Б. Концепция построения образа себя М. И. Лисиной
И ее школы
М. И. Лисиной исследованы возможности общения при формировании у ребенка образа самого себя, который она охарактеризовала как аффективно-когнитивный.1
Термин "образ" позволяет поставить представление о себе в единый ряд со всеми теми конструктами, которые возникают в результате деятельности. — вторичность. субъективность, связь с порождающей его активностью индивида.
1 Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
Слово аффективный М. И. Лисина использует для акцентирования отношения человека к себе, составляющего часть образа самого себя. Говоря о когнитивном компоненте образа целостного, автор имеет в виду представление или знание о себе. Следовательно, в образе самого себя в неразрывной связи представлены знание человека о себе и отношение к себе. Образ самого себя — это целостный аффективно-когнитивный комплекс.
Аффективную часть образа, абстрагированную от знаний, М. И. Лисина называет самооценкой ребенка, а когнитивную — представлением ребенка о себе.
Самооценка понимается более узко, чем принято в психологической литературе. Общую самооценку Лисина связывает с целостным отношением ребенка к себе как к любимому окружающими, важному для них, или, напротив, как к незначимому существу.
Представление о себе, как и любое другое, берет начало в восприятии; в дальнейшем образ восприятия перерабатывается в памяти (Венгер, 1969), обобщается, обогащается элементами когнитивных процессов более высокого порядка — наглядным мышлением и даже чисто умозрительными схемами (Ляудис, 1976).
Образ самого себя имеет сложную архитектонику. В этой структуре есть центральное или ядерное образование, на которое конвенгируют новые впечатления, получаемые индивидом (Авдеева, Силвестру, Смирнова, 1977). В этом образовании знание о себе как о субъекте, о личности представлено в наиболее переработанной форме; в нем рождается общая самооценка, которая постоянно существует и функционирует. Кроме центра, у образа имеется и "периферия" — ближе или дальше отстоящие от центра участки, куда приходят новые сведения человека о себе. На "периферию" поступают главным образом конкретные частные знания. Они преломляются через призму центрального образования и обрастают аффективными компонентами. Действие последних способно вызвать искажение представлений — завышение или занижение их. Но не только центр влияет на периферию: одновременно идет влияние и в обратном направлении. Благодаря влияниям периферии, общая самооценка постоянно модифицируется.
Следовательно, как подчеркивает М. И. Лисика, сложная архитектоника образа самого себя обусловливает его динамизм
и постоянное развитие, которое сводится не к накоплению новых деталей, а к перестройке, качественному преобразованию всего образа в целом.
Каковы .факторы, которые определяют становление и развитие образа? Откуда человек берет знания о себе и как он формирует то или иное отношение к ним? В работах М. И. Лисиной отмечается, что существуют два основных источника построения образа: 1) опыт индивидуальной (одиночной ) деятельности человека и 2) опыт его общения с окружающими людьми. Опыт общения подразделяется, в свою очередь, на общение со взрослыми и общение со сверстниками.
Рис. 2. Факторы и источники построения образа самого себя у дошкольников
Функционирование организма служит простейшим источником сигналов человеку о его существовании. Однако, как подчеркивает М. И. Лисина, неизмеримо большую роль играет в этих процессах предметная деятельность. Уже примитивные предметные действия у детей рождают первые переживания гордости за себя, свои успехи, а также первые разочарования; сознание взрослого человека рождается в его социальной деятельности, в практике активного преобразования окружающей физической и социальной среды (Ананьев, 1980; Рубинштейн, 1973).
Общение среди других видов активной деятельности создает наиболее благоприятные условия для формирования у человека образа самого себя. Оно побуждается потребностью в самопоз-
нании. Образ самого себя в раннем детстве формируется у детей в постоянном реальном соотнесении с построением образа других людей. Для того, чтобы выделить себя в мире, ребенку нужно отделить себя от близких людей — взрослых.
Качественные особенности поведения детей выявляют в содержании образа себя такую важную характеристику, как субъектность — способность ребенка воспринимать себя как субъекта деятельности.
Признаками субъектности служат активный характер поведения, выражающийся в инициативности ребенка как партнера по общению; переживание и демонстрация взрослому своего права на свободу выбора действий; эмоциональная оценка собственной инициативы как инструмента достижения цели; реакция ребенка на отношение взрослого к его инициативе.
В первом полугодии жизни образ себя развивается на основе общения со взрослым, в нем преобладает переживание ребенком себя как субъекта коммуникативной деятельности; во втором полугодии — на основе предметно-манипулятивной деятельности и как субъекта предметно-практических действий.
Формирование субъектности ребенка происходит параллельно становлению восприятия взрослого как субъекта и в этом качестве партнера по общению и взаимодействию. Ребенок воспринимает взрослого как активно действующее существо, признавая за ним право на свободу выбора действий.
Ведущее положение предметно-манипулятивной деятельности во втором полугодии обусловливает развитие у ребенка способности более четко воспринимать результаты своих конкретных действий и одновременно усиливает переживание новой субъектности, переживание себя как действующего начала.