Саламина, когда персидский флот был разбит и за кораблем Артемисии погнался аттический корабль, она обма­нула врага тем, что стремительно напала на корабль союзников персов79.

Ионяне, захватив Милет, взяли в жены карийских женщин, которые, не простив им гибели своих род­ных, отказались вкушать со своими новыми супру­гами пищу или звать их по имени80. В Теосе, еще одном ионийском поселении, был найден годичный список магистратов. В 11случаях из 25 наименова­ние рода совпадает с названием деревни: это озна­чает, что их взаимная идентификация еще не нача­ла распадаться, и местные институты продолжали действовать.

По-прежнему говорившие на своем языке пелас­ги еще какое-то время сохранялись в северной час­ти Эгейского бассейна - в Акте на побережье Ма­кедонии, в расположенном где-то в этих же местах Крестоне и в Лемносе на Пропонтиде. Их присутст­вие также зафиксировано на Самофракии, в Троа-де, в Лидии, на Лесбосе и Хиосе81. Пеласги с Лем­носа упомянуты в одной из греческих легенд. Когда аргонавты отправились из Фессалии за Золотым ру­ном, они останавливались на Лемносе, где «прави­ли женщины» под предводительством царицы Гип-сипилы.

Наши рекомендации