Материалы из мегалитических гробниц, длинных курганов и хенджей Западной Европы
Всего в Западной Европе известно более 10 000 мегалитических гробниц и длинных курганов. Однако либо в силу специфики погребальных ритуалов, либо из-за того, что многие гробницы были разграблены еще в древности, из них можно извлечь лишь скудную информацию о структуре общества. Как уже говорилось, мегалиты служили оссуариями и культовыми центрами, будучи важнейшей точкой для одного или нескольких поселений. В них складывали голые, уже прошедшие экскарнацию кости, и те что долго лежали на солнце были расколоты; кроме того, во многих случаях в гробницу помеща-ли тольКО определенные части скелета, такие как череп и длинные кости. В некоторых местах практиковалась кремация. Поэтому практически невозможно определить количество человек покоящих-ся в той или иной гробнице, и приблизительно под-считать сколько было жителей на этой территории в эпоху их активного использования а УЖ тем более рассуждать о соотношении полов
Нам почти ничего не известно о том, как мегалитические гробницы и курганы соотносились с поселениями, поскольку от последних едва ли что сохранилось. В наши дни величественные каменные курганы и гигантские хенджи по-прежнему стоят, и значительную долю информации о выстроивших их сообществах приходится извлекать из их местоположения и архитектуры. Исследования, в которых предпринимается реконструкция неолитического общества, в основном посвящены Британским островам, в особенности расположенным к северу от Шотландии Оркнейским островам.
В 1976 г. К.Ренфрю представил мегалитическую культуру собранием небольших разрозненных сообществ, которые лишены централизованной иерархической структуры (связанной с институтом вождя или с государством) и состоят из модульных автономнщ ячеек44, однако он считал, что перенаселение и нехватка важнейших ресурсов породили в них повышенное чувство территории45. Несмотря на внушительную архитектуру мегалитов и огромные затраты времени и сил, которых требовало их возведение,
Рис. 9-14 Распределение камерных гробниц с каменными насыпями с общим объемом более 340 кв. м по Оркнейским островам: карта, составленная Д. Фрейзером в 1983 г.
Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини
Рис. 9-15 |
- поселение
- небольшой каирн (центр первого порядка) большой каирн (центр второго порядка)
- хендж (центр третьего порядка)
Рис. 9-15 Пространственная стратификация на Оркнейских островах эпохи неолита (упрощенная реконструкция Д.Фрейзера).
на всем протяжении их активного использования нет никаких признаков того, что они были связаны с институтом правителей индоевропейского типа.
Теория автономных поселений-ячеек с примерно одинаковым числом жителей приложима лишь к раннему периоду их существования до середины IVтыс. до н.э. Приблизительное 3500 г. до н.э., когда численность населения начинает возрастать, появляются группы поселений с определенной мерой формальной организации (пространственной стратификации), которая включала в себя большие мегалитические конструкции, камерные гробницы с каменными насыпями и гигантские хенджи, — что указывает на расширение и усложнение структурных элементов общества.
Некоторая ясность в вопросе распределения крупных и небольших гробниц была достигнута на Оркнейских островах, где в последние десятилетия велись интенсивные археологические изыскания. На карте островов отмечено 10 камерных гробнице каирнами (гробниц, покрытых насыпью из камней), объем которых превышает 340 кубических метров (рис. 9-14). Они сильно рассредоточены, и две крупные насыпи никогда не стоят слишком близко друг к другу. Было замечено, что на группу островов или на участок территории, который представляет собой естественную топографическую единицу, приходится одна насыпь больших размеров46. Небольшие насыпи располагались неподалеку от поселений: по-видимому, они служили центрами для отдельных общин. Что касается больших насыпей, то они сKODce всего возводились и использовались жителями нескольких окрестных общин а огромные хенджи выполняли такую же функцию для всего населения Оркнейских островов, Реконструкция этой сложной системы организации общества гшедложена на рисунке Д Фпейзеоа (оис 9-15) Согласно его ин^
пи бкити пячгнпй чягтктп пгтгрпнринпй \ жи иыли вчжнин час ыи ииткеднеинш
ки к определенном^месту Хенджи |
[зава IX. Структура общества
служили местами всеобщих сборов, которые происходили не чаще раза в год или даже реже; их строительство и сохранение осуществлялось силами представителей всех оркнейских поселений. Это требовало в полном смысле слова титанического труда: хенджи имели жизненно важное назначение и могли быть результатом совместных усилий больших коллективов. Работы такого масштаба очевидным образом должны были опираться на общественные и религиозные структуры сообщества. Способность организовать общественные работы подобного масштаба - одна из основных характеристик культуры строителей мегалитов. Согласно Фрейзеру, нет никаких указаний на то, что в общинах Оркнейских островов власть находилась в руках одного человека . Такая организация пространства если верить оалио\тллоолным датировкам существовала на островах более тысячелетия, с конца IV тыс. до н.э. ина всем протяжении 11I тыс. до н.э.
Похожее положение вещей имело место на юге Англии, где есть и длинные курганы, и «лагеря с вымостками», и хенджи. Количество усилий, которое затрачивалось на возведение «лагеря с вымостками», намного превышало то, что требовалось для построения большой мегалитической гробницы, а хенджи предполагали еще большее. Подсчитано, что Уиндмиллхилл должен был поглотить 120 тысяч рабочих часов, Эвбюри - 115 миллиона, , Даррингтон-Уоллз - 0,9 миллиона. Опираясь на эти подсчеты, Ренфрю сделал вывод, что в неолитическом Уэссексе общины должны были иметь вождей48. Это противоречит уже приведенным данным о сложном характере сообщества Оркнейских островов а ведь состояние обществ в обоих районах практически одинаковое. Мегалитическая культура всей Британии и Западной Европы — единый взаимосвязанный комплекс поэтому маловероятно чтобы Уэссекс оказался исключением из правила, а его обитатели -пзтриархальны м сообществом под предводительством йож1я Не caedvem забыват, что все ппоазительныешжникиАнглии и ИрландиииЭвбюри Силбюри Дар-жтон-Уоялз НьюГреиндж Яаут- представляли^Трешгиозные,сооружения сбыли общественной 2твенностъГ ттной преданностии июбвиЭто он еарскке есыы
альнииы и не административные постройки воз-
вигнутые по приказу паря или вождя ради увеко-кчивания их славы - такого оола^соооужения не
ГьшТись в систему л^
и КоТласп^ I таниин^ 1!ш ™чезлиТэти^^^^^^
Хенджи из 2-6 концентрических рвов и вертикальных бревенчатых изгородей не являются исключительно уэссекским или даже британским феноменом. Их также удалось обнаружить в Центральной Европе (культура линейно-ленточной керамики),
Моравии (культура лендель) и Восточной Германии (культура воронковидных кубков)49 (см. рис. 6-27). Можно предположить, что следы хенджей еще будут найдены и у других культурных групп Центральной Европы50. Хенджи культур лендель и линейно-ленточной керамики восходят к V тыс. до н.э. Таким образом, традиция их возведения насчитывает по крайней мере несколько тысячелетий. Наперекор тому, что писали ранее, их строили не ради защиты людей и имущества, но в качестве центров для проведения праздников и общих сборов, во время которых осуществлялись погребальные ритуалы, сопровождавшиеся музыкой и танцами; не исключено, что они также служили площадками для состязаний игр51. Во внутреннем пространстве ВудхенджаиДар-рингтон-Уоллза имелись деревянные постройки: поставленные концентрическими кругами деревянные столбы поддерживали конусообразную кровлю52. Не исключено, что круглая постройка такого типа стояла в центре Стоунхенджа I53 В Обри-Хол-зе внутри центральной конструкции были найдены кремированные останки: можно предположить что это был хоам посвященный смерти и возрождению в котороГпроисходили соответствующие ритуалы., Теперь давайте обратимся к самим захоронениям и посмотрим, что известно о тех людях, чьи кости покоились в мегалитических гробницах и под трапециевидными курганами. Только в нескольких из древнейших гробниц удалось обнаружить и изучить человеческие останки; большая часть этих данных получена в результате недавних раскопок. Исследование половой принадлежности похороненных в древних гробницах Бретани, Нормандии, Южной Англии и Оркнейских островов показало примерно одинаковое количество мужчин и женщин. Так, в ранних коридорных гробницах Нормандии в Ла-Огетте было найдено 18 мужчин, 19 женщин и 18 детей54. Под трапециевидным курганом длиной в 50 м, который расположен между Оксфордом и Челтен-хемом в Эскоте-под-Уичвуд, в двух камерах, каждая из которых поделена на три отсека, было обнаружено 4311 костей и 236 зубов. Всего удалось идентифицировать 49 человек причем число мужчин и женщин практически совпадает. Проведенное Чес-терманом исследование костей показало, что здесь существовал обычай экскарнапии причем останки выставляли на солнце. Большая часть их была раз-дроблена далеко не все были помещены в гробни-цу и лишь немногие-в сохранном состоянии55 Из 76 мегалитических гробниц Оркнейских островов человеческие кости были найдены только в 26 (что составляет 28% от числа известных гробниц) Над£*жнкгр данНК1Р кoxookic пролинзют некоторый свет на отстояниеэтогообшестм получены при анали-
В ^ой^л^иаенЗип^о^ъ 157тоюве^ио
Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини
насыпей, число мужчин и женщин было примерно одинаковым, детская смертность — высокой (хотя в Куонтернессе не обнаружено останков младенцев моложе 8 месяцев); кроме того, в эти гробницы помещали всех покойников данной общины, а средняя продолжительность жизни была низкой. Любопытные результаты дал палеопатологический анализ. Честерману удалось выявить большое количество вылеченных переломов и разрушенных спинных позвонков. Также были обнаружены признаки ос-теоартрита поперечно-реберных суставов, что, возможно, связано с ношением тяжестей на спине при помощи веревочной петли. Ни в одной из гробниц нет указаний на то, что кого-либо постигла насильственная смерть^, иначе говоря, можно констатировать отсутствие насилия между людьми.
Отражение структуры древнеевропейского общества в религиозных изображениях и мифах
Возникновение культа Богини в эпоху палеолита должно было отвечать уже существовавшим моделям человеческого общества. Поклонение женским божествам связано с матрилинейной системой родства и с почитанием предков: пол главы семьи и рода определял пол верховного божества. В сообществах, где родство считается по материнской линии, в центре стоит женщина-мать. Ее почитают как прародительницу семьи и всего рода, к ней обращаются с молитвами и благодарственными приношениями.
Для реконструкции общественного уклада верхнего палеолита и неолита следует обратиться к доисторической религии. Изучение типов и функций различных богинь, их одеяний, мест, где им поклонялись (в святилищах, во дворах или в гробницах), их спутников, а также их отношений с мужскими божествами, дает не меньше, а в некоторых аспектах даже больше, нежели структура поселений и захоронений. Другой богатый источник, помогающий заполнить пробелы в археологических данных, — дошедшие до исторической эпохи и сохранившиеся в мифах следы культа Богини.
Стандартный археологический анализ не использует междисциплинарные методы, хотя именно сочетание различных дисциплин может способствовать расширению и углублению нашего знания прошлого. Такой интеграционный подход, которого я стараюсь придерживаться, представляет собой новую область знания: я называю его археомифологией.
Значительное количество информации можно извлечь не только из древнегреческих и римских мифов и религий, но также из баскских, древнеирланд-ских, уэльских, галльских, норвежских и германских, литовских, латвийских и всех славянских ве-
рований и фольклора. Достойно удивления, что под совместной толщей христианских и индоевропейских влияний все еще существуют многие элементы древнеевропейской культуры.