Появление одиночных захоронений под круглыми курганами
К середине IV тыс. до н.э. как в Британии, таки Ирландии стал намечаться ряд перемен. Из них,» роятно, наибольшей значимостью обладала традици одиночных захоронений, которые, как и ирландеш гробницы культуры линкардстаун, в первый раз по являются в середине IV тыс. до н.э. Свидетельстваа существования в Британии не столь очевидны,!* нако они есть в таких захоронениях, как Лифф--Ло) (графство Дербишир) и Дагглби-Хау Одно из сами ярких свидетельств изменения погребального рит$1! ла было, по всей видимости, обнаружено в Уайттр ундз-Берроу, Бериторп, где большой круглый курпш с одним центральным захоронением останков ми-чины полностью перекрывает более ранний овал ный курган, под которым находились останки 8ffr ловек. Радиоуглеродная датировка более раннего кургана — ок. 3700 г. до н.э. тогда как более поздни! восходит примерно к 3340-3120 гг. до н.э.78 За этим! курганами стоят совершенно различные обществен* ные системы религиозные практики и порребал ы« обычаи. В одном случае подчеркивалось общее во-вращение в царство предков и регенерация в моги* ле - утробе Богини в лпугом — личные езслуги ото дельных мужей (см. ,главы VII иX).
Глава VII
Религиябогини
*
Судя по несметному количеству изображений, доставшихся нам от доисторической Евразии, источником древнейших религиозных переживаний было великое таинство женской животворящей силы созидания. Великая Богиня-Мать, из священного мрака утробы которой исходят все творения, была метафорой самой Природы, вселенского источника лизни и смерти, постоянно обновляющегося в непрерывной смене жизни, смерти и возрождения.
Археологи находяточеньдревние кремневые изображения женщин и животных, которые датируются ашельским периодом нижнего палеолита, т.е. изготовлены более 500 000 лет назад'. Начиная с мусть-ерского периода среднего палеолита (от 100 ООО до 40ОО0 лет назад) над заххорнениями стааи устанавливать камни треугольной формы и вырезать чашевидные знаки. Эта древнейшая религиозная символика еще не была систематически изучена; ббльшая часть исследований обращена к периоду верхнего палеолита (от 40 000 до 10 000 лет назад).
На период верхнего палеолита пришелся настоящий творческий взрыв - огромный объем наакаалной живописи, каменной резьбы и скульптур. Пещеры, в которых можно видеть эти изумительные рисунки и резные изображения животных, были святилищами; там проходили сезонные и инициаци-онные ритуалы и другие обряды, связанные с сакральным циклом бытия2. Между 27000 и 25000 гг. до н.э. появляются миниатюрные скульптуры разнообразных божеств из камня, рога или кости. Около трех тысяч подобных статуэток было найдено на пространстве между Южной Францией и Центральной Сибирью3. Богатство материала позволяет приблизительно установить их символическое значение, а различие (Ьоом жестов и атрибутов в сочетании с дан-юши о месте их обнаружения, - классифицировать их типы отражающие различные ипостаси и функ-
Древнейшие из вырезанных на скалах символов, каки изделия изрога и кости, являются прямым следствием глубочайшей веры в Богиню-дарительницу жони, источник всего сущего, которая, однако, может принимать разные обличия. Начиная с 25000 г. до н.э. ее изображения уже наделены грудью, вульвой и ягодицами огромного размера: так выделяются юны излучения ее детородной мощи. Изучение сим-юлики палеолитического искусства показывает, что вэту эпоху созидающее божество было именно женским, а не мужским. Более того, во всем палеолитическом искусстве нет ничего, охожего на фигуру |0тца Вынашивание и вскармливание потомства —
первичная модель образа Богини, источника всего живого.
Вырезанные из слоновой кости или мягких каменных пород миниатюрные женские статуэтки не были ни «Венерами», хоть их часто так именуют, ни «амулетами плодовитости», предназначенными для стимуляции мужской сексуальности. Их роль была намного важнее: они давали жизнь и оберегали ее, приносили смерть и обеспечивали возрождение. Богиня олицетворяла собой все формы и проявления постоянно обновляющегося жизненного цикла. Мы истолковываем ее функции, опираясь на тщательное изучение атрибутов этих древних скульптур: их поз, жестов, головных уборов и соответствующей религиозной символики. Многообразие способов репрезентации женского божества, остававшегося актуальным на протяжении многих тысячелетий хорошо прослеживается на примере сохранившихся верхне-палеолитических артефактов.
Иконография Богини данного периода включает в себя несколько типов символических изображений абстрактного или иероглифического характера: знаки в виде «X» и «V», треугольники, меандры и т.д.; более предметные изображения в виде вульвы, грудей и птичьих лапок; символические изображения животных, воплощающие различные ипостаси Богини и ее могущества. Эта иконография культа Богини в общих чертах сохранилась и после возникновения земледелия, но, конечно, в более развитом виде что соответствовало изменению экономических : условий.
Эпоха неолита ознаменовала новый расцвет творческого самовыражения. Благодаря изобретению керамики (ок. 6500 г. до н.э.) на свет появились тысячи глиняных статуэток и сосудов, храмы и их миниатюрные модели, стенные росписи, рельефы и бесчисленные предметы обрядового назначения. Арсенал религиозных символов стократно возрос, что дает обширный материал для дешифровки иконографии Богини. Более того, символические образы Древней Европы (6500-3500 гг. до н.э.) - главный ключ к религии эпохи палеолита, поскольку для многих из них характерна преемственность традиции. Реконструкция этой символической системы была нами предпринята в книге «Язык Богини»4.
Статуэтки различных воплощений Богини могли быть отчетливо изобразительными, включая детальное воспроизведение ее одеяния и головного убора, или же предельно схематизированными. Не исключено, что последние имели вотивный характер или же служили амулетами. Статуэтки, как правило, находят в святилищах на алтарях, на платформах у печей, в специальных местах для приношений, а также
Гимбутас М. Цивилизация Великой Бот
в пещерах и в могилах. Нередко бывает, что археологи обнаруживают целый склад такого рода фигурок, хранившихся в сосуде или же составленных в миниатюрную «картину» того или иного аспекта культа. Очевидно, что подобные группы использовались для проведения ритуалов. Непрерывное изготовление статуэток говорит о том, что это был своего рода энергетический процесс, в который были вовлечены все участники ритуала.
Среди статуэток можно выделить по крайней мере 20 типов женских и 5 типов мужских как антропоморфных, так и полуантропоморфных-полузооморфных изображений в различных позах и с разными чертами лица, масками, головными уборами и сопутствующими символическими изображениями. Подобные образы также можно видеть на стенах храмов и пещер или на стенках сосудов, в виде рельефов или рисунков.
Категории, функции
И символы различных божеств
Многочисленные категории, функции и символы, к которым обращался доисторический человек в стремлении выразить Великое Таинство бытия, есть лишь различные проявления одной единой и неделимой Богини, а в конечном счете - самой Природы.
В соответствии с установками данного исследо
вания я различаю четыре основных категории бо
жеств. 1) Богиня, олицетворяющая производитель
ные силы природы. Под эту категорию подпадают все
проявления Богини какжизнедарительницы, покро
вительницы размножения, хранительницы жизни.
2) Богиня, олицетворяющая разрушительные силы
природы, Богиня смерти, предстающая в виде стол
бообразной фигуры, ядовитой змеи или хищной пти
цы — грифа, совы, ворона или вороны. 3) Богиня воз
рождения и регенерации, которой подчинены жиз
ненные циклы всего природного мира. Она являет
себя в символических образах, ассоциативно связан
ных с маткой, лобковым треугольником или эмбрио
ном: это может быть жаба, лягушка, еж, бычья голо
ва, треугольник и двойной треугольник Порой она
также предстает в виде насекомого — пчелы, бабоч
ки, мотылька. Поскольку смерть и возрождение не
разрывно соединены как части естественного природ
ного цикла то Богини смерти и возрождения неред-
ко выступают как единое божество что подчеркивает
синхронность и взаимозависимость циклических
функций. 4) К. последней категории относятся немно
гочисленные доисторические божества мужского
пола составляющие 3-5% от обшего скульптурного
наследия неолита* ™>щс vuqm урно о