Роль предметной среды в развитии личности дошкольника
Среда, окружающая ребенка в детском саду, оказывает большое влияние на формирование образа его мира, способствует обретению и обогащению представлений о собственном Я.
"Каждый ребенок выбирает определенные вещи в своем окружении и делает их своим миром. Воспитателю необходимо знать, что ребенок включает в этот мир? в какой деятельности участвует? какие игрушки важны? как ребенок кх использует? какими творческими фантазиями охвачен?"1.
Данные современных исследований показывают, что развитие представлений о себе происходит в событийности, в которой внутренняя и внешняя соорганизованности активности являются источником формирования способности преобразовывать собственную жизнедеятельность (В. И. Слободчиков). Решающее значение в этом процессе имеет формирование новых способов самоопределения человека в мире и самом себе.
Предметная среда дошкольного учреждения как компонент образовательного пространства располагает ресурсами для организации самопознаваемой деятельности ребенка. Однако экспертиза среды, осуществляемая в ходе массовой аттестации детских садов, показывает, что она недостаточно ориентирована на развитие субъектной позиции ребенка, маловариативна, нацелена на репродуктивный характер деятельности детей. Влияние ее на ребенка можно представить в следующем виде:
— среда тормозит развитие ребенка (неблагоприятная в эмоциональном и физическом планах);
— среда нейтральна в своем воздействии на ребенка (не тормозит, но и не стимулирует развитие);
— среда стимулирует развитие ребенка (благоприятная, развивающая).
В связи с этим в качестве приоритетной выступает задача повышения образовательных ресурсов среды детского сада и создания условий для самообразовательной практики детей в системе проблемно-поисковой деятельности, творчества и детского экспериментирования как с материальными, так и с социальными объектами.
В частности, под обогащенной предметной средой мы понимаем естественную комфортную, рационально организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими и игровыми материалами. В такой среде ребенку обеспечена поддержка в установлении и утверждении чувства уверенности в себе, возможности испытать и использовать свои способности,
1 Снайдер Р., Снайдер М., Снайдер Р. Ребенок как личность... С. 103.
самостоятельность, утвердить себя как активного деятеля по построению собственного образа Я.
§ 2. Идеи построения предметно-развивающей средыв опыте педагогов прошлого
Определяющим моментом в создании предметно-развивающей среды является образовательная программа (концепция), которой руководствуется образовательное учреждение. У основания разработки принципов построения развивающей среды стояли такие известные педагоги, как Ф. Фребель, М. Монтес-сори, И. И. Тихеева и др.
В основу своей педагогической теории Ф. Фребель положил понимание развития как непрерывного процесса раскрытия сущности человека, его влечений, инстинктов в творческой самодеятельности — в речи, играх, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности. Процесс познания он рассматривал как пробуждение дремлющих внутренних сил путем накопления ребенком сенсорного опыта. Одной из известных и до сих пор актуальных его разработок, направленных на развитие у ребенка пространственных представлений, знаний о величине, форме предметов, является пособие "Дары". Фребель не только создал целостную теорию и методику познания окружающего мира в ходе игр с "Дарами", но и соединил сенсорную деятельность ребенка с развитием речи. Несмотря на некоторое несовершенство теории Фребеля, связанное с попытками ограничить деятельность ребенка рамками своей системы, впервые в истории дошкольной педагогики она стала целостной, методически детально разработанной, оснащенной пособиями различного содержания, системой создания предметно-развивающей среды для дошкольников в условиях детского сада.
. М. Монтессори предложила и реализовала идею создания условий для раскрытия духовного потенциала ребенка через специально организованную среду, в которой присутствуют в явном обобщенном виде все ценности, духовные сокровища, накопленные человечеством. Предложенные ею материалы являются составной частью так называемой педагогической "подготовительной среды", которая побуждает ребенка проявить возможности собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.
Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов.
Дидактические материалы служат прежде всего тому, чтобы способствовать духовному стано'влению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторных и сенсорных процессов. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, что, по мнению М. Монтессори, делает его независимым от взрослых. Для ребенка данный материал — ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные впечатления о мире и себе. При их помощи ребенок "врастает в культуру и современную цивилизацию, на собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней"1.
В созданной М. Монтессори "подготовительной среде" ребенок может упражнять свои физические и духовные потенции, формировать свою душевную целостность и всесторонне развиваться. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в "знание, ставшее плотью" (Монтессори, 1992). Это направление развития личности ребенка опирается на утверждение: "В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве". В играх с материалом ребенок узнает свое тело, совершенствует координацию глаз, рук и ног, что способствует появлению все более точных и гармоничных движений. По мнению М. Монтессори, движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для познания собственного духовного мира.
В авторском детском саду Е. И. Тихеевой основное место занимали разнообразные игры, систематизированные по степени сложности. С их помощью Е. И. Тихеева'успешно решала задачу развития ребенка без прямого обучения.
Дидактические игры с куклой, разработанные и описанные Тихеевой, помогают ребенку осваивать окружающий предметный и социальный мир. В совместных с воспитателем и сверст-
никами играх он приобретает различные навыки, учится ставить цель и находить оптимальные пути ее достижения.
Через яркую разнообразную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к. предметам, вещам. Из любопытства и радости общения с куклами и другими игрушками у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает постигать мир и самого себя.
Вышесказанное позволяет логическим путем сделать вывод о недопустимости предъявления жестких требований к построению развивающей среды в разных образовательных учреждениях. Поскольку образовательные программы, реализуемые в детских садах, могут существенно отличаться друг от друга в силу неодинаковых идей, заложенных в основу содержания программ. Вместе с тем можно выделить общие положения, которые основываются на современных подходах к образованию дошкольников.