Роль предметной среды в развитии личности дошкольника

Среда, окружающая ребенка в детском саду, оказывает боль­шое влияние на формирование образа его мира, способствует обретению и обогащению представлений о собственном Я.

"Каждый ребенок выбирает определенные вещи в своем окру­жении и делает их своим миром. Воспитателю необходимо знать, что ребенок включает в этот мир? в какой деятельности участ­вует? какие игрушки важны? как ребенок кх использует? ка­кими творческими фантазиями охвачен?"1.

Данные современных исследований показывают, что разви­тие представлений о себе происходит в событийности, в кото­рой внутренняя и внешняя соорганизованности активности яв­ляются источником формирования способности преобразовывать собственную жизнедеятельность (В. И. Слободчиков). Решающее значение в этом процессе имеет формирование новых способов самоопределения человека в мире и самом себе.

Предметная среда дошкольного учреждения как компонент образовательного пространства располагает ресурсами для орга­низации самопознаваемой деятельности ребенка. Однако экс­пертиза среды, осуществляемая в ходе массовой аттестации дет­ских садов, показывает, что она недостаточно ориентирована на развитие субъектной позиции ребенка, маловариативна, на­целена на репродуктивный характер деятельности детей. Влияние ее на ребенка можно представить в следующем виде:

— среда тормозит развитие ребенка (неблагоприятная в эмоциональном и физическом планах);

— среда нейтральна в своем воздействии на ребенка (не тор­мозит, но и не стимулирует развитие);

— среда стимулирует развитие ребенка (благоприятная, раз­вивающая).

В связи с этим в качестве приоритетной выступает задача повышения образовательных ресурсов среды детского сада и создания условий для самообразовательной практики детей в системе проблемно-поисковой деятельности, творчества и дет­ского экспериментирования как с материальными, так и с со­циальными объектами.

В частности, под обогащенной предметной средой мы пони­маем естественную комфортную, рационально организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими и игровыми материалами. В такой среде ребенку обеспечена под­держка в установлении и утверждении чувства уверенности в себе, возможности испытать и использовать свои способности,

1 Снайдер Р., Снайдер М., Снайдер Р. Ребенок как личность... С. 103.

самостоятельность, утвердить себя как активного деятеля по построению собственного образа Я.

§ 2. Идеи построения предметно-развивающей средыв опыте педагогов прошлого

Определяющим моментом в создании предметно-развива­ющей среды является образовательная программа (концепция), которой руководствуется образовательное учреждение. У осно­вания разработки принципов построения развивающей среды стояли такие известные педагоги, как Ф. Фребель, М. Монтес-сори, И. И. Тихеева и др.

В основу своей педагогической теории Ф. Фребель положил понимание развития как непрерывного процесса раскрытия сущ­ности человека, его влечений, инстинктов в творческой самоде­ятельности — в речи, играх, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности. Процесс познания он рассматривал как пробуждение дремлющих внутренних сил путем накопления ребенком сенсорного опыта. Одной из известных и до сих пор актуальных его разработок, направленных на развитие у ребен­ка пространственных представлений, знаний о величине, фор­ме предметов, является пособие "Дары". Фребель не только со­здал целостную теорию и методику познания окружающего мира в ходе игр с "Дарами", но и соединил сенсорную деятельность ребенка с развитием речи. Несмотря на некоторое несовершен­ство теории Фребеля, связанное с попытками ограничить дея­тельность ребенка рамками своей системы, впервые в истории дошкольной педагогики она стала целостной, методически де­тально разработанной, оснащенной пособиями различного со­держания, системой создания предметно-развивающей среды для дошкольников в условиях детского сада.

. М. Монтессори предложила и реализовала идею создания условий для раскрытия духовного потенциала ребенка через специально организованную среду, в которой присутствуют в явном обобщенном виде все ценности, духовные сокровища, накопленные человечеством. Предложенные ею материалы яв­ляются составной частью так называемой педагогической "под­готовительной среды", которая побуждает ребенка проявить возможности собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.




Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и ло­гической последовательности соответствуют периодам наиболь­шей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благо­приятные для обучения определенным видам деятельности, вос­питания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью разви­вающих материалов.

Дидактические материалы служат прежде всего тому, что­бы способствовать духовному стано'влению ребенка через соот­ветствующее возрасту развитие его моторных и сенсорных про­цессов. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, что, по мнению М. Монтессори, делает его неза­висимым от взрослых. Для ребенка данный материал — ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осозна­вать свои хаотичные впечатления о мире и себе. При их помо­щи ребенок "врастает в культуру и современную цивилизацию, на собственном опыте учится понимать природу и ориентиро­ваться в ней"1.

В созданной М. Монтессори "подготовительной среде" ребе­нок может упражнять свои физические и духовные потенции, формировать свою душевную целостность и всесторонне разви­ваться. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превра­щается в "знание, ставшее плотью" (Монтессори, 1992). Это направление развития личности ребенка опирается на утверж­дение: "В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве". В играх с материалом ребенок узнает свое тело, совер­шенствует координацию глаз, рук и ног, что способствует появ­лению все более точных и гармоничных движений. По мнению М. Монтессори, движения, соединенные с впечатлениями и чув­ствами, создают основу для познания собственного духовного мира.

В авторском детском саду Е. И. Тихеевой основное место занимали разнообразные игры, систематизированные по сте­пени сложности. С их помощью Е. И. Тихеева'успешно решала задачу развития ребенка без прямого обучения.

Дидактические игры с куклой, разработанные и описанные Тихеевой, помогают ребенку осваивать окружающий предмет­ный и социальный мир. В совместных с воспитателем и сверст-

никами играх он приобретает различные навыки, учится ста­вить цель и находить оптимальные пути ее достижения.

Через яркую разнообразную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к. предметам, вещам. Из любопыт­ства и радости общения с куклами и другими игрушками у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает по­стигать мир и самого себя.

Вышесказанное позволяет логическим путем сделать вывод о недопустимости предъявления жестких требований к по­строению развивающей среды в разных образовательных учреж­дениях. Поскольку образовательные программы, реализуемые в детских садах, могут существенно отличаться друг от друга в силу неодинаковых идей, заложенных в основу содержания программ. Вместе с тем можно выделить общие положения, которые основываются на современных подходах к образова­нию дошкольников.

Наши рекомендации