Глава 5. теории и концепции развития образа я дошкольника
В современном человекознании принцип развития образа Я выступает как общенаучный и как собственно психолого-педагогический. Одно из центральных мест в психологии личности он занимает уже в силу специфики психолого-педагогических знаний, которые предполагают не просто изучение, а управление процессом формирования образа Я личности. Его становление выступает как особый тип развития, имеющий свои тенденции, перспективы самоопределения, самореализации.
Современная полемика о процессе развития образа Я заключается в определении того, когда данный процесс начинается и заканчивается, если заканчивается вообще.
Рассмотрим наиболее обобщенные точки зрения на проблему развития образа Я ребенка.
Теория адаптации Ж. Пиаже
Проблему развития Ж. Пиаже в основном рассматривал с точки зрения адаптации. Он считал, что детская адаптация к окружению — это достижение равновесия между тем опытом, которым ребенок уже владеет, и приспособлением к новой информации путем создания новых категорий и изменения структуры в целом. Он полагал, что новый опыт создает напряжение в системе (дисгармонию). В результате постоянного приобретения знаний и их приспособления система постепенно меняет всю структуру и восстанавливает равновесие — происходит развитие. Переход означает перестройку предыдущей схемы в абсолютно новую структуру. Таким образом, равновесие является саморегулирующимся процессом, в котором напряжение сначала создается, а затем устраняется; в этом процессе личность продвигается по все более высоким ступеням ментальной организации (Пиаже, 1936, 1946, 1958, 1967).
Ж. Пиаже сделал вывод о том, что ментальное развитие состоит из нескольких стадий, каждая из которых отмечена определенными доминантными характеристиками и имеет собственные законы и логику. Каждая новая стадия начинается с внезапного приобретения новой когнитивной способности, ко-
торая затем закрепляется и интегрируется, подготавливая почву для нового приобретения; соответственно, отрезок между двумя стадиями представляет собой рывок вперед, за которым следует интеграция. Отсюда Пиаже делает вывод, что психическое развитие одновременно является и непрерывным, и прерывистым.
§ 2. Теория "субъективного опыта младенца" Д. Штерна
Штерн делает акцент на внутреннем субъективном опыте младенца и на межличностном контексте. В его концепции Я — это первично организующий принцип.
Делая на основе результатов наблюдений выводы о субъек
тивной жизни младенца, Д. Штерн говорит, что новые формы
поведения и способности, появляясь, организуются и трансфор
мируются в субъективные позиции чувства собственного Я и
восприятие другого, выполняющие организующую функцию.
Штерна особенно интересует межличностный контекст новых
субъективных позиций. Акцентируя его важность, он выдвига
ет идею, что каждое новое чувство собственного Я определяет
новую форму или сферу влияния его активности, — так "ощу
щение себя и других" развивается вместе с чувством собствен
ного Я и восприятием другого. Штерн выделяет четыре чувства
собственного Я: ,
— проявляющегося Я — от рождения до двух месяцев;
— коренного Я — от 2 до 6 месяцев;
— субъективного Я — начинается в 7—9 месяцев,
— вербального Я — начинается в 15—18 месяцев.
Чувство проявляющегося Я возникает на основе непосредственных физиологических процессов, вызывающих у ребенка переживание разного рода состояний, — голода, холода, дискомфорта и т. д. Вместе с коренным Я возникает сфера коренной принадлежности к матери и к другим заботящимся о ребенке людям. Субъективная принадлежность сопутствует чувству субъективного Я. В этот период ребенок осваивает окружающий мир с помощью манипуляций и действий. Пространство вербальной принадлежности появляется одновременно с чувством вербального Я: ребенок произносит свое имя и счита= ет его своей принадлежностью.
§ 3. Развитие чувства "Я" у младенцев (Р. и Ф. Тайсоны)
Р. и Ф. Тайсоны для описания развития чувства "Я" рассматривают его в рамках приобретения ребенком опыта телесных ощущений, опыта восприятия себя и других и спектра эмоциональных переживаний.
Ощущение тела в первую очередь связано с биологическими потребностями. Такие действия, как сосание, голод, насыщение и чувства, связанные с ними, а также циклы сна — бодрствования, формируют основной пласт жизненного опыта Я. Одновременно расширяется область ментальных впечатлений ребенка о собственном теле; у него появляется примитивное сознание о границах собственного тела и легкость в управлении им. Представление о теле и интерес к нему остаются центральными аспектами переживаний Я на всю жизнь.
В начале жизни развитие у ребенка ощущений тела, опыты восприятия себя и других и аффективные переживания существуют большей частью в контексте диалога "мать — дитя". Через два — три месяца взаимодействие с матерью не ограничивается только сферой питания. Аффективные взаимодействия между матерью и ребенком, включая визуальные, тактильные и кинестетические переживания, обеспечивают фон, на котором ребенок начинает строить чувство собственного Я и восприятие другого, отличающегося от него самого, целостного и отдельного.
Примерно в 7—9 месяцев по поведению ребенка становится заметно, что область его впечатлений о теле расширяется. Ребенок уже узнает свои ступни и может легко найти большой палец руки. Из первоначальных психологических ощущений фрагментарных образов частей тела в состоянии возбуждения или при необходимости ребенок, как предполагают Р. и Ф. Тайсоны, собирает через переживания незрелую, но тем не менее надежную схему тела1.
Во второй половине первого года появляется примитивное "чувство себя" (Малер, 1966).
1 Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. М., 1998.
§ 4. Концепция "разделение — индивидуализация" М. Малер
Маргарет Малер и ее коллеги изучали возникновение объектных отношений у детей до 3 лет. Они полагали, что ребенок раннего дошкольного возраста не только распознает различные аспекты внешнего мира, но способен к формированию уникального, стабильного и психически репрезентированного образа самого себя, отличного от образа матери (Mahler & Gosliner, 1955). Малер и ее коллеги выделили этапы развития образа Я ребенка и назвали этот процесс "р'азделение — индивидуализация".
Разделение было определено как процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя, отличную и отделенную от репрезентации его матери. При этом имеется в виду не физическое, пространственное отдаление от родителя или распад межличностных отношений, а развитие интрапсихического чувства возможности функционировать независимо от матери.
Индивидуализация означает попытки младенца построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики. Малер подчеркивала, что оптимальное разделение и индивидуализация идут вместе, но могут и расходиться в результате задержки или ускоренного развития того или другого аспекта развития.
Д. Штерн (1985) критикует базисную предпосылку теории разделения — индивидуализации Малер. Он считает, что возрастающая независимость и самостоятельность ребенка подразумевает разрушение межличностных объектных связей.